Экологическая игра
«Помощь птицам зимой – дело каждого!»
Цель: воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к зимующим птицам и природе.
Задачи:
1. Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности, отзывчивости у обучающихся за судьбу зимующих птиц и планеты Земля в целом.
2. Развивать интерес к проблемам экологии.
3. Вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.
Планируемые результаты:
· Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы.
· Заложить основы природоохранного поведения, внимательного отношения к птицам.
· Сформировать у детей нормы поведения в природе.
Форма проведения воспитательного мероприятия: конкурсно – игровая, форма работы - групповая.
Возраст обучающихся: 2-3 класс.
Оборудования: мультимедийна доска, проектор, музыкальные колонки, мягкий мяч, картинка с зимним и весенним пейзажами, грамоты победителям, буклеты «Помогите птицам зимой!» для всех обучающихся.
Ход мероприятия:
Обучающиеся делятся на три команды и рассаживаются по командам, выбирают командира, повторяют правила поведения в группе.
Ведущий: Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Я рада приветствовать Вас на конкурсно-игровой программе «Помощь птицам зимой – дело каждого!». С наступлением холодов многие птицы улетают в те края, где больше тепла и пищи. Но некоторые птицы остаются зимовать. Зимой под снегом птицам сложно найти себе пищу самостоятельно. Они могу погибнуть. Поэтому жизнь многих птиц зависит от человека, от нашей помощи.
И сейчас мы отправимся в экологическое путешествие и будем останавливаться на станциях, где вам необходимо будет выполнить интересные задания! А оценивать Вас и проставлять баллы в маршрутном листе будет наше компетентное жюри (представление жюри-учителей) (Приложение 1). Желаем удачи!
Станция 1. «Представление команд»
Цель: командам нужно придумать название на экологическую тему и кричалку (девиз) и представиться.
Ведущий: Прежде чем мы начнем, предлагаю разделиться на три команды. В этом конкурсе будет оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, кричалка (или девиз).
После представления команд, пока жюри оценивает конкурс, выступает 3 ученика с заранее подготовленным стихотворением.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
Станция 2. Экологическая разминка
Вопросы:
- Сколько дней в неделе? (Семь)
- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)
- Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)
- Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)
- Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)
- Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)
- Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы? (Нет, они являются санитарами леса.)
Станция 3. «Отгадай загадку»
Грудка ярче, чем заря, У кого?.. У снегиря.
Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. Сорока. В серой шубке перьевой, И в морозы он герой, Назови его скорей, Кто там скачет? Воробей. |
|
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Синица. Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… Свиристели. |
|
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в морозных кронах, А зовут её … Ворона. |
|
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. Голубь. Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук да тук: Кто для леса верный друг? Дятел. |
|
Станция 4. «Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
Станция 5. Игра «Прилетели птицы»
Цель игры: развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны…
Голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны…
голуби, синицы, комары, сороки, кукушки…
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы…
Станция 6. Игра с мячом «Подскажи словечко»
Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме. Педагог кидает мяч ребёнку и называет какую-либо птицу. Ребёнок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол.
Голубь – (воркует).
Кукушка – (кукует).
Ворона – (каркает).
Воробей – (чирикает).
Синица – (пищит).
Станция 7. «Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Игровые действия:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
Станция 8. «Правила кормушек»
Цель: составить правила, которые нужно соблюдать, чтобы кормушки служили долго.
Дети в группах составляют правила.
Примеры правил:
1. У кормушки должна быть крыша, чтобы корм не засыпал снег и не намочил дождь.
2. Отверстие кормушки должно быть большим, чтобы птица спокойно могла залететь и вылететь из нее.
3. Кормушку нужно вешать повыше, чтобы хищные животные не смогли достать до нее.
4. Самое важное правило – постоянно пополнять кормушку.
Ведущий: Итак, все станции пройдены, задания выполнены! И наш конкурс «Помощь птицам зимой – дело каждого!» подходит к концу!
Пока жюри подсчитывает набранные баллы, давайте порассуждаем!
Сейчас я попрошу всех подумать и ответить на несколько вопросов.
1. Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы)
2. А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце)
Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его еще можно сравнить и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.
3. В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ)
4. В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор)
5. В комнате есть пол. Что является полом в природе? (Земля, почва)
6. В нашем доме бывают каменные и деревянные стены. (В природе – горы и деревья)
7. У нас горит пламя на газовой плите. (В природе огонь вырывается из вулкана)
8. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (У себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике)
9. В природе дикие животные. (В доме – домашние)
Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? Животных? (ответы детей)
10. Где чище: дома или на природе? (Дома чище)
11. Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может)
Жюри объявляет победителей. Командам вручаются грамоты, сладкие призы, каждому участнику вручается буклет «Помогите птицам зимой!» (Приложение 2).
Ведущий: Зимой многим животным и птицам приходится несладко: им нужно добывать пропитание и спасаться от холода. И если, например, медведи укладываются в спячку и спокойно переживают зиму, белки запасают себе орехи и грибы, то тем же лосям и оленям нужно помогать. Лесники оставляют им сено и соль.
Вы тоже можете помочь братьям нашим меньшим пережить холода. Как? Самое простое — повесить кормушку для птиц. Кормушки действительно важны для птиц зимой! Они помогают птица не погибнуть в холода. Будьте внимательнее, добрее к птицам, заботьтесь о них! Спасибо всем за участие!
В конце мероприятия обучающиеся поют песню «Улыбка».
Приложение 1. Маршрутный лист
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Название команды ____________________________
№ станции |
Название станции |
Количество баллов |
1. |
«Представление команд» |
|
2. |
«Экологическая разминка» |
|
3. |
«Отгадай загадку» |
|
4. |
«Какая птица поёт?» |
|
5. |
«Прилетели птицы» |
|
6. |
«Перелёт птиц» |
|
7. |
«Правила кормушек» |
|
Итого |
|
|
Приложение 2. Буклет «Помогите птицам зимой!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.