«Экологическое воспитание дошкольников»
Человек и природа тесно взаимосвязаны. Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании детей дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственный за загрязнение природы, вымирание многих видов животных. Что происходит сейчас в обществе? Взрослые люди ведут себя потребительски по отношению к природе, не думая о том какие последствия могут быть. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с раннего детства. У ребенка, воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к месту, где он живет, желание его охранять, что позднее приведет к любви своей Родины. Это и есть цель экологического воспитания, привить любовь к Родине, к родному краю. Дети учатся бережному отношению ко всему живому. Будучи взрослыми дети будут настоящими хозяевами своей земли, не только расходуя ее ресурсы, но и сохраняя и приумножая.
Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика это формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю.
Сейчас изменился подход к экологическому образованию. Простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС, экологическое воспитание дошкольников это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом.
База, заложенная в детском возрасте, будет являться фундаментом экологической культуры. У ребенка сформируется система ценностей.
Экологическое образование предполагает работу по следующим направлениям:
· Образовательное направление.
· Развивающее направление.
· Воспитательное направление.
Основной целью экологического образования является формирование основ экологического сознания и экологической культуры.
Оно осуществляется путем решения ряда задач:
· Обогатить детей знаниями о природе.
· Сформировать представления о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
· Привить практические навыки и умения
· Развивать умение замечать прекрасное, беречь богатства родной природы
Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Ребенок должен понимать, что нехорошо рубить деревья или уничтожать птиц.
Экологическое воспитание в детском саду можно проводить: с детьми, педагогическим коллективом, родителями.
Формы работы с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию:
1 специально подготовленные группы, где главная роль отводится воспитателю для того, чтобы донести информацию до детей:
· непосредственно образовательная деятельность
· экскурсии
· беседы о природе, животных и растениях
· чтение литературы
· рассказы
2 совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем, актуализируют свои представления о естественных законах и фактах о природных закономерностях:
· тематическая игра
· викторины
· наблюдение
подготовка экологических праздников
3 самостоятельная деятельность детей. Применение этих знаний на практике. У детей есть возможность проявить инициативу
· игра
· подготовка праздников
Работа с родителями
Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу: воспитать экологически грамотного человека.
Формы совместной работы: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение территории группы, выставки рисунков и поделок, семейные газеты.
Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.
«Значение экологического воспитания дошкольников»
Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно относиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным примером демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.
Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства, воспитывать уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Что, безусловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического самосознания.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней - важнейшие задачи детского сада.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
С чего же начинается вся экологическая работа с детьми? С передачи детям знаний о мире природы.
Каков же должен быть конечный результат? Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практических действиях по отношению к природной среде. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка.
Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследовательская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.