МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»
ПРОЕКТ
«Путешествие в мир насекомых»
Возраст детей: от 4 до 5 лет
Тип проекта: познавательно — исследовательский
Вид проекта: групповой. Срок реализации проекта: май
Автор проекта: воспитатель Гизатулина Галия Сулеймановна
с.
Кыштовка, 2025 г.
«Путешествие в мир насекомых»
Актуальность проекта: В наши дни экологическое воспитание дошкольников обретает звучание особенно пронзительное и важное. Современные дети, поглощенные вихрем активности, не всегда находят ответы на вопросы, рождающиеся в их пытливых умах. Интерес их подобен бабочке – порхает легко и непостоянно. Познавательная искра вспыхивает чаще непроизвольно. И потому задача взрослых – сотворить благодатную почву, в которой прорастут ростки бережного отношения к природе. Что бы детские руки не губили насекомых, необходимо открыть им дивный мир этих крошечных созданий, показать неповторимость каждого, его бесценную роль в хрупком равновесии жизни на Земле.
Осознанное и трепетное отношение к природе рождается из чувственного соприкосновения с ней, из эмоционального отклика сердца, из знания тайн жизни, роста и развития живых существ. Эти знания, обретенные в общении с природой, позволяют ребенку понимать логику поведения насекомых, давать верную оценку их действиям и находить адекватный способ взаимодействия с ними.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни. Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно следственные связи между объектами живой природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивать познавательный интерес к насекомым.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Предполагаемый результат:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы насекомым. Научатся уверенно различать и называть насекомых и их характерные признаки. Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.
Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Продукт проектной деятельности:
Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, картотека дидактических игр, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме, фотографии досугов, выставка детских работ «Милые букашечки», коллаж: «Эти удивительные насекомые», викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультация для родителей.
Комплексно-тематическое планирование по теме: «Путешествие в мир насекомых».
Познавательное развитие: - Разработка занятий по ознакомлению детей с насекомыми. - Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях. - Наблюдения на прогулках за насекомыми. - Составление рассказов о насекомых с помощью схем. - Разучивание стихов и песенок о насекомых. - Отгадывание загадок. - Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?»,
«Правила безопасности при встрече с насекомыми»,
«Мухи – разносчики инфекций».
- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай мух»,
«Каких жучков больше?»,
«Чего больше – пчелок или бабочек?».
- Дидактические игры:
«Отгадай насекомое»,
«Собери цветок»,
«Кто лишний?»,
«Закончи предложение», и др.
- Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».
Социально-коммуникативное развитие: - Словесные игры:
«Пчелки и ласточки»,
«Медведь и пчелы»;
- Лого ритмические упражнения:
«друзья помогли»,
«Насекомые над лугом».
– «Как вести себя на природе». - «Что надо делать, если укусила пчела или оса?».
Чтение художественной литературы:
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). - В.Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок». Социализация: - Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». - Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». - Работа с разрезными картинками (из 4 – 6 частей) по теме:
«Наши букашечки - таракашечки».
- Лото: «Насекомые».
-Развивающая игра: «Кто, где живет?»
Художественно-эстетическое творчество:
- Рисование (кляксография): «Необыкновенные красавицы».
- Конструирование из бумаги: «Бабочки - малютки», подставка для карандашей: «Пчелки».
- Аппликация: «Божии коровки».
- Лепка из солёного теста: «Удивительный мир насекомых»
- Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики».
- Выставка детских работ: «Милые букашечки».
- Коллаж: «Эти удивительные насекомые».
Физическое развитие: Подвижные игры:
Медведь и пчелы».
«День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики - «Паук». «Поймай комара» .
Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка»
Итоговое мероприятие:
Мини – выставки детского творчества :«Милые букашечки».
Работа с родителями:
Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и энциклопедических книг для проекта.
Организация выставки детских работ: «Милые букашечки». Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе»,
«Первая помощь при укусах насекомых».
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений.
Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме.
Подбор музыкальных произведений.
Изготовление настольных игр (разрезные картинки, раскраски).
Разработка занятий и бесед о насекомых.
2. Основной этап:
работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые».
Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
Чтение книг о насекомых.
Наблюдения на прогулке.
Рассматривание и беседы по теме.
Создание условий для изобразительной деятельности детей.
Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями:
привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми;
организация выставки детских работ «Милые букашечки»,
консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома о насекомых.
3. Заключительный этап:
оформление творческой выставки: «Милые букашечки»,
проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?»,
коллаж: «Эти удивительные насекомые».
Анализ эффективности работы над проектом:
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.
ВЫВОД: Экологически осознанная деятельность открывает дошкольникам дверь в мир гармонии с природой, наделяя их способностью к бережному и вдумчивому взаимодействию с окружающим миром. Дети не просто познают природу, а взращивают в себе нравственные ориентиры и ценностное отношение к ней, окрашивая свою деятельность гуманностью и сочувствием ко всему живому.
Литература.
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
10. Интернет- ресурсы:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Конспект занятия в средней группе: «Эти удивительные насекомые».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.