Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Оценка 4.8

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности

Оценка 4.8
docx
04.10.2024
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
palchikovye-igry-1.docx

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности

Введение.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.

Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;

Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;

Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

Развивать первоначальные географические представления;

Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;

Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить тематическое планирование проведения наблюдений (приложение 1) в соответствии с изучаемой темой раздела программы «Ребенок познает мир природы» .В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.

Основная часть

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний.

Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.

Методическая разработка основана на принципах:

- принцип амплификации;

- принцип системности;

- принцип научности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип региональности.

Структура детского экспериментирования

Целеполагание

Выдвижение гипотез

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

Проблемная ситуация

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента:

Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать:

решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,…);

постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…);

поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;

наблюдения (экскурсии, длительные опыты…);

работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);

систему игровых технологий (см. Приложение №3),;

чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».

Совместная деятельность воспитателя и детей:

- диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная);

- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;

- целевые прогулки на природе;

 

- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);

- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- создание книг-самоделок;

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

- задания для самостоятельных наблюдений в природе;

- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;

- разные виды игр;

- экспериментирование;

- уход за растениями и животными в уголке природы;

- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.

Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.

Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает:

более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др)

огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;

аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб.

Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы:

натуральные объекты живой и неживой природы;

иллюстративные пособия;

вспомогательные приборы и оборудование.

В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.

Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.

Заключение

В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.

Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» и методики Л.Н.Прохоровой и В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.

Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.

 

Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности.

Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, частично проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого.

Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Стремится проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Использование в работе с детьми опытно-экспериментальной деятельности позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развитие толерантности, нравственные качества, чувство сопереживания и ответственности. Таким образом, по результатам диагностики наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора.

 

 

 

Приложение 1

 

Календарный план проведения наблюдений

 

Время года

 

Месяц

 

Наблюдения

 

Осень

 

Сентябрь

 

«Коли ясно, то и осень прекрасна»

 

• «Туман»

 

• «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»

 

• «Что такое заморозок?»

 

• «Ветер веет на просторе»

 

• «Сентябрь – вечер года»

 

• «Высота стояния солнца движение его по небосклону»

 

• «Звездное вечернее небо»

 

• «Вытканы из кружев»

 

«Птицы - облака»

 

• «Что такое осадки?»

 

• «Вольный ветер»

• «Какая сегодня погода»

• «Цветы на клумбе»

• «Листья желтые летят»

• «Труд взрослых на огороде»

• «За грибами в лес пойдем»

• «Насекомые»

• «Почему птицы улетают на юг?»

• «Домашние животные»

• «Большой муравейник»

 

Октябрь

 

• «Что ни день, то раньше вечер, а светает все поздней»

• «Грустный дождик»

• «Чудесная кладовая»

• «Почему воздух стал холодным?»

• «Снег в октябре»

• «Камни в природе»

• «Овраги»

 

• «Сундучок от белочки»

• «Осмотр детского участка. Игра «Следопыт»»

• «Аптекарьский огород»

• «Листопад, листопад, лес осенний конопат»

• «Ягода - черника»

• «Деревья и кустарники»

• «Раз – хвоинка, Два - хвоинка»

• «Как деревья готовятся к весне?»

• «До чего красива осенью осина»

 

• «Улетают журавли»

• «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

• «Зимующие птицы: чечетки, свиристель»

• «Воробьи осенью»

 

Ноябрь

 

«Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»»

 

«Что увижу я вокруг?»

• «Стали дни короче, солнце светит мало»

• «Ветер великий в природе работник»

• «Почва – кормилица наша»

• «Воздушный океан»

• «Дождь и снег»

• «Снежные тучи»

• «Серебряная осень»

• «Задумчивая осень»

• «Тополь»

• «Лопух, большой репей»

• «Житель Севера - снегирь»

• «Как птицы летают?»

• «Как птицы маскируются?»

• «Галка и ворона»

• «Воробей и голубь»

• «Желтогрудая синичка»

• «Зачем кошка точит коготки?»

 

зима

 

Декабрь

 

«В декабре, в декабре»

• «Что такое Солнце?»

• «На что похожа Луна?»

• «Сколько звезд на небе?»

• «Декабрь – хмурень»»

• «Снег ложится белый, белый»

• «Спасибо, Мороз, что снегу принес»

• «Чьи следы?»

• «Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега»

• «Прогноз погоды»

• «Как создаются приметы погоды?»

• «Овраг зимой»

• «Зимнее чудо – деревья в снегу»

• «Плачутся воробушки, что весна не скоро»

• «Птичья столовая»

• «Прилетайте к нам друзья»

• «Вышит снег красивой строчкой»

• «Следы зверей»

• «Озябли пташки малые»

 

Январь

 

«Мороз Воевода дозором обходит владенья свои»

• «Зимнее небо»

• «Ясный январский денек»

• «Луна – спутник Земли»

• «Звезды мерцают»

• «Январь лютый»

• «Куда дует ветер?»

• «Проказы матушки-зимы»

• «Очарование снега»

• «Светло-пушистые снежинки белые»

• «Откуда узоры на окнах?»

• «Блестя на солнце, снег лежит»

• «Иней - целый мир из серебра»

• «Лед, снег и вода»

• «Метель танцует, кружит»

• «Как зимуют деревья?»

 

Февраль

 

«Февраль - бокогрей»

• «Солнце яркое, солнце теплое»

• «Луна и звезды»

• «Дуют ветры, дуют буйные»

• «Вьюга поднялась»

 

• «А во дворе метелица»

• «Почему середину февраля называют «сретенье»

• «Тайна снега - наст»

• «Снего-снего-снегопад»

• «По дороге с облаками»

• «Голубой шатер»

• «Откуда берутся сосульки?»

• «Почему происходит смена дня и ночи?»

• «Деревья зимой»

• «Отчего у березы ствол белый»

• «В лесу стоят осины»

 

весна

 

Март

 

«Весна шагает»

• «В весеннем небе облака»

• «Звездочки ясные, звезды высокие»

• «Солнце дарит всем весну»

• «Еще неделя пролетит, и март капелью зазвенит»

• «Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла весна»

• «Весеннее тепло»

• «Первые проталинки»

• «Влажный, серый снег»

• «Уж тает снег»

• «Какая сегодня погода?»

• «Текут ручьи»

 

Апрель

 

«К нам пожаловал апрель»

• «Ослепительное солнышко»

• «А куда же ветер делся?»

• «Дождик, дождик, что ты льешь?»

• «Полезные ископаемые»

• «Земля – матушка, а Солнце - батюшка»

• «Весенние воды»

• «Зима спряталась в овраге»

• «Ледоход»

• «Зачем деревьям и кустам стрижка?»

• «Солнышки на траве»

• «Где найти мать-и-мачеху?»

• «Что такое гусиный лук?»

• «Ива, верба и ольха»

• «Почему у лиственных деревьев только весной набухают почки»

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2012. – 319

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебно-воспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007.

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.

Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.

Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.

Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С.118-195.

Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.

Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.

Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104 с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы): Метод.пособие/ Сост. И ред. Т.В.Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.

Методические рекомендации к программе «Детство»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни (электронный ресурс)- http://dohcolonoc.ru/

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (электронный ресурс)- http://allbest.ru/


 

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности

Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;

Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;

Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт

Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт

Возникновение новой гипотезы

Возникновение новой гипотезы

Самостоятельная деятельность детей: - задания для самостоятельных наблюдений в природе; - создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; -…

Самостоятельная деятельность детей: - задания для самостоятельных наблюдений в природе; - создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; -…

Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы: натуральные объекты живой и неживой природы; иллюстративные пособия; вспомогательные приборы и…

Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы: натуральные объекты живой и неживой природы; иллюстративные пособия; вспомогательные приборы и…

Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности:

Календарный план проведения наблюдений

Календарный план проведения наблюдений

Высота стояния солнца движение его по небосклону» • «Звездное вечернее небо» • «Вытканы из кружев» «Птицы - облака» • «Что такое осадки?» • «Вольный ветер»…

Высота стояния солнца движение его по небосклону» • «Звездное вечернее небо» • «Вытканы из кружев» «Птицы - облака» • «Что такое осадки?» • «Вольный ветер»…

Грустный дождик» • «Чудесная кладовая» • «Почему воздух стал холодным?» • «Снег в октябре» • «Камни в природе» • «Овраги» • «Сундучок от белочки» •…

Грустный дождик» • «Чудесная кладовая» • «Почему воздух стал холодным?» • «Снег в октябре» • «Камни в природе» • «Овраги» • «Сундучок от белочки» •…

Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»» «Что увижу я вокруг?» • «Стали дни короче, солнце светит мало» • «Ветер великий в природе работник» • «Почва – кормилица…

Осенний репортаж: «Хозяйка Осень»» «Что увижу я вокруг?» • «Стали дни короче, солнце светит мало» • «Ветер великий в природе работник» • «Почва – кормилица…

В декабре, в декабре» • «Что такое

В декабре, в декабре» • «Что такое

Зимнее небо» • «Ясный январский денек» • «Луна – спутник

Зимнее небо» • «Ясный январский денек» • «Луна – спутник

А во дворе метелица» • «Почему середину февраля называют «сретенье» • «Тайна снега - наст» • «Снего-снего-снегопад» • «По дороге с облаками» • «Голубой шатер»…

А во дворе метелица» • «Почему середину февраля называют «сретенье» • «Тайна снега - наст» • «Снего-снего-снегопад» • «По дороге с облаками» • «Голубой шатер»…

Влажный, серый снег» • «Уж тает снег» • «Какая сегодня погода?» • «Текут ручьи»

Влажный, серый снег» • «Уж тает снег» • «Какая сегодня погода?» • «Текут ручьи»

Список литературы Каменева

Список литературы Каменева

Дурейко Л.И. Природа и здоровье

Дурейко Л.И. Природа и здоровье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2024