Экологическая тропа МБОУСОШ № 12
Оценка 4.8

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
экология +1
Взрослым
23.04.2018
Экологическая тропа МБОУСОШ № 12
Публикация является частью публикации:
краеведческий конкурс-Я юный экскурсовод-краевед.docx
Краснодарский край Успенский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с. Марьино муниципального образования Успенский район КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС «Я – ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД КРАЕВЕД» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА» «Экологическая тропа МБОУСОШ №12» Работу подготовила: Кадиева Екатерина Сулеймановна, 15 лет, учащаяся 9 класса МБОУСОШ № 12 с. Марьино Успенского района Руководитель: с. Марьино 2017 год «Каждый   обязан   сохранять природу   и   окружающую   среду, бережно   относиться   к   природным богатствам». Конституция РФ В целях сохранения памяти о природном и культурном наследии своей малой родины   через   экскурсионную   деятельность   обучающихся   был   создан   проект экологическая тропа.  Причиной создания данного проекта послужила обеспокоенность и понимание нами,   школьниками,   современных   экологических   проблем   и   желание   защищать окружающую   среду.   Из   опасного   противника,   которым   природа   была   на   заре цивилизации,   она   превратилась   в   хрупкого   товарища,   требующего   нашего покровительства. Живя   в   селе,   мы   видим,   как   потребительское,   а   порой   и   равнодушное отношение   к   природе   усугубляется   с   каждым   днём:   мусор,   сломанные   деревья, разорённые   гнезда,   порушенные   муравейники.   Живая   красота   вокруг   нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались   этическими   нормами,   не   нарушали   нравственного   равновесия между   человеком   и   жизнью   природы.  Мы   считаем,   что   экологическую   культуру школьникам   позволяет   прививать   даже   школьная   территория,   которая   является одним из красивейших мест в нашем поселке. На территории школы находятся: учебно­опытный участок площадью 0,2 га. Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и   почувствовали   красоту   природы,   задумались   о   роли   человека,   о   разумном использовании природных богатств и их охране.  1.  Цель проекта: ­  формирование   целостного   представления   об   окружающей   природе, совершенствование   понимания   закономерностей   биологических   и   других естественных процессов, формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде 2. Задачи проекта: ­   формировать у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;  ­ развить интерес к опытнической и исследовательской деятельности; ­ воспитать ответственное, бережное отношение к природе;  ­ приобрести природоохранные знания и умения учащимся школы;    ­ воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине; ­ формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов. Местонахождение: Краснодарский   край,  Успенский  район,  с. Марьино ул. Школьная 4. Назначение: просвещение,   обучение,   воспитание   экологической   культуры. Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Краткое   описание   границ   маршрута: учебная   экологическая   тропа расположена на территории сельской школы с. Марьино, что дает неограниченные возможности   для   учебной   деятельности   и   позволяет   развивать   у   детей   навыки практической и  исследовательской работы без особых организационных усилий. Адресность: С   образовательными   целями   экологическая   тропа   может использоваться   для   проведения   занятий   с   учащимися   разных   возрастных   групп: младшими   школьниками   (1­4   классы)   –   для   уроков   природоведения,   первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5­8 классы) – для уроков биологии растений, грибов, лишайников, животных, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9­11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников.  Состояние   живой   природы   меняется   в   зависимости   от   времени   года,   одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе.  Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами   дополнительного   образования   и   школьными   учителями   в   целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов. Тропа,   как   источник   биологического   материала,   может   использоваться   для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников,   насекомых,   пресноводных,   ракообразных   и   других   беспозвоночных. Собранный   здесь   материал   может   в   дальнейшем   использоваться   на   уроках   и дополнительных  занятиях как  наглядное пособие. Существует возможность  сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок. Работа по созданию школьной экологической тропы началась с пристального изучения   местности.   Когда   маршрут   был   определён,   мы   подготовили   паспорт экологической   тропы,  составили  карту­схему  с  обозначением  всех   имеющихся  на местности объектов экскурсии (рисунок 1). На маршруте подобраны 8 станций, где предусмотрены остановки для показа  интересных объектов и рассказа о них. Рисунок 1 – Карта­схема экологической тропы МБОУСОШ №12 Описание экскурсионных объектов на маршруте:  ­ Станция № 1 – «Ивовый сквер» ­ Станция № 2 – «Фруктовое королевство» ­ Станция № 3 – «Дендрарий»  ­ Станция № 4 – «Вековой платан» ­ Станция № 5 – «Цветочный конструктор» ­ Станция № 6 – «Фитопарк» ­ Станция № 7 – «Сосновый биогеоценоз» ­ Станция № 8 – «Туристический бивуак» Станция № 1 «Ивовый сквер»   Рисунок 2 – Станция № 1 «Ивовый сквер» «Ивовый сквер» (рисунок 2) был заложен выпускниками 11 класса МБУСОШ №   12   в   2015   г.   Пока   саженцы   подрастают,   дети   занимаются   теоретическими исследованиями по уходу за красивейшим  растением, потому что уже через 2 года здесь  будет  прекрасное  место для прогулок,  вдоль дорожек  будут  располагаться деревянные скамейки, а в воздухе будут раздаваться голоса певчих птиц.  Как   уже   выявили   ребята,   извилистая   ива   известна   как   форма   Матсуды   и уральская.   Матсуда   наделена   спиралевидными   побегами,   у   которых   слегка закручивается  листва. Особенно ей досаждают морозы. По этой причине извилистую иву Матсуды следует высаживать в укромных от ветров местах и укрывать на зиму. Это ивовое деревце любит хорошее освещение. Если дерево не укрыть на зиму, оно может   обмерзнуть   до   уровня   снежного   покрова.   При   создании   дереву   хороших условий, оно сможет достичь 3,5 метров в высоту. Станция №2 «Фруктовое королевство» Рисунок 3 – Станция № 2 «Фруктовое королевство»   Фруктовое   королевство   (рисунок   3),   насчитывающий   более   15   видов различных   фруктовых   древесных   растений,   используемый   для   витаминизации детского   питания   в     школьной   столовой.  В   саду   мы   проводим     проектную деятельность  по  изучению правил обрезки  деревьев и кустарников, биологической защиты от вредителей,  исследуем влияние атмосферного воздуха, качества воды на рост   и   развитие   растений.  Каждый   год   старшеклассники   сажают   новые   саженцы, поливают   их   в   период   малого   количества   атмосферных   осадков,   осуществляют прикорневую санитарную обработку. Станция №3 «Дендрарий» Дендрарий основан в 1980 году. На его территории произрастают и растения, занесенные в Красную книгу, такие как лавровишня лекарственная, можжевельник вергинский,   софора   японская,   тис   ягодный,   самшит   колхидский,   и   большая коллекция хвойных древесных растений (ель, сосна, пихта), всего 70 экземпляров. Дендрарий   используется   как   для   проведения   исследовательской   и   практической деятельности   так   и   является   прекрасном   местом   отдыха   детей.   На   территории дендрария   ежегодно   проходят   акции   «Помоги   птицам»,   «Скворечник»,     «Живи дерево»,  «Зона отдыха из природного материала», «Лесной ландыш» и др. (Рисунок 4)  Рисунок 4 – Станция № 3 «Дендрарий» Станция №4 «Вековой платан» Рисунок 5 – Станция № 4 «Вековой платан» Платановая аллея была заложена первыми выпускниками  школы в 1981г. В старину люди называли платан восточным «кленом», поскольку его листья имеют сходство с кленовыми листьями (рисунок 5). В отличие от клена у платана более длительный срок жизни и более крупные размеры. Он относится к одним из самых крупных   деревьев   на   нашей   планете.   Платан   восточный   является   высоким листопадным деревом. В среднем ствол достигает высоты 25–30 метров, окружность ствола   до 12  метров  в  диаметре. На   Востоке   это   дерево   называют   чинара,  что  в переводе   означает   успех   и   долголетие.  Платановая   аллея   имеет   для   учеников большое практическое и биологическое значение. Ежегодно в школе проходят акции «Кормушка для птиц», «Скворечник». Дети своими руками мастерят скворечники. Из   плодов   платана   ученики   делают   разнообразные   поделки,   а   осенью   и   весной проходит  акция «Весенний  тюльпан». Все  это  помогает  привлечь  детей  к  охране природы,   способствует   расширению   их   кругозора,   воспитывает   любовь   к   труду, малой Родине, приобщает к красивому. Станция № 5 «Цветочный конструктор» Рисунок 6 – Станция № 5 «Цветочный конструктор» «Цветочный   конструктор» состоит из 6 отдельных клумб, в центре которых расположился  красивый каменный цветок в виде  ромашки (рисунок 6). Лепестки ромашки   покрыты   разнообразной   цветочной   растительностью:   портулак декоративный, тюльпан весенний, нарцис полный, агиратум, примула, виола, юкка. Реализуются акции «В мире цветов», «Самоцветы», «Пестики и тычинки», «Роза­ королева   клумб».   Со   всех   сторон   ромашку   окружают   ее   лепестки   ­теперь   уже большие   клумбы   с   великолепно   пахнущими   розами.Другие   пестреют   богатой окраской   однолетних   растений,   таких,   как   герань,   колеус,     петунья,   бархатцы, агератумы, сальвии.  Станция № 6 «Фитопарк» Гордость  МБОУСОШ № 12 – фитопарк с «сухими» ручейками (рисунок 7), цветочными   клумбами,   островками   лекарственных   растений   и   животворящим фонтаном, дающим прохладу и свежесть окружающим в знойную летнюю жару. Он был основан в 2005 году  силами учащихся, родителей и педагогического коллектива. В 2012 году учащимися школы оборудована на территории фитопарка зона отдыха «Атамань», которая имеет краеведческую направленность. На территории фитопарка создана   эколого­познавательная   тропа   для   учащихся   1­4   классов,   на   которой педагоги   с   учащимися   проводят   практические   занятия,   экскурсии, исследовательскую работу, учебные и внеклассные мероприятия. Здесь собрана уникальная  коллекция  лекарственных  растений и кустарников села Марьино: подорожника большого, одуванчика лекарственного, мать­и­мачехи обыкновенной, мелиссы, чабреца, валерианы обыкновенной, шалфея лекарственного, столетника,   ландыша     майского,     горца   птичьего,   мяты   перечной,   пустырника, календулы   лекарственной,   душицы обыкновенной, зверобоя,       рябины красной, калины   обыкновенной,   боярышника   черного   и   кроваво­красного,   облепихи крушиновидной,  малины. Рисунок 7 – Станция № 6 «Фитопарк» Благодаря созданной коллекции, учащиеся знакомятся с правилами сбора и хранения лекарственных трав, их назначением и правильным  использованием.  Также   в   фитопарке   руками   детей   созданы   извилистые   клумбы   цветочных растений   с   коллекцией   живых   ковров   флоксов   (флокса   шиловидного   и   флокса раздвинутого),   птицемлечника   зонтичного,   петунии   обыкновенной,   нарциссов, миниатюрных  хризантем, разноцветных ирисов, канн, первоцветов.            Фитопарк – это одновременно и место отдыха  школьников и педагогов, и место приобщения  к прекрасному,  и богатая  дидактическая  база  для  проведения уроков биологии и окружающего мира.  Станция № 7 «Сосновый биогеоценоз» Рисунок 8 – Станция № 7 «Сосновый биогеоценоз» Сосновый   биогеоценоз   представляет   собой   сосновую   аллею   (рисунок   8), посаженную   первоклассниками   1980г.   Сосны   являются   эндемиками   МБОУСОШ, насчитывается   около   20   хвойных.   Так   как   территория   богата   чистым,   хвойным воздухом, «Уютный дом» является одной из  любимых зон отдыха детей и педагогов. Здесь ребята проводят исследовательскую работу,  акцию «Мир хвойных растений», практическую деятельность по посадке новых растений, акцию «Помоги природе». Остановка № 8 «Туристический бивуак» Рисунок 9 – Станция № 8 «Туристический бивуак» Это место размещения нашей  исследовательской группы, наш привал (рисунок 9). Здесь мы научились исследовать местность, разжигать костер, ставить палатку, а также научились определять стороны света по деревьям и сходили вместе в поход. Мы считаем, что практическая значимость от реализации проекта «Школьная экологическая   тропа»   состоит   в   том,   что   мы   расширили   и   пополнили   свои экологические знания. Работа на экологической тропе позволит повысить уровень экологической   ответственности   и   экологической   культуры.   А   самое   главное,   мы почувствовали свою значимость и пользу в деле охраны природы.  Подводя   итоги   участия   в   данном   проекте,   мы   отметили,   что   эта   работа заставила нас по­новому взглянуть на проблему благоустройства, оценить фактор среды, оказывающий огромное влияние на формирование мировоззрения человека. Прекрасной быть должна Земля – Она у всех у нас одна. А мы – хозяева Земли И охранять её должны. Под небом зашумят леса, Не смолкнут птичьи голоса. И торжество природы Благословят народы. Список литературы 1. Большая энциклопедия живой природы. – Москва, «Махаон», 2006. 2. Экология и жизнь. ­ № 2. – 2006. 3. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. – М, 1995. 4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа.­ М., 1998. 5. Попова   Т.А.   Экология   в   школе.   Мониторинг   природной   среды. Методическое пособие. «Творческий центр». Москва, 2005. 6. Захлебный   А.Н.   На   экологической   тропе   (опыт   экологического воспитания).­ М.: Знание, 1986. 7. Журнал «Биология в школе». №8, 2006.

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12

Экологическая тропа МБОУСОШ № 12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018