ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Птюшкина Г.Н.,
Педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Санкт-Петербурга
Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования, в отличие от школы, имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. И, зачастую, родители не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Однако успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
В то же время педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Педагогические задачи сотрудничества с родителями – это установление партнерских отношений с семьёй каждого учащегося; объединение усилий семьи и педагога дополнительного образования для полноценного развития и воспитания ребёнка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки.
Средством для решения этих задач могут стать коллективные систематические дела в форме длительных проектов. В учреждении дополнительного образования учащиеся младшего школьного возраста совместно с семьями привлекаются к реализации проектов, имеющих практическое значение для них и их семей, а также, возможно, на уровне учреждения, района и города.
Актуальными для таких практико-ориентированных проектов являются темы, связанные со здоровым образом жизни, энергосбережением, ресурсосбережением.
Понятно, что проектная деятельность – не инновация на сегодня. Элементом новизны в данной работе является апробированная нами практика организации детско-родительской проектной деятельности, когда и дети, и родители вместе являются исследователями по ходу общей работы и творцами общего итогового продукта.
Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – дети получают возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта, а родители – принять участие в совместной с детьми значимой деятельности.
Основная цель организации детско-родительских проектов – создать условия для совместной работы детей и родителей, сделать родителей со-участниками всего учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- создать условия для выявления у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
- предоставлять учащимся возможность совместно с родителями совершать маленькие "открытия", привлекая семьи к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном,
- создать условия для самоутверждения учащихся, благодаря достижению поставленной цели, и получения необходимого жизненного опыта;
- создать итоговый продукт проекта для закрепления и проверки знаний учащихся, полученных в ходе работы над проектом.
Практическая значимость:
- помогает укрепить сотрудничество участников воспитательного процесса (педагогов дополнительного образования и родителей);
- материалы проекта (выполненные творческие задания, мультимедийные ресурсы) используются на занятиях в качестве методического, иллюстративного и наглядного материала;
- повышает интерес к занятиям в творческом объединении, дети приобретают навыки поиска информации из различных источников;
- полученные материалы могут использоваться другими педагогами, занимающимися экологией и краеведением;
- методика работы может быть использована другими педагогами для организации сотрудничества с родителями учащихся в детско-родительских проектах.
Для эффективной организации такой деятельности мы предлагаем опробованную нами практику детско-родительских проектов экологической направленности.
Проектно-исследовательскую деятельность в рассматриваемом аспекте мы определяем как специально организованную совместную учебно-познавательную деятельность педагога, учащихся и их родителей по проектированию индивидуального и/или коллективного исследования в рамках определённых этапов, которые будут перечислены ниже. Возможность интеграции проектирования и исследования для детей младшего школьного возраста определяется сходностью позиций участников совместной деятельности и форм их организации, а также использованием исследовательских действий как средства реализации проекта [1].
Этапы проектно-исследовательской деятельности следующие:
1) постановка личностно-значимых и «семейно-значимых» образовательных задач (инициатив);
2) планирование хода и способов исследования;
3) определение ожидаемых результатов;
4) развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив);
5) создание конкретного продукта;
6) презентация полученного продукта.
В качестве примера можно привести проекты под общим названием «Азбука»: «Азбука энергосбережения в доме», «Азбука: фрукты и ягоды», «Семейная азбука: раскрась страницы любимого города».
Работа выстроена таким образом, что каждая семья выполняет определенную часть работы по заданному алгоритму. В итоге получается общий продукт проекта.
На первом этапе учащиеся и их родители мотивируются на выбор из предложенного перечня тех проблем, которые бы им хотелось решить, которые были бы значимы для учащихся конкретной группы и их семей. Для этого проводятся коллективные обсуждения перечня предложенных проблем сначала с детьми, а потом и на родительском собрании. Дети выбирают проблему из более широкого списка, а родители – из того списка, который уже выбрали их дети.
Например, ребятам, обучающимся по программам естественно-научной направленности, предлагаются такие направления работы: «Можно ли снизить траты на оплату энергии в квартире?», «Сможет ли наша семья экономить воду и как?», «Как сократить потребление энергии и ресурсов планеты при выборе товаров в магазине?» и подобные. После выбора ребят делают свой выбор родители.
На родительском собрании педагог обязательно обращает внимание родителей на то, что их помощь будет необходима детям при выполнении работы, и определяет минимальный объём такой помощи.
На втором этапе педагог вместе с ребятами осуществляет планирование хода и способов выполнения работы. На этом этапе совместно вырабатывается и раздаётся каждому участнику проектной деятельности (ребёнку как представителю семьи) определённый алгоритм выполнения работы. Это очень значимо в младшем школьном возрасте, так как структурирует и систематизирует работу. Пример:
Алгоритм работы по проекту «Азбука: фрукты и ягоды»:
1. Найдите изображение объекта на заданную букву.
2. Составьте описание объекта (для игры «Узнай по описанию»).
3. Подберите загадку о нём.
4. Найдите интересный факт об этом объекте («А знаете ли вы, что…»).
5. Найдите данные о калорийности объекта.
6. Приведите примеры его полезных и вредных свойств.
7. Сдайте материалы в электронном виде.
Второй этап неразрывно связан с третьим – «определение ожидаемых результатов». По сути, именно формирование образа ожидаемого результата задаёт направления деятельности второго этапа и служит основой для определения хода и формирования алгоритма всей работы.
Четвёртый этап – развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив). Эта деятельность организуется по заданному на втором этапе алгоритму и педагогу важно следить за сроками, ходом и корректностью выполнения работы. Например, работа над проектом «Азбука энергосбережения в доме» была построена по принципу «эстафеты». Начинали работу по проекту в октябре, заканчивали к концу учебного года.
На выполнение задания семье отводится 7-10 дней.
Итог проекта – творческое выступление всех участников проекта в своей группе (возможно выступление в актовом зале учреждения дополнительного образования, в качестве зрителей приглашаются учащиеся других групп и родители).
Педагогу важно в течение всего хода реализации проекта отслеживать сроки выполнения работы каждой семьёй, вносить необходимые коррективы, например, в случае болезни ребёнка; проверять перед представлением ребёнком на занятии результатов семейной работы подготовленную семьёй информацию.
Пятый этап – создание конкретного продукта. В рассматриваемых нами в данной работе примерах это создание общей «Азбуки», каждую страничку которых создала конкретная семья.
Шестой этап – презентация полученного продукта, получается в нашем случае растянутым по времени. В течение всего учебного года на занятиях выделяется по 5-7 минут для представления каждым ребёнком результата работы семьи. На занятия приглашаются и родители – по возможности и по желанию. В конце работы над проектом обязательно организуется общая детско-родительская конференция-презентация, где всем участникам проекта представляется его общий результат.
Кроме этого, итог работы представляется на районных и городских конкурсах, конференциях.
Итоговые «Азбуки» получает каждая семья в электронном виде и может сделать их печатные варианты.
Совместное участие детей и родителей в работе над коллективным проектом решает такие педагогические задачи сотрудничества с родителями, как установление партнёрских отношений с семьями учащихся, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и объединяет усилия родителей и педагогов в процессе воспитания детей. Не менее важный результат – это не только экологическое образование детей, но и просвещение их родителей по вопросам формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Литература
1. Кузнецова Т.В. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – Т. В. Кузнецова // Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Томск, 2014. – 245 с.
2. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В. С. Лазарев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-shkole-neispolzuemye-vozmozhnosti (дата обращения: 25.01.2018). – Текст: электронный.
3. Чердынцева Е.В. Организация проектной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева // Вопросы педагогики. – 2018. – № 2. – С. 115 – 118.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.