Экологическая сказка В. Бианки "Сова"

  • docx
  • 23.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическая сказка.docx

Экологическая сказка «Сова» (по сказке В. Бианки). Занятие с детьми старшей группы.



Цель: формирование элементарных экологических представлений о природе посредством литературных произведений.

Задачи:

- формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, умение выстраивать цепочку взаимосвязей;

- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, активизировать память и внимание детей развивать логическое мышление; 
- развивать связную речь;

-формировать интерес к художественной литературе, соотносить художественный образ и средства выразительности (речь, жесты, мимика);

- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. 

Содержание (стихотворение читают дети)

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучшие делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все-все на свете

На свете нужны!

И это все дети запомнить должны. (Б. Заходер)



- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, как связаны между собой:

Корова – трава

Мыши – шмели

Цветы – шмели

Сова – мыши….

Сова – корова… (ответы детей)

Много вопросов мы себе задали сегодня. А поможем нам ответить на эти вопросы сказка, которая называется «Сова». Проходите на стульчики. А вот и главный герой нашей сказки – старик (ребёнок проходит к ширме – домику, надевает шапку)

Хотя… я не буду называть вам всех героев, вы сейчас назовёте их сами, а для этого нужно отгадать загадки:

Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…..(Сове) (ребёнок загадывает загадку, надевает маску)


Маленький рост,

Длинный хвост,

серая шубка,

острые зубки (мышь)



Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт и сено, и траву,

И молоко попить даёт.

Так кто её мне назовёт? (корова)



От цветка на цветок

Я, жужжа, перелетаю,

Собираю с них пыльцу

И несу её к крыльцу.

Быстро в норку заползаю

И на время затихаю...

Не пчела, как карамель

полосатый, толстый… (шмель)

Воспитатель: всех персонажей отгадали. Герои готовы. Наша сказка начинается.

(Инсценировка сказки детьми).

В: Жил да был старик. Был у него луг с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка на цветок переносили.

танец шмелей

В. На том лугу паслась у старика корова. Клевер да траву разную жевала. Была корова с клевера здорова, молока у коровы было много.

Корова идет по лугу, срывает цветы.

- Угощайся, старик! Молоко свежее, вкусное и полезное! (отдаёт кувшин молока).

- Спасибо тебе, корова!

Старик забирает у коровы кувшин, идет пить чай с молоком.

В. Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет- молоком белит. Летит мимо сова.

Сова: Ух-ух-ух! Здорово, друг!

Старик: Ты, сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца прячешься, людей сторонишься- какой я тебе друг!

В. Рассердилась Сова.

Сова: Ах так! Ладно же, старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить. Сам лови!

Старик: Вот чем пугать вздумала! Улетай, пока цела.

В. Улетела сова, забралась на дерево, никуда не летит. Ночь пришла, на стариковом лугу мыши свистят- перекликаются: (танец мышей)



Мышь 1: Погляди- ка, кума, не летит ли сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь 2: Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши уходят, песенка мышей «Мыши по полю идут, мыши песенку поют: «ту, ту, ту, ту, ту, ту, не боимся мы сову…»

Сова: Хо-хо-хо, старик! Гляди, как бы худа не вышло! Мыши- то, говорят, на охоту вышли!

Старик: А пускай идут. Мыши не волки, не зарежут телки.

В. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. (дети под музыку бегают по залу)

Сова: Хо- хо, старик. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели с поля разлетелись.

Старик: А пускай летят! Что от них толку? Ни меду, ни воску, волдыри только.

В. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет. А шмели шумят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.

Сова: Хо- хо-хо, старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому пыльцу с цветка на цветок разносить.

Старик: И ветер разнесет. (в затылке чешет, немного растерян)

В. По лугу ветер гуляет, пыльцу на землю осыпает (шум ветра). Не попадает пыльца с цветка на цветок- не растет клевер на лугу. Не по нраву это старику.

Сова на дереве сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало.

В. Пошёл старик к сове кланяться.

Старик: Совушка, совушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

Сова: Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе- придешь ко мне кланяться! Дружно- не тяжело, а врозь- хоть брось! Думаешь, мне- то легко без твоих мышей?

В. Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Старик: Уж ты совушка- головушка, прилетай ко мне чай пить!

В. Прилетела сова к старику, сидят вместе, чай пьют. С тех пор сова для старика- лучший друг (музыка)

Поклон. Дети-герои снимают маски, садятся.