«Что было бы, если из леса исчезли…»
Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Экологические игры
Играем вместе с детьми
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями?
А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А
если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные
растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут
обходиться.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает.
Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети открывают
глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 45 раз. Можно с
каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его
листьями.
Ход игры: на стол выкладываем две ветки: на одной – плоды и листья одного
растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья
крыжовника, а плоды груши) Задаём вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?»
ребёнок исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Цветочный магазин»
Можно поиграть с ребенком в магазин.
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный
цветок среди других. Научить группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.
Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает
понравившиеся лепестки, называет их цвет, и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний,
летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Рассказывает родитель:
Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста,
огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа (поочерёдно выставляет на
стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много
желающих, оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско
моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в
моём пооммиидоорр».
Как ты думаешь, какие овощи откликнулись на его призыв? Ребенок называет,
выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и
объясняет, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки сизображением названных овощей передвигаются поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой.
Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия,
никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить
условие.
Помидор согласился: «Будь, повашему! Приходите теперь те, в названии которых
столько же частей, сколько и в моём».
Как ты думаешь, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в
слове помидор и в названии оставшихся овощей. Отвечающий подробно поясняет,
что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов.
Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как ты думаешь, почему? объясняет, что
количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
Распределение плодов по цвету
Предлагаем ребенку распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды
с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж
(например, ВиниПух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую
грушу кладёт к зелёным плодам. Ребенок доброжелательно и деликатно указывает
на ошибку медвежонка, называет оттенки цвета: светлозелёный (капуста, ярко
красный (помидор) и т. д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Взрослый предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно
блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание:
распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое –
несладкие. Пятачок радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение
заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и
всё сладкое!» «пятачок, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит
воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я
разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие
животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы
поиграем в игру «Четвёртый лишний»
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.