МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
||||||||||||||||||||||
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области |
|
||||||||||||||||||||||
Управление образования Тугулымского городского округа |
|
||||||||||||||||||||||
МАОУ Тугулымская СОШ № 26 |
|
||||||||||||||||||||||
Европейский северный олень –
исчезающий вид нашего края
Выполнил: Бушуев Никита 5 «Д» класс
Руководитель: Битюцкая И.В. учитель
2023г.
Оглавление
Введение. 3
Красная книга Свердловской области. 4
Анкетирование и опрос среди родителей и одноклассников. 5
Вот он какой – Европейский северный олень. 6
Причина вымирания и способы защиты.. 8
Заключение. 9
Список литературы: 10
Приложение 1. 11
Приложение 2. 12
Приложение 3. 13
Приложение 4. 14
Из уроков «Окружающий мир» мне известно, что все в природе взаимосвязано, как в единую цепочку. И если хотя бы одно звено из этой цепочки выпадает, то будет нарушена вся цепь в целом.
Мне известно, что помимо климатических изменений, причин вымирания животных очень много, и человек в этом имеет большую долю вины:
Тема: Европейский северный олень – исчезающий вид нашего края.
Актуальность данной работы: Животных и растений с каждым днем становится все меньше, и это может привести к экологической катастрофе.
Проблема: Если в природе станут исчезать растения, животные и всё живое, то исчезнем и мы, а этого допустить ни как нельзя. Нужно нам всем объединиться, и незамедлительно принимать меры по спасению природы.
Гипотеза: Если мы, как более старшие школьники будем делиться полученными знаниями о редких животных нашей области с младшими школьниками, то возможно, получится заинтересовать в этом не только самих школьников, но и всех людей вокруг.
Цель: Разработать своё учебное пособие, которое поможет нам всем сформировать потребность в сбережении, защите и в охране окружающей среды.
Задачи:
1. Изучить информацию из Красной книги Свердловской области.
2. Выбрать животного для более глубокого изучения.
3. Провести анкетирование среди одноклассников и родителей.
4. Провести опрос среди одноклассников.
5. Проанализировать полученную информацию.
6. Создать наглядное пособие, которое поможет в интересной форме рассказать всем о конкретном вымирающем животном.
Объект исследования: Красная книга Свердловской области.
Предмет исследования: Исчезающее животное нашей области – Европейский северный олень.
Предполагаемый результат: создание наглядного пособия в виде лэпбука, который позволит познакомить с результатами исследования моих одноклассников и родителей, а также данное пособие позволит провести в других классах работу по пропаганде бережного отношения к нашей природе.
О существовании Красной книги я узнал еще в начальных классах на уроках природоведения. Сейчас мне захотелось узнать, какие животные находятся на стадии исчезновения, на территории Свердловской области. Изучая информацию, я узнал, почему Красная книга так называется. Да потому, что красный цвет, как на светофоре сигнализирует нам об опасности. Значит, мы должны задуматься, что исчезновение животных, это действительно опасно для всего человечества.
Также я узнал, что Красная книга состоит из цветных страниц:
· На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
· На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие виды.
· На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, уязвимые виды.
· На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Положение их неустойчиво.
· На серых страницах – те животные, которые до сих пор мало изучены.
· На зеленых страницах – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Изучив информацию Красной книги Свердловской области, я узнал, что
в ней находится 69 видов различных животных.
Многие виды такие уникальные, что я и большинство людей даже не знаем об их существовании.
В Красной книге приводится перечень видов животных и растений, уже исчезнувших с территории Свердловской области, и тех, которые нуждаются в особом внимании в природной среде.
Мое внимание привлекло животное под названием Европейский северный олень. Ему присвоен статус 1 категория. Подвид с неуклонно сокращающейся численностью. Раньше, я думал, что северный олень обитает только на севере нашей страны и в Финляндии. Об этом я читал в сказке Снежная Королева, и видел в фильмах про Санта Клауса. Но оказывается, что северные олени еще живут и у нас, в Свердловской области. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Например, олень полностью исчез в Челябинской области. Выделяют 14 подвидов северного оленя, два из которых вымерли полностью.
Мне стало интересно – а знают ли мои одноклассники и их родители что-нибудь о Европейском северном олене? С моим классным руководителем мы составили вопросы для ребят и родителей:
1. Вопросы для ребят:
· Назови причину гибели животных в природе:
· Какие способы защиты и охраны животных тебе известны?
· Что тебе известно о Красной книге?
· Почему Красную книгу назвали «Красной»?
· Что нужно сделать именно тебе, чтобы животные не погибали?
· Какие способы по защите редких животных ты можешь предложить?
2. Вопросы для ребят и родителей:
· Чем питается олень?
· Что помогает оленю перемещаться по глубоким сугробам?
· Как, и где спит олень?
· Назовите врагов оленя.
· Что спасает оленя зимой от холода?
· Для чего оленю такие большие рога?
Оказалось, что ни ребята, ни родители полностью правильно на все вопросы ответить не смогли. А это значит, что им мало что известно об этом животном. И я с удовольствием им поведаю о нем то, что узнал сам.
Семейство: Оленьи
Царство: Животные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Парнокопытные
Европейский северный олень ведет стадный образ жизни, совершая большие миграции. Зимой питается лишайниками, летом – травой, кустарниками, ягодами, грибами. Обитает в лесной и тундровой зоне Европы и Урала. В последние годы присутствие оленя обнаружено на хребтах Главный Уральский, Молебный Камень и горе Отортен.
Олень - довольно крупное животное, самки весят от 70 кг до 120 кг, а самцы могут достигать веса 190–200 кг. На голове у самцов и самок ветвистые рога, придающие оленю царственную величавость. Это главная отличительная черта этого вида – наличие рогов, как у самцов, так и у самок. В рогах северного оленя содержится много различных неорганических соединений. Обгладывание сброшенных рогов и даже рогов сородичей позволяет северному оленю устранить дефицит минеральных веществ в рационе. Иногда олени объедают рога даже у собственных оленят. Рога помогают им защищать кормовые лунки от посягательства других членов стада. Крупные отростки нависают над мордой, и помогают оленю разгребать снег, добывая пищу. Конечно, олень в редких случаях может дать отпор рогами хищнику, но в основном они ему даны для устрашения соперников в турнирных поединках. Самцы в брачный сезон схлестываются рогами, после чего их сбрасывают, а весной они отрастают заново.
Средняя продолжительность жизни северного оленя порядка 25 лет. Олениха приносит обычно одного детеныша, редко было замечено двух. При рождении олененок весит около 6 кг. Сразу же после родов он уже встает на ноги и может двигаться вслед за матерью. Всего лишь через неделю жизни малыш может переплывать реку. Олененок кормится молоком матери 6 месяцев. На 2-3 недели у малыша появляются первые рога. Краснокнижный вид отличается слабым зрением. Находясь в стаде, они ориентируются на поведение своих вожаков.
Враги: росомахи, бурые медведи, волки, рыси, беркуты и браконьеры.
Спит олень на открытой местности, это позволяет им заранее видеть приближение любого хищника, и вовремя убежать. Зимой спит, прямо на снегу. Спят чаще всего в дневное время, т.к. хищники менее активны днем. Спящий олень – легкая добыча для хищников. Поэтому, спят они недолго, их сон состоит из дремоты от 30 секунд до 3 минут. Затем они просыпаются, высматривают хищников, и снова засыпают. Они повторяют этот цикл сна непрерывно в течение примерно 30 минут. Если посчитать количество циклов сна, которые олени проводят в день, это составит в общей сложности около 12 часов. Чаще всего олени возвращаются спать снова на то же место, где им удалось спокойно поспать. Уши оленей всегда настороже во время цикла сна, они слышат о каждом изменении в окружающей среде.
От холода оленя спасает его густой мех, который позволяет выдерживать до – 60°. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3 – 5 см, что помогает им переносить сильные морозы. Еще, в морозную погоду олени сбиваются в плотную кучу, и всё стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. Широкие копыта помогают перемещаться по глубоким сугробам, переплывать реки, выкапывать ягель.
Основная причина вымирания этих прекрасных животных – охота и браконьерство. А еще незнание, неосведомленность людей о том, какие животные нуждаются в помощи рядом. Люди истребляют диких северных оленей ради их рогов, шкур и дорогого мяса.
Как защитить исчезающих животных? Ученые пытаются сделать все, чтобы животных не убивали ради шкуры, мяса и рогов. Для этого люди придумали заповедники и заказники.
Заповедник – это место, где оберегаются и охраняются редкие животные и растения. В таких местах запрещено охотиться и пасти скот.
Заказник – это территория, на которой охраняются только отдельные виды растений, или животных, а не вся территория в целом.
Мы живем в городских условиях – заводы, фабрики, машины, шум… И когда мы приходим в лес, то кажется, что попали в сказочный мир, где тишина, чистый воздух, пение птиц, журчание ручья, изобилие красок, ароматов, вкусных ягод и грибов. И находясь на природе, не должны забывать, что мы пришли к ней в гости, а значит, должны вести себя скромно и порядочно. И помнить правила:
· На природе не мусорить
· Не разжигать костер без особой причины
· Не ломать ветки
· Не ловить и не брать домой диких животных
· Не разорять птичьи гнезда
· Не ломать муравейники
· Не убивать животных
· Посадить дерево.
· Построить скворечник.
· Повесить и наполнять кормушки для птиц.
· Больше ездить на велосипеде и ходить пешком.
· Собирать мусор в любимых уголках отдыха.
Думаю, если каждый из нас будет соблюдать эти простые правила, то тогда нам удастся сохранить какую-то часть тех животных, которые сейчас находятся на грани вымирания. Ведь каждый житель нашего района и области может сыграть важную роль в спасении исчезающих животных. Вот так, постепенно мы всем миром и спасем нашу планету.
В завершении проекта, я пришел к выводу, что Красная книга – это такой документ, в который занесена информация о современном состоянии редких, исчезающих и вымирающих видов растений и животных. На основе этого документа ученые разработали меры по их охране. А значит, это один из способов по изучению редких животных, с конкретной целью – сохранить то, что пока еще возможно. Теперь считаю, что важно не только мне одному встать на тропу по защите природы, но и призывать к этому своих друзей, одноклассников, родителей и всех, всех.
Нужно начать незамедлительно прививать детям и окружающим любовь к природе! Но, как это сделать, чтобы было интересно и ненавязчиво? И тут нам пришла идея, создать лэпбук, в котором будет размещена интереснейшая информация о прекраснейшем животном, которому нужна наша помощь. Считаю, что данный проект послужит дополнительным источником знаний, и не оставит ни кого равнодушным к нашей природе. Обязательно побудит каждого уже сейчас начать ценить то, что мы имеем. Начнем выстраивать цепочку по охране природы – и каждый уже сейчас сделает свой шаг вперед. Таким образом, все вместе мы сбережем нашу природу.
Наш лэпбук – это одно из средств экологического образования, который можно использовать на уроках природоведения, факультативных занятиях, на классных часах. В дальнейшем, таких лэпбуков можно создать по каждому исчезающему животному, тем самым развивать свои знания и нести пропаганду по защите животных. А когда мы станем взрослыми, то не забудем соблюдать все эти правила по сбережению природы, как некоторые взрослые сейчас.
1. «Северная энциклопедия», Москва «Европейские издания –Северные просторы», 2004. -[стр. 871
2. «Природа Тюменского севера», Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1991. –[стр.91-93]
3. Красная книга Свердловской области: https://cicon.ru/evropejskij-severnyj-olen-svrdlovskobl.html
Страницы Красной книги
Опрос среди одноклассников
|
Животные в опасности! |
1 |
Назови причину гибели животных в природе:
|
2 |
Какие способы защиты и охраны животных тебе известны?
|
3 |
Что тебе известно о Красной книге?
|
4 |
Почему Красную книгу назвали «Красной»?
|
5 |
Что нужно сделать именно тебе, чтобы животные не погибали?
|
6 |
Какие способы по защите редких животных ты можешь предложить?
|
Итоги опроса:
В опросе принимали участие 6 учащихся
Анкетирование для родителей и учащихся
1 |
Чем питается олень? |
2 |
Что помогает оленю перемещаться по глубоким сугробам? |
3 |
Как, и где спит олень? |
4 |
Назовите врагов оленя. |
5 |
Что спасает оленя зимой от холода? |
6 |
Для чего оленю такие большие рога? |
Ответы родителей:
Ответы учащихся:
Лэпбук
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.