Экологическая игра "Уральское раздолье"
Оценка 5

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Оценка 5
Занимательные материалы +4
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
14.11.2018
Экологическая игра "Уральское раздолье"
Данная методическая разработка направлена на повышение экологической грамотности учеников, актуализацию знаний по биологии и экологии. Игра по станциям позволит расширить кругозор и эрудицию учеников и может использоваться как в качестве дополнительного образования, так и использовать фрагмент на уроке или внеклассном мероприятии. Данное мероприятие раскрывает и объединяет темы по биологии, географии и экологии. Количество участников и станций может варьироваться.Игра по станциям
разработка игры Уральская тропа.docx
______________________________________________________________ Экологическая тропа «Уральское раздолье»  Методическая разработка  учителя биологии 1 категории Лянге Анастасии Валерьевны Челябинск, 2018  «Экологическая тропа» В игре принимают участие 10 команд по 20 человек (количество участников может   варьироваться).   Игра   проводится   в   виде   путешествия   по «экологической   тропе»     по   10   станциям.   Задания   и   вопросы   командам предлагаются   поочередно,   за   каждое   задание   получают   баллы,   команды получают   маршрутные   листы   (Приложение   №1).   В   конце   мероприятия подводятся итоги и суммируются полученные баллы. При проведении мероприятия учитывается  региональный компонент. Форма внеклассного мероприятия: игра по станциям Педагогические технологии:  познавательная  игровая   технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая Цель:  развитие   познавательного   интереса   воспитанников,   повышение   их экологической   грамотности     и   формирование   ответственного   и   бережного отношения к природе.  Задачи:  продолжить   расширять   кругозор   участников,   через   экологические  познания;  способствовать   углублению   представлений   воспитанников   о экологической ситуации в регионе;  развивать  умение   использовать  анализ   позитивного   опыта   по взаимодействию с окружающей средой;   продолжить   формировать   умение   поиска   новой   экологической  информации;  создать   условия   для   благоприятной   эмоциональной   обстановки   и повышения их экологического сознания ;   продолжить формирование навыков работы в группах;  способствовать развитию внимания, воображения, фантазии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения;  воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе;  способствовать формированию духовно­нравственных ценностей.  Подготовительная   работа:  комплекты   вопросов   для   каждой   станции, карточки, фото; материалы для творческого задания. Этапы выполнения мероприятия:  I. Начальный этап ­ организационный момент. Введение в тему мероприятия, объяснение правил прохождения маршрута. Из  воспитанников создаются 10 команд. Каждая команда выбирает капитана,  который будет организовывать и координировать деятельность всей команды  в ходе мероприятия. Команды выбирают название. Представление вожатых  (педагогов) ­ «начальников станций». Команды получают маршрутные листы. II. Основной этап ­ проведение игры. Команды отправляются в путешествие по станциям: «Кроссвордная»,  «Природная аптечка», «Лесные помощники»,  «Наведи порядок», «Привал»,  «Эрудит», «Лаборатория», «Творческая», «Экознатоки», «Родные края». На  каждой станции их встречает начальник станции  (вожатый) с заданиями,  заполняет маршрутный лист, проставляет определенное количество баллов. III. Подведение итогов. Анализ.  В конце мероприятия жюри по результатам оценок в маршрутных листах  оценивает находчивость и смекалку команд, определяет победителей,  награждает всех участников игры сладкими призами. Ход мероприятия: I   этап: Начальный этап ­ организационный Вступительное слово преподавателя:  Добрый день дорогие ребята! Мы   сегодня   с   вами   отправимся   по   экологической   тропе   по   местности оз.Тургояк.   Наша   познавательная   игра   отражает   экологическую направленность, давайте с вами  вспомним, что такое экология? «Экос» ­ дом, жилище   «Логос» ­ ученье, наука (в переводе с греческого языка) Итак,  Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с  вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц.  Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух,  вырабатывать кислород.  Наша экологическая тропа – это маршрут в лесу, который проходит через  различные экологические системы, где человек изучает природу, учится  охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с  природой. А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в  этой области знаний. В путешествие отправляются 10 команд. На каждой  станции вас будут встречать вожатые, которые познакомят вас с заданиями и  заполнят ваш маршрутный лист. А сейчас мы дадим вам немного времени, что бы вы определились с названием команды и выбрали командира (не больше 5 минут). (Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).  Итак, каждая из команд отправляется по своему маршруту,  нужно побывать  на 10 станциях и выполнить задание.  Количество максимальных баллов на каждой станции для одной команды ­ 5  баллов.   Оценивать работу команд на протяжении всего пути будут ваши вожатые  –  «начальники станций».  В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость,  быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы  должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело, и вам будет  сопутствовать удача. А вот теперь, команды, в путь! (команды расходятся по своим станциям) II    этап­ Основной этап 1 станция «Кроссвордная» Задание: «Начальник станции» выдает кроссворд (Приложение №2) команде и засекает время на его выполнение (10 мин). Выставление баллов:   10­13 правильных ответов – 5 баллов  7­9 правильных ответов – 4 балла  4­6 правильных ответа – 3 балла  2­3 правильных ответа – 2 балла  1правильный ответ – 1 балл 2 станция «Природная аптека» Задание: ответить на вопросы о лекарственных свойствах растений местности вблизи оз.Тургояк,  выбрав правильную картинку, которая  является  частью пазла (Приложение 3). Составить пазл «Лекарственные растения местности оз.Тургояк».  Время на выполнение задания 10 минут. Вопросы: 1. Выводит   лишнюю   жидкость   из   организма,   очищает   кровь,   улучшает пищеварение,   снижает   давление.   Отвар   этого   растения   используют   для роста волос (крапива двудомная) 2. Ягоды   (плоды)   этого   растения   являются   одним   из   лучших   средств, (МАЛИНА заболеваниях простудных   3. Заживляет раны. Используется при лечении почек,  успокаивает нервную систему (береза повислая) 4. Рекомендуется при болезнях      почек. Масло укрепляет волосы. Листья накладывают   на   раны   и   больные   суставы,   применяют   при   укусах насекомых, ожогах (лопух) 5. способствует   обновлению   клеток   сетчатки   глаза,   улучшению кровообращения,  снимает   усталость   глаз   после   зрительного   напряжения помогающих при ОБЫКНОВЕННАЯ) (Черника). 6. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, свежих мозолях и укусах насекомых (подорожник) 7. Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях (шиповник) 8. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок (одуванчик полевой). Выставление баллов:   Пазл составлен верно, все растения были названы – 5 баллов  1 растение было не названо – 4 балла  Только 4 растения были названы – 3 балла  2 растения были названы – 2 балла  1 растение названо – 1 балл 3    станция «Лесные помошники» Задание:   перед   участниками   команды   выкладываются   карточки   с   текстом (Приложение 4) “жалобы” животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит. Карточка 1 Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Карточка   2.   Ответ:   летучая   мышь.   Она   охотится   только   ночью,   но польза от нее огромная. Она уничтожает насекомых. Карточка 3. (Бабочки) Бабочки не только украшают наши поля и луга, но  и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда  дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. Карточка   4.   Белка.   Белки   приносят   пользу   в   природе,   разнося   семена растений, что способствует их расселению. Карточка 5. С 1964г в России сова находится под охраной закона. Одна серая  сова   за  лето   убивает   тысячи   мышей­полевок,   которые   способны уничтожить 1 тонну зерна. Выставление баллов:  Даны ответы правильно на все 5 карточек – 5 баллов  Было допущено 2­3 ошибки – 4 балла  Было допущено 3­4 ошибки – 3 балла  Более 5 ошибок  ­ 1­2 балла 4 станция «Наведи порядок» Задание:   в   качестве   разминки   команде   предлагаются   ситуации   «Правила поведения на природе» и им необходимо выбрать правильный ответ. После чего   команда   получает   письмо   от   выпускника   школы   (Приложение   5), прочитав которое они должны найти и исправить ошибки в его поведении. Ситуации «Правила поведения на природе» 1). Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели  конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой,  вы… А) сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик; Б) все бросили в костер; В) бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой. Г) Почему ? (дополнительный балл) 2) Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге? А) искусно сделанный пластмассовый букетик; Б) несколько благоухающих цветов; В) огромный букет этих нежных цветов; 3) Птенец выпал из гнезда, как вы поступите? А) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему. Б) положите птенца в гнездо. В) возьмете домой и будете за ним ухаживать. Г) Почему ?  Выставление баллов:   Все верно – 5 баллов  Если есть небольшие недочеты – 4 балла  Если отмечено в письме только 3 ошибки – 3 балла  2 ошибки – 2 балла  1 ошибка – 1балл 5 станция «Привал» Задание: Попробуйте за 7 минут из пустой бутылки и подручных средств, сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов и презентовать их. Выставление баллов:  Баллы   выставляются   на   усмотрение   вожатого,   оценивая оригинальность, творческий подход и экологическую значимость. 6 станция «Эрудит» Задание: команде задаются вопросы, они должны в течении 30 сек дать ответ. Оценивается задание максимально в 5 баллов, в зависимости от правильности ответов. 1. ­ Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.) 2. ­ Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.) 3. ­ Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.) 4. ­ Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи) 5. ­ Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.) 6. ­ Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.) 7. ­ Из какого дерева делают спички? (Из осины) 8. ­ Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову) 9. ­ Какое дерево по праву считается символом России? (Береза) 10.­ Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по  отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие  гнезда? (Кукушка.) 11.­ Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива) 12.­ Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин) 13.­ Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц.  (Стриж) 14.­ Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает  полутора­двух сантиметров.) 15.­ Наука о животных. (Зоология) 16.­ Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц,  белка, лиса.) 17.­ Самый чистоплотный зверек. (Барсук.) 18.­ Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь) 19.­ Инженер­строитель» дома на реке. (Бобер.) 20.­ Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.) 21.­ Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде. (Рысь.) 22.­ Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц) 23.­ Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.) 24.­ Когда ежи не колются? (Едва родившись.) 25.­ Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его  необычную раскосую форму глаз) 26.­ Какое животное является обладателем самого громкого голоса?  (Крокодил) 27.­ Какую «коровку доят» муравьи? (Тлю­коровку) 28.­ Какие ноги у жирафа длиннее ­ передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины) 29.­ Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?  (Стрекозу.) 30.­ Какая рыба названа именем человека? (Карп) 31.­ Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата) 32.­ Сколько ног у паука? (Восемь) 33.­ А сколько ног у жука? (Шесть) 34.­ Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в  год, зимой он сбрасывает свои рога.) 35.­ Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь) 36.­ Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка) 7 станция «Лаборатория» Задание: вожатый отсчитывает квадрат 10шагов на 10 шагов (желательно в лесу),   в   каждом   углу   квадрата   ставятся   пометки   (флажок,   ленточка). Участники   команды   на   этом   отмеченном   месте   выполняют   практическую работу   «Изучение   жизненных   форм   растений   на   территории   оз.Тургояк» (Приложение 6). Выставление баллов:  Практическая работа выполнена в полном объеме, сделаны выводы – 5баллов  Имеются небольшие недочеты – 3­4 балла  Выполнена только 1 часть или только 2 часть – 1­2 балла 8 станция «Творческая» Материалы: лист бумаги (не меньше А3), карандаши, краски, кисточки, вода. Задание:   команде   необходимо   нарисовать   плакат   /рисунок   на   выбранную экологическую тему и презентовать свой рисунок: 1. Береги природу 2. Экология нашими глазами 3. Экологическая проблема Челябинской области Выставление баллов: баллы выставляются вожатым, оценивая оригинальность, творческий   подход,   степень   раскрытие   выбранной   темы,   максимальное количество баллов 5. 9 станция «Экознатоки» Задание : перед командой располагаются экологические знаки, участники  должны ответить на вопрос «О чем говорят эти знаки?» (Приложение 7). 10 станция «Родные края» Задание: команде предлагают разрезанную на части фотографию, необходимо  собрать цельную картину и определить какой объект Челябинской области на  ней изображен (Приложение 8). Ответ (озеро Тургояк) Время выполнения 8­10 минут. Максимальное количество баллов 5.   этап ­ Подведение итогов  III  После того как команды прошли все станции, они возвращаются к месту  старта и сдают свои маршрутные листы членам жюри. Заключительное слово ведущего: Вот и подошло к финалу наше  путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая тропа» поможет нам с вами  ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. «Начальники станций»­ члены жюри подсчитывают и объявляют  результаты.  У вас у каждого есть листики разных цветов. Если вам понравилось наше  мероприятие, то опустите в коробочку красный лист, если что­то не  понравилось, то зеленый лист, если же совсем не понравилось, то ­ желтый.  Спасибо за игру! МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (очередность пребывания на станциях выставляется в графе «№») Приложение №1 Количест баллов во Название команды ___________________________ Капитан ___________________________ № Название станции Название станции Количество баллов «Кроссвордная» «Природная аптечка» «Лесные помошники» «Наведи порядок» «Привал» «Эрудит» «Лаборатория» «Творческая» «Экознатоки» «Родные края» № Итого: Кроссворд «Основы экологии» Приложение 2 1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со  средой обитания. 2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы  замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни. 3. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года. 4. Потребность организмов в периодической смене определённой  продолжительности дня и ночи. 5. Фактор, где идёт непосредственное воздействие человека на организмы или  воздействия им через изменение среды обитания. 6. Граница выносливости, за пределами которой существование организма  невозможно. 7. Приспособительное свойство многолетнего растения (в зимнее время), для  которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности,  отмирание надземных побегов у травянистых жизненных форм и опадение  листьев у древесных и кустарниковых форм. 8. Факторы, когда живые организмы, взаимодействуют и влияют друг на друга. 9. Абиотические факторы среды, связанные с поступлением солнечной энергии,  направлением ветров, соотношением влажности и температуры. 10. Фактор, наиболее благоприятный для организма. 11. Факторы, взаимодействующие с организмом, как отдельные элементы среды. 12. Факторы неживой природы: климатические, почвенные, орографические  (рельеф). 13. Регулируемая фотопериодизмом реакция организмов на изменение времени  года Приложение 2 (продолжение) ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД Приложение 3 Выводит лишнюю жидкость из  организма, очищает кровь,  улучшает пищеварение, снижает давление. Отвар этого растения  используют для роста волос Ягоды (плоды) этого  растения являются одним из лучших средств,  помогающих при  простудных  заболеваниях... Заживляет раны.  Используется при лечении  почек, успокаивает нервную систему   Рекомендуется   при болезнях           почек. Масло укрепляет   волосы.   Листья накладывают   на   раны   и больные суставы, применяют   при   укусах насекомых, ожогах 1. способствует   обновлению клеток   сетчатки   глаза, улучшению кровообращения,   снимает усталость   глаз   после зрительного   напряжения. Останавливает  кровотечение. Листья и  сок используются при  ушибах и порезах,  свежих мозолях и укусах насекомых. Содержит большое  количество витамина С,  повышает сопротивляемость организма при  инфекционных  заболеваниях. Придает силы, снимает  усталость, улучшает  пищеварение, лечит  печень, желудок. КАРТОЧКА 1 Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. ________________________________________________________________ Приложение 4 КАРТОЧКА 2 На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно. ____________________________________________________________ КАРТОЧКА 3 Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы   становимся   беспомощными,   потому   что   не   можем   больше   летать.   Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас! _____________________________________________________________ КАРТОЧКА 4 Я быстрая и ловкая с пушистеньким хвостом. Скачу по веткам шустренько и в дереве мой дом. Характер мой запасливый – готовлюсь я к зиме. Люблю орехи, ягоды – их хватит всей семье. ____________________________________________________________ КАРТОЧКА 5 Ох и не любят меня люди! Голос им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Пучеглазая, мол. Считают, что я беду приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? Письмо ученика Приложение №5 Веселой   музыкой   мы   оповестили   лес   –   мы   прибыли.   Дни   стояли   жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой   роще.   По   дороге   нам   часто   попадались   грибы–   белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили   и   пошли   дальше.   Перед   уходом   Петя   повыбрасывал   банки   и полиэтиленовые мешки, сказав: “Все равно микробы их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой ­то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли   с   собой   –   в   школе   пригодится.   Мы   уже   порядочно   устали.   В   лесу довольно   много   муравейников.   Петя   решил   нам   показать,   как   добывают муравьиную   кислоту.   Он   настругал   палочек   и   начал   ими   протыкать   весь муравейник.   Через   несколько   минут   мы   уже   с   удовольствием   обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! Приложение №6 Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. Цель работы: определение жизненных форм растений и уровня их жизненного состояния Ход работы: 1. Изучите разнообразие растений в пределах квадрата на территории оз.Тургояк 2. Заполните таблицу. Жизненная Название вида Число особей форма Уровень жизненного состояния (хорошее, среднее, плохое) .Сделайте выводы а) Какие жизненные формы растений преобладают на территории? Почему? б) Каков уровень их жизненного состояния? Какие действия необходимо  предпринять для повышения уровня жизненного состояния? Приложение №8 Приложение 7 Приложение №8

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"

Экологическая игра "Уральское раздолье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018