Экологическое образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды

  • Исследовательские работы
  • zip
  • 10.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологическое образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды «Учимся жить в гармонии с природой» «Поведение человека в природе – это зеркало его души». К.Л. Зелинский В широком смысле природа — это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная: человечество связано своим происхождением с природным окружением, существованием и будущим. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. С целью получения экологического образования и воспитания обучающихся, в школе разработаны на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74) и утверждены программы: «Друзья природы» для 6-9 классов, «Юный эколог» для 6-8 классов, « Биология и лесное хозяйство» для 6-10 классов. Основа деятельности сформулирована в двух главных тезисах: • Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире. • Отношение эмоционального восприятия человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности. 1. Цели задачи деятельности Цель: Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки; формирование знаний о проблемах загрязнений и необходимости охраны окружающей природной среды; Задачи: • предоставление учащимся возможности и содействия решению местных экологических проблем; • повышение уровня экологической воспитанности учащихся; • организация практической природоохранной, исследовательской, творческой деятельности; вооружение учащихся методами научно-исследовательской деятельности; • расширение информационного пространства с целью осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения; научить обрабатывать и обобщать полученную информацию и делать выводы на основе анализа полученной информации. 2. Направления индивидуальной деятельности 2.1.Эколого-просветительская деятельность Культурно-воспитательная работа направлена на широкую пропаганду природоохранных идей среди детей и взрослых. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических навыков и знаний, Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «вписывались» в окружающую среду. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре людей, возможно, возродить воспитанием и образованием. Основными критериями экологической подготовки должны быть прочные биологические знания и знания законов природы. За летний сезон проделана с группой ребят большая поисковая работа под названием «Его величество-лес». Здесь рассказывается о структуре и составе лесных территорий г.Покачи, об истории создания лесного хозяйства, практическая деятельность по изучению и охране лесных массивов. В коллекции «Лесная аптека» собраны лекарственные растения, произрастающие в местных окрестностях. Данный материал используется во время уроков при изучении темы «Лекарственные растения». Одним из методов обучения является метод проектов. На городском конкурсе «Юность в науке» была представлена проектная работа «Соболь – символ города Покачи». Проектные работы реализуются в рамках внеурочной деятельности. При защите ребята обмениваются информацией, умению выразить свою точку зрения, учатся критически относится к собственной деятельности и деятельности своих товарищей. В 6 классе выполнена проектная работа «Кормушка», в 8 классе «Скворечник». Из наших наблюдений: любой птице домик больше понравится, если его снаружи покрасить буро-зелёной краской, чтобы он не выделялся среди листвы. Такие домики птицы заселяют охотнее, чем домики другого цвета или совсем неокрашенные. Доски нужны сухие для изготовления скворечника, толщиной 1.5 - 2,5 см. фанера не годится. Внутри домика доски строгать нельзя – птицам будет трудно выбираться по гладким стенкам. Синицы любят круглое дно, поэтому он предпочитают дуплянку. Синичники лучше развешивать в глухих уголках леса, причём не очень высоко: 3-4 метра от земли. Каждое дело - это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. На летних каникулах проводим операцию «Муравейник». Мы стараемся вести точные записи, иначе работа не будет иметь никакой ценности. Чтобы не заблудиться муравей подскажет дорогу. Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева, а мох растёт на северной. Часто фундаментом лесному муравейнику служит трухлявый пень, внутри которого прокладываются ходы и выгрызаются многочисленные камеры. В густом лесу, куда солнце пробивается с трудом, муравейник бывает больше и выше, чем на открытой поляне. Ребята, вооружённые маленькой лупой, секундомером и большим запасом рассчитанного на многие часы терпения, провели серию опытов с подброшенными на разных расстояниях от муравейников трупами насекомых и живыми гусеницами. Оказалось, что муравьи не ограничиваются сбором трупов насекомых, а рьяно охотятся на живых. Мелкие насекомые доставляются в гнездо целиком, крупные – разрываются на части. Добыча, достигнутая на дереве, оглушается кислотой и сбрасывается на землю. И у муравья, и в муравейнике действительно есть что увидеть, есть, что изучить, есть что выпытать. Основная цель операции «Зимние автографы» состояла в том, чтобы узнать, какие звери и птицы живут в лесу и в трудную зимнюю пору помочь им. То и дело встречаем следы Свежий след медведя Хлебная приманка для лисы Однако взять автограф у лесного зверя бывает иногда труднее, чем у знаменитого артиста: зверь избегает встречи с человеком, предпочитает быть невидимкой. И по белой тропе ребята отправляются на поиски автографов. Следопытство – это сложная лесная наука, но ребята проявили живой интерес к зимней природе, научились и зорко смотреть и задумываться над увиденным. Проследили, кому из животных снег враг, а кому друг. Поэтому мы не теряли попусту зимних снежных дней. Перед Новым годом экологическая агитбригада проводит беседы перед населением о том, что новогодняя ёлка – это хорошо, но уж больно много гибнет молодых деревьев. И самое главное – рубят, где вздумается. Ребята подсчитали, что если каждый десятый человек будет ежегодно устраивать ёлку, то по стране за несколько предновогодних дней будет вырублено 24 млн. ёлок. На занятиях кружка «Друзья природы» рассматриваем экологические ситуации, представленные в рисунках. В своих работах дети выражают свои мысли, предлагают конкретные действия, пишут стихи. Кроме всего, легче заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. «Чудеса в природе открываем сами» - эта работа с предложенными рассказами, которые помогают школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире. С целью информирования и просвещения экологических знаний были включены мероприятия с учётом природных дат. В этом можно убедиться, заглянув в отчётный материал «Биолого-экологический календарь». Этот календарь массовых мероприятий школы – чудесный учебник, который создали юные любители природы. 1 апреля День птиц 22 марта-Всемирный день воды 22 апреля – День Земли. В этот день мы просто работаем на благо природы. Не скупясь на труд. 18 сентября – День леса 2.2. Практическая природоохранная деятельность Основная цель организации в данном направлении – формирование практических навыков обучающихся, активное творческое познание окружающего мира. Включение учащихся в природоохранную деятельность, проводилось через реализацию следующих задач: • прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы); • воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе; • познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью; Главные объекты, где ведётся изучение и охрана это лесной ландшафт города и его окрестности. Лесной массив является живой лабораторией. Именно в этом месте проложена экологическая тропа. Здесь проводятся экскурсии, многие практические работы по биологии. Ведутся интересные наблюдения и эксперименты. Например, проведены исследовательские работы: • «Использование лишайников для биоиндикации загрязнений промышленными выбросами». • «Влияние газо-дымных загрязнений на состояние хвои сосны». Главная задача Покачёвского лесхоза – современное восстановление лесов на площадях вырубок гарей и пустырей, улучшение состояния и повышение продуктивности лесов, сохранение ценных лесных массивов. Все эти работы помогает осуществлять школьное лесничество. Развитие их деятельности идёт в разных направлениях. Юные лесоводы закладывают питомники, ухаживают за ними, собирают семена древесных и кустарниковых пород, очищают лес от валежника, захламления. Жизнь леса сравнима с человеческой. Значительное место в деятельности школьного лесничества занимает опытническая работа, которая способствует развитию у учащихся творческого отношения к труду. Проведён опыт по выяснению влияния стимулятора роста гетероауксина на рост и приживаемость саженцев кедра. Результаты опыта показали, что двухлетние саженцы кедра, обработанные гетероауксином, хорошо приживаются и развиваются при пересадке. Актуальна проблема организации рекреационных зон и поэтому с помощью руководителя школьного лесничества ребята определяют причины отрицательного воздействия населения на лесные массивы и вырабатываются практические мероприятия. Лучший способ воспитания – это конкретное дело. Каждый год наша природоохранная дружина устраивает экологический десант на берег реки Ватьёган. Стекло, пластик, бумага и фольга покрывает все вокруг. Если учесть, что бумага в природе не разлагается практически сто лет, а стекло – тысячу, то становится ясно, что «память» о себе люди оставляют надолго. Только в этом году ребятами было собрано с речного пляжа более десятка мешков с мусором. Из учащихся 5-7 классов создан «Зелёный патруль». Следят за тем, чтобы раненным деревьям была немедленно оказана помощь – правильно срезаны обломанные ветки, а места среза закрашены масляной краской. Принимают посильное участие в уходе за молодыми посадками, в предупреждении лесных пожаров. Всё, что ребята делают– сажают деревья, борются с теми, кто ломает кусты и деревья, собирает охапками цветы, занимается браконьерством – всё это их вклад в охрану природы своего края, частицы планеты.. Вот такой замечательный след оставляют после себя юные защитники природы. 2.3. Художественно-эстетическая деятельность Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. Природа с глубокой древно¬сти служила вдохновителем искусства, источником великих творений. Яркие зарисовки картин природы встречаются почти во всех произведениях классиков древнего и современного искусства. С малых лет мы учим детей присматриваться, прислушиваться, удивляться и восхищаться Общение с природой делает человека мягче, добрее, будит в нем все прекрасные чувства, формируют лучшие стороны характера. Экологическая тропа в лесу оказывает неоценимую услугу в эстетическом воспитании наших учащихся. Ведь это место – источник вдохновения, который будит в человеке творческие начала. Посещают её ребята не только с природоохранной целью. Учителя-предметники проводят «лесные занятия». Уроки рисования с натуры в лесу стали настоящим праздником для учащихся. А иногда ребята находят старые коряги и находят в них изображение животных, сказочных героев, постигают азы лесной скульптуры. Ладья «Садко» Чудо-рыба Учимся наблюдать в природе, развивать воображение и распознавать знакомые силуэты и образы. Птица села на пенёк И гнездо себе там вьёт Вышел лось к воде напиться. Не успел от нас укрыться. Если слева посмотреть Маленькая рыбка, Если справа Посмотреть - щучья то улыбка Учителя литературы учат слушать таинственные шорохи леса, скрытые голоса, описывать и сравнивать деревья. Они как люди. Одни могучие и угрюмые, другие весёлые и добрые, третьи красивые, но легкомысленные. Детей привлекают такие экскурсии и наблюдения. После уроков в природу они и стихи лучше понимают, и в прозе не пропускают лирических отступлений. Биологи, изучая разнообразие листьев, цветов готовят гербарии. Засушенный материал используют для создания флористичеких картин под названием «Что нам дарит листопад». Учителя нашей школы убеждены, что благодаря этим урокам многие дети научились видеть и понимать красоту природы. По защите и охране леса выпущена серия листовок. Ощутить радость общения с прекрасным помогает уголок живой природы. Живая природа воздействует на детей, вызывая у них эмоциональный отклик. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину. Механизм реализации Координацию деятельности по реализации охраны природы осуществляет детское объединение «Друзья природы». В состав входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «Друзья природы» определяет содержание конкретных мероприятий, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий являются учащиеся, педагоги. 4. Достигнутые результаты Критерием результативности опыта является степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации, социализация детей в современном мире. • Социально-экологическая эффективность: • Изготовили и развесили 25 кормушек, 15 скворечников; • Посадили 32 дерева и кустарника; • На школьном дворе разбили 2 новых клумбы; • Следили за чистотой центральной улицы города; • Вырастили 100 корней цветочной рассады, • Побелены стволы деревьев. • Проведена очистка данной территории от сухостоя сорняков. • Проведен показ моделей одежды, созданной из отходов и природного материала. • Проведен конкурс поделок из природного материала для учеников начальной школы «Лесная скульптура» • Проведен конкурс фотографий «Удивительный мир природы нашего города» • Проведен конкурс рисунков «Зеленая планета-будущее человечества». • Проведены классные часы экологической направленности (по региональному компоненту). • Ученицей Авдониной Анной создан видеоролик, который отражает нашу экологическую работу по приумножению богатства зеленых насаждений. Наиболее значимые достижения учеников: • Окружной экологический конкурс «Пишем Югорскую сказку» - 1место: Василенко Д., 4 класс; 2 место: Степура У., 7 класс • Окружной экологический конкурс чтецов «Поэзия флоры и фауны Югры» -Диплом 2 степени: Алероева А, 6 класс; Диплом 3 степени: Мамедова А, 6 класс • Окружной экологический конкурс кормушек и искусственных гнездовий «Город для птиц» - Бехматова А., 6 класс; Карасёва В., 6 класс; Панаитов М., 5 класс; Колпаков Е.,8 класс • Окружной литературно-художественный конкурс «Мир заповедной природы» в рамках международной экологической акции «Марш парков» - Диплом 1 степени: Шклярук А., 9класс; Диплом 2 степени: Рамазанов Г., 8 класс; Диплом 3 степени: Алероева А., 6 класс • Окружной экологический марафон «Моя Югра – моя планета» - 3 место: Лепик М., 6 класс • Региональный этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» - 1место: Скопинов А., 5 класс; 2 место: Копишинская К.,7класс; 3 место: Копишинская К., 7 класс • Окружной конкурс творческих работ «Благославляю Вас, леса», номинация «Природный объект-Памятник природы» - 2 место: Лаврик Е.,11 класс • Региональный форум «Зелёная планета» конкурс фоторепортажей об экологической социально-полезной деятельности - Сертификат участника: Копишинская К., 8 класс; Лепик М., 7 класс; Мельник А., 9 класс • Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии г. Сургут - Диплом участника, Галяк О., 11 класс,Отинова Ю., 11 класс • Межрегиональный конкурс «Играй и путешествуй. Знатоки Сибири» - 2 место: Родэ К., 6 класс • Региональный конкурс «Энергия и среда обитания» - Лауреат: Безрукова Ю., 11 класс • Участие во Всероссийском биологическом конкурсе «Биосфера болота» - 1 место, «Его величество - сфагнум» Рослякова М., Галиахметова А11 класс; 1 место, «Проблемы загрязнения и осушения болот» Безрукова Ю. 9 класс; 2 место, «Огоньки на болотах» Катаева К., Рослякова А. 7 класс; 3 место, «Болота–естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем» Копишинская К. 6 класс. • Участие во Всероссийском конкурсе в рамках Фестиваля исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио» (обучающиеся 11 классов Отинова Ю. и Кутина А.) • Участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов - Сертификат участника: Копишинский А., 8 класс «Помните! Они нуждаются в нашем внимании и заботе»; Сертификат участника: Безрукова Ю., 10 класс «Зимний сад» • Участие в Международном образовательном проекте «Умная планета» 2 место, Борисенко О., 8 класс по биологии; 3 место, Борисенко О., 8 класс • Участие в X Международном конкурсе «Живой мир рядом с нами» - Сертификат участника: Рамазанова Луиза,10 класс; Сертификат участника: Гамидов Завур,8 класс • Участие в Международном творческом конкурсе «Осенняя идея» Диплом победителя 1 степени: Борисенко О., 8 класся; 1 степени: Новикова А., 9 класс; 1 степени: Воронова Е., 8 класс; 2 степени: Гейнц В., 6 класс; 2 степени: Шклярук А., 8 класс; 3 степени: Борисенко О., 8 класс; 3 степени: Копишинская К., 9 клас; 3 степени: Черешнева С., 3 класс • Участие в Международном творческом конкурсе «Птицы сказочной планеты» Дипломы 1степени: Таборовский Н., 9 класс; 2 степени: Таборовский Н., 9 класс; 2 степени: Ганьба А., 9 класс; 3 степени: Бойчук Н., 8 класс; 3 степени: Копишинский А., 3 класс; 3 степени: Стяжкина М., 10 класс; 3 степени: Воронова Е., 8 класс; 3 степени: Никонов А., 9 класс; • Участие в Международном творческом конкурсе рисунков и поделок «Планета цветов» - Диплом 1 степени: Копишинский А., 3 класс; Лауреат: Новикова А., 9 класс; Лауреат: Пятышева Д., 10 класс.Экологическое образование и воспитание школьников в области охраны окружающей среды «Учимся жить в гармонии с природой» «Поведение человека в природе – это зеркало его души». К.Л. Зелинский В широком смысле природа — это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная: человечество связано своим происхождением с природным окружением, существованием и будущим. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. С целью получения экологического образования и воспитания обучающихся, в школе разработаны на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74) и утверждены программы: «Друзья природы» для 6-9 классов, «Юный эколог» для 6-8 классов, « Биология и лесное хозяйство» для 6-10 классов. Основа деятельности сформулирована в двух главных тезисах: • Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире. • Отношение эмоционального восприятия человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности. 1. Цели задачи деятельности Цель: Создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки; формирование знаний о проблемах загрязнений и необходимости охраны окружающей природной среды; Задачи: • предоставление учащимся возможности и содействия решению местных экологических проблем; • повышение уровня экологической воспитанности учащихся; • организация практической природоохранной, исследовательской, творческой деятельности; вооружение учащихся методами научно-исследовательской деятельности; • расширение информационного пространства с целью осведомленности учащихся о местных экологических проблемах и путях их решения; научить обрабатывать и обобщать полученную информацию и делать выводы на основе анализа полученной информации. 2. Направления индивидуальной деятельности 2.1.Эколого-просветительская деятельность Культурно-воспитательная работа направлена на широкую пропаганду природоохранных идей среди детей и взрослых. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических навыков и знаний, Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «вписывались» в окружающую среду. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре людей, возможно, возродить воспитанием и образованием. Основными критериями экологической подготовки должны быть прочные биологические знания и знания законов природы. За летний сезон проделана с группой ребят большая поисковая работа под названием «Его величество-лес». Здесь рассказывается о структуре и составе лесных территорий г.Покачи, об истории создания лесного хозяйства, практическая деятельность по изучению и охране лесных массивов. В коллекции «Лесная аптека» собраны лекарственные растения, произрастающие в местных окрестностях. Данный материал используется во время уроков при изучении темы «Лекарственные растения». Одним из методов обучения является метод проектов. На городском конкурсе «Юность в науке» была представлена проектная работа «Соболь – символ города Покачи». Проектные работы реализуются в рамках внеурочной деятельности. При защите ребята обмениваются информацией, умению выразить свою точку зрения, учатся критически относится к собственной деятельности и деятельности своих товарищей. В 6 классе выполнена проектная работа «Кормушка», в 8 классе «Скворечник». Из наших наблюдений: любой птице домик больше понравится, если его снаружи покрасить буро-зелёной краской, чтобы он не выделялся среди листвы. Такие домики птицы заселяют охотнее, чем домики другого цвета или совсем неокрашенные. Доски нужны сухие для изготовления скворечника, толщиной 1.5 - 2,5 см. фанера не годится. Внутри домика доски строгать нельзя – птицам будет трудно выбираться по гладким стенкам. Синицы любят круглое дно, поэтому он предпочитают дуплянку. Синичники лучше развешивать в глухих уголках леса, причём не очень высоко: 3-4 метра от земли. Каждое дело - это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. На летних каникулах проводим операцию «Муравейник». Мы стараемся вести точные записи, иначе работа не будет иметь никакой ценности. Чтобы не заблудиться муравей подскажет дорогу. Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева, а мох растёт на северной. Часто фундаментом лесному муравейнику служит трухлявый пень, внутри которого прокладываются ходы и выгрызаются многочисленные камеры. В густом лесу, куда солнце пробивается с трудом, муравейник бывает больше и выше, чем на открытой поляне. Ребята, вооружённые маленькой лупой, секундомером и большим запасом рассчитанного на многие часы терпения, провели серию опытов с подброшенными на разных расстояниях от муравейников трупами насекомых и живыми гусеницами. Оказалось, что муравьи не ограничиваются сбором трупов насекомых, а рьяно охотятся на живых. Мелкие насекомые доставляются в гнездо целиком, крупные – разрываются на части. Добыча, достигнутая на дереве, оглушается кислотой и сбрасывается на землю. И у муравья, и в муравейнике действительно есть что увидеть, есть, что изучить, есть что выпытать. Основная цель операции «Зимние автографы» состояла в том, чтобы узнать, какие звери и птицы живут в лесу и в трудную зимнюю пору помочь им. То и дело встречаем следы Свежий след медведя Хлебная приманка для лисы Однако взять автограф у лесного зверя бывает иногда труднее, чем у знаменитого артиста: зверь избегает встречи с человеком, предпочитает быть невидимкой. И по белой тропе ребята отправляются на поиски автографов. Следопытство – это сложная лесная наука, но ребята проявили живой интерес к зимней природе, научились и зорко смотреть и задумываться над увиденным. Проследили, кому из животных снег враг, а кому друг. Поэтому мы не теряли попусту зимних снежных дней. Перед Новым годом экологическая агитбригада проводит беседы перед населением о том, что новогодняя ёлка – это хорошо, но уж больно много гибнет молодых деревьев. И самое главное – рубят, где вздумается. Ребята подсчитали, что если каждый десятый человек будет ежегодно устраивать ёлку, то по стране за несколько предновогодних дней будет вырублено 24 млн. ёлок. На занятиях кружка «Друзья природы» рассматриваем экологические ситуации, представленные в рисунках. В своих работах дети выражают свои мысли, предлагают конкретные действия, пишут стихи. Кроме всего, легче заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. «Чудеса в природе открываем сами» - эта работа с предложенными рассказами, которые помогают школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире. С целью информирования и просвещения экологических знаний были включены мероприятия с учётом природных дат. В этом можно убедиться, заглянув в отчётный материал «Биолого-экологический календарь». Этот календарь массовых мероприятий школы – чудесный учебник, который создали юные любители природы. 1 апреля День птиц 22 марта-Всемирный день воды 22 апреля – День Земли. В этот день мы просто работаем на благо природы. Не скупясь на труд. 18 сентября – День леса 2.2. Практическая природоохранная деятельность Основная цель организации в данном направлении – формирование практических навыков обучающихся, активное творческое познание окружающего мира. Включение учащихся в природоохранную деятельность, проводилось через реализацию следующих задач: • прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды, почвы); • воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе; • познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью; Главные объекты, где ведётся изучение и охрана это лесной ландшафт города и его окрестности. Лесной массив является живой лабораторией. Именно в этом месте проложена экологическая тропа. Здесь проводятся экскурсии, многие практические работы по биологии. Ведутся интересные наблюдения и эксперименты. Например, проведены исследовательские работы: • «Использование лишайников для биоиндикации загрязнений промышленными выбросами». • «Влияние газо-дымных загрязнений на состояние хвои сосны». Главная задача Покачёвского лесхоза – современное восстановление лесов на площадях вырубок гарей и пустырей, улучшение состояния и повышение продуктивности лесов, сохранение ценных лесных массивов. Все эти работы помогает осуществлять школьное лесничество. Развитие их деятельности идёт в разных направлениях. Юные лесоводы закладывают питомники, ухаживают за ними, собирают семена древесных и кустарниковых пород, очищают лес от валежника, захламления. Жизнь леса сравнима с человеческой. Значительное место в деятельности школьного лесничества занимает опытническая работа, которая способствует развитию у учащихся творческого отношения к труду. Проведён опыт по выяснению влияния стимулятора роста гетероауксина на рост и приживаемость саженцев кедра. Результаты опыта показали, что двухлетние саженцы кедра, обработанные гетероауксином, хорошо приживаются и развиваются при пересадке. Актуальна проблема организации рекреационных зон и поэтому с помощью руководителя школьного лесничества ребята определяют причины отрицательного воздействия населения на лесные массивы и вырабатываются практические мероприятия. Лучший способ воспитания – это конкретное дело. Каждый год наша природоохранная дружина устраивает экологический десант на берег реки Ватьёган. Стекло, пластик, бумага и фольга покрывает все вокруг. Если учесть, что бумага в природе не разлагается практически сто лет, а стекло – тысячу, то становится ясно, что «память» о себе люди оставляют надолго. Только в этом году ребятами было собрано с речного пляжа более десятка мешков с мусором. Из учащихся 5-7 классов создан «Зелёный патруль». Следят за тем, чтобы раненным деревьям была немедленно оказана помощь – правильно срезаны обломанные ветки, а места среза закрашены масляной краской. Принимают посильное участие в уходе за молодыми посадками, в предупреждении лесных пожаров. Всё, что ребята делают– сажают деревья, борются с теми, кто ломает кусты и деревья, собирает охапками цветы, занимается браконьерством – всё это их вклад в охрану природы своего края, частицы планеты.. Вот такой замечательный след оставляют после себя юные защитники природы. 2.3. Художественно-эстетическая деятельность Эстетический аспект охраны окружающей природной среды имеет в виду поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека. Природа с глубокой древно¬сти служила вдохновителем искусства, источником великих творений. Яркие зарисовки картин природы встречаются почти во всех произведениях классиков древнего и современного искусства. С малых лет мы учим детей присматриваться, прислушиваться, удивляться и восхищаться Общение с природой делает человека мягче, добрее, будит в нем все прекрасные чувства, формируют лучшие стороны характера. Экологическая тропа в лесу оказывает неоценимую услугу в эстетическом воспитании наших учащихся. Ведь это место – источник вдохновения, который будит в человеке творческие начала. Посещают её ребята не только с природоохранной целью. Учителя-предметники проводят «лесные занятия». Уроки рисования с натуры в лесу стали настоящим праздником для учащихся. А иногда ребята находят старые коряги и находят в них изображение животных, сказочных героев, постигают азы лесной скульптуры. Ладья «Садко» Чудо-рыба Учимся наблюдать в природе, развивать воображение и распознавать знакомые силуэты и образы. Птица села на пенёк И гнездо себе там вьёт Вышел лось к воде напиться. Не успел от нас укрыться. Если слева посмотреть Маленькая рыбка, Если справа Посмотреть - щучья то улыбка Учителя литературы учат слушать таинственные шорохи леса, скрытые голоса, описывать и сравнивать деревья. Они как люди. Одни могучие и угрюмые, другие весёлые и добрые, третьи красивые, но легкомысленные. Детей привлекают такие экскурсии и наблюдения. После уроков в природу они и стихи лучше понимают, и в прозе не пропускают лирических отступлений. Биологи, изучая разнообразие листьев, цветов готовят гербарии. Засушенный материал используют для создания флористичеких картин под названием «Что нам дарит листопад». Учителя нашей школы убеждены, что благодаря этим урокам многие дети научились видеть и понимать красоту природы. По защите и охране леса выпущена серия листовок. Ощутить радость общения с прекрасным помогает уголок живой природы. Живая природа воздействует на детей, вызывая у них эмоциональный отклик. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину. Механизм реализации Координацию деятельности по реализации охраны природы осуществляет детское объединение «Друзья природы». В состав входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «Друзья природы» определяет содержание конкретных мероприятий, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий являются учащиеся, педагоги. 4. Достигнутые результаты Критерием результативности опыта является степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации, социализация детей в современном мире. • Социально-экологическая эффективность: • Изготовили и развесили 25 кормушек, 15 скворечников; • Посадили 32 дерева и кустарника; • На школьном дворе разбили 2 новых клумбы; • Следили за чистотой центральной улицы города; • Вырастили 100 корней цветочной рассады, • Побелены стволы деревьев. • Проведена очистка данной территории от сухостоя сорняков. • Проведен показ моделей одежды, созданной из отходов и природного материала. • Проведен конкурс поделок из природного материала для учеников начальной школы «Лесная скульптура» • Проведен конкурс фотографий «Удивительный мир природы нашего города» • Проведен конкурс рисунков «Зеленая планета-будущее человечества». • Проведены классные часы экологической направленности (по региональному компоненту). • Ученицей Авдониной Анной создан видеоролик, который отражает нашу экологическую работу по приумножению богатства зеленых насаждений. Наиболее значимые достижения учеников: • Окружной экологический конкурс «Пишем Югорскую сказку» - 1место: Василенко Д., 4 класс; 2 место: Степура У., 7 класс • Окружной экологический конкурс чтецов «Поэзия флоры и фауны Югры» -Диплом 2 степени: Алероева А, 6 класс; Диплом 3 степени: Мамедова А, 6 класс • Окружной экологический конкурс кормушек и искусственных гнездовий «Город для птиц» - Бехматова А., 6 класс; Карасёва В., 6 класс; Панаитов М., 5 класс; Колпаков Е.,8 класс • Окружной литературно-художественный конкурс «Мир заповедной природы» в рамках международной экологической акции «Марш парков» - Диплом 1 степени: Шклярук А., 9класс; Диплом 2 степени: Рамазанов Г., 8 класс; Диплом 3 степени: Алероева А., 6 класс • Окружной экологический марафон «Моя Югра – моя планета» - 3 место: Лепик М., 6 класс • Региональный этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России» - 1место: Скопинов А., 5 класс; 2 место: Копишинская К.,7класс; 3 место: Копишинская К., 7 класс • Окружной конкурс творческих работ «Благославляю Вас, леса», номинация «Природный объект-Памятник природы» - 2 место: Лаврик Е.,11 класс • Региональный форум «Зелёная планета» конкурс фоторепортажей об экологической социально-полезной деятельности - Сертификат участника: Копишинская К., 8 класс; Лепик М., 7 класс; Мельник А., 9 класс • Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии г. Сургут - Диплом участника, Галяк О., 11 класс,Отинова Ю., 11 класс • Межрегиональный конкурс «Играй и путешествуй. Знатоки Сибири» - 2 место: Родэ К., 6 класс • Региональный конкурс «Энергия и среда обитания» - Лауреат: Безрукова Ю., 11 класс • Участие во Всероссийском биологическом конкурсе «Биосфера болота» - 1 место, «Его величество - сфагнум» Рослякова М., Галиахметова А11 класс; 1 место, «Проблемы загрязнения и осушения болот» Безрукова Ю. 9 класс; 2 место, «Огоньки на болотах» Катаева К., Рослякова А. 7 класс; 3 место, «Болота–естественные фильтры воды и санитары агроэкосистем» Копишинская К. 6 класс. • Участие во Всероссийском конкурсе в рамках Фестиваля исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио» (обучающиеся 11 классов Отинова Ю. и Кутина А.) • Участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов - Сертификат участника: Копишинский А., 8 класс «Помните! Они нуждаются в нашем внимании и заботе»; Сертификат участника: Безрукова Ю., 10 класс «Зимний сад» • Участие в Международном образовательном проекте «Умная планета» 2 место, Борисенко О., 8 класс по биологии; 3 место, Борисенко О., 8 класс • Участие в X Международном конкурсе «Живой мир рядом с нами» - Сертификат участника: Рамазанова Луиза,10 класс; Сертификат участника: Гамидов Завур,8 класс • Участие в Международном творческом конкурсе «Осенняя идея» Диплом победителя 1 степени: Борисенко О., 8 класся; 1 степени: Новикова А., 9 класс; 1 степени: Воронова Е., 8 класс; 2 степени: Гейнц В., 6 класс; 2 степени: Шклярук А., 8 класс; 3 степени: Борисенко О., 8 класс; 3 степени: Копишинская К., 9 клас; 3 степени: Черешнева С., 3 класс • Участие в Международном творческом конкурсе «Птицы сказочной планеты» Дипломы 1степени: Таборовский Н., 9 класс; 2 степени: Таборовский Н., 9 класс; 2 степени: Ганьба А., 9 класс; 3 степени: Бойчук Н., 8 класс; 3 степени: Копишинский А., 3 класс; 3 степени: Стяжкина М., 10 класс; 3 степени: Воронова Е., 8 класс; 3 степени: Никонов А., 9 класс; • Участие в Международном творческом конкурсе рисунков и поделок «Планета цветов» - Диплом 1 степени: Копишинский А., 3 класс; Лауреат: Новикова А., 9 класс; Лауреат: Пятышева Д., 10 класс.
Иконка файла материала Твотческий отчёт.zip