Экология человека. Курс внеурочной деятельности

  • Разработки курсов
  • doc
  • 06.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РП по курсу внеурочной деятельности, можно чуть подкорректировать и как электив использовать
Иконка файла материала Экология человека внеур 9кл-68ч. ФГОС 2020-2021.doc

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для предпрофильной подготовки «Экология человека» для учащихся 9 класса составлена согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644), в соответствии с требованиями  Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Лицей № 67 г. Челябинска»

   В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

    Изучение биологии по данному курсу предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в курс введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной исследовательской деятельности.

        Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса "Экология человека". Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся освоить основы знаний по экологии человека, развивать творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемой области знаний.

 

Цель изучения курса внеурочной деятельности «Экология человека» в 9 классе: создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, микробиологией, экологией.

Элективный курс «Экология человека» нацелен на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов.

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 9 классе:

Личностные результаты освоения программы курса:

-        формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

-         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

-         формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные результаты освоения программы курса:

-        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; 

-        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

-        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

-        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач; 

-        умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;

-        формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты освоения программы курса:

1.      В познавательной (интеллектуальной) сфере:

ü  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами;

ü  классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

ü  роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

ü   различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний;

ü  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

ü  овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Выпускник научится:

-        характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-         применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-         использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-        ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

-         соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-        использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

-        выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-         осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-        ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-         находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

 

Основные задачи реализации содержания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Для глухих и слабослышащих обучающихся:

ü    Овладение первоначальными представлениями об окружающем мире

ü    Овладение элементарными знаниями о человеке

ü    Развитие умения поддерживать режим дня

Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся:

ü     Сформированность элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира

ü     Сформированность умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы

ü     Понимание простейших взаимосвязей между миром живой и неживой природы

ü     Овладение доступным способами изучения природных явлений и процессов  и некоторых социальных объектов

ü     Понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности

Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

ü    Формирование представлений об окружающем мире

ü    Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

 

«Экология человека», 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

Введение (1 час). Общебиологические науки. Великие учёные и их достижения в биологии

Тема 1.Система органического мира( 24 часа). Развитие жизни на Земле. Место человека в жизни планеты. Царство: Бактерии. Их классификация. Фотосинтез и хемосинтез как источники жизни на Земле. Надцарство: Вирусы. Царство: Грибы. Значение грибов в экосистемах. Царство: Растения. Отделы растений. Особенности развития. Чередование поколений. Классификация. Разнообразие и признаки семейств классов Однодольные и Двудольные. Экологическое значение. Лекарственные и ядовитые растения. Царство: Животные. Особенности развития, строения, циклы развития и паразитизм. Классификация. Экологическое значение. Ступени эволюции органического мира. Место человека в системе живого на Земле.  

Тема 2.Молекулярная биология – единство строения всего живого (5 часов) ВМС. Белки. Строение. Происхождение. Значение для человека. ВМС. Жиры и углеводы. Строение. Взаимосвязь. Происхождение. Значение для человека. ВМС. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК как матрица всего живого. Деление клетки. Матричные синтезы. Явление обратной транскрипции. Жизненный цикл клетки.

Тема3.Генетика – наука будущего (13 часов). Методы генетики. Основы классического менделизма. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Морганизм. Хромосомы и кроссинговер. Взаимодействие неаллельных генов. Генетика человека. Цитологические основы групп крови и резус-фактора. Методика составления родословных и их анализ. Мутационный процесс. Виды мутаций. Причины и значение для человечества. Мутагены и охрана генофонда. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Основы селекции. Перспективы и методы селекции.

Тема 4. Иммунитет и здоровье человека в современном мире. (4 часа) Виды и механизм иммунитета. Генетические и молекулярные основы иммунитета. Тканевый иммунитет. Переливания крови. Иммунитет и паразиты. 

Тема 5.Экология природы и человека (9 часов) Экология как наука. Экологические факторы. Антропогенный фактор. Виды взаимоотношений живых организмов в природе. Цепи питания и энергетическая пирамида. Учение Вернадского о биосфере. Модификации и окружающая среда. Сезонные и суточные ритмы.

Тема 6.Человек в окружающем мире. Оказание первой помощи (11часов) Эволюция человека. Его зависимость от природных факторов. Кровотечения. Их виды. Первая помощь при кровотечениях. Переломы. Их признаки. Первая помощь при переломах. Удушения. Причины. Признаки. Первая помощь. Ожоги и обморожения. Первая помощь. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Отравления ядовитыми веществами природного происхождения. Экологические катастрофы техногенного характера. Нетрадиционная медицина. Лекарственная терапия.

Тема 7. Подведение итогов Летнее задание (1 час)

Подведение итогов. Летнее задание

 

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

Тематическое планирование.

Экология человека. 9 класс (68 часов, 2 час в неделю).

                       

Тема.

Количество

Количество часов

Лабораторных работ

Практических работ

Экскурсий.

Введение

1

0

0

0

1

Тема 1. Система органического мира

24

12

0

4

2

Тема 2. Молекулярная биология – единство строения всего живого

5

0

2

0

3

Тема 3. Генетика – наука будущего

13

0

3

0

4

Тема 4. Иммунитет и здоровье человека в современном мире

4

0

0

0

5

Тема 5. Экология природы и человека

9

0

4

0

6

Тема 6. Человек в окружающем мире. Оказание первой помощи

11

0

3

0

8

Тема 7.Подведение итогов

1

0

0

0

 

Итого за год.

68

12

12

4

 

Выполнение теоретической части совпадает с авторским планированием часов.

 

Тематика лабораторных, практических работ и экскурсий

 

 

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

 

Введение

1

-

-

-

1

Тема 1. Система органического мира

24

Л.р.№1 Изготовление микропрепаратов бактерий. Л.р.№2 Изготовление микропрепаратов окрашенных дрожжей и мукора. Л.р.№3 Изучение водорослей под микроскопом. Л.р.№4 Строение цветков однодольных и двудольных. Диаграмма и формула цветка. Л.р.№5 Определение растений разных семейств. Работа с карточками. Л.р.№6 Сравнение животной, растительной и бактериальной клетки. Л.р.№7 Изучение простейших под микроскопом. Способы движения простейших. Л.р.№8 Изучение движений брюхоногих моллюсков аквариума (или ахатин). Л.р.№9 Изучение движения и строения таракана. Работа с коллекциями насекомых по их определению.

Л.р.№ 10 Изучение внутреннего строения костистой рыбы. Л.р.№11 Изучение внешнего строения лягушки (жабы, тритона). Распознавание видов земноводных по кваканью (запись). Л.р.№12 Распознавание птиц по голосам (запись)

 -

Экскурсия №1 Изучение экосистемы пришкольного участка

Экскурсия №2 Изучение разнообразия растений парковой зоны. Их определение. Экскурсия №3 В инсектарий.

Экскурсия №4 В террариум. Наблюдение за движением красноухих черепах или чешуйчатых

2

Тема 2. Молекулярная биология – единство строения всего живого

5

 -

П.Р.№1 Анализ пищевого рациона. Рациональное питание. П.Р.№2 Решение задач по молекулярной биологии

 -

3

Тема 3. Генетика – наука будущего

13

 -

П.р.№3 Решение задач по классическому менделизму

П.р.№4 Решение задач

П.р.№5 Решение задач

 -

4

Тема 4. Иммунитет и здоровье человека в современном мире

4

 -

 -

 -

5

Тема 5. Экология природы и человека

9

 -

П.р №6 Составление цепей питания разных экосистем. П.р.№7 Составление вариационной кривой у листьев лавровишни. П.Р.№8 Составление цветочных часов. П.р.№9 Изучение степени запылённости в различных местах пришкольной территории: - со стороны проезжей части; со стороны двора; со стороны жилых домов; со стороны спортплощадки

 -

6

Тема 6. Человек в окружающем мире. Оказание первой помощи

11

 -

П.р.№10 Повязки. П.р.№11 Оказание первой помощи при травмах ОДС. П.р. №12 Рецептура

 -

7

Тема 7.Подведение итогов

1

 -

 -

 -

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование курса «Экология человека»,   9 класс, 68 часов

 

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата/

Корректировка

УУД

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Введение (1 ч)

 

1.

Введение. Цели задачи курса. Общебиологические науки. Великие учёные и их достижения в биологии

1

 

Объяснять механизмы жизни на Земле. Признаки жизни. Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования.

 

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. П: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого

 

Тема 1. Система органического мира (24 часов)

 

2.

Развитие жизни на Земле. Место человека в жизни планеты. Экскурсия №1 Изучение экосистемы пришкольного участка

1

 

Уметь называть этапы развития представлений и основные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение. Современные гипотезы происхождения жизни

П: структурируют учебный материал, выделяют в нем главное

К: воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Р: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы). Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

 

3.

Царство: Бактерии. Их классификация. Фотосинтез и хемосинтез как источники жизни на Земле.

Л.р.№1 Изготовление микропрепаратов бактерий

1

 

Уметь выделять особенности строения клеток разных царств живых организмов .Давать сравнительную характеристику прокариот. Выполняют лабораторную работу, объясняют ее результаты, делают выводы, оформляют в тетрадях.

Р: уметь определять цели работы, организовывать работу по выполнению заданий учителя, представлять результаты работы.

П: уметь давать определённые понятия, классифицировать их, работать с различными источниками информации.

Анализировать и дифференцировать полученные знания, уметь

выражать свои мысли

К: Работа в парах-обсуждение результатов лабораторной работы, умение высказывать свои мысли.

Овладение опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога, умение выделять нравственный аспект. Осмысливать единую природную целостность

 

4.

 

Надцарство: Вирусы. Появление вирусов. Классификация. Причины выживания. Меры профилактики и борьба человечества с вирусными заболеваниями.

1

 

Получают знания о строении, функциях и размножении вирусов как неклеточных формах жизни, отличие живого от неживого;

болезни, вызываемые вирусами,

меры борьбы с вирусами;

 

П: анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи между строением вирусов и их способом существования, составлять план ответа, работать с различными источниками информации в поисках нужной, оценивать ее достоверность.

Р: Целеполагание,

умение выделять то, что уже известно

о вирусах, корректировать план

изучения темы урока, составлять план ответа, давать самооценку себе, оценивать ответ одноклассников

К: Уметь работать в коллективе, самостоятельно, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Подведение итогов урока,  единства и

целостности окружающего мира, его познаваемость и объяснимость на основе достижений науки, успехи медицины в борьбе с вирусами, оценить значимость

знаний о вирусах с точки зрения

сохранения здоровья и безопасного образа жизни человека.

 

5.

Царство: Грибы. Их классификация. Плесневые грибы и дрожжи.

Л.р.№2 Изготовление микропрепаратов окрашенных дрожжей и мукора

1

 

Сформировать представления о строении грибов. Знать основных представителей ядовитых шляпочных грибов. Знать основные приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

К: Владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания. Отображать в речи содержание совершаемых действий. Р: Планировать учебную деятельность при изучении темы. . П: Анализировать полученные в ходе исследования данные и формулировать выводы

Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

6.

Значение грибов в экосистемах. Симбиоз и микориза. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые. Распознавание грибов.

1

 

Развивать представление о многообразии живой природы. Формировать экологическое сознание. Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Р:Планировать учебную деятельность при подготовке к проведению биологического исследования. К:Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Аргументировать свою точку зрения. П:Давать определения понятиям.

Формирование коммуникативной компетенции в общении с другими обучающимися

 

7.

Царство: Растения. Отделы растений.

Экскурсия №2 Изучение разнообразия растений парковой зоны. Их определение.

1

 

Сформировать представление о многообразие царства Растения. Знать характерные признаки растений, жизненные формы, различать растения среди биологических объектов. Выделять эстетические особенности растений

Р: Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определения понятиям. П: Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую. К:Владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания. Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Развивать представление о многообразии живой природы. Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

 

8

Отдел: Водоросли, Мхи. Особенности развития. Чередование поколений. Классификация. Экологическое значение.

Л.р.№3 Изучение водорослей под микроскопом

1

 

Сформировать представление о строении и развитии водорослей. Определять систематическое положение представителей водорослей

Р: Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определения понятиям. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую. К:Владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания. Отображать в речи содержание совершаемых действий

Развивать представление о многообразии живой природы. Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

 

9

Отдел: Папоротникообразные, Голосеменные. Особенности развития. Чередование поколений. Классификация. Экологическое значение

1

 

Сформировать представления о характерных признаках и развитии высших споровых и голосеменных растений

Р:Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определения понятиям. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую. К:Владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания. Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Развивать представление о многообразии живой природы и единстве органического мира. Формировать естественнонаучное мировоззрение

 

10

Отдел: Покрытосеменные. Классы Однодольные и двудольные. Признаки классов. Л.р.№4 Строение цветков однодольных и двудольных. Диаграмма и формула цветка

1

 

Сформировать представление о характерных признаках и строении покрытосеменных растений. Знать преимущества покрытосеменных растений перед другими группами царства Растения. Определять систематическое положение представителей покрытосеменных растений

Р:Планировать учебную деятельность при подготовке к проведению биологического исследования. К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Аргументировать свою точку зрения. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Развивать представление о многообразии живой природы и единстве органического мира. Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

 

11

Семейства Однодольных и двудольных растений. Признаки семейств. Разнообразие. Экологическое значение.

 Л.р.№5 Определение растений разных семейств. Работа с карточками

1

 

Систематизировать знания о многообразии  растений. Определять систематическое положение, особенности строения и жизнедеятельности групп растений. Понимать причины многообразия растений на Земле.

Р: Обобщать понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. П:Осуществлять расширенный поиск информации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К:Аргументировать свою точку зрения.

Развивать естественнонаучное мышление. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности. Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 

12

Ядовитые и лекарственные растения

1

 

Сформировать представление о многообразии ядовитых лекарственных растений. Обосновывать необходимость охраны живой природы

Р:Планировать общие способы работы при осуществлении проектной деятельности. К: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий коллеги. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

 

13

Царство: Животные. Признаки. Л.р.№6 Сравнение животной, растительной и бактериальной клетки

1

 

Определить понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Сравнивать царства органического мира. Характеризовать этапы развития зоологии. Классифицируют животных

П: Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов.

Р:  Описывают и сравнивают представителей разных царств органического мира. Отрабатывают правила работы К: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. 

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

 

14

Типы: Простейшие, Губки, Кишечнополостные. Особенности развития, строения. Классификация. Экологическое значение. Л.р.№7 Изучение простейших под микроскопом. Способы движения простейших

1

 

Знакомиться с многообразием простейших, кишечнополостных, губок, особенностями их строения, размножения и значением в природе и жизни человека. Выполнить самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформить отчет, включающий ход наблюдений и выводы

 

Р:  Обучающиеся должны уметь: обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; К: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. действий коллеги. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

 

15

Тип: Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Особенности строения, циклы развития и паразитизм. Классификация и экологическое значение

1

 

Сформировать представление о характерных признаках и строении плоских, круглых и кольчатых червей. Знать циклы развития приспособления червей к паразитизму. Определять систематическое положение представителей типов червей

Р: Обобщать понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. П:Осуществлять расширенный поиск информации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К:Аргументировать свою точку зрения.

Формирование целостного мировоззрения.. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 

16

Тип: Иглокожие и Моллюски. Особенности строения, развития. Классификация. Экологическое значение. Л.р.№8 Изучение движений брюхоногих моллюсков аквариума (или ахатин)

1

 

Характеризовать особенности строения типа Иглокожие и Моллюски.

Определять систематическое положение представителей этих типов.

П: Использование различных источников для получения необходимой биологической информации;  Р: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. К: умение слушать учителя  и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

 

17

Тип: Членистоногие. Признаки классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Особенности строения, циклы развития и паразитизм. Экскурсия №3 В инсектарий

1

 

Определять основные термины и понятия. Знакомство с многообразием ракообразных и паукообразных водоёмов. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Челябинской области.

 

 

П: Использование различных источников для получения необходимой биологической информации; К: уметь воспринимать информацию на слух. Демонстрировать способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.  Р: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Осознание своих возможностей в учении. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.

 

 

18

Классификация отрядов насекомых, экологическое значение.

Л.р.№9 Изучение движения и строения таракана. Работа с коллекциями насекомых по их определению

1

 

Определять понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».  Выполнить самостоятельные наблюдения за насекомыми. Оформить отчет, включающий ход наблюдений и выводы

 

Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: Уметь работать в коллективе, самостоятельно, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения

П: Поиск информации, ее  отбор и структурирование,

Использование различных источников информации по биологии

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 

19

Тип: Хордовые. Классификация и экологическое значение. Бесчерепные рыбы. Паразитизм. Их значение для человека

1

 

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник»,

«позвонок». Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника  и рыб для жизни воде. Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении хордовых по сравнению с кольчатыми червями.

осуществлении проектной деятельности. К: Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий коллеги. П:Находить информацию в биологических словарях и справочниках, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

 

20

Тип: Хордовые. Подтип: Позвоночные. Класс рыбы. Классификация и экологическое значение рыб. Л.р.№ 10 Изучение внутреннего строения костистой рыбы

1

 

Выделяют особенности строения рыб.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.  Распознают и описывают представителей хрящевых и костных рыб.

Р: уметь определять цели работы, организовывать работу по выполнению заданий учителя, представлять результаты работы.

П: уметь давать определённые понятия, классифицировать их, работать с различными источниками информации.

Анализировать и дифференцировать полученные знания, уметь

выражать свои мысли

К: Работа в парах-обсуждение результатов лабораторной работы, умение высказывать свои мысли.

Формирование целостного мировоззрения. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 

21

Класс: Земноводные. Строение и цикл развития. Классификация и экологическое значение.

Л.р.№11 Изучение внешнего строения лягушки (жабы, тритона). Распознавание видов земноводных по кваканью (запись)

1

 

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.

К: умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

П: Анализировать полученные в ходе исследования данные и формулировать выводы

Р: Обобщать понятия, устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях животных.

 

22

Класс: Пресмыкающиеся. Строение. Развитие. Классификация и экологическое значение. Экскурсия №4 В террариум. Наблюдение за движением красноухих черепах или чешуйчатых

1

 

Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса. Выявляют особенности строения.

П: Умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, определение основной и второстепенной информации, умение моделировать, составлять и заполнять таблицы.

Р: осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

К составить план ликвидации пробелов в знаниях

Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

 

23

Класс: Птицы. Строение. Развитие. Приспособленности к полёту. Классификация и экологическое значение. Л.р.№12 Распознавание птиц по голосам (запись)

1

 

Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки, орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность. Характеризовать экологическое значение отрядов птиц

Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П:. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Представлять информацию в виде конспектов. К: контроль, коррекция, оценка действий партнёра и собственных. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других.

Формирование основ экологического сознания.

 

24

Класс: Млекопитающие. Строение. Классификация и развитие. Экологическое значение. Фильм «Происхождение млекопитающих»

1

 

Определяют понятия «покровы тела животных»;особенности строения покровов тела у разных групп животных;

объяснять закономерности строения покровов тела; сравнивать и описывать строение покровов тела животных разных систематических групп; показывать взаимосвязь строения покровов с их функцией; различать на живых объектах разные виды покровов.

 Определяют понятия опорно-двигательная систему органов животных и органы, их образующие.

П: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. К: составить план ликвидации пробелов в знаниях. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.  Р: уметь определять цели работы, организовывать работу по выполнению заданий учителя, представлять результаты работы.

 

Овладение опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога, умение выделять нравственный аспект.

 

25

Ступени эволюции органического мира. Место человека в системе живого на Земле. Презентации  их защита

1

 

Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность».

Р: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения. Составляют сложный план текста. Уметь

организовать

выполнение заданий учителя согласно установленным

правилам работы в кабинете.

К: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы.

П: Работают с дополнительными источниками информации 

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

 

Тема 2. Молекулярная биология – единство строения всего живого (5 часов)

 

26

ВМС. Белки. Строение. Происхождение. Значение для человека

1

 

Называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации.

Р:   умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П:  умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов.

К:  умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях белков

 

27

ВМС. Жиры и углеводы. Строение. Взаимосвязь. Происхождение. Значение для человека.

П.Р.№1 Анализ пищевого рациона. Рациональное питание

1

 

Давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов

характеризовать особенности строения углеводов. Давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов

характеризовать особенности строения липидов, их функции.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П:  умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов.

К:  умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

 

 

Осознают и осмысливают  информацию о характерных особенностях липидов и углеводов.

Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

 

28

ВМС. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК как матрица всего живого. Деление клетки

1

 

Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК

характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и

РНК (различных типов РНК);

П: Определение цели своего обучения,  учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника

Р: Целеполагание. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

К: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 

 

29

Матричные синтезы. Явление обратной транскрипции у вирусов.

 П.Р.№2 Решение задач по молекулярной биологии

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции)

Характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль биосинтеза белка в клетке.

Р:  умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.

 П:  умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов

 К:  умение воспринимать ин­формацию на слух, работать в составе творческих групп.

Осознают единство и целостность организма, возможность его познаваемости на основе достижений науки.

Устанавливают  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

 

30

Жизненный цикл клетки. Презентации (защита) и фильм

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки,

характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза

Р: Уметь обобщать и делать выводы по изученному материалу; П: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; К: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

 

Тема 3. Генетика – наука будущего (13 часов)

 

31

Методы генетики. Основы классического менделизма. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Фильм про Грегора Менделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Уметь давать определение терминам. Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании

Р: обобщать и делать выводы по изученному материалу; выполнять лабораторные работы под руководством учителя

П:  работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; К: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.   

Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

 

32.

П.р.№3 Решение задач по классическому менделизму

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть способы взаимодействия генов; перечислять их свойства и значение.

Характеризовать особенности строения и функционирования.

Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках .

 

33.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. П.р.№4 Решение задач

1

 

Давать определение терминам. Называть группы хромосом,

характеризовать группы хромосом

(аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование

Р: планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

П: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

К: высказывают свою точку зрения

 

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

 

34.

Морганизм. Хромосомы и кроссинговер. Фильм про Томаса Моргана

1

 

Уметь давать определение терминам

Характеризовать сущность закона Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом

 

выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Учиться самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов и решении биологических  задач

 

35

Взаимодействие неаллельных генов. Решение задач на кроссинговер и взаимодействие генов

1

 

Уметь давать определение терминам

Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи. Характеризовать виды взаимодействия неаллельных генов

П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Р: умение применять полученные на уроке знания на практике, . Умение организовать выполнение заданий учителя. К. умение слушать учителя, взаимодействовать в паре.

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

 

36

Генетика человека. Цитологические основы групп крови и резус-фактора. П.р.№5 Решение задач

1

 

Характеризовать формы изменчивости.

Выделять основные различия между типами наследования признаков у человека и мутациями. Перечислять виды мутаций и наследования через аутосомы и половые хромосомы у человека,, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций.  Определяют наследственность и изменчивость, как общее свойство живых организмов. Сравнивают виды изменчивости. Применяют генетическую символику при составлении схем наследования

П: Использование различных источников для получения необходимой биологической информации; Р: планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. К: высказывают свою точку зрения. Учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков.

Учатся самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  в жизни.

 

37

Методика составления родословных и их анализ

1

 

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Р: корректировать знания и  объективно их оценивать.

К: Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход работы и выводы

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

 

38

Влияние генов на различные аспекты человеческой деятельности. Защита презентаций

1

 

Уметь давать определение терминам.

Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа

Р: Уметь обобщать и делать выводы по изученному материалу; П: работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; К: представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

 

39

Мутационный процесс. Виды мутаций. Причины и значение для человечества. Мутагены и охрана генофонда

1

 

Давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Уметь давать определение терминам.

Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Определяют наследственность и изменчивость, как общее свойство живых организмов. Сравнивают виды изменчивости. Применяют генетическую символику при составлении схем наследования

Р: планируют и прогнозируют результат и  вносят необходимые дополнения. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, компьютер).

П: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. Осуществляют логическую операцию установления отношений;

К: высказывают свою точку зрения

Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

 

 

40

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Внутриутробное развитие человека и факторы, влияющие на его ход. Просмотр фильма

1

 

Уметь давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития

Характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение

Р:Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

П: Различать развитие животных  с метаморфозом и без метаморфоза. Объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

К: Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Учиться самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов и решении биологических  задач

 

41

Клонирование – за и против. Социальные нормы и перспективы. Презентации - защита

1

 

Уметь давать определение терминам.

Называть основные методы селекции, виды гибридизации.

Характеризовать основные методы селекции, тканевого клонирования

К:Уметь объективно оценивать работу членов группы. Р: корректировать знания и  объективно их оценивать. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

 

Учатся самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов.

 

42

Основы селекции. Перспективы и методы селекции

1

 

Характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

Р: корректировать знания и  объективно их оценивать.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

К: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Учатся самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  при изучении других предметов и решении биологических  задач

 

43

Защита презентаций по селекции

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть способы селекции организмов; перечислять их свойства и значение, характеризовать особенности.

Р: Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

 

 

Тема 4. Иммунитет и здоровье человека в современном мире (4часа)

 

 

 

 

 

 

44

Виды и механизм иммунитета. Генетические и молекулярные основы иммунитета. Аллергии. Аутоиммунные заболевания.

1

 

Строение и функции клеток крови;

объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.  Иммунитет, его роль в формировании здоровья человечества

 

 

Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона П: Определение цели своего обучения. К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально

Учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

 

45

Тканевый иммунитет. Переливания крови. Изучение статистических данных по иммунным заболеваниям

1

 

- значение работ Луи Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета

 - сущность иммунограммы человека - объяснять роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями

 - сущность деятельности ученых и врачей-иммунологов

— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови

 - значение факторов, о которых зависит степень свёртываемости крови

К: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации П: давать определение понятию на основе изученного материала Р: корректировать знания и  объективно их оценивать.

 

Учатся самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  в жизни.

 

46

Иммунитет и паразиты. Виды паразитов. Экто- и эндопаразиты

1

 

признаки иммунитета;

— сущность прививок и их значение

 - факторы, влияющие а иммунитет

  -экто- и эндопаразиты, влияющие на иммунитет человека

П: Анализ информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков. Р: Структурирование информации. Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов. К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально.

Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 

47

Защита презентаций «Нарушения иммунитета у человека»

1

 

 - объяснять роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями

 - сущность деятельности ученых и врачей-иммунологов

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П: давать определение понятию на основе изученного материала.
К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.

 

Тема 5. Экология природы и человека ( 9 часов)

 

48

Экология как наука. Экологические факторы. Антропогенный фактор

1

 

Давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Уметь давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза

Характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи.

Перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию.

 

П: Использование различных источников для получения необходимой биологической информации. Р: Работая по плану сравнивать свои действия с целью.  Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. К: Планирование сотрудничества-определение целей, функций участников образовательного процесса и способов взаимодействия.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Устанавливают  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

 

49

Виды взаимоотношений живых организмов в природе. Биотоп и биоценоз

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов, фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы.

Называть организмов приспособленных к жизни в определенной среде. Характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых

организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции.

Р: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П: готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;  пользоваться поисковыми системами Интернета. К: Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями; Владение монологической и диалогической формами речи. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Выстраивать собственное целостное мировоззрение

 

50

Цепи питания и энергетическая пирамида. П.р №6 Составление цепей питания разных экосистем

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества

Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания

Р: организовывают выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы.

 П: умеют работать с текстом, выделять в нем главное.

К: выражают в ответах свои мысли

Осмысливают единую природную целостность. Выстраивать собственное целостное мировоззрение

 

51

Учение Вернадского о биосфере. Косное и биокосное вещество. Отношение к ним человека. Защита презентаций

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов. Перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную). Обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах.

П:Использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета. необходимой биологической информации. Р: Работая по плану сравнивать свои действия с целью.  Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. К: Планирование сотрудничества-определение целей, функций участников образовательного процесса и способов взаимодействия.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

 

52

Модификации и окружающая среда. П.р.№7 Составление вариационной кривой у листьев лавровишни

 

1

 

Уметь давать определение терминам. Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа  Использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета

. Р:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

П: Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учатся самостоятельно выбирать стиль работы,  определять значимость изучаемого, возможность  использовать свои знания  в жизни

 

53

Изучение биоритмов растений, животных и человека. Сезонные и суточные ритмы.

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть характерные особенности живых систем, выявлять биоритмы у разных групп живых организмов,  эволюционное значение биоритмов у растений и животных  Земли. Перечислять их свойства и значение,

характеризовать особенности.

П Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Р:Самостоятель-но обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

К: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

 Формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

 

54

П.Р.№8 Составление цветочных часов

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть характерные особенности живых систем, выявлять биоритмы у разных групп живых организмов,  эволюционное значение биоритмов у растений. Называть элементы цветочных часов, перечислять их свойства и значение. Характеризовать особенности

Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

К: Умение работать в группах, обсуждать

Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

 

55

П.р.№9 Изучение степени запылённости в различных местах пришкольной территории: - со стороны проезжей части; со стороны двора; со стороны жилых домов; со стороны спортплощадки

1

 

Уметь давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы.

Характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение. Последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.

П: Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; Р: Работая по плану сравнивать свои действия с целью.  Ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. К: Планирование сотрудничества-определение целей, функций участников образовательного процесса и способов взаимодействия

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение

 

56

Защита презентаций по практическим работам

1

 

Классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности.
П: давать определение понятию на основе изученного материала.
К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте.

С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы.

 

Тема 6. Человек в окружающем мире. Оказание первой помощи (11 часов)

 

57

Введение. Эволюция человека. Его зависимость от природных факторов

1

 

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— анализировать особенности исторического прошлого человечества, биологические признаки предков человека

П: Определять сходство и различие человека и млекопитающих животных. А также особенности биологии и социальных отношений предков человека. Р: работать с любыми доступными источниками информации для поиска нужного материала на уроке и дома. Смысловое чтение. К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Использовать Интернет – ресурсы.

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 

58

Кровотечения. Их виды. Первая помощь при кровотечениях. П.р.№10 Повязки

1

 

- виды кровотечений

 - приёмы оказания первой помощи при кровотечениях

- отличать по признакам виды кровотечений

 - оказывать первую помощь пострадавшему в зависимости от вида кровотечения;

 - осознавать опасность травм с кровотечениями, зависимость жизни пострадавшего от оперативности действий спасателя

П: Определять ситуации травмирования кровеносных сосудов, виды кровотечений, способы их диагностики и приёмы оказания первой помощи;

Р: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Смысловое чтение. К: умение организовывать учебную деятельность, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной, практической и познавательной деятельности

- оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей 

- формирование понимания экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

 

59

Переломы. Их признаки. Первая помощь при переломах. П.р.№11 Оказание первой помощи при травмах ОДС

1

 

- ситуации травматического характера, приводящие к нарушениям целостности опорно-двигательного аппарата;

 - приёмы оказания первой помощи при травмах костей

- определять различные виды травм опорно-двигательного аппарата;

 - выбирать приёмы и методы первой помощи при травмах, уметь их применять;

- формулировать условия для сохранения здоровья опорно-двигательной системы человека

П: Определять различные виды травм опорно-двигательной системы, анализировать состояние тяжести повреждений; предвидеть ситуации травматического характера, уметь их предупредить. Определить способ оказания первой помощи травмированному человеку. Р:

Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. К: умение организовывать учебную деятельность и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие ИКТ-компетенции

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и а дорогах

 

60

Удушения. Причины. Признаки. Первая помощь при утоплении, отравлении СО, попадании предмета в ВДП

1

 

- классификацию заболеваний органов дыхания

 - классифицировать заболевания органов дыхания

  - знать меры профилактики и некоторые способы лечения заболеваний органов дыхания

 - оказывать первую помощь пострадавшему при отравлении угарным газом, при попадании инородного тела в дыхательные пути, при остановке дыхания, при утоплении

Познавательные:  определять травмоопасные ситуации, приемы оказания первой помощи при остановке дыхания Р: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Смысловое чтение. К: умение организовывать учебную деятельность, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной, практической и познавательной деятельности

- формирование понимания экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

- готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

 

 

61

Ожоги и обморожения. Первая помощь

1

 

- травмы кожи – ожоги и обморожения

 - приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

- различать травмы кожи, ожоги и обморожения по степени тяжести

 - оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях и травмах

П: Определять определять степени ожогов и обморожений, методы оказания первой помощи. Р:  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Смысловое чтение. К: умение организовывать учебную деятельность, владеть навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

— формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;

 

62

Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Радиационная опасность. Действия

1

 

 - нарушения деятельности систем органов при радиоактивном поражении, признаки лучевой болезни, меры профилактики, осторожность при посещении мест радиоактивного загрязнения, причины радиоактивного загрязнения окружающей среды, техногенные катастрофы и их предупреждение, последствия для человека и окружающей среды

- характеризовать признаки радиационной опасности, радиационной болезни

П: Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета  Р: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

- формирование понимания экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

- готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

63

Отравления ядовитыми веществами природного происхождения. Укусы змей, пауков, отравления ягодами и грибами. Первая помощь. Просмотр видео

1

 

-  ядовитые вещества природного происхождения

 -  оказывать первую помощь при отравлении ядами природного происхождения

 - разбираться в ядовитых животных

 - осознавать вред ядов растительного, грибного и животного происхождения для здоровья человека

П: изучить путем просмотра видео, объяснять роль ядов для здоровья человека, его обмен веществ

Р:Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

К: умение организовывать учебную деятельность и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие ИКТ-компетенции

- формирование понимания экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

- готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

 

 

64

Экологические катастрофы техногенного характера. Действия человека. Просмотр видео

1

 

— биологические основы здоровья человека,

 - факторы риска, влияющие на здоровье человека;

- составлять рекомендации здорового образа жизни для каждого человека  -уметь формировать представления об использовании методов биологи и медицины для сохранения здоровья человека.  -уметь формировать представления об использовании методов биологи и медицины для сохранения здоровья человека. 

Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. П: Используя возможности компьютерных технологий. использовать дополнительные источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета  К:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

 - готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

65

Лекарственная терапия. Самолечение. П.р. №12 Рецептура

 

 

- особенности лекарственной терапии с учётом индивидуальных особенностей человека

 - основы культуры приема препаратов

 - смысл основных самолечения диет,  его минусы, целесообразность использования, влияние на обмен веществ и здоровье человека

- реально оценивать недостатки самолечения при лекарственной терапии,  влияние на обмен веществ и здоровье человека

 - уметь дать рекомендации по культуре приема лекарств

П: Определять особенности лекарственной терапии с учётом индивидуальных особенностей человека и культуры лечения

Р: Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

К: умение организовывать учебную деятельность и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие ИКТ-компетенции

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

- готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

66

Решение экологических задач - практикум

 

 

- условия здорового функционирования организма и среды

– характеризовать основные закономерности решения экологических задач

П: Определять условия экологического практикума, использовать различные источники информации для решения задач

Р: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

К: умение организовывать учебную деятельность и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие ИКТ-компетенции

- оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей 

- формирование понимания экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни

 

67

Нетрадиционная медицина. Приёмы. Методы. Эффективность. Видео

 

 

- основные теоретические и практические приёмы и методы обеспечения здоровья человека

- использовать некоторые приемы нетрадиционной медицины, проводить обзор и отбор технологий разных стран -уметь формировать представления об использовании методов биологи и медицины для сохранения здоровья человека. 

П: Определять основные теоретические и практические приёмы и методы обеспечения здоровья человека

Р: работать с любыми доступными источниками информации для поиска нужного материала на уроке и дома. Смысловое чтение

К: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Использовать Интернет – ресурсы.

— формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;

 

Тема 7. Подведение итогов (1 час)

 

68

Подведение итогов работы. Летнее задание

1

 

делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Р: Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы. К: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

 

 

Итого:

68 ч

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также