Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
ФИЗПАУЗЫМИНУТКИ
Современные педагогические технологии уделяют повышенное внимание
проблеме здоровьесбережения детей. Поэтому на каждом кружковом занятии,
проводимом в форме лекции или беседы, обязательно нужно применять
разнообразные короткие разминки. Кроме забавных стишков и традиционных
физических упражнений хорошо использовать разминкиигры (если позволяют
размеры помещения, конечно). Лучше всего для этого выводить ребят на
свежий воздух или хотя бы распахнуть окна. Самой подходящей формой
физпаузы была бы пятиминутная аэробика под музыку.
Важен собственный творческий подход педагога: от его личной
изобретательности и эрудиции зависит занимательность таких разминок.
Арсенал специальной литературы стал велик настолько, что им стало
затруднительно пользоваться. А ведь достаточно обратиться к наследию
литературной классики – советской детской поэзии. Здесь вас может
выручить даже собственная эрудиция – незачем бегать по библиотекам,
смешные детские стихи сами собою всплывают в памяти: написанные
великими мастерами слова К. Чуковским, С. Маршаком, А. Барто, Б.
Заходером, Д. Хармсом и другими, они отточенно изящны, безупречны в
филологическом отношении и глубоко гуманистичны по содержанию, что
выгодно отличает настоящую поэзию от низкопробных слоганов, агрессивно
пропагандируемых СМИ.
Чем позволять детям, расслабляясь, просто шалить и срывать план
занятия, не лучше ли направить детскую активность в нужное русло?
Вот несложная технология прикладного применения советской детской
поэзии в экологическом воспитании.
Для физпаузминуток по каждому разделу подбираем подходящие
четверостишия по этой теме, например, для темы «Лесная экосистема» берем
считалку С. Маршака:
Заяц серый и косой,
Не ходи гулять босой!
Лапочки закутай
И ходи обутый!
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет его медведь,
И лисе – не одолеть!
После каждой строчки вводим рефрен – команду для детей: «Прыгскок!»
или «Обернемся!», «Нагнемся!» Вот вам и физпауза. Вряд ли советскийклассик обиделся бы на такое обращение со своим произведением, это же
ради здоровья детей.
Разнообразие физпауз и соответствие их темам занятий введет элемент
новизны, а возможно, и воодушевит ребят на изобретение новых движений. Да
еще ведь можно объявить конкурс на лучшее исполнение – сольное или
дуэтом. Вы превратите тогда разминку в веселое соревнование!
Физпаузы о видах деревьев хорошо помогают запомнить названия самих
деревьев. Конкретные тексты физпауз, «аранжированные» для применения на
занятиях экологического кружка.
Физпаузыминутки
CУРИКАТЫ
Мы отважные ребята, раздва!
(Маршируем.)
И зовут нас сурикаты, раздва!
Прежде, чем у норки сесть,
Надо зорко посмотреть.
(Вертим головой.)
Нас добыча ожидает, раздва!
Или волк подстерегает? Раздва!
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики! Прыгскок!
Надо прыгать высоко,
И красиво, и легко! Прыгскок!
А теперь покушаем,
Тишину послушаем: тррр…
СЛОН
Весит слон много тонн. (Шагать на месте.)
Тонна – ушко, (Тронуть ухо.)
Тонна – ножка! (Отставить в сторону.)
Вот так крошка! (Хлопнуть в ладоши.)
НАШИ НЕЖНЫЕ ЦВЕТКИ
Наши нежные цветки (Потянуться.)
Раскрывают лепестки (Руки вверх, развести.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. (Сомкнуть руки.)
Ветерок стихает, (Руки опустить.)
Сладко засыпает. (Голову на плечо.)
СВЕРЧОК
Чокчок, червячок,
В чистом поле
Жил сверчок: прыгскок!
Ночью прыгал, пел и ел, (Присели.)
Днем под камушком сидел: трр…
СНЕЖИНКИ
Нежные пушинки – белые снежинки!
Полетали, покружились
И на землю опустились. (Присели.)
Прижались друг к дружке,
Как пух на подушке…ОБЕЗЬЯНЫ
Лучшие качели – гибкие лианы!
(Дети, положив друг другу руки на плечи,
сидя, раскачиваются.)
Это с колыбели знают обезьяны.
(Дразнят друг друга.)
Кто весь день качается (да, да, да!),
Тот не огорчается никогда!
(Хлопают в ладоши над головой.)
СВИРИСТЕЛИ
Прилетели свиристели
И на веточки присели. (На корточки.)
Их увидел Васькакот,
Берегись! А то найдет! (Вертим головой.)
Он крадется, не зевай!
Быстро с ветки улетай! (Подняться.)
МЕД И МИШКА
Мишка к меду потянулся,
Раздватри!
Встал на цыпочки, прогнулся,
Раздватри!
Рой пчелиный загудел:
Жжжжжжжжжж
Храбрый Мишка сразу сел!
Бух!
СОВА
Совушкасова, большая голова,
На суку сидит, (Прижали кулачки.)
Головой вертит, (Вертим головой.)
Не моргнув, глядит:
Угу! Угу!
МОРОЗ
Я мороза не боюсь!
(Победный жест – руки вверх.)
С ним я быстро подружусь!
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос...
(Трогают себя за нос.)
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и играть!
(Прыгают на месте.)
ТОПОЛЬ
Возле нашей школы (Руки вверх.)
Высоковысоко (Встать на цыпочки.)
Выше всех деревьев (Раскачиваясь.)
Вырос стройный тополь!
(Хлопнем в ладоши.)
ВЯЗ
Раздва! Раздва!
(Встать, руки над головой «в замок».)
Колет старший брат дрова!
(«Рубим дрова».)
В чурбаке топор увяз:
Не расколешь вязкий вяз!
КЛЕН
Ветер дерево качает, (Руки вверх.)
Влевовправо наклоняет:
Раз – наклон! И два – наклон!
Зашумел листвою клен.
(Тряхнуть кистями.)
ТУЯ
Встать, руки вытянуть вперед
и, разводясводя их по вертикали,
приговариваем:
Как закладочку в книжку кладу я
Вечнозеленую веточку туи!
ЯСЕНЬ
ДУБЯсный ясень, ясный ясень, (Встать.)
Ясень строен и прекрасен!
К солнцу ветви протянул! (Потянуться.)
С листиков росу стряхнул!
(Тряхнуть кистями.)
Пила пилила дуб, дуб! (Двое берутся
за руки, встав лицом друг к другу
и изображают двуручную пилу,
двигая руками поочередно.)
Поломала зуб, зуб!
Не пили, пила, дуба на дрова!