Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.
экомероприятия.docx
Экологические мероприятия в школе: темы, сценарии. Экологический
праздник
Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться
обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут
оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме.
Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о
взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе
важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.
ФГОС
Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в
обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе.
По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно
нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию.
Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а
также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.
Поэтому цель образовательноэкологической программы – сформировать у
школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к
здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе
ценностных ориентаций. Потому что все они – будущие члены общества. И лишь люди с
правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из
той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.
Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму
их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы,
лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой
масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.
Беседа с учениками младших классов
Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить
внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям,
чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих
целей, которые заключаются в:
Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
Воспитании бережного отношения к природе.
Развитии индивидуальных способностей школьников.
Формировании познавательных интересов.
По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является
наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести,
что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора – это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в
данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.
Творческий подход
Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть
интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет
добавить уроку разнообразия.
Есть отличная идея – воображаемое путешествие по экологической тропе.
Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию.
После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны
демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём.
Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жилбыл лес. И обитали в нём весёлые,
задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними
познакомимся! Кого вы узнали?» при этом нужно переключать слайды с изображением
различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень,
волк и т. д.).
Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в
лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не
хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему.
Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А
дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать
вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в
тоскливое и страшное место».
Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд – с
вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными
водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством
визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и
к чему может привести человеческая безалаберность.
Вопросы и задания малышам
Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными
и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без
взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.
По завершении сказкипрезентации, приведённой в пример выше, учитель должен
будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу
никто не живёт. Ответ прост потому что человек его разрушил. Если школьники это
усвоили, то можно приступать к заданию – к «миссии» по воображаемому восстановлению
экосистемы леса. Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут
«высаживать», а на обратной стороне карточек – загадки. Ученикам нужно их отгадать,
чтобы узнать название. Например:
Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане!
(Ответ: берёза).
Увидал в лесу ягодукрасу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру
листовой (ответ: дуб).
Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны
подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого
справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же
задание, но связанное с птицами и зверями.
Классный час для старшей группы
Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий
экологического мероприятия. Его цель – сформировать у детей негативную нравственную
оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать
отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому
людьми к нашей среде обитания.
Задачи следующие:
Расширить представления детей об экологических законах.
Повысить интерес к природе.
Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
Пробудить желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Пропагандировать экологические идеи.
Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную
подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:
Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально
каждому).
Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на
тему охраны экосистемы.
Сочинить стихотворения.
Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его
начать.
Законы экологии
В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным
языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:
Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию
куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В
скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли.
Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных
птиц. Это и предотвращало эпидемии.
Закон №2: «Всё должно кудато деваться». Сжигать или закапывать мусор –
не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и
воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и
заболеваниям людей.
Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае
было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали
сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество
насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай
стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои
поступки.
Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают
«улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В
природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть
отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт
те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в
экосистеме. И загрязняют её.
Если включить такой информационнопознавательный блок в сценарий
экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и
продуктивным.
Турнир для старших классов
Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (911е
классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет
отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше
участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.
Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5
балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической
тематике.
Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки.
Дадут ответ с первой – получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки – им
начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей – получат 2 балла. Если же будут задействованы
все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:
1) Оно живёт до 2 000 лет.
2) Ствол в воде не гниёт – лишь крепчает и чернеет.
3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки. 4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.
Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить
следующие подсказки:
1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.
2) Из него получаются самые хорошие дрова.
3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.
4) Это – русское дерево.
Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать
экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным,
интеллектуальным и полезным.
Природа как универсальная ценность
Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием
экологической направленности в школе. Его цель – определить, в чём именно заключается
истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить
у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную
ответственность за сохранность экосистемы.
Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с
описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия
и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример
карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их
порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет
правильным ответом.
Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со
стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились
Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:
Средняя стоимость услуг биосферы равна ~33.27 триллиона долларов в год.
Реки и озёра – 1.7 трлн $.
Морские экосистемы – 21 трлн $.
Тропические леса – 3.8 трлн $.
Сухопутные экосистемы – 12.3 трлн $.
Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на
самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное – их
информативность и практичность.
О негативном воздействии Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической
безопасности в школе. Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о
допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов
экоопасности на человека и окружающую среду.
Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду,
контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с
мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться
особый интерес – заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных
мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.
День Земли
Это большой экологический праздник, дата которого – 22 апреля. Поэтому и
мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в
себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас
принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна
из них называется «Украсим мир вокруг себя».
Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников
и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с
учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками
распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только
внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, – удастся продемонстрировать
детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты
прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой
экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.
Экологические мероприятия в школе
Экологические мероприятия в школе
Экологические мероприятия в школе
Экологические мероприятия в школе
Экологические мероприятия в школе
Экологические мероприятия в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.