«Экологическое воспитание на уроках физики»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа отражает связь физики и экологического воспитания учащихся. Указаны темы, пункты, законы, которые показывают, что физика не отдельный школьный предмет, а именно она очень тесно связана с природой, ее законами, правилами. Человечеству стоит задуматься и углубиться в проблему для того, чтобы постараться найти разумную середину.
Иконка файла материала Статья.docx
«Экологическое воспитание на уроках физики» Современное   состояние   окружающей   среды   является   серьезной   проблемой мирового сообщества. Господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения   на   фоне   безответственного   отношения   к   природе   стал   предпосылкой глобального экологического кризиса. Сегодня стоит задача по осуществлению срочных мер по охране природы. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае,   если   человечество   осознает   проблему,   изменит   мировоззрение,   практику жизнедеятельности и обретет сознательный взгляд на взаимоотношения в сфере «Природа­ общество­человек». Целью   экологического   воспитания   является   формирование   личности,   имеющий высокий уровень экологической культуры, обладающей экологическим сознанием, которое позволяет   взаимодействовать   с   миром   природы   на   основе   понимания   его   законов, сотрудничать с ней, а не управлять ею.1 Определение реальных биогенных пределов бытия экосистемы весьма актуально, так   как   в   современном   экологическом   знании   понятие   пределов   чрезвычайно распространено   и   понимается   неоднозначно.   Относительные   условия   ухудшения   или всякого изменения экологической ситуации, опосредованы антропогенными, техногенными или экзогенными причинами, которые преодолеваются различными способами: изменением экологической   ниши,   технологического   способа   производства,   социальных   отношений, охраной природной среды и тому подобное. В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что   «ограничения   дикаря   иные,   чем   ограничения   цивилизованного   человека»   [Маркс, Энгельс 1955: 294] Эколого­педагогическое направление предусматривает рассмотрение следующих аспектов: экологическое образование в рамках устойчивого развития общества и природы; формирование   культуры   экологической   безопасности   в   системе   непрерывного образования; ценностные аспекты жизнедеятельности личности и общества в целом.2 1 Заборина М. А. «Экологическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образованя» // автореферат, Калуга 2015 2 Богданова Е. П. «Конструктивный подход в подготовке бакалавров «Науки о Земле» к формированию основ экологической безопасности школьников // автореферат, М. 2017Часть экологических проблем, изучаемых физикой, может быть выделена в особую отрасль   экологии   ­   экологическую   физику.   Геофизика   (физика   Земли),   изучающая,   в частности, физические процессы в литосфере, гидросфере, атмосфере, по сути, исследует физические процессы в биосфере или ее частях. Необходимо указать, что большинство экологических   факторов   имеет   геофизическую   природу.   Геофизика,   накопившая богатейший опыт исследования закономерностей физических процессов, протекающих в оболочках   Земли,   на   стыке   которых   и   формируются   жизненно   важные   экосистемы, подверженные   влиянию   геоэволюционного   и   катастрофически   возрастающего антропогенного факторов, может взять на себя решение ряда экологических проблем. Началом разрушения послужила вырубка и выжигание лесов, после рост населения и развитие сельского хозяйства, далее промышленная революция, выбросы в атмосферу промышленных   газов,   складирование   и   хранение   радиоактивных   отходов   и   так   далее. Полагаю,   этот   список   можно   продолжить,   но   остановимся   конкретнее   на   некоторых моментах, которые тесно связаны с предметом физики.  Само   слово   «физика»   ­   происходит   с   греческого   и   означает   –   природа. Следовательно,   можно   тесно   связать   физику   (физические   явления)   и   экологические проблемы:  ­ загрязнение окружающей среды  Затрагивает темы школьного курса: теплопередача, тепловые двигатели, энергия топлива,   диффузия,   испарение,   атмосфера   Земли,   источники   электричества,   паровая турбина, плавание судов; ­ разрушение почвенного покрова: способы уменьшения давления ­ вредные действия магнитного и электрического поля: магнитное поле, действие электрического тока, электризация веществ, электрический двигатель, электромагнитное поле, излучение; ­   шумовые   эффекты:   резонанс,   звук,   ультразвук,   электрический   двигатель, электроприборы ­ радиоактивность: ядерный реактор, атомная энергетика. Одна   из   важнейших   задач   школьного   курса   физики   –   развивать   у   учащихся научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыкипроведения научного эксперимента. Он должны хорошо знать и понимать законы природы, ее  взаимосвязи,  уметь  предвидеть   и  оценить  последствия  вмешательства   человека,   при разработке современных технологий, создании машин и механизмов учитывать влияние на окружающую среду.  Опора   на   личностно   –   ориентированный   подход   позволяет   углубить   знания, расширить кругозор. Конструктивный подход позволяет подобрать оптимальные методы и средства в рамках освоения программного материала. Вариативность   в  работе   позволяет   использовать   наиболее   эффективные   формы занятий.  Пути реализации экологического обучения:  Объяснение учителем физических закономерностей  Экскурсии  Демонстрации, презентации  Самостоятельная деятельность учащихся (доклады, сообщения, проекты) Таким   образом,   ясно,   что   дальнейшее   бытие   человечества   возможно   только   в условиях   коренной   трансформации   социальной   организации   общества,   поддержания стабильности   биогенных   констант   планетарной   экосистемы   как   естественного   фактора реализации высшей цели. [Олейников, Борзова 2008]Список лтературы: Богданова Е. П. «Конструктивный подход в подготовке бакалавров «Науки о Земле» к формированию основ экологической безопасности школьников // автореферат, М. 2017 Заборина   М.   А.   «Экологическое   воспитание   студентов   учреждений   среднего профессионального образованя» // автореферат, Калуга 2015 Маркс К Энгельс Ф Сборн. Соч. 2­е изд. Т. 3. М., 1955 Олейников   Ю.   В.,   Борзова   Т.   В.   Взаимодействие   общества   с   природой   (философский нализ). М., 2008