«Путешествие в мир насекомых»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проекта: В наши дни экологическое воспитание дошкольников обретает звучание особенно пронзительное и важное. Современные дети, поглощенные вихрем активности, не всегда находят ответы на вопросы, рождающиеся в их пытливых умах. Интерес их подобен бабочке – порхает легко и непостоянно. Познавательная искра вспыхивает чаще непроизвольно. И потому задача взрослых – сотворить благодатную почву, в которой прорастут ростки бережного отношения к природе. Что бы детские руки не губили насекомых, необходимо открыть им дивный мир этих крошечных созданий, показать неповторимость каждого, его бесценную роль в хрупком равновесии жизни на Земле.
Иконка файла материала проект Мир насекомых.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Путешествие в мир насекомых»

Возраст детей:  от 4 до 5 лет

 

Тип проекта: познавательно — исследовательский

Вид проекта: групповой.                                                                                                                                                                            Срок реализации проекта:  май

 

 

 

Автор проекта: воспитатель  Гизатулина Галия Сулеймановна

 

 

 

 

 

с. Кыштовка, 2025 г.

«Путешествие в мир насекомых»

 

Актуальность проекта: В наши дни экологическое воспитание дошкольников обретает звучание особенно пронзительное и важное. Современные дети, поглощенные вихрем активности, не всегда находят ответы на вопросы, рождающиеся в их пытливых умах. Интерес их подобен бабочке – порхает легко и непостоянно. Познавательная искра вспыхивает чаще непроизвольно. И потому задача взрослых – сотворить благодатную почву, в которой прорастут ростки бережного отношения к природе. Что бы детские руки не губили насекомых, необходимо открыть им дивный мир этих крошечных созданий, показать неповторимость каждого, его бесценную роль в хрупком равновесии жизни на Земле.

Осознанное и трепетное отношение к природе рождается из чувственного соприкосновения с ней, из эмоционального отклика сердца, из знания тайн жизни, роста и развития живых существ. Эти знания, обретенные в общении с природой, позволяют ребенку понимать логику поведения насекомых, давать верную оценку их действиям и находить адекватный способ взаимодействия с ними.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях  жизни.                                                                                                                       Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно следственные связи между объектами живой природы.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.

Развивать познавательный интерес к насекомым.

Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

 Предполагаемый результат:

У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы насекомым.                                                                                                                                     Научатся уверенно различать и называть насекомых и их характерные признаки.                                                                                                                                 Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.                                                                                                                               

Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.                                                                      

Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.                                         

Продукт проектной деятельности:

Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, картотека дидактических игр, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме, фотографии досугов, выставка детских работ «Милые букашечки», коллаж: «Эти удивительные насекомые», викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультация для родителей.

Комплексно-тематическое планирование по теме: «Путешествие в мир насекомых».

Познавательное развитие:                                                                                                                 - Разработка  занятий по ознакомлению детей с насекомыми.                                                                                                              - Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях.                                                                                                                       - Наблюдения на прогулках за насекомыми.                                                                                      - Составление рассказов о насекомых с помощью схем.                                                                                             - Разучивание стихов и песенок о насекомых.                                                                                         - Отгадывание загадок.                                                                                                                                                       - Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?»,

«Правила безопасности при встрече с насекомыми»,

«Мухи – разносчики инфекций».                                                                                                                                     

- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай мух»,

 «Каких жучков больше?», 

«Чего больше – пчелок или бабочек?».                                                               

 - Дидактические игры:

«Отгадай насекомое»,

 «Собери цветок»,

«Кто  лишний?»,

«Закончи предложение», и др.                                                                     

 - Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».                                                                             

Социально-коммуникативное развитие:                                                                                                                       - Словесные игры:

 «Пчелки и ласточки»,

«Медведь и пчелы»;                                 

- Лого ритмические упражнения:

«друзья помогли»,

«Насекомые над лугом».                                                                       

  – «Как вести себя на природе».                                                                                       - «Что надо делать, если укусила пчела или оса?».                                                  

Чтение  художественной литературы:

К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».

 - В. Татарников «Зажжужала тут оса».

 - П. Синявский «Страшная история».

 - Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

 - Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».

 - Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

- В. Митько «Я кузнечика ловил».

- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

 - В. Бианки «Приключения муравьишки».

 - К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

- В. Песков «Лечебница под сосной».

 - В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). - В.Степанова «Стрекоза».

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

- Г. Скребицкий «Счастливый жучок». Социализация:                                                                                                                            - Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».                                                                                                                             - Драматизация отрывка  из сказки: «Муха Цокотуха».                                                                        - Работа с  разрезными  картинками (из 4 – 6 частей) по теме:

«Наши букашечки - таракашечки».

 - Лото: «Насекомые».

 -Развивающая игра: «Кто, где живет?»

Художественно-эстетическое творчество:

- Рисование (кляксография): «Необыкновенные красавицы». 

- Конструирование из бумаги: «Бабочки - малютки», подставка для карандашей: «Пчелки».                                                                                                      

- Аппликация: «Божии коровки». 

- Лепка из солёного теста: «Удивительный мир насекомых»

- Раскраски: «Мухи»,  «Божьи коровки», «Кузнечики».

- Выставка детских работ: «Милые букашечки».                                                                     

- Коллаж: «Эти удивительные насекомые».                                                          

Физическое развитие:                                                                                          Подвижные игры: 

Медведь и пчелы». 

«День и ночь» (дневные и ночные бабочки).  

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики - «Паук».                                                                                                                                        «Поймай комара» .  

Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».

Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка»

Итоговое мероприятие:

Мини – выставки детского творчества :«Милые букашечки».                                                                      

Работа с родителями:                                                                                                          

Помощь родителей  в заготовке иллюстративного  материала и энциклопедических книг для проекта.                                                                

Организация выставки детских  работ: «Милые букашечки».                                                                        Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе»,

«Первая помощь при укусах насекомых».

 Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап:

 подбор иллюстративного материала, энциклопедических  книг и художественных произведений.

Разучивание с детьми  стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме.

 Подбор музыкальных произведений.

 Изготовление настольных игр (разрезные картинки,  раскраски).

Разработка занятий и бесед о насекомых.

2. Основной этап:

работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые».

Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

Чтение книг о насекомых.

Наблюдения на прогулке.

 Рассматривание и беседы по теме.

Создание условий для  изобразительной деятельности детей. 

Изготовление поделок и творческих работ.

 Работа с родителями: 

привлечение родителей к  подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми;

 организация выставки детских  работ «Милые букашечки»,

 консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома о насекомых.                                                           

3. Заключительный этап:

оформление творческой выставки: «Милые букашечки»,

проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», 

коллаж: «Эти удивительные насекомые».

Анализ эффективности работы над проектом:                                                                       

В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.                                                                                                          Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,  появилось желание получить больше информации о насекомых.

У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивалось  воображение, мышление, сформировались  навыки элементарной исследовательской деятельности. 

Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

• дети готовы охранять и защищать насекомых;

• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:

• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы  и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую.

• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных  ситуаций, продуктивная деятельность,  развлечения и др.

ВЫВОД: Экологически осознанная деятельность открывает дошкольникам дверь в мир гармонии с природой, наделяя их способностью к бережному и вдумчивому взаимодействию с окружающим миром. Дети не просто познают природу, а взращивают в себе нравственные ориентиры и ценностное отношение к ней, окрашивая свою деятельность гуманностью и сочувствием ко всему живому.

Литература.

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985

6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

10. Интернет- ресурсы:                    

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:  Конспект  занятия в средней группе: «Эти удивительные насекомые».