Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками:
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:
экологические экскурсии;
уроки доброты;
уроки мышления;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
экологические аукционы, марафоны, викторины;
экологические акции;
клуб исследователей природы;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
экологические выставки и экспозиции;
экологически музеи;
дни экологического творчества;
экологические праздники и фестивали;
экологические сказки;
экологические тренинги;
экологические агитбригады.
В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая агитбригада.
Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Главная цель работы агитбригады нашего дошкольного учреждения – активизация экологического движения в своем детском саду, города и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
Задачи агитбригады:
популяризация экологического образования и воспитания дошкольников;
формирование у них экологического самосознания, экологической этики;
формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;
создание условий для социализации личности воспитанников в процессе природоохранной работы;
раскрытие творческого потенциала детей.
В организации этой работы мы пока делаем первые шаги.
В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся нашими помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.Презентация
Тема «Экологическое и трудовое
воспитание дошкольников в
соответствии с ФГОС»
Подготовлено:
Воспитателем МКОУ «Кош-
Агачская СОШ имени
Л.И.Тюковой» Детский сад
«Ручеёк»
Мурзагулова Г.К.
2017 год
Вопросы
1. Теоретические основы
экологического воспитания.
2. Анализ комплексных и
парциальных программ с точки
зрения экологического и трудового
воспитания.
3. Экологическое образование
дошкольников в соответствии с ФГТ.
4. Экологическая тропинка.
5. Задачи трудового воспитания
детей в МБДОУ.
6. Трудовое воспитание ребенка в
семье.
«Все усилия при воспитании
окажутся тщетны, пока вы не
научите
ваших
воспитанников любить поле,
птиц и цвета».
Д.Рескин.
«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда
что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.
Биологичес
кий подход
Экологичес
кий подход
Экологическое
этому
в
это
Своевременн
о
закладывают
ся основы
экологическо
й культуры в
личности
ребенка
процессу
воспитание
социальное
значение
К
приобщается
значительная
часть
взрослого населения
первую
страны,
очередь,
мы,
работники
сферы
дошкольного
образования
и
родители детей, что,
безусловно,
имеет
значение
для
всеобщей
экологизации
сознания и мышления.
Экологическое воспитание
дошкольников – это ознакомление
детей с природой, в основу которого
положен экологический подход, а
педагогический процесс опирается на
основополагающие идеи и понятия
экологии.
Экология – это биологическая наука,
изучающая взаимоотношения
организмов со средой обитания и
между собой.
Основа экологического воспитания
Основа экологического воспитания
Адаптированные ведущие
идеи экологии:
Организм
и среда
Сообщество
организмов
и среда
Человек
и среда
Цель экологического воспитания
Цель экологического воспитания
формирование начал экологической
культуры базисных компонентов
личности ребенка
Базисные качества человеческого
начала в человеке: Красота, Добро,
Истина в четырех ведущих сферах
действительности – природе,
«рукотворном мире» окружающих
людях и самом себе – это же ценности,
на которые ориентируется дошкольная
педагогика нашего времени.
Программы экологического
воспитания дошкольников
Н. С. Николаева
«Юный эколог»
Н. А. Рыжова
«Наш дом -
природа»
«Крох
а»
«Радуг
а»«Детств
о»«Исток
и»«От
рождения
до
школы»
Задачи экологического
воспитания:
создание в педагогическом коллективе
атмосферы значимости экологических проблем и
приоритетности экологического воспитания;
создание в дошкольном учреждении условий,
обеспечивающих педагогический процесс
экологического воспитания;
систематическое повышение квалификации
педперсонала: овладение методами
экологического воспитания:
• совершенствование экологической
пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с
детьми в рамках той или другой технологии,
постоянное ее совершенствование;
выявление уровня экологической культуры —
реальных достижений в интеллектуальной,
эмоциональной, поведенческой сферах детской
личности при ее взаимодействии с природой,
предметами, людьми и оценках себя.
3 стороны личности
воспитателя:
Понимание
экологических
проблем и причин,
их порождающих,
ощущение
гражданской
ответственности
за сложившуюся
ситуацию,
желание и
действенная
готовность
изменить ее.
Профессионализм и
педагогическое
мастерство:
владение
методикой
экологического
воспитания
дошкольников,
понимание целей и
задач
экологического
воспитания,
систематическая
реализация
конкретной
технологии в
практике работы с
Общая
ориентация и
практикование
новой
гуманистической
модели воспитания:
создание
благоприятной
атмосферы
проживания детей
в детском саду,
забота о
физическом и
психическом
здоровье,
использование
личностно
ориентированных
Совместная деятельность
воспитателя и детей
по созданию и
поддержанию
необходимых
условий жизни для живых
существ
Метод
моделирования
Методы
Наблюдение
Словесно-литературный
метод
научнос
типозитивизм
а
проблемнос
ти
Принципы
наглядност
и
гуманно
стипоследоват
ель-ности
безопаснос
ти
системно
сти
интеграци
идеятельно
сти
Социально-
игровые
методы
Экологическое
воспитание
Экологи-
ческая
тропинка
Мульти-
медийная
презентация
Проектные
методы
Виды
образователь
ных
технологий
Использова-
ние
компьютерных
технологий
Основным назначением
Экологическая тропинка.
экологической тропы является
реализация процесса экологического
воспитания, образования и
просвещения воспитанников, их
родителей на основе интегративного
принципа.
Практико-ориентированная
экскурсионно-исследовательская
познавательная деятельность на
экологической тропе является
ведущим средством формирования у
ребенка основ целостной,
«экологической» картины
Экологическая
В детских садах экологическая
тропинка.
тропа - это специальный
образовательный маршрут в
природных условиях, где есть
экологически значимые
природные объекты.
Цель создания такой тропы -
обучение детей на примере
конкретных природных объектов,
общение с природой, воспитание
бережного отношения к ней.
Интеграция образовательных
областей
Здоровье
Физкульту
ра
Познание
Музыка
Чтение
художественн
литературы
ой
Коммуникац
ия
Безопасно
сть
Художественн
ое творчество
Социализац
ия
Труд
Рекомендации Н.А.
Рыжовой по созданию
экологических тропинок:
Этапы
Оформление
Экологическа
я тропинка
Паспорт
Размещение
Организация и проведение
наблюдений в разных возрастных
группах.
1. На организацию обстановки (размещение
объектов наблюдения, условия, созданные для
них, отбор и расположение оборудования и
материалов, используемых по ходу наблюдения).
Размещение детей.
2. Продумать приемы привлечения внимания детей
к наблюдению и возбуждения интереса
(сюрпризные моменты, загадки, постановка
познавательной задачи, проблемная ситуация), их
действенность.
3. Продумать приемы побуждения животного к
разным способам поведения.
4. Продумать характер заданий и вопросов,
последовательность их постановки (логика
занятия). Характер и содержание ответов детей.
Организация и проведение
наблюдений в разных возрастных
группах.
5. Включенность обследовательских действий в
ход наблюдения, их характер, результативность.
6. Возможность использование приемов
активизации умственной деятельности (поисковые
вопросы и действия, сравнение, использование
детского опыта и др.).
7. Проявление интереса детей в ходе наблюдения
(эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
8. Индивидуальные проявления детей на занятиях
и индивидуальный подход к ним.
9. Использование на занятиях результатов
повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Памятники природы и
заповедники Калужской области
Национальный парк "Угра"
Заповедник «Калужские
засеки»
На территории области существуют
Государственный природный заповедник
"Калужские засеки", национальный парк "Угра",
более 170 памятников природы.
Необходимо обратить особое внимание на этот
материал при планировании организации
экологического воспитания детей дошкольного
возраста.
Труд это
могучий
воспитатель, в
педагогической
системе
воспитания
А.С. Макаренко.
Трудовое воспитание – это
совместная деятельность
воспитателя и воспитанников,
направленная на развитие у
последних общетрудовых
умений и способностей,
психологической готовности к
труду, формирование
ответственного отношения к
труду и его продуктам, на
сознательный выбор профессии.
Направление работ исследований:
Е.И.Радина
Ознакомление детей с трудом взрослых.
В.Г.Нечаева
Становление трудовой деятельности дошкольников.
Я.З.Неверович
Воспитание у детей уважения к труду взрослых и
воспитание трудолюбия, трудовой направленности,
формирование мотивов трудовой пользы.
В.И.Логинова
Отбор знаний о труде на основе системного подхода.
Р.С.Буре
Формы организации труда, воспитание взаимоотношений в
труде, разработка методики трудового воспитания.
А.Д.Шатова
Организация поручений в работе ДОУ, их воспитательная
ценность, экономическое воспитание дошкольников.
Д.В.Сергеева
Воспитание у детей умения и желаний трудиться,
методика трудового воспитания.
Содержание труда дошкольного возраста
(В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре,
Л.И.Захаревич)
Самообслу
живание
Хозяйствен
нобытовой
Труд в
природе
Ручной и
художест
венный труд
Формы ознакомления детей с трудом взрослых:
Наблюдения,
Экскурсии,
Чтение художественной
литературы,
Рассматривание картин и
иллюстраций,
Дидактические игры,
Организация посильной помощи
взрослым,
Организация совместного труда
детей старшего дошкольного
возраста с взрослыми,
Партнерские взаимоотношения
между ними.
Задачи трудового
1
воспитания
2
3
Задачи воспитания
положительного
отношения к труду
взрослых, стремления
оказывать им
посильную помощь,
заинтересованность в
результатах труда.
Задачи,
направленные на
формирование
трудовых навыков и
их дальнейшее
совершенствование,
постепенное
расширение
содержания трудовой
деятельности, а
также овладение
умениями работать
аккуратно, ловко, в
достаточно быстром
темпе.
Задачи, которые
направлены на
воспитание у детей
некоторых
личностных качеств:
привычки к
трудовому усилию,
ответственности,
заботливости,
бережливости,
готовности принять
участие в труде.
Задачи трудового
воспитания
4
5
Задачи воспитания
положительного
отношения к труду
взрослых, стремления
оказывать им
посильную помощь,
заинтересованность в
результатах труда.
Задачи
формирования
положительных
взаимоотношений
между детьми в
процессе труда -
умение работать
согласованно.
Виды труда
Вид трудовой
деятельности
Время
проведения
Форма
организации
Для младшего
возраста
Самообслужива
ние (обучение
умыванию)
Начало года
Фронтальная
Хозяйственно-
бытовой
(сложить
аккуратно на
полке
строительный
материал)
Труд в природе
(сажать лук)
Середина
учебного года
Подгрупповая
Конец учебного
года
По вашему
усмотрению
Виды труда
Вид трудовой
деятельности
Время
проведения
Форма
организации
Для среднего
возраста
Хозяйственно-
бытовой
(уборка группы)
Конец учебного
года
Форма
организации на
ваш выбор.
Труд в природе
(Рыхлить землю
в цветочных
горшках)
Самообслужива
ние (умывание)
Начало
учебного года
Подгрупповая
Начало года
Индивидуальна
я
Виды труда
Вид трудовой
деятельности
Время
проведения
Форма
организации
Подгрупповая
Середина
учебного года
Для старшего
возраста
Ручной труд
(изготовление
атрибутов для
игры)
Труд в природе
(пересадить
комнатные
растения).
Хозяйственно-
бытовой
(помочь няне
застилать
чистое белье,
надевать
наволочки)
Конец учебного
года.
Фронтальная
(малые
подгруппы)
Начало года
Коллективный
труд
Организация труда детей в детском саду
Поручения
(индивид. и
совместные
)
Длительны
е
Отсроченны
е по
времени
Формы
организаци
и
Дежурства
( индивид.
совместные
и
)
Младший
возраст (по
столовой и
занятиям)
Старший
возраст ( по
столовой,
занятиям,
уголку
природы)
по
Коллективн
ый труд
Младший
возраст (4-6
детей)
Эпизодичес
кие
(краткосро
чные)
При планировании работы по организации трудовой
деятельности детей необходимо:
Предусмотреть, как будет
организован труд детей.
Определить эффективные формы
трудовой деятельности.
По необходимости приготовить
модели, отражающие
последовательность трудовых
действий.
Подготовить необходимое
оборудование.
Продумать вопрос о соблюдении
правил техники безопасности.
Определить наиболее эффективные
приемы мотивации и стимулирования
трудовой деятельности. У детей в
процессе труда должны развиваться
исключительно положительные эмоции,
а полученные результаты труда
вызывать чувство удовлетворения,
гордости за себя и своих сверстников.
Средства трудового
воспитания:
Собственная трудовая
деятельность детей;
Обучение трудовым навыкам
и организации труда;
Ознакомление с трудом
взрослых;
Организация трудовой
деятельности;
Художественные средства:
художественная литература,
музыка, произведения
изобразительного искусства,
диафильмы, видеофильмы,
слайды.
Цели воспитания детей в дошкольному учреждении и в
семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего
ребенка трудолюбивым, проявляющим бережное отношение
к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в
семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе
принципов:
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и
семьи на детей.
Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения
и семьи на детей.
Организации совместной деятельности взрослых и детей в
дошкольном учреждении и в семье.
На основе принципа параллельности воздействия
дошкольного учреждения и семьи решается задача
воспитания самостоятельности у детей дошкольного
возраста. Этот принцип следует понимать как единство
требований, приемов обучения трудовым действиям,
содержания труда детей.
Формы работы с семьей
Собрания.
Консультации.
Беседы.
Лекции.
Дни открытых дверей.
Тематические стенды.
Выставки.
для
и
себе
человеческого достоинства"
"Свободный труд нужен человеку сам по
поддержания
развития
К. Ушинский.
Как истоки добра
пробудить?
Прикоснуться к природе
всем сердцем:
Удивиться, узнать,
полюбить!
Мы хотим, чтоб земля
расцветала,
И росли, как цветы
малыши,
Чтоб для них экология
стала
Не наукой, а частью души!