ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

  • Лекции
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. Так как этот предмет дает возможность эффективно применять современные технологии для целей воспитания, в том числе и для воспитания экологической культуры. Современные интерактивные, информационно коммуникационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения.
Иконка файла материала Ахметзянова Г.Ф. Формирование экологической культуры учащихся на уроках информатики.docx
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Ахметзянова Гулиня Фаргатовна, учитель информатики  МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»   .  ru  Ново­Савиновского района города Казани, a  .  gulina    .  f  @   mail   В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия  человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала   очень   острой   и   приняла     огромные     масштабы.   Эколого­нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных  влияний хозяйственной  деятельности человека,   а   главное   формирование   эколого­нравственной   культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы   громадное   значение   приобретает   экологическое   воспитание школьников.[1,с.29] В   этих   условиях   становится   очевидной   необходимость   воспитания поколения   высоконравственных   и   образованных   людей,   способных   решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.[2] Экологическое   образование   включает   в   себя   организацию   учебной деятельности,   предполагающую   формирование   знаний   об   окружающей   среде, через природу, внутри природы, для природы.  Экологическое   образование   это   непрерывный   процесс   обучения, воспитания   и   развития   личности,   обеспечивающие   ответственное   отношение человека к окружающей среде. Главная   задача   экологического   образования   и   воспитания   школьников  – формирование   у   них   экологической   культуры,   ответственного   отношения   к природе,   понимания   неразрывной   связи   человеческого   общества   и   природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. [2] В учебно­воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно   повысить   и   через   уроки   информатики.  Так   как   этот   предмет   дает возможность   эффективно   применять   современные   технологии   для   целейвоспитания,   в   том   числе   и   для   воспитания   экологической   культуры. Современные   интерактивные,   информационно   коммуникационные   технологии все более активно вторгаются в процесс обучения. На   уроках   информатики   при   изучении   темы   «Деловая   графика»   можно решить задачи экологического воспитания.  Замечательным   свойством   электронных   таблиц   является   возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для   этого   существует   специальный   графический   режим   работы   табличного процессора.   Табличные   процессоры   дают   возможность   получать   самые различные формы диаграмм и графиков. [3,с.118] На уроке информатики выполняем практическую работу для ознакомления, по   каким   адресам   больше   всего   несанкционированное   размещение   отходов   в Ново­Савиновском   районе   города   Казани.   Для   этого   используем геоинформационную   систему   (ГИС)   «Экологическая   карта   Республики Татарстан». Для этого: ­ открываем «Экологическую карту Республики Татарстан»; ­оптимизируем масштаб карты так, чтобы просматривались границы нашего района; ­устанавливаем флажок на «Несанкционированное размещение отходов»; ­   в   электронную   таблицу   вводим   информацию:   «Адрес»,   «НРО   №», «Площадь, м2», Объем, м3»;  ­по введенным данным построим гистограмму; ­делаем вывод по диаграмме. Вывод. Ежегодно сотни квадратных метров на территории Казани  превращаются в свалки. Огромные траты уходят на обнаружение, ликвидацию и  отчетность о проделанной работе. [4,с.69] Продолжая   работу   по   «Экологической   карте   Республики   Татарстан» выполняем следующую практическую работу.  ­ устанавливаем флажок на «Особо охраняемые природные территории»; ­ в электронную таблицу вводим информацию: «Название», «Площадь, га»,  ­заполняем информацией ячейки, ­вычисляем суммарную площадь охраняемых территорий нашего города.­определить    размеры  территории   всего  города  (информацию  находим  в электронных справочниках).  ­вычисляем, какую часть всей площади составляют охраняемые территории Казани ­по введенным данным построим круговую диаграмму ­делаем выводы по диаграмме. Вывод.   Официально   особо   охраняемыми   природными   территориями признана   ничтожно   малая   часть   окружающего   мира.   Поэтому   наша   задача   – взять защиту природы в свои руки. [4,с.70] Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные   эксперименты.  Среди   задач,   успешно   моделируемых   на компьютерах, особое место занимают экологические. [3,с.127] Объектами   математического   моделирования   могут   быть   природные объекты,   например,   месторождение   полезных   ископаемых,   водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций.  Таким   образом,   экологическое   воспитание   учащихся   на   уроках информатики многообразно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой. Литература 1. Замалетдинова   З.И.,   Формирование   экологической   культуры   детей   в обучении   предмета   «Окружающий   мир»   в   начальных   классах// Формирование   экологической   культуры   обучающихся   при   изучении естественнонаучных   дисциплин:   материалы  III  Всероссийской   научно­ практической конференции. – Казань,2016. – С.29 2. Федосов А.Ю., Рашитова М. Ш.   Воспитание экологической культуры в  [Электронный   ресурс]   URL: школьном   курсе   информатики http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6939  3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ//  Учебник для 9 класса/М.. 2010. – с. 118­119, с.127­128 4. Давлетова И. «Деловая графика»//журнал «Магариф» №1 2017. С.68­70