«Экологические сказки для малышей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Методика использования экологических сказок включает несколько этапов:
– обсуждение со старшими дошкольниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц) и др.;
– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;
– сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
– сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в микрогруппах и дома с родителями);
– красочное оформление своих произведений;
Среди интересных приемов – инсценирование фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.
Для поддержания интереса используются экологические тренинги по содержанию изучаемой экологической сказки (например: «Я дерево, мои руки – ветки»), иллюстрирование («Сказка, я тебя рисую»), рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек-малюток, самостоятельное сочинение сказок на выбранную тему, старая сказка на новый лад, «перевирание» сказки, продолжение начатой сказки, сказка «наизнанку», что было бы, если... и т.п.В файле представлены экологические сказки для детей дошкольного возраста.
Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Экологическая сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой
студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая
ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага
белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и
зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало
овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки
Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке
спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал
под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам
на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из
соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими
прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и
присоединился к мальчишкам.
•
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и
камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый
весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и
он давно мечтал подружиться с ними.
•
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми
мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее
приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными
камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. Когда
Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к
нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими
крыльями и яркие бабочки.
- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят? Бабочки и стрекозы
закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они
порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма
закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько
мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом
расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-
голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень
захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле
глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не
журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно
глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев
больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно
стрекоз, шмелей, бабочек.
– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
•
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: - Артёмка!
Где ты? - Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой
страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно
выслушал внука и предложил: - Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то,
что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и
Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на
солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и
птиц, и деревья, и травы.
Вопросы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
случилось?
•
Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?
С кем Артём ходил за водой на родник?
Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?
Чем занимались Андрей и Петя?
Какой вред приносят природе такие игры?
Почему Артёму приснился необычный сон?
Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
Кто помог Артёму исправить ошибку?
Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что
Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?Экологическая сказка «Дождевой червяк»
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры,
но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек,
червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке. Летом
дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось,
сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом
хлынул проливной дождь. Дети спрятались от дождя на веранде и стали
смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали
большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких
радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и
отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые
ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих
струй. В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём
выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и
червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на
ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но
та в страхе отшатнулась и закричала: - Володька! Брось сейчас же эту
гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные –
скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на
землю и побежал за Наташей.
•
•
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие
глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много
пользы мы приносим их огороду».
•
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими
ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего
огорода. - Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья. -
Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься,
рыхлишь землю – и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как
Наташа назвала его противным и гадким. - Какая неблагодарность! –
возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем
землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений
поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и
совсем засохнуть. И знаете, что предложил молодой и решительный
червячок? - Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий
садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Червяки прорыли
Хорошо ли поступили дети?
А вы боитесь дождевых червей?
Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сначала люди не
заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках
почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а
стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? –
вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения
сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил,
что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. - Куда же делись
наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть
дождевые черви уползли к соседям? - Папа, почему ты назвал червяков
помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные!
Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав
попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа
пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий
ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья
вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать
растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и
уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
•
•
•
•
•
•
•
огород?
•
Где Володя и Наташа отдыхали летом?
Кто появился на грядках в огороде после дождя?
Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?
Почему червяк Верми обиделся на детей?
Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?
Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?
Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в
Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?