Экомышление. Как жить в гармонии с природой и людьми
Оценка 4.9

Экомышление. Как жить в гармонии с природой и людьми

Оценка 4.9
Лекции
docx
экология +1
СCУЗ, ВУЗ
10.01.2022
Экомышление.  Как жить в гармонии с природой и людьми
Экомышление. Как жить в гармонии с природой и людьми
Экомышление.docx

Заиченко Анна Александровна, педагог-психолог ВКК,

Лысенко Наталья Васильевна, методист ВКК,

Степанова Татьяна Александровна, старший методист, ВКК

 

 

 

 

«Экомышление. Как жить в гармонии с природой и людьми»

 

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.  Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового, экоцентрического сознания и экологического мышления т.е. сдвига   мировоззрения от антропоцентризма к биоцентризму.

Идея формирования экологического мышления, как цели экологического образования школьников, высказывалась Э.А. Турдикуловым еще в начале 90-х годов. Он подчеркивал, что «формирование экологического мировоззрения и мышления не сводится только к усвоению научных фактов и законов, оно связано с выработкой у учащихся собственной внутренней позиции к реальному миру». То есть для формирования внутренней позиции, основанной на научных знаниях необходимо экологическое мышление.

Сегодня одной из задач ФГОС нового поколения является «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации». Однако реализовать эту задачу с помощью одной урочной деятельности на сегодняшний день практически невозможно. Экологические знания будут накапливаться в отдельном уголке сознания и проявляться скорее в эрудиции, чем в поведении.

Таким образом, можно говорить о противоречии, что наличие экологических знаний не исключает безответственного экологического поведения.

С точки зрения интеллектуальной деятельности, экологическое мышление представляет собой мыслительный процесс, протекающий в человеческом сознании и выражающийся в анализе конкретной ситуации, в сравнении и сопоставлении ее с экологическими законами и природными закономерностями, приводящий к выбору целесообразного с точки зрения баланса интересов общества и природы решения.

Как продукт эколого-образовательной деятельности - экологическое мышление - это такое сформированное качество личности ученика, которое позволяет познавать природные и социальные явления в их взаимосвязи, путем оперирования экологическими понятиями, категориями, закономерностями и, на основе этого, ориентироваться в реальных и воображаемых ситуациях, выбирая поведение и решение конкретных вопросов, подчиняющихся экологическому императиву.

Что такое экологическое мышление?

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.

В докладе «Навыки будущего» экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экомышление определяют, как способность «понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы».

Такой тип мышления неслучайно считают базовым навыком XXI века для современных людей, особенно молодежи. Молодым людям предстоит жить и влиять на планету ближайшие десятилетия, решать, что делать с климатическими изменениями, дефицитом ценных природных ресурсов, энергетическим, мусорным коллапсами и другими проблемами.


Развивать ли «зеленые» мегаполисы или системы экопоселений?

Как сохранить исчезающие виды флоры и фауны?

Как предотвратить нашествие новых эпидемий и череду техногенных катастроф?

И наконец, как обеспечить выживание человека как вида на планете, когда необратимые перемены идут слишком высокими темпами?

Для поиска ответов на эти и массу других вопросов людям необходима хорошая экологическая база и экомышление как метанавык.

Почему экологическое мышление сейчас важно?
Люди в России и мире живут в условиях постоянно растущего экологического кризиса — исчезают леса, меняется климат, ухудшается качество воздуха и водных объектов, развивается мусорная катастрофа.

Все это влияет на человечество: здоровье, качество жизни, благополучие людей и экономику.
Люди с развитым экологическим мышлением нужны во всех профессиональных отраслях. Например, в сфере энергетики происходят глобальные сдвиги — эффективность источников возобновляемой энергии догоняет традиционную. Авторы «Атласа новых профессий» прогнозируют рост новых специальностей в экологической сфере.

Например, специалист по преодолению экологических катастроф, экоаналитик и экопроповедник.

             ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Представляю вашему вниманию эколого-биологические технологии, направленные на коррекцию субъективного (личностного, эмоционального) отношения к природе:

v    экологические ассоциации (от лат. - соединение) – установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни;

v    экологическая  лабилизация (от лат. – неустойчивый) - такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности;

v    художественная репрезентация природных объектов (от франц.- представительство) – актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью  литературных произведений, изобразительного искусства, музыки;

v    экологическая идентификация (от лат.- отождествлять) -  постановка личностью себя на  место того или иного природного объекта, погружение  в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

Такое психологическое моделирование может быть проиллюстрировано следующей ситуацией. При изучении жизнедеятельности рыб в зимний период обучающимся предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько возможно, отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются детьми на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

v    экологическая эмпатия – (от греч. - сопереживание) -  сопереживание личностью  состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов;

Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объекта может стать симпатия к этому объекту, т. е. устойчивое внутреннее расположение. Симпатия побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим природным объектом, оказанию ему внимания, помощи и т. д.

v    экологическая рефлексия  (от лат. - обращение назад) -  анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности,  осознание личностью того, как ее поведение могло бы  «выглядеть» с точки  зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Это стимулирует осознание ребенком того, как их поведение могло бы "выглядеть " с точки зрения тех природных объектов, "интересы " которых оно затрагивает. Это имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных технологий взаимодействия с природными объектами.

Например, если ребенок забыл вовремя полить комнатные растения, то ему можно задать вопрос: "Что они могли бы о тебе подумать? " С точки зрения растений он, безусловно, "выглядит " как безответственный, жестокий человек, подвергший их "пытке жаждой ". Или, например, школьник из лучших побуждений принес домой "брошенного " птенца, не зная, что птицы-родители продолжали заботиться о нем и вне гнезда. Указывая на экологическую безграмотность такого поступка, можно подчеркнуть, что с птичьей "точки зрения " этот школьник не может восприниматься иначе как "похититель детей ".

v    экологическая экспектация (от англ. – ожидание) - актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы;

v    ритуализация экологической деятельности - организация  ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы;

v    экологическая забота - актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов, проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т.е. деятельного участия  в жизненной ситуации природных объектов.

Решение экологических проблем возможно только через развитие экологического мышления на всех уровнях – бытовом, социальном, профессиональном. Внедряйте полезные привычки на бытовом уровне, которые помогут замедлить изменение климата и сохранить окружающую среду. Активисты зеленого движения «ЭКА» сделали чек-листы с советами для разных сфер жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что только целенаправленная работа всех участников образовательного процесса по формированию биоцентризма у детей дает нам надежду видеть и наслаждаться миром природы еще многие столетия.

Источники:
https://trends.rbc.ru/trends/education/5f5a78859a7947a539ff1941

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/01/17/formirovanie-ekologicheskogo-myshleniya-v-shkole

https://fb.ru/article/380623/ekologicheskoe-myishlenie---eto-opredelenie-ponyatiya-osnovnyie-printsipyi-formirovaniya-i-razvitiya


 

Скачано с www.znanio.ru

Заиченко Анна Александровна, педагог-психолог

Заиченко Анна Александровна, педагог-психолог

В докладе «Навыки будущего» экспертов

В докладе «Навыки будущего» экспертов

Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду

Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/01/17/formirovanie-ekologicheskogo-myshleniya-v-shkole https://fb.ru/article/380623/ekologicheskoe-myishlenie---eto-opredelenie-ponyatiya-osnovnyie-printsipyi-formirovaniya-i-razvitiya

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/01/17/formirovanie-ekologicheskogo-myshleniya-v-shkole https://fb.ru/article/380623/ekologicheskoe-myishlenie---eto-opredelenie-ponyatiya-osnovnyie-printsipyi-formirovaniya-i-razvitiya
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022