ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЛУЧИКА».
Ведущий: Дорогие друзья! Приглашаем вас на театрализованное представление «Путешествие Лучика».
Ведущий: Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения земли, смогут ли дети ХХI века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов? За день на земле исчезает около ста видов растений и животных, сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров и превращаются в пыль миллиарды тонн почвы.
Первая часть
(Звучит музыка, Лучик Солнца танцует и нежно будит девочку, которая спит)
Девочка: (просыпается, потягиваясь) – Доброе утро! Какое оно прекрасное!
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
- Ой! Кто ты? (к Лучику)
Лучик Солнца: Я – Лучик Солнца золотой;
Пришел к тебе с небес прекрасных
Увидеть Землю. Но постой:
А нет ли здесь врагов опасных?
Девочка: - О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь?
Нет на Земле врагов ужасных.
Земля нам дарит мир, покой…
Попутешествуй же со мной!
Мы дверь в природу отворим,
И с лесом мы поговорим.
Лучик Солнца: Я рад, что мы с тобой вдвоем
Большую Землю обойдём!
(Звучит музыка «Если долго, долго, долго…»
Танец Лучика и Девочки)
Вторая часть
(Белка бросает шишку в Лучика)
Лучик Солнца: - Ой, что это, мне больно.
Белка: Мне тоже больно!
Девочка: - Кто ты такая? И от чего тебе больно?
Белка: - Угадайте, кто я?
Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет?
(слайды о белке)
1 Ученица: - Белка! Милый, чудесный зверёк, самый заметный в лесу. Нам интересно наблюдать, как скачет белка по деревьям, цепляясь острыми когтями за стволы и ветви. Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Подсчитано: чтобы насытиться, зверек должен съесть 300 шишек на обед. Конечно, только в урожайные годы белка получает корм в достатке. А так она перебивается кое-чем. То разыщет под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью, обронённую клестом.
Белка: Нас было много на Земле,
Любили мы резвиться вволю,
Но появился человек,
И стало много нас в неволе.
Мой брат стал «белкой в колесе»,
И шубы носят из сестричек…
Из всех друзей моих вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
(Залетел Соловей)
Соловей: Это правда. Что лукавить!
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера!
Лучик Солнца: - Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Соловей: - Верить, что мы нужны. Без нас плохо на Земле.
Вот я – соловей (песня соловья)
Я – певец любви и счастья,
Я встречаю здесь весну,
Славлю жизнь; прочь, несчастья,
Воспеваю красоту!
Девочка: Да, Соловушка! Поешь ты прекрасно.
Душа радуется! А белок мы не обидим.
Их становится все меньше и меньше.
Этих животных тоже становится меньше:
1. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …(кабан)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её …….(лиса)
3. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это …..(лось)
4. Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
5. Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный …(ёж)
Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд
А зимой сосет он лапу? (медведь)
6. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
7. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит …(рысь)
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)
Ведущий: 1 Для этих животных родной дом – лес. Лес – это наш зелёный друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой земли и чёрными тучами погнал её над равнинами.
Ведущий 2: На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зелёный друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.
Ведущий 3: Поэтому, чтобы спасти урожай от чёрной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.
Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров,
Он не склонится под ветром
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей!
Девочка:- Сколько здесь берёз, даже как-то посветлело в лесу.
Березка 1: (хором) - И нас становится все меньше и меньше.
А ведь мы символ России. Она славится березовыми
рощами. Ещё в стародавние времена её называли
деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать,
чистоту соблюдать, больных исцелять.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли…
Берёзка 2: - Люди, мы вас любим! Почему вы бываете к нам
жестоки? Зачем вам нож и топор?
(слайд о берёзах)
- Лучше, чем Сергей Есенин, о берёзке никто не мог
сказать: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом словно серебром.
- Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
(исполняют танец и песню «Во поле березка стояла…»)
Девочка: (обращаясь к залу)
- Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу.
Лучик Солнца: Пой, соловей, свои песни о лесе,
Радуй нас, белка, своей красотой.
Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой.
А я уверена, что люди откликнутся всей душой.
(Музыка, поют птицы, журчит ручей)
Третья часть
Лучик Солнца: - А здесь как красиво! Вон кузнечик поскакал!
Какая чудесная бабочка полетела.
А запахи: клевер, ромашек – море, колокольчики
зазвенели. А как здорово поют птицы.
Куда мы попали? Что это за музыка звучит?
(Танец бабочек)
Девочка: - Вы догадались, ребята, куда мы попали?
Лучик Солнца: - Ну, тут, наверное, проблем нет!
- Посмотрите, какой красивый мотылёк!
Девочка: - Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?!
Лучик Солнца: - Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём!
Мотылёк: - Я живу на лугах и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов,
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Бабочка: - Как жаль, что я, бабочка-махаон, родилась такой красавицей. Мои крылышки протерлись от пальцев ребят.
Сколько моих друзей в коллекциях!
Мы же нужны природе!
Мы опыляем эти прекрасные цветы!
Не проще ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать?
Девочка: Вы любите цветы?
Каждый цветок – как упавшая с неба звезда. 1. Ромашка: - Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах,
болезнях желудка.
Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу.
Не рвите меня с корнем, пожалуйста!
Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?
2. Подснежник: С ранней весны до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов; только стаял снег, а в лесу распускается подснежник.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной.
3.Ландыш: Моё семечко падает в землю и должно пройти десять лет, чтобы я зацвел. А человек забывает об этом, рвет меня, топчет.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
4. Тюльпан: - осенью нас не увидишь, мы весенние цветы. человек, за зиму соскучившись по цветам, весной набрасывается на нас и рвёт охапками.
5.Колокольчик: Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
6. Одуванчик: Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное
1 Ученик: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если мы: и я, и ты, - если мы сорвем цветы,
Не останется природы и не будет красоты!
2 Ученица: На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
3 Ученица: - Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими и потому занесены в Красную книгу.
- Вы знаете ребята, что это – Красная книга?
Книга называется так потому, что красный цвет – сигнал
опасности. Остановись, человек!
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.
Кузнечик: - Мальчик меня поймал, поиграть хотел…
И лапку сломал.
Как же я теперь буду прыгать-скакать?
4 Ученик: - Для нас лесной кузнечик
Споет среди травы,
А ветер нам сыграет
На клавишах листвы.
(Песня «Про маленького кузнечика…»)
Лучик Солнца: - Чудесная музыка! Это кузнечик играет на скрипочке.
Давайте, ребята, беречь бабочек, кузнечиков, ромашку и все другие цветы!
Четвертая часть (водоем)
Девочка: - Лучик, посмотри!
(посреди луга 0зеро , , возле него ручейки)
Лучик Солнца: - Что это?
Девочка: - Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!
(Танец Ручейков)
Девочка: Какая прохлада!
И умыться можно!
И воды напиться!
1 Ручеёк : - Не пей, девочка! Вода в этом озере очень грязная.
Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, бумажки – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в это озеро.
2 Ручеёк: - Грязная жидкость льется через трубы – это стоки заводов.
Остановилась жизнь для обитателей озера.
Купаться запрещено!
Воду использовать нельзя!
Водяной: (исполняет песню на мотив песенки Водяного из мультфильма)
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки болеют, как старушки.
На дне моей квартиры – бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
- Лучик, помоги!
Девочка, ведь люди все знают и могут, помоги!
Девочка: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то
постепенно вода сама очистится. Это только при условии,
что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажечку.
А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, тогда
возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки,
кружиться над озером чайки!
1: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
2: В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
3: Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
4: Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
5. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Лучик Солнца: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, - не солги.
Ты береги нас, береги!
Девочка: Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
Возле речки в тумане чуть звенят тополя..
Может, ими и манит человека земля?
Иль берёзкой кудрявой, нескупой на слова?
Или явором? Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калиной, что серёжкой трясет?
Или первой травинкой, пробивающей лёд?
Что ж. Земля привлекает иль этим, иль тем.
В суть вопроса вникая, я так думаю – всем!
И рябины кустами, и лужком заливным,
И грибными дождями, и дождём не грибным.
Первой звонкой капелью и росой на устах,
Соловьиною трелью в соловьиных кустах.
И родными местами, где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами – чуть о них не забыл!
Манят волею реки и раздольем поля…
Не обманет вовеки человека Земля!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.