Данная работа отражает связь физики и экологического воспитания учащихся. Указаны темы, пункты, законы, которые показывают, что физика не отдельный школьный предмет, а именно она очень тесно связана с природой, ее законами, правилами. Человечеству стоит задуматься и углубиться в проблему для того, чтобы постараться найти разумную середину.
«Экологическое воспитание на уроках физики»
Современное состояние окружающей среды является серьезной проблемой
мирового сообщества. Господствующий в сознании человека потребительский стереотип
поведения на фоне безответственного отношения к природе стал предпосылкой
глобального экологического кризиса. Сегодня стоит задача по осуществлению срочных мер
по охране природы. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том
случае, если человечество осознает проблему, изменит мировоззрение, практику
жизнедеятельности и обретет сознательный взгляд на взаимоотношения в сфере «Природа
обществочеловек».
Целью экологического воспитания является формирование личности, имеющий
высокий уровень экологической культуры, обладающей экологическим сознанием, которое
позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов,
сотрудничать с ней, а не управлять ею.1
Определение реальных биогенных пределов бытия экосистемы весьма актуально,
так как в современном экологическом знании понятие пределов чрезвычайно
распространено и понимается неоднозначно. Относительные условия ухудшения или
всякого изменения экологической ситуации, опосредованы антропогенными, техногенными
или экзогенными причинами, которые преодолеваются различными способами: изменением
экологической ниши, технологического способа производства, социальных отношений,
охраной природной среды и тому подобное. В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс полагали,
что «ограничения дикаря иные, чем ограничения цивилизованного человека» [Маркс,
Энгельс 1955: 294]
Экологопедагогическое направление предусматривает рассмотрение следующих
аспектов: экологическое образование в рамках устойчивого развития общества и природы;
формирование культуры экологической безопасности в системе непрерывного
образования; ценностные аспекты жизнедеятельности личности и общества в целом.2
1 Заборина М. А. «Экологическое воспитание студентов учреждений среднего
профессионального образованя» // автореферат, Калуга 2015
2 Богданова Е. П. «Конструктивный подход в подготовке бакалавров «Науки о
Земле» к формированию основ экологической безопасности школьников //
автореферат, М. 2017Часть экологических проблем, изучаемых физикой, может быть выделена в особую
отрасль экологии экологическую физику. Геофизика (физика Земли), изучающая, в
частности, физические процессы в литосфере, гидросфере, атмосфере, по сути, исследует
физические процессы в биосфере или ее частях. Необходимо указать, что большинство
экологических факторов имеет геофизическую природу. Геофизика, накопившая
богатейший опыт исследования закономерностей физических процессов, протекающих в
оболочках Земли, на стыке которых и формируются жизненно важные экосистемы,
подверженные влиянию геоэволюционного и катастрофически возрастающего
антропогенного факторов, может взять на себя решение ряда экологических проблем.
Началом разрушения послужила вырубка и выжигание лесов, после рост населения
и развитие сельского хозяйства, далее промышленная революция, выбросы в атмосферу
промышленных газов, складирование и хранение радиоактивных отходов и так далее.
Полагаю, этот список можно продолжить, но остановимся конкретнее на некоторых
моментах, которые тесно связаны с предметом физики.
Само слово «физика» происходит с греческого и означает – природа.
Следовательно, можно тесно связать физику (физические явления) и экологические
проблемы:
загрязнение окружающей среды
Затрагивает темы школьного курса: теплопередача, тепловые двигатели, энергия
топлива, диффузия, испарение, атмосфера Земли, источники электричества, паровая
турбина, плавание судов;
разрушение почвенного покрова: способы уменьшения давления
вредные действия магнитного и электрического поля: магнитное поле, действие
электрического тока, электризация веществ, электрический двигатель, электромагнитное
поле, излучение;
шумовые эффекты: резонанс, звук, ультразвук, электрический двигатель,
электроприборы
радиоактивность: ядерный реактор, атомная энергетика.
Одна из важнейших задач школьного курса физики – развивать у учащихся
научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыкипроведения научного эксперимента. Он должны хорошо знать и понимать законы природы,
ее взаимосвязи, уметь предвидеть и оценить последствия вмешательства человека, при
разработке современных технологий, создании машин и механизмов учитывать влияние на
окружающую среду.
Опора на личностно – ориентированный подход позволяет углубить знания,
расширить кругозор.
Конструктивный подход позволяет подобрать оптимальные методы и средства в
рамках освоения программного материала.
Вариативность в работе позволяет использовать наиболее эффективные формы
занятий.
Пути реализации экологического обучения:
Объяснение учителем физических закономерностей
Экскурсии
Демонстрации, презентации
Самостоятельная деятельность учащихся (доклады, сообщения, проекты)
Таким образом, ясно, что дальнейшее бытие человечества возможно только в
условиях коренной трансформации социальной организации общества, поддержания
стабильности биогенных констант планетарной экосистемы как естественного фактора
реализации высшей цели. [Олейников, Борзова 2008]Список лтературы:
Богданова Е. П. «Конструктивный подход в подготовке бакалавров «Науки о Земле» к
формированию основ экологической безопасности школьников // автореферат, М. 2017
Заборина М. А. «Экологическое воспитание студентов учреждений среднего
профессионального образованя» // автореферат, Калуга 2015
Маркс К Энгельс Ф Сборн. Соч. 2е изд. Т. 3. М., 1955
Олейников Ю. В., Борзова Т. В. Взаимодействие общества с природой (философский
нализ). М., 2008