ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.8

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
13.05.2019
ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются приемы выявления и развития детей, одаренных в научно-технической сфере, на примере работы кружка "Научная игрушка". Описан метод преподнесения парадоксальной научно-технической информации на позитивном эмоциональном фоне. Приведены специально разработанные методики для стимуляции самостоятельности, вариативности, оценки прогностических способностей. Предложены формы для развития умения ребенка публично обсуждать свою работу, рекомендованы варианты сопровождения одаренного ребенка в конкурсной и проектной деятельности.
Практика выявления и развития одаренности в кружке Научная игрушка.docx
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт­Петербурга ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО­ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ  Невидимова Татьяна Ивановна,  педагог ДО, руководитель объединения «Научная игрушка» Оглавление Введение............................................................................................................3 Литература........................................................................................................6 ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................7 Приложение 1....................................................................................................7 2 Введение Практика   направлена   на   выявление   и   привлечение   детей   в   образовательную   среду   с инженерным и научным уклоном, что является актуальной задачей дополнительного образования в целом   и   Санкт­Петербурга   в   частности,   поскольку   современное   российское   общество   остро нуждается в высококвалифицированных специалистах инженерного профиля. Непрерывная система опережающего научно­технического образования предполагает вовлечение детей раннего возраста – учащихся начальной школы и даже дошкольников, поэтому использование научной игрушки очень эффективно.   Российские   школьники   в   последние   годы   показали   хороший   рост   при   выполнении заданий   Международной   программы   по   оценке   образовательных   достижений   учащихся  PISA, несмотря на очень позднее (по сравнению с мировой практикой) начало изучения естественнонаучных предметов. Считается, что такой рост и конкурентоспособность на мировой арене (внедрение STEM­ технологий, программа Junior Skills и т.п.)  возможны только за счет содержательной системы раннего практико­ориентированного дополнительного образования. Практика имеет своей целью заинтересовать, увлечь ребенка и поддерживать в нем высокий уровень   мотивированности   на   протяжении   обучения.   Практика   максимально   дистанцируется   от всевозможных   научных   шоу   и   демонстрационных   экспериментов   с   элементами   интерактивности, демонстрируя полное вовлечение ребенка в создание нового продукта, обладающего образовательной и игровой ценностью. Компактный вариант вводного занятия (мастер­класса) по созданию подвижной конструкции (модели), являются эффективным педагогическим и методическим приемом в системе дополнительного образования детей научно­технической направленности. Демонстрационная   часть   практики   выполняет  популяризирующую   и   мотивационную функции  («от   развлечения   –   к   интересу»),   одновременно   позволяя   рекрутировать   для систематических   занятий   наиболее   подготовленную   и   мотивированную   часть   многочисленной аудитории. Практика решает  не только рекрутинговые, но и диагностические функции, поскольку научная игрушка имеет свои особенности: она демонстрирует законы естествознания  в выпуклой, занимательной,   необычной,   парадоксальной   форме.   Для   того,   чтобы   эффективность   и целесообразность   раннего   научно­технического   развития   была   максимальной,   ребенок   должен обладать   не   только   естественным   возрастным   любопытством   и   жаждой   знаний,   но   и   некоторым опытом и зрелостью, позволяющими отличить оригинальное от тривиального, – этот период развития не   имеет   жестких   границ   и   определяется   индивидуально,   в   частности,   по   способности   оценить красоту именно научной игрушки. Будучи   зрелищным   и   эффектным,   начальный   этап   практики   выходит   за   рамки развлекательного   научного   шоу,   ориентируясь   на   интерактивное   творчество,   безотлагательное воспроизведение   игрушки­прототипа   своими   руками   с   усвоением   научной   информации   в   игровой форме   на   доступном   уровне.   Практическая   часть   по­настоящему  интерактивна,   проводится   в постоянном диалоге между педагогом и учеником, поэтому наибольший эффект наблюдается в малых группах   (от   1   до   10   обучающихся)   с  применением   специально   подготовленных   вариантов конструкций, гарантирующих работоспособность изделий и успешность творчества даже у детей с недостаточными   навыками   ручного   труда.   Лучшие   образцы   практики   создают  атмосферу абсолютной успешности  для   ребенка,   что   стимулирует   изобретательскую   и   исследовательскую мысль обучающихся. Далее, при проведении занятий, практика дополняется не только игровыми, но и поисковыми элементами обучения. Педагог организует получение знаний опытным путем. Оригинальным является использование подвижных игрушек­прототипов – как авторских, так и технических и народных 3 игрушек,   изготовленных   промышленным   способом   и   адаптированных   педагогом   для   создания ребенком аналогов из доступных материалов. Наконец, новизной обладает практика мини­мастер­ классов, которые проводят сами дети, что является предтечей публичных выступлений и проектной деятельности. Начальный диагностический этап Целесообразно  выбрать   подвижную   игрушку­прототип   с   необычными   свойствами, нарушающими привычные бытовые представления о законах физики. Примеры: кельтский камень, волчок   Томсона,   балансир,   климбер,   левитрон,   лестница   Якоба,   цепь   Герона,   птичка   Хоттабыча, парящий орел. Такие игрушки, с одной стороны, универсальны, с другой – при необходимости ­ ясно обозначают   нишу   данного   вида   технического   творчества,   отличную   от   специализации   таких направлений как начальное техническое моделирование, конструирование, робототехника, стендовое и трассовое автомоделирование, оригами, кружки «Юный экспериментатор», «Умелые руки», ТРИЗ и пр.   Эти   игрушки   удобны   для   демонстрации,   они   интересны   не   только   детям,   но   и   родителям, помогающим детям осуществить выбор кружка. Подобная демонстрация эффективна на различных массовых мероприятиях – ярмарках профессий, детских праздниках и конкурсах и может служить диагностическим приемом, поскольку способность удивиться необычному техническому устройству, физическому   явлению   возникает   только   при   наличии   некоторой   суммы   представлений   о   законах природы, мироустройства. Иначе говоря, до определенного возраста ребенок не различает обыденного и необычного, ведь он только знакомится с миром. Лишь усвоение повседневных норм поведения людей и вещей делает возможным переход к новой информации.  Поэтому   полезную   диагностическую   функцию   названные   игрушки   выполняют   при   наборе кружковцев: если ребенок, наблюдающий за движением игрушки, способен не только веселиться, но и удивляться, значит, он достаточно развит. Иными словами, если реакцию бурной радости вызывает именно физическая загадка – ребенок способен по достоинству оценить научный парадокс. Если игрушка вызывает много вопросов и собственных версий, ребенок внимательно слушает объяснения, улавливает суть и транслирует ее окружающим, не спешит уходить, стремясь освоить как можно больше конструкций, – налицо исследовательский интерес. Важным свойством таких демонстраций является не разъяснение принципа действия до мельчайших подробностей, для чего ребенок еще не располагает понятийным аппаратом, а  получение опыта прежде знания, что является отличным базисом для изучения физики в старших классах. Важен сам факт получения детьми информации, с которой они могли бы не встретиться еще долгие годы (на это часто с сожалением об упущенных возможностях   указывают   родители,   с   детским   восторгом   впервые   наблюдающие   необычные физические   явления).     Таким   образом,   на   массовых   мероприятиях   наиболее   успешны   семейно­ ориентированные мастер­классы. Заинтересованность родителей играет большую роль в дальнейших занятиях.   Поэтому   вариантом   диагностического   мастер­класса   может   быть  предъявление физических головоломок, неизменно вызывающих огромный интерес у родителей, которые зачастую не могут с ними справиться, а способные восьмилетние дети интуитивно решают их за считанные секунды. Демонстрация завершается словами: «Чтобы лучше понять, как работает такая игрушка, мы сейчас с тобой сделаем ее своими руками! Хочешь научиться? Хочешь сделать много других таких же интересных игрушек?» У большинства детей такая перспектива вызывает восторг, но лишь переход от демонстрации к практике выявляет степень мотивированности. Процент детей, с раннего детства склонных к созданию конструкций, является, по­видимому, некоторой константой, зачастую слабо связанной даже с семейным окружением. Но очень часто эта детская потребность удовлетворяется приобретением разнообразных конструкторов, что само по себе прекрасно, но недостаточно. 4 Хорошим прогностическим признаком является  наличие развитого чувства юмора, тесно связанного   с   пониманием   парадоксов.   Есть   и  специфические   прогностические   приемы, позволяющие   оценить   готовность   ребенка   к   научно­техническому   развитию   высокого   уровня: интерпретация детьми некоторых зрительных иллюзий, научно­технических фокусов и опытов.  Приемы развития и текущей диагностики Занятия «Научная игрушка» ориентированы на создание конструкций из подручных бытовых предметов,   с   которыми   ребенок   повседневно   сталкивается.   Существенное   место   среди   этих предметов  занимают   различные   остатки   и   обрезки,   упаковка,   сломанные   вещи   и   прочий   бытовой утиль. Однако, вопросы экологии, переработки вторсырья, утилизации мусора и экономии в данном случае   не   являются   самоцелью.   В   большей   степени   это  прием  ограничения  средств  –  один из базисных способов стимуляции изобретательского мышления. Сюда примыкают также близкие детям темы приключений, робинзонад и выживания за счет ограниченных подручных средств. Таким образом,   робототехника, программируемые Lego­конструкции, дроны, мультимедиа) совершенно не исключает необходимости развития   смекалки,   умения   «прикидывать   на   глазок»,   создания   лаконичных   (простых,   дешевых, надежных и т.п.) конструкций. Именно в таких конструкциях у ребенка появляется шанс открытия нового качества, улучшения модели, оригинального дизайнерского решения).    доступ   к   высокотехнологичному   оборудованию   (3d­печать, Для создания атмосферы абсолютной успешности на занятиях технической направленности важна   адаптация   известных   моделей   и   создание   новых   вариантов   поделок,   доступных   неумелым рукам детей 7­11 лет. Поощряется и приветствуется подготовка детьми собственных мини­мастер­ классов,   рекомендации   по   которым   носят   самый   общий   характер,   а   содержание   определяется индивидуальным   выбором,   который,   как   показывает   практика,   очень   позитивно   воспринимается детским сообществом и готовит почву для совместного конструирования. Алгоритм   занятия   в   объединении   «Научная   игрушка»   на   начальном   этапе:   универсальным способом научения в этом возрасте является работа по образцу. Этот подход обеспечивает низкий порог вхождения, мотивированность, возможность контроля и самоконтроля, а также интуитивное понимание смысла работы, построения ее плана и выбора средств достижения результатов. Обычно предъявляется   два   образца:   фабричный   (из   дерева,   пластика   или   металла)   и   адаптированный педагогом   для   реального   воспроизведения.   После   предъявления   подвижной   игрушки   дети   под руководством   педагога   обсуждают   принцип   ее   работы,   вспоминают   аналоги   в   технике,   природе, окружающем   мире.   Далее   намечают   последовательность   действий,   выбирают   материалы   и инструменты. Все игрушки подобраны таким образом, чтобы их можно было сделать за одно занятие и успеть   поиграть   с   ними.   Это   создает   атмосферу   успешности,   завершенности   труда.   Ребенок   по желанию   забирает   игрушку   домой   либо   оставляет   для   выставки.   Приветствуется   и   поощряется проявление   конструкторской   смекалки,   усовершенствований,   домашней   доработки,   демонстрация собственных моделей. Поощряется здравый смысл, экономное расходование материалов, правильные навыки   владения   инструментами,   умение   в   случае   необходимости   определить   размер   «на   глаз», приблизительно.     Строго   пресекаются   попытки   небезопасного   поведения.   После   проверки работоспособности   изготовленной   игрушки   ребенок   может   оформить   и   раскрасить   ее   по   своему вкусу. Оригинальность и нестандартность дизайна поощряется.  В этот период на одаренность ребенка могут указывать следующие особенности поведения: стремление к самостоятельной работе, быстрое понимание инструкций, освоение их и переход к изготовлению   собственных   вариантов.   Важным   и   редким   качеством   является  способность   к прогнозу:   мгновенное   «угадывания»   принципов   работы   образца,   улавливание   самой   сути   без излишней   детализации,   на   которой   дети   часто   застревают.  В   настоящей   практике   применяются задания   на   развитие   и   оценку   ассоциативного   мышления,   креативности,   изобретательских   и конструкторских способностей (Приложение 2). Когда   ребенок   имеет   опыт   успеха   и   готов   ради   цели   перейти   на   этап   проб   и   ошибок, экспериментирования, испытаний, проектов с неявными решениями, наступает период постепенного 5 перехода   от   работы   по   образцу   к   более   самостоятельному   творчеству.   В   это   же   время   дети приобретают   уверенность   в   своих   силах   и   вкус   к   проведению   собственных   мини­мастер­классов. Одаренные дети, как правило, являются пионерами на этом пути.  Практика мини­мастер­классов приучает детей к публичным выступлениям, что помогает успешно защищать свои работы в форме «стендап» ­ не заученной презентации, а свободного рассказа.  Разработаны специальные формы для визуального отображения канвы презентации и мини­проекта (Приложение 3), которые отвечают всем   требованиям   к   представлению   детских   проектов   на   научных   ярмарках   и   конкурсах. Индивидуальная   карта  достижений   ребенка   (Приложение   4)   с   наибольшими   весами   включает результаты именно упомянутых заданий, направленных на выявление и развитие научно­технической одаренности (1, 3, 6, 10, 11, 12),  благодаря чему одаренные дети в конце года обучения обычно набирают 60 и выше баллов. Рекомендации даются родителям в течение года и по окончанию курса. Они заключаются в предложении вариантов дополнительного образования согласно индивидуальным особенностям   ребенка:   сопровождение   проектной   и   исследовательской   деятельности;   участие   в конкурсах   опережающего   развития;   информирование   о   городских   и   дистанционных   детских хакатонах, мастер­классах, программах, олимпиадах; описание перспектив развития в разнообразных научно­технических объединениях. Заключение Таким образом, практика выявления и развития научно­технической одаренности у детей в дополнительном образовании на примере объединения «Научная игрушка» заключается в следующем.   На   начальном   этапе   оценивается   способность   к   восприятию   и   интерпретации неочевидной   и   парадоксальной   научно­технической   информации   на   позитивном эмоциональном фоне.   При текущей диагностике учитывается и стимулируется стремление к самостоятельной работе   и   вариативности,   быстрое   понимание   инструкций   и   прогностические способности.  В   настоящей   практике   применяются   задания   на   развитие   и   оценку ассоциативного   мышления,   креативности,   изобретательских   и   конструкторских способностей.   Итоговая  оценка  обязательно включает  умение и  стремление ребенка  к публичному обсуждению   своей   конструкторской   и   исследовательской   работы   –   в   свободной,   но достаточно структурированной форме.  Поддержка заключается в сопровождении конкурсной и проектной деятельности и в индивидуальных рекомендациях родителям по дальнейшему развитию ребенка. Литература 1. Вордерман К. Как объяснить ребенку науку. Иллюстрированный справочник по биологии, химии и физике [Текст] / Кэрол Вордерман. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 256 с. 2. Игрушки из чего угодно: мастерская изобретателя обучающих игрушек и популяризатора науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arvindguptatoys.com/ 3. Интерактивный научный музей «Эксплораториум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exploratorium.edu/ 4. Материалы лаборатории одаренности   Психологического института РАО   [Текст]   / Под ред. А. М.  Матюшина. – М., 2006. – 187 с.  5. Одаренный ребенок дома и в школе   [Текст]   Фактория, 2004. ­ 269 с. / А. И. Савенков.   –   Екатеринбург, У­ 6 6. Составление   программы   «Одаренный   ребенок»   в   организациях   дополнительного образования   детей:   методические   рекомендации   [Электронный   ресурс]   /   авт.­сост.   Л.Е. Вотякова, 2015. – 35 с. – Режим доступа: https://clck.ru/Fx6qP ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Одаренные дети крайне позитивно оценивают парадоксальное поведение игрушек, проявляют высокую степень любознательности и прогностических возможностей, а также стремятся к самостоятельному вариативному конструированию. 7 Приложение 2 Примеры   заданий   на   развитие   и   оценку   ассоциативного   и   мышления,   креативности, изобретательских и конструкторских способностей Стимульный   материал   представляет   собой   набор   пронумерованных   изображений   и наименований игрушек, моделей и процедур в виде карточек лото (домино), которые дети в групповой игре с участием педагога соединяют в смысловые цепочки (дергунчик и боксеры могут быть связаны термином «шарнир» – это элементарная ассоциация, воздушный шар и прыгающая лягушка могут быть   объединены   понятием   «сила   упругости»   –   это   более   сложная   связь;   выигрывает   ребенок, наиболее свободно и полно владеющий материалом. У одаренных детей обычно фиксируется (> 90 % значимых ассоциаций (в среднем – 50­60%). Изобретательская задача    Грузовик не может заехать на склад, потому что не проходит по высоте ворот. Сняли часть груза,   но   из­за   этого   облегчения   амортизаторы   (пружины)   распрямились,   оставшийся   груз приподнялся, и грузовик опять не смог въехать в ворота. По высоте не хватает всего 3 сантиметра! Что делать? Мимо проезжал на велосипеде семилетний мальчик и сразу же нашел решение! Какое? Баллы (0–3): 3 (предложил сдуть шины), 0 (не решил задачу). Одаренные дети могут предложить свое дополнительное жизнеспособное решение Головоломка  8 Головоломка сделана из двух обрезанных и склеенных скотчем пластиковых бутылок. Внутрь помещены два шарика. Нужно, чтобы шарики оказались в разных пробках одновременно. Ломать и открывать емкость нельзя.  Баллы (0–3): 3 (решил головоломку с помощью центробежной силы), 0 (не решил). Решают почти исключительно одаренные дети. Задача на креативность «Нарисуй картинку»  Приложив овал из цветной бумаги к листу чистой бумаги, ребенок должен нарисовать  законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название. Инструкция: «Постарайся нарисовать что­нибудь особенное, не как у всех». Баллы (0–2): 2 (уникальный ответ), 1 (оригинальный ответ), 0 (ответ с низкой оригинальностью:  рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура  человека). Контрольное задание  предложи свое решение). Моделирование: замена «черного ящика» «белым ящиком»  Догадайся, как устроены игрушки Шлагбаум и Улитка, воспроизведи скрытые механизмы и/или  Баллы   (0–8,   а   именно   0–4   за   каждую   игрушку):   4   (предложены   оригинальные   решения),   3 (воспроизведены   рычажно­шарнирный   и   телескопический   механизмы),   2   (воспроизведен   один   из механизмов),   1   (предложена   часть   решения),   0   (решения   нет).   Одаренным   детям   эти   задания предъявляются в форме «конструирование по условию»: сделай улитку, которая умеет прятать и высовывать голову – любым способом.    9 Шаблоны­конструкторы для презентации работ и защиты проектов  при проведении промежуточного и итогового контроля   (этот плакат сопровождает представляемую игрушку/конструкцию, сильные учащиеся могут заполнить практически все ячейки сами)  Приложение 3 Презентация  кт Прое 10 Баллы за презентацию (0–8) складываются из оценки формы (0–2) и выступления (0–6).  Форма: 0 – не заполнена, 1 – заполнены ячейки «Из чего сделано», сделан рисунок, 2 – частично заполнены остальные ячейки – «Как работает» и «Где применяется»). Выступление: 0–1: минимальный уровень (ребенок не владеет навыками объяснения, отказался выступать); 2–3: средний уровень (ребенок уверенно объясняет принцип действия изделия, пользуясь бытовой   лексикой);   4–6:   максимальный   уровень   (ребенок   уверенно   объясняет   принцип   действия изделия, пользуясь научно­технической терминологией, отвечает на вопросы, успешен на публичных мероприятиях). Баллы за проект (0–10) складываются из оценки формы (0–3) и выступления (0–7). Форма:   0   –   не   заполнена,   1   (заполнены   ячейки   «Ход   исследования»,   сделан   рисунок),   2–3 (описано, как работает, сделаны выводы) Выступление: 0–1: минимальный уровень (ребенок не владеет навыками объяснения, отказался выступать); 2–3: средний уровень (ребенок уверенно объясняет принцип действия изделия, пользуясь бытовой   лексикой);   4–7:   максимальный   уровень   (ребенок   уверенно   объясняет   принцип   действия изделия, пользуясь научно­технической терминологией, отвечает на вопросы, успешен на публичных мероприятиях). 11 Индивидуальная карта достижений  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Научная игрушка (основы)» Приложение 4 Фамилия, имя учащегося ______________________________________________________ Входной контроль Виды контроля Проме Текущ жуточн ый контрол контро ль ий ь Итоговый контроль № Оценочные материалы и баллы 1 2 3 4 5 6 7 Входная диагностика (1–10) Игра «Научно-технические понятия в игрушках» (0–1) Игра «Научно-техническое лото» (0–5) Игра-викторина «Назови простые механизмы» (0–2) Игра-викторина «Назови сложные механизмы» (0–2) Задания для оценки механической. понятливости, внимательности, креативности (0–12) Контр. игрушка для оценки практических 12 8 9 10 11 12 навыков (0–2) Фрагмент схемы из механического конструктора (0–2) Электрическая цепь (0–2) Моделирование (0–8) Презентация работ (0–8) и защита проектов (0–10) Конкурсы* (0–10) Сумма *Баллы   за   конкурсную   активность:   нет   участия   –   0   баллов,   участие   в   конкурсе   на   уровне учреждения – 1 балл, сертификат районного конкурса – 2 балла, сертификат городского конкурса – 3 балла, диплом районного конкурса – 3–5 баллов, победа в районном конкурсе – 6 баллов, диплом городского конкурса – 7–9 баллов, победа в городском конкурсе – 10 баллов.  Баллы проставляются в окрашенных ячейках.  Критерии оценки: 10) 37) низкий средний высокий 1-3 4-8 9-10 0-10 11-20 21-37 Уровень достижени й Вид контроля (возможный интервал в баллах) Входной (1- Промежуточный (0- Итоговый (1-74) 1-20 21-40 41-74 13

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019