Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 5
Все классы
15.02.2018
В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания школьников на экологической тропе, в парке "Архиерейская мыза". Автором предложены мероприятия по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованности в исследовании процессов и явлений, происходящих на экологической тропе. Бережного отношения и правильного поведения в природе.Документ - статья. "Экологическая тропа
как средство экологического воспитания школьников"
Статья для конференции.docx
УДК 371 А. С. Федотова
Экологическая тропа
как средство экологического воспитания школьников
Ecological trail as a means of ecological education of schoolchildren
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания
школьников на экологической тропе. Автором предложены мероприятия по развитию
познавательных навыков детей, повышению их заинтересованности в исследовании
процессов и явлений, происходящих в природе. Бережного отношения и правильного
поведения в природе.
Summary: In the article the questions of ecological education of pupils on the eco trail.
The author suggested activities to develop the cognitive skills of children, increase their
interest in the study of the processes and phenomena occurring in nature. Caring attitude and
proper behavior in nature.
Ключевые слова: воспитание, экологическая тропа, природа, Архиерейская
мыза, акция, маршрут, объект, щит, буклет.
Key words: education, ecological trail, nature, the Bishop's manor, share, route,
object, shield, booklet.
" ... Общение с природой не только доставляет эстетическое
наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их
нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление "
К.Д. Ушинский
Богата и увлекательна история Новгородской земли, только мало, мы
черпаем из этого источника духовности. И для многих стал
неожиданностью тот факт, что территория, на которой расположена школа,
является историческим местом и относится к памятникам истории и
1 культуры, летней резиденцией архиерея Арсения конца ХVIII начало ХIХ
веков. Изучение своей малой Родины, где мы родились, живем и учимся
очень важно для каждого из нас.
Возникло множество вопросов: почему местность, в которой мы
живём, называется Архиерейская мыза, кто такой Арсений Стадницкий,
какие породы и сколько деревьев растёт в парке, когда они посажены,
какое происхождение пруда. Эти актуальные вопросы и привели нас к
необходимости поиска информации об Архиерейской мызе и проведению
исследований на территории парка, которые ведутся с 1996 года.
Архиерейская мыза расположена в микрорайоне Волховский (г.
Великий Новгород) на высоком берегу Волхова при впадении в него
Питьбы. Территория бывшей мызы ограничена улицами Дачная и
Поселковая. На западе вплотную подходит современная застройка 5
этажными домами. На югозападе размещены гаражи лодочной станции.
Часть территории занята школой и детским садом.
С 17 века земля принадлежала Новгородскому Архиерейскому дому,
где одно время была устроена небольшая мыза, в дальнейшем почти
заброшенная. В этом подворье прежде Новгородские владыки жили в
летнее время.
В 1784 году, в селе Устье уже был сад и пруды. Издавна в Устье
занимались выращиванием овощей и фруктов для Новгородского
Архиерейского дома.
В конце 19 века на мызе "Устье" была устроена шикарная дача для
самого архиерея Новгородского Арсения.
Старый небольшой садпарк был увеличен с 11 десятин 480 саженей,
до 13 десятин 1260 саженей, было посажено множество экзотических
деревьев. В таком виде мыза "Устье" просуществовала до 1920х годов.
2 Планировочная структура читается в юговосточной части.
Композиционным центром является расположенная на центральной поляне
каменная церковь. Поляну обрамляют небольшие массивы и группы с
преобладанием девяностолетней сосны и березы. Сквозь кроны деревьев
просматривается водная поверхность Волхова. Западная часть поляны
используется под футбольное поле. Отсюда открывается великолепный вид
на Волхов и его берега. На поляне сохранился гранитный постамент от
фонтана. С северной стороны поляны фрагменты аллеи из столетней липы и
дуба, ведущей к пруду овальной формы. Береговая линия прекрасно
сохранилась, доступна и хорошо читается. Водная поверхность пруда
масштабна размерам центральной поляны. Вдоль пруда дубовая аллея. В
пятидесяти метрах фрагмент еще одной аллеи из лип. У гаражей небольшая
группа вязов, посадка начала 20 века.
Возвышенная территория мызы заканчивается склоном к рекам
Волхов и Питьба, на котором фрагментарно сохранились ряды ивы белой и
березы, посаженные вдоль склона. На покрытом травой живописном склоне
есть небольшие песчаные участки.
противоположный берег.
Прекрасно просматривается
Основу озеленения мызы составляют сосна, береза, дуб, липа и ива от
120 лет и более. Так же есть лиственница, ель и вяз возрастом более 110
лет. Насаждения нуждаются в постоянном уходе, требуется упорядочение
современных посадок.
Мною разработан маршрут экологокраеведческой тропы в парке
Архиерейская мыза таким образом, чтобы на нем были представлены не
только участки нетронутой “дикой” природы, но и антропогенный
ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной
и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей
3 деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия
такой деятельности. Также делаются остановки у наиболее интересных и
значимых объектов: храм Святителя Никиты епископа Новгородского,
пруд, деревьяпатриархи.
Экологическая тропа является эффективным средством
экологического воспитания школьников. Работа по экологическому
обучению проводится непосредственно в природе. Экскурсии на тропе и
учебная работа используются для формирования правил поведения на
природе, выработке навыков экологической культуры. На учебной тропе во
время уроков и экскурсий учащиеся знакомятся не только с природными и
историческими достопримечательностями, но также изучают рельеф,
флору, фауну «Архиерейской мызы», дают оценку различным проявлениям
деятельности человека в природе, проводятся природоохранные акции.
Школа является инициатором и постоянным участником акций:
«Марш парков», «Чистый берег», «Дерево моего детства», «Сохраним
Землю», «Скворечник», «Каждой пичужке – наша кормушка».
Мы сотрудничаем с региональной общественной организацией
«Новгородский клуб «Экология» установили контакт с Ермолинским
лесопитомником, где ребята несколько лет ездили помогать высаживать и
полоть саженцы сосен. В ответ руководство питомника обеспечило нас
саженцами сосен. Осенью 2012 – 2013 гг. высажены 93 дерева вместе с
трестом зеленого хозяйства. 2013 – 2014 гг. посажено 23 берёзы детьми
первого и девятого классов.
В ходе работы были установлены контакты со многими
государственными и общественными организациями, заинтересованными в
наших исследованиях.
4 В 2012 году под моим руководством учащиеся нашей школы провели
исследования в парке и выявили деревьяпатриархи. В 2013 году
участвовали в конкурсе проектов в сфере патриотического воспитания и
получили грант в размере 35 тысяч рублей на реализацию проекта «Парк
Архиерейской мызы – жемчужина Великого Новгорода». В результате был
выпущен буклет и установлен информационный щит на территории парка.
Основная цель экологокраеведческой тропы:
Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений,
обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к
окружающей среде во всех видах деятельности, формирование
экологической культуры.
Принципы экологического образования реализуются в процессе
решения следующих задач:
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе,
на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на
природу сообразно с ее законами;
понимание многосторонней ценности природы, как источника
материальных и духовных сил общества и каждого человека;
овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния
окружающей среды, принятия решений по ее улучшению, способностей
предвидеть возможные последствия своих действий;
развитие потребности общения с природой, восприятие ее
облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в
единстве с нравственноэстетическими переживаниями;
5 сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее
нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение
окружающей природной среды;
активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной
среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
Для достижения цели была проделана большая работа:
1.Выявлены наиболее интересные и значимые объекты;
2.Систематизирован материал по объектам на экологокраеведческой
тропе;
3.Разработан маршрут учебной экологокраеведческой тропы;
4.Установлен информационный щит;
5.Выпущен буклет;
6.Подготовлены экскурсоводы.
Маршрут экологокраеведческой тропы
На экологической тропе выявлены и отмечены 7 наиболее интересных
и значимых объектов. Экскурсия начинается около школы далее проходит
по липоводубовой аллее, вдоль пруда, по берегу реки и заканчивается у
сосновой рощи, где и начиналась экскурсия.
Архиерейская мыза является памятником садовопаркового
искусства и нуждается в охране и реконструкции парка. Вот почему
преподаватели и учащиеся нашей школы уделяют много внимания этому
уникальному уголку микрорайона Волховский. Архиерейская мыза – это
бывшая резиденция новгородских викариев XVII века (от латинского
6 vicariousзаместитель, наместник). Эти места заселены с глубокой
древности, о чём говорят археологические находки и летописные
свидетельства. Первое упоминание датируется 989 г. В 10 веке
существовало селище, главным занятием людей было гончарное
производство, о чём свидетельствуют обломки керамических сосудов,
найденные в 1954 году археологами на территории Архиерейской мызы.
Объект 1 .Вы находитесь на территории парка Архиерейской мызы.
Площадь участка 8 га. Основу озеленения мызы составляет берёза, сосна,
дуб, липа и ива от 100 до 120 лет и более. Насаждения нуждаются в
постоянном уходе, требуется упорядочение совремённых посадок. На
территории Архиерейской мызы построены современные жилые дома, а
также школа и детский сад.
Объект 2. Если пройти 30 метров на юг в сторону реки, то мы увидим
Храм Святителя Никиты. Под 1226 годом в Первой Новгородской
Летописи впервые упоминается Никольская церковь на Питьбе. Следующее
историческое сообщение относится к 1418 году, когда на месте старой
построили новую, того же наименования. В 1629 году церковь сгорела,
после чего была построена другая каменная, но как значит, в 1784 году
она сгорела. А в 1827 году была освещена домовая церковь святителя
Никиты Епископа Новгородского. В годы Великой Отечественной войны
церковь сильно пострадала и была вновь открыта в 1998 году. Большую
помощь в восстановлении исторического памятника оказали педагоги и
ученики нашей школы.
Объект 3. Волховская начальная школа была открыта в посёлке в
1946 году. Она располагалась в деревянном одноэтажном здании с печным
отоплением. В 2016 году школа отметила своё пятидесятилетие. За 50 лет в
жизнь из стен нашей школы вышли более 2000 выпускников. Среди них
7 учителя, врачи, люди разных профессий, которые трудятся на благо нашего
города и Родины.
Объект 4. Липовая аллея. Особенностью данной точки является то,
что здесь сохранились вековые липы, в дуплах которых живут
разнообразные птицы. На аллее развешаны скворечники, за которыми
ведутся наблюдения.
Объект 5. Липовая аллея ведёт к пруду. Именно у пруда мы делаем
четвёртую остановку. Пруд расположен в восточной части пришкольной
территории. Его береговая линия прекрасно сохранилась и легко читается.
Форма пруда овальная: 60х24 м., площадь 1440 кв.м. Этот объект
относится к бассейну реки Волхов. Пруд наполняется за счёт стока
поверхностных и выхода подземных и грунтовых вод. Котлован водоёма
имеет искусственное происхождение. Раньше в пруду разводили зеркальных
карпов. Сейчас водоём требует охраны, очистки и исследований.
Объект 6. Сохранились 23 дерева возрастом более 120 лет. Пройдя
вдоль пруда по дубовой аллее, мы оказываемся на берегу реки Волхов, где
хорошо просматривается противоположный берег. Подойдём к ступенькам,
ведущим к воде. На этом месте располагалась пристань, с которой со своим
хрупким товаром местные гончары отправлялись в город. В 1954 году на
территории мызы проводились археологические раскопки. При раскопках
найдены: один обломок старого обожженного глиняного пряслица,
глиняный шарик неизвестного названия и огромное количество обломков
круглой керамики.
Объект 7. Последнюю остановку мы делаем у сосновой рощи, где
растёт 63 дерева. К сожалению, на данный момент она испытывает большое
антропогенное воздействие; природные изменения: идёт верхушечное
8 засыхание, много деревьев погибло изза подтопления северовосточной
части участка и ураганов.
Материалы, собранные за много лет и результаты исследований мы
используем в работах, с которыми выступаем на конференциях разного
уровня. Опубликованы две статьи в сборниках «Природа в наших руках» В.
Новгород 2012 и «Общественный мониторинг водных объектов
Новгородской области в 20122013 г.г.» В.Новгород 2013. Статьи в газетах
Новгород и Новгородские Ведомости за 2012 г. «Любимый уголок
архиерея» 08.10.2013.Опубликован материал в сборнике «Деревья
_Патриархи Великого Новгорода» 2015 год.
Обучение и воспитание учащихся на экологической тропе позволили
повысить качество знаний обучаемых по географии и биологии. Ребята
раскрывают свои творческие способности, представляя и успешно защищая
свои исследовательские работы на городских и областных научно –
практических конференциях. Обучение на учебноэкологической тропе
повышает уровень экологических знаний и навыков, которые являются
неотъемлемой частью формирования личности учащихся.
9 Литература
1. Андреев Ю. Н., Антонова З. Е. и др. География и геология Новгородской
области. Учебн. пособие. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002. –
308с.
2. Золин В.П. Сто Новгородских сел (т.2), Вотской пятницы. 1991.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: ЦРИБ Турист, 2002.
4. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб.пособие. М.: ЦРИБ
Турист, 1980.
5. Новгородская писцовая книга N3, перепечнаяобрачная книга Вотской пятницы,
первая половина, Санкт Петербург в типографии. В Безобразова в 1868 году.
6. Описание Новгородского Архиерейского дома, сочинения Архимандрита
Макария, типология Эдуарда Веймара.
7. Постановление Администрации Новгородской области от 23.01.97 г. № 21
о признании парка регулярнопейзажной планировки «Архиерейская мыза» памятником
регионального значения.
8. Путеводитель по Новгороду 1913.
9. Природное районирование Новгородской области / Под ред. Н. В. Разумихина. –
Л.: Издво ЛГУ, 1978. – С. 7890, 100120.
10. Сборник «Деревья –Патриархи Великого Новгорода» 2015 200с.
11. «Советская археология N1» М.: 1959.
12. Шайковский В. Архиерейская мыза./газ. Новгород.№36(537),2000. –
14 сентября.
13. газета «Новая новгородская газета» №5 (648) от 01.02.2012/ статья «Кроны
города»
14. газета «Новгородские ведомости» №73 (3823) от 12.12.2011/ статья «Зелёная
летопись»
уголок архиерея».
15. газета «Новгород» от 28.04.2011/ статья «Зелёный гул о ветвях и патриархах»
16. газета «Новгородские ведомости» №42 от 08.10.2013/ статья «Любимый
Об авторе
Федотова Алла Сергеевна, Муниципальная автономная общеобразовательная «Школа
№ 17», Россия, город Великий Новгород, email: fed.alla@mail.ru
about the author
Fedotova A. S., Municipal Autonomous educational "School № 17", Moscow, Russia,
Veliky Novgorod, email: fed.alla@mail.ru
10
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Экологическая тропа как средство экологического воспитания школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.