Экологическое образование младших школьников.
Нельзя отложить заботу о вечном и важном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения всех элементарных нужд.
В.И. Вернадский
Внеклассная работа является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся после урочной и факультативной форм работы. Это связующее звено между двумя блоками «Я знаю» и «Я умею», т.к. предполагает закрепление полученных знаний на уроках и факультативных занятиях, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности. Кроме того, внеклассная форма работы способствует привлечению родителей к организации и проведению экологических мероприятий. Такая совместная деятельность «учитель – дети – родители» создает благодатную почву для осуществления единства взглядов и требований, что, несомненно, способствует повышению уровня обученности и воспитанности каждого ребенка. Родители имеют возможность наблюдать, какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми, чтобы добиться прогнозируемых результатов.
В качества примера – одна из форм внеклассной работы - «Экологическая неделя». Цель мероприятия – углубление экологических знаний школьников и формирование культуры поведения в природе.
Создаются благоприятные условия для формирования у детей таких положительных качеств личности, как любознательность, наблюдательность, взаимопомощь. Во время проведения «Экологической недели» в классе с помощью родителей и библиотекаря организуется выставка книг об охране природы, о растениях и животных, о сезонах года.
Класс делится на две команды (можно привлечь учащихся других классов). Желательно создать команду из родителей, т.к. совместное проведение таких мероприятий улучшает микроклимат в семье и повышает уровень экологической информированности не только детей, но и взрослых. Задания для проведения конкурсов готовятся заранее. Игра-путешествие начинается по сигналу. Команды «путешествуют» по станциям согласно маршрутным листам, которые получают капитаны команд. В процессе выполнения заданий команды получают элементы картины-аппликации «Знай, люби, береги!», которую они должны собрать в итоге. Выигрывает та команда, которая принесет на общий стенд больше всех деталей.
Вариант программы «Экологической недели».
1-ый день. Открытие недели: общий сбор, объяснение целей и задач, инсценировка экологической сказки («Путешествие Лучика», «Лесная сказка»).
2-ой день. Конкурс чтецов «Любимые стихи о природе», конкурс рисунков на тему: «Охранять природу – значит любить свою Родину» (по 3 человека от каждой команды).
3-ий день. Заседание клуба «Почемучка» (команды готовят интересные вопросы для обсуждения). Устный журнал «Красная книга Смоленского края».
4-ый день. Конкурс-концерт «Птичий базар» (2 номера художественной самодеятельности от каждой команды, связанных с жизнью и охраной птиц).
5-ый день. Игра-путешествие по станциям. Во время путешествия дети выполняют задания.
- «Творческая станция».
Задание: выполнить творческую работу из природного материала; из деталей собрать
кормушку для птиц; выпустить тематическую газету.
- «Зоологическая станция».
Задание: определить диких и домашних животных; расселить лесных жителей в домики;
рассказать об образе жизни и повадках любого животного.
- «Ботаническая станция».
Задание: определить, с какого дерева лист; рассказать в 2-3 предложениях об этом дереве;
«разбери корзинку» (в корзине лежат ягоды, фрукты, овощи, грибы, орехи. фрукты сложить в 1-ю корзину, овощи – во 2-ю, а лишние убрать).
- «Экологическая станция».
Задание: составить плакаты – обращения на тему «Береги природу!»;
- «Театральная станция».
Задание: спеть песню или рассказать стихотворение о природе; изобразить любое животное с помощью мимики и жестов; разыграть миниатюру на экологическую тему.
6-ой день. Закрытие недели. Проведение однодневного похода. Подведение итогов, награждение активных участников.
Эта форма работы с детьми интересна, увлекательна, повышает их экологическую грамотность. Выводы не навязываются ученику, а органично вытекают из всего, что он увидел, услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на практике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.