Экологическое воспитание младших школьников
Оценка 4.9

Экологическое воспитание младших школьников

Оценка 4.9
Документация +7
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
25.08.2020
Экологическое воспитание младших школьников
Экологическое воспитание младших школьниковкологическое воспитание.doc

Экологическое воспитание младших школьников.

 

                В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но и умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

                Интерес – мощный стимул активности учащихся. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – результатом, показывающим относительную завершённость определённого этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.

                Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения.  Дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях любопытство к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.

                Замечено, что у большинства младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. Одной из важнейших задач экологического воспитания становится расширение объёма интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности (ко всему в природе и о природе, к охране природной среды). При этом доступные средства формирования интереса к природе: прогулки и экскурсии к природе; фенологические наблюдения; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр кино- и видеофильмов о природе.

                Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Познавательная игра «Природа и мы»

Ведущий:  Земля – единственная избранница солнечной системы, на которой существует

                   жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек,

                   кощунственно использует природу.

                     Сегодня, ребята, нас с вами ждёт познавательная игра под девизом: «Сохранить

                   природу – сохранить жизнь».

Конкурс «Представление команд»

                 Ведущий: Перед вами пять команд (название, девиз, эмблема).

Конкурс «Разминка»

Вопросы 1-й команде.

1.     Чем питаются ласточки, стрижи? (Насекомыми)

2.     Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелётные)

3.     Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)

4.     Как называют зайчат, рождённых осенью? (Листопадники)

5.     Трава, которую узнают и слепые. (Крапива)

                                                       Вопросы 2-й команде.

1.   Углубление в дереве, в котором живёт белка. (Дупло)

2.   У какого дерева ствол белый? (У берёзы)

3.   Сколько ног у жука? (6)

4.   Птенцы, которые не знают своей матери. (Кукушата)

5.   Лягушка – это домашнее животное? (Нет)

                                                     Вопросы 3-й команде.

1.   Кто круглый год серый? (Волк)

2.   Смена шерсти у животных. (Линька)

3.   Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

4.   Зелёный покров Земли. (Трава)

5.   Чем питаются журавли, цапли? (Лягушками)

                                                      Вопросы 4-й команде.

1.   Сколько ног у паука? (8)

2.   Атмосферные осадки в виде водных капель, струй. (Дождь)

3.   Коллекция засушенных растений. (Гербарий)

4.   Не рыбак, а сети расставляет. (Паук)

5.   Можно ли охотится на животных весной? (Нет)

                                                      Вопросы 5-й команде.

1.   Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь)

2.   Снег белый, а лёд … (Бесцветный)

3.   На белой ножке, на шляпке горошки. (Мухомор)

4.   Когда больше грибов – весной или осенью? Осенью)

5.   Какой лесной зверёк сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

Конкурс «Экологический светофор»

Ведущий: От человека зависит то, какими будут земля, воздух, вода. Каждый сигнал

                    экологического светофора означает то же самое, что и на проезжей части.

                   Красный свет – природе вред!

                    Жёлтый – осторожно!

                    Свет зелёный – как красиво,

                    Скажет лес тебе: «Спасибо!»

(Появляется мальчик с рюкзаком)

Ведущий: Ты куда?

Мальчик: В лес конечно.

Ведущий: Я смотрю, гость ты какой-то странный. Покажи, пожалуйста, с чем ты идёшь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а чем нельзя ходить в лес.

(Мальчик достаёт из рюкзака вещи)

- Резиновые сапоги – я собирался походить по кромке озера и насобирать ракушек. (Ж.)

- Нож – я хотел содрать кору с берёзы , чтобы разжечь костёр. (Кр.)

- Ведёрко – в прошлый раз я с товарищем посадил кустики ивы по краям оврага, а теперь

  хочу их полить. (З.)

- Зажигалка – я решил, когда устану посидеть у костра. (Ж.)

- Магнитофон – я собирался послушать новые записи. (Кр.)

- Пакет с крупой – это для уток. Они в озере живут и я их часто подкармливаю. (З.)

Ведущий: Да я смотрю ты – молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в

                   лесу, а чем можно создать неприятности. Наши ребята постарались тебе помочь

                   узнать это.

Конкурс «Экологические знаки»

Ведущий: Ребята, придумайте и нарисуйте знаки, которые помогут правильно вести себя в

                    лесу. Подберите название к каждому знаку.

           Конкурс «Почтовый ящик»

Ведущий: Капитаны команд выбирают по одному конверту и отгадывают, кто написал

                 письмо.

1-е письмо. У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? (Синичка)

2-е письмо. Мы живём большими семьями. В каждой семье есть самая крупная самка – матка. Её ещё называют «Царица». Есть у нас и лентяи – трутни. Ничего делать не любят. Но больше всего в нашей семье -  рабочих. Наши дикие родственники селятся в дуплах деревьев, а у человека мы живём в специальных домиках. Мы любим лакомиться пыльцой и собирать нектар с первых цветов, чтобы потом получилось для вас сладкое лакомство. Кто мы? (Пчёлы)

3-е письмо. У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Я хорошо летаю и в воде не тону. Люблю лакомиться зеленью томатов, картофеля, баклажанов. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? (Колорадский жук)

4-е письмо. Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я от мышей  сохраняю. Кто я? (Сова)

5-е письмо. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (Летучая мышь)

Конкурс «А знаете ли вы, что…»

Ведущий: Каждая команда приготовила по 3 интересных сообщения из жизни природы.

 Конкурс «Собери картинку»

Ведущий: Каждой команде предстоит собрать картинку с изображением животного на

                  время.

 Конкурс «Грибная полянка»

Ведущий: Кто сидит на крепкой ножке

                   В бурых листьях у дорожки?

                   Встала шапка из травы –

                   Нет под шапкой головы.

                   Что это? (Гриб)

Задание: Один представитель от команды собирает в корзинку как можно больше

                  съедобных грибов. (Грибы из картона разложены на полу)

Конкурс «Разгадай кроссворд»

Ведущий: Капитаны команд разгадывают кроссворды о природе на время.

Конкурс «Отгадай мелодию»

Ведущий: Сейчас для каждой команды будет звучать отрывок из песни о животных и птицах. Слушайте внимательно и отгадывайте песни. («В траве сидел кузнечик», «Аист на крыше», «Где-то на белом свете», «Чёрный кот», «Два весёлых гуся», «Ласточка», «33 коровы», «Я на солнышке лежу» и др.)

Совместное выступление команд.

1. Дерево, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

2. Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда.

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живётся с нами рядом.

3. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

4. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.

5. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

6. Охраняется Красною книгой

    Столько редких животных и птиц,

    Чтобы выжил простор многоликий

    Ради света грядущих зарниц.

7.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

   Чтобы души не стали пусты,

   Охраняются звери, охраняются змеи,

   Охраняются даже цветы.

8. Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвём цветы,

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты.

9. И тревога за жизнь неустанна:

    Гибнут звери, птицы, цветы.

    И гибнут люди беспрестанно,

    Унося с собой часть красоты.

10. Так скорее под звёздною синью,

      Чтобы жизнь не покинула нас,

      В эту книгу внесите

      Человека всех наций и рас!

Исполнение песни «Наша Родина»

 Подведение итогов, награждение команд.

 

 

 

 

 

 

 

 


Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, кощунственно использует природу

Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, кощунственно использует природу

Жёлтый – осторожно!

Жёлтый – осторожно!

У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами

У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами

Природа гибнет и просит у нас защиты

Природа гибнет и просит у нас защиты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2020