«Экологическое воспитание в дидактических играх»
Мы живём на планете Земля. Все люди отличаются по цвету кожи, языку, на котором говорят, интересам и привычкам. Но у всех одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Эффективным средством экологического воспитания являются дидактические игры. В игре ребёнок познаёт явления окружающей действительности, с её помощью входит в мир социальных отношений, учится общаться и решать жизненные и социальные задачи, становиться здоровой личностью.
Безусловно, значение игры в период детства неоценимо. Она была, есть и останется навсегда «путеводной звездой» для дошкольника в мир социальных отношений, отыскать её, научиться пользоваться её «светом» детям помогает воспитатель. Он развивает игровую деятельность детей, вводит их в мир игровых взаимоотношений.
Содержание детских игр отражает реалии настоящего, окружающего мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определённый момент времени действительности помогает им разобраться с ней, её особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни. За последние годы жизнь существенно изменилась, изменился её уклад. Воспитатель должен учитывать эти изменения, которые естественным образом находят отражение в опыте ребёнка и естественно трансформируются в игру. Развивая игровые умения детей, педагогу важно:
● использовать новые приёмы в развитии игровых умений дошкольников;
● ориентироваться на содержание, привлекательное для ребёнка; не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;
● не сдерживать двигательную активность детей;
● хвалить ребёнка за успехи;
● не давать отрицательных оценок при ошибках детей.
Дидактические игры в экологическом воспитании позволяют:
- обеспечить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учётом сформированных у детей этого возраста представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о культуре поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания можно объединить в три группы:
● для обогащения экологических представлений;
● для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;
● для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаются дидактические игры, направленные на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, её эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями, животными из уголка природы) с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).
В ходе игр для развития эстетического восприятия природы дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
В процессе игр для формирования нравственно-оценочного опыта обсуждаются последствия поступков участников определённых ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
Содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; труд на участке детского сада (в саду, огороде); подкормку птиц зимой. Трудовую деятельность следует сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д.
Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности целесообразно проводить в зависимости от уровня экологической воспитанности и степени овладения детьми трудовыми навыками с подгруппами по 5-6 человек.
Предложить педагогам поиграть в экологические игры
«Волшебный поезд»
Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвёртом - земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
«Лесной многоэтажный дом»
Поместить животных в несвойственные для их обитания ярусы. Нужно найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают.
«Рыбы – птицы - звери»
Произнести слово «птица» и бросить участнику мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.