Экологическая сказка «Омулёвая бочка»
Оценка 4.8

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
экология +1
Взрослым
06.02.2019
Экологическая сказка «Омулёвая бочка»
Это разработанная сказка на конкурс экологических сказок. за основу взято произведение сибирского писателя (указан в списке литературы). легко ставиться на сцене, в виде театральной постановки. могут играть обучающиеся среднего звена, но могут и школьники младших классов. будем рады если понравится произведение. в дни защиты Байкала, будет очень актуальна.
эко сказка.docx
МОУ ДОД ИРМО «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» ИРКУТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Методическая разработка   Экологическая сказка «Омулёвая бочка» Автор: Фролова Анжелика Валерьевна МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ» заместитель директора по ВР 2013 год Сказка «Омулёвая бочка» была написана для выступления детского  экологического отряда нашей школы. В основу сказки было положено  произведение Василия Стародумова «Омулёвая бочка». Авторская сказка  была переработана, сокращена и адаптирована для выступления  детей. В  современном мире, где многие говорят об экологических проблемах, очень  важным является правильное экологическое воспитание детей. Наиболее  интересной формой становятся выступление экологических агитбригад и  постановка миниспектаклей . Это воспитывает не только выступающих, но и  тех для кого предназначено представление. Произведение Стародумова,  несомненно, само представляет интерес для читателей, только вот беда в том, что не все современные дети любят читать, а если и  читают, то их интересы  весьма избирательны. В форме выступления произведение «Омулёвая бочка»  звучит по­новому, и теперь больше говорится о экологических проблемах, а   именно о бездумном отношении к  отлову рыбы и загрязнении озера отходами. Омулевая бочка (звучит таинственная музыка) Выходит ведущий:  Меж высоких гор, в бескрайней тайге Сибири раскинулось величайшее в мире озеро Байкал — славное сибирское море. Давно, очень давно, когда­то   над рыбными   угодьями   хозяйничали   тут  ветры­великаны  ­  Култук  и  Баргузин, тогда они были хорошие приятели.  (под музыку выходят 2 ветра, танцуют) Ведущий: Как пойдут они гулять по морю ­ света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить ­ поиграть, повеселиться. А для забавы была у  (Ветра них   одна   на   двоих   игрушка   чудесная   ­   омулевая   бочка. перекидывают бочку друг другу). На вид простенькая такая, обыкновенная, какие   и   теперь   наши   бондари   делают,   а   вот   силу   ­   то,   как   раз   имела необыкновенную: куда плывет она, туда и омули неисчислимыми косяками тянуться, будто в бочку ту сами просятся. Ну, это и забавляло великанов (на фоне музыки, мальчики – ветра имитируют движения ветра). Налетит на   Култука   Баргузин,   расшумится,   выкинет   бочку   из   пучины,   да   и похвалиться:  Баргузин:  ­ Гляди­ка, сколько рыбы нагнал! Видимо­невидимо! Попробуй проворотить!  А Култук выждет свое время, подхватит бочку ту на хребет и посылает ее обратно со смехом:  Култук:  ­ Нет, ты лучше на мои косяки погляди да полюбуйся: чай, побольше будет­ то!  Ведущий: Так и вводили они друг друга в задор. Но однажды… (Выходит девочка­Сарма и танцует под музыку) Ведущий: Полюбили юноши Сарму,  хозяйку Малого моря.  Своенравная она была,  если уж разгуляется она каким часом, то добру не бывать: нрав­то у нее покруче, чем у Баргузина с Култуком, да и силы побольше. А кого не заманит иметь такую могучую женушка? КУЛТУК: Хочу жениться на Сарме ­ сватов засылать буду…  БАРГУЗИН:  А это уж как ей поглянется. Я­то ведь нисколько не хуже тебя и тоже хочу, чтоб она была моей женой. Вот пошлю своих сватов, а там видно будет, за кого пойдет Сарма.  Сарма:  ­  Замуж  выходить  меня пока  неволя  не гонит,  но поглядеть жениха  надо. Однако ж выберу я себе в мужья того, кто быстрее исполнит мое желание.  Култук: Говори, мы слушаем тебя! Баргузин: Всё исполним, что в наших силах. Сарма: А желание мое таково: подарите мне свою чудо­бочку, хочу, чтобы и мое Малое море кишело рыбой. И кто её подарит, того и назову своим мужем! Ведущая:  Совсем нехитрым показался богатырям каприз невесты, только и делов­то   завладеть   бочкой,   выкинуть   ее   в   Малое   море,   и   гуди   победу   ­ станешь женихом. Ан не тут­то было!  (Под  тревожную   музыку  ветра  исполняют  грозный  танец   –  борьба двух ветров.  Во время танца исчезает бочка.).  Ведущий: Сарма сначала терпеливо ждала, чем закончится состязание, а как узнала, что бочка пропала, так сразу и отказала обоим женихам.   Сарма: ­ Какие же вы богатыри, раз не сумели бочку удержать в руках! Я­то гораздо сильнее вас и бочку ту сама как­нибудь достану.  Ведущий: Култук же и Баргузин до сих пор друг друга не знают ­ каждый ходит своим путем­дорогой. А ежели, по старой привычке, и делают набеги один в сторону другого, то попеременно, каждый в свое время, чтоб, значит, не встречаться: стыдятся, что оплошал когда­то с бочкой­то. И больше для того погуливают, чтоб поглядеть: а не обозначится ли где чудесная пропажа? Так   и   разошлись   в   разные   стороны   Култук,   Баргузин   и   Сарма,   и,   где находится сейчас омулевая бочка, никто не знает…  Выходит дед и внучка в бурятских костюмах: ­ Дедо, помнишь ли ты рассказывал мне сказку про омулёвую бочку? А может, Сарма и в самом деле достала ту бочку? ­ спросил девочка у деда. ­ Ничего нет удивительного, ­ ответил дед ­ Сарма самая сильная из ветров­ великанов, её сам Байкал побаивается, и устоять перед ней не может, готов исполнить любую её прихоть. А Сарма­то, она такая: побалует­побалует да вдруг ко всему и охладеет, отступится...  Внучка: ­  А   если   эту   бочку   найдут   люди?  Как   ты   думаешь,  пойдёт   ли   она   им   на пользу? Дед: ­ Ой боюсь я внученька, что не всё так просто. Человек­то он разный бывает. Один бывает добрый и бережливый, а другой жадный   и ненасытный. Вот послушай,   какая   ещё   забава   приключилась   с   этой   бочкой.  (Уходят   под музыку) Ведущая:  Однажды   бушевала   разъярённая   Сарма,   а   все   же,   наконец   ­то, стихла.  (в   это   время   под   музыку   выходят   мальчики   в   костюмах рыбаков и имитируют ловлю рыбы сетью) И когда над Куркутской губой снова  заликовало  солнышко,  вышли  рыбаки  из  своих  укрытий  и  видят:  на прибрежном песке, около их стана, лежит прибитая волнами какая­то бочка, а на бочке той баклан чёрный, как обугленная головешка, сидит. Но сидел он недолго, поднялся и улетел, а на его место села чайка, белая­белая, и начала клювом копаться в своём крыле. Рыбаки, конечно, диву дались. И у всех сразу одна   дума   в   голову   ударила:   уж   не   та   ли   это   чудесная   омулёвая   бочка всплыла,   которую   Баргузин   и   Култук   потеряли   в   давнишнем   споре?     И решили рыбаки поймать рыбу, поставили невод, а вытащить не могут. Другой поставили и опять вытащить не смогли. Уж слишком рыбы много. 1 Рыбак:   Надо, ребята, волшебную бочку в море пустить. Тогда опять всё пойдёт своим чередом. Согласны, что ль?  2 рыбак: Да разве можно бросать такую бочку? Нам счастье в руки даётся, а мы   отказываемся   от   него!   Ведь   столько   рыбы   никому   не   доводилось видывать! Да с такой бочкой весь свет завалить рыбой можно! Неужели мы такие дураки будем, что выбросим её?  1 Рыбак: Чудак ты, какой! Какое же это счастье, если рыбы много, а взять её нельзя? Пусть лучше меньше будет, да всё в руки нам попадёт. Не жадничай, паря, не жадничай, а то ни с чем останешься.  3 рыбак: Пусть по всему Байкалу плавает, а не в одном месте. Глядишь, лишняя рыба уйдет в Большое море, и тогда везде будет богато её. А достать рыбу мы всегда достанем, только бы руки да сноровка при нас остались.  Ведущий: но не все люди были такими, многие желтели от жадности, когда вдруг   находили   бочку.   Они   уже   не   могли   остановиться.   Тогда   Байкал гневался   и   забирал   бочку   обратно,   как   когда­то   у   Култука   и   Баргузина. Потом он  беспокоился о людях, и снова возвращал её, но люди очень редко проявляли   бережливость.   Прошло   время     и   они   вовсе   стали   уничтожать чистоту и красоту Байкала.  Выходит один ребёнок под музыку читает стихотворение: Байкал оскудел вдруг запасами рыб. О! Господи, что натворили! Байкал­целлюлоза ведь не совместим, Об этом нам  все говорили. Назад не вернётся уже никогда, Далёкое, славное время. Два ветра великих играя тогда Несли своё славное бремя. (Выходят дед и внучка) Внучка: Дедо, а люди всю рыбу выловили из Байкала? Дед: Ну что­же ты внученька, конечно же нет. У Байкала её ещё много.  Только вот некоторые виды уже исчезли или исчезают и их нужно обязательно беречь.  Внучка: Лучше бы Байкал обратно отдал  омулёвую бочку ветрам, они ведь  мудрее людей и знают, как с ней обращаться. Дед: Я тоже так думаю внученька. Дед с внучкой уходят, выходят под тихую музыку все участники в  костюмах: 1. Я снова пригоршнями пью святую воду. Спасибо за добро, седой Байкал. Волна играет танцем хороводным В кругу друзей своих, прибрежных скал.  2. То гладью радуешь с небесным отражением, То вдруг вскипаешь пенистой волной. Легендам и сказаньям в подтверждение Ты жертвы принимаешь глубиной.  3. И затихаешь, будто грозным не был, У матери­земли ребенком на руках И медленно, как на закате небо, Темнеешь в угасающих лучах.  4. Пока есть жизнь, надежда не остынет, Планету нашу, знаю наперед, Захочет солнце превратить в пустыню ­  Байкал не даст, напоит и спасет.  5. Кто память не сберег ­ забытым вижу, Кто сохранил ­ при жизни вечным стал. Потомки, вас я заклинаю трижды, Любите и храните мой Байкал.  Все исполняют песню Иркутская история: Я в суровом родился краю, где высокие кедры поют,  Где закатной порой над рекой Ангарой, облака сквозь туманы плывут.   Небо словно прозрачный бокал синевой наполняло Байкал,  Волны прожитых лет превращались в рассвет родниковых небесных зеркал.  Припев:  Знаю я, вся жизнь моя ­ иркутская история,  Исток величественных рек, таёжной просеки разбег. Знаю я, вся жизнь моя ­ иркутская история,  Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь! Используемые источники: Литература: 1. В Стародумов «Омулёвая бочка. Байкальские сказки», Восточно­ Сибирское книжное издательство, 1979г   2. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…” Экологические рассказы, сказки и  праздники – М.: Линка – Пресс, 2002  3. Журнал "ПедСовет"№ 2 ­ 1996 г.,А.О. "Принт ­ экспресс" Москва Музыка: 1. Александр Маршал, Александр Вулых «Иркутская история» 2.  С. Манжигеев // Музыка народов северо­восточной и центральной  Азии : из репертуара ансамбля народной музыки "Сибирский сувенир" 3. Музыка  с сайта MUZBARON\ Интернет – источники: 1. http://festival.1september.ru/  2. http://scenario.fome.ru/

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»

Экологическая сказка «Омулёвая бочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019