Становление государства и права российской федерации (конец хх – начало XXI вв.)
Становление российской государственности после распада СССР. В беловежских соглашениях было объявлено об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Алма-атинскую декларацию о создании СНГ 21 декабря 1991 года подписали 11 республик бывшего Союза, кроме трех прибалтийских и Грузии.
25 декабря 1991 года М.С.Горбачев в выступлении по телевидению заявил о своей отставке с поста Президента СССР. С этого дня Россия официально становится самостоятельным государством.
21 апреля 1992 года РСФСР меняет свое наименование: Российская Федерация — Россия. Причем оба наименования объявляются равнозначными.
Становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов.
Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой — структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе с Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.
Конфликт между президентом и парламентом, впервые резко обозначившийся в оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает апогея.
21 сентября Президент обнародовал свой указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания — Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту российской конституции.
Конституционный суд и X съезд народных депутатов охарактеризовали указ № 1400 как акт государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом парламента.
Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций.
В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную думу и была принята новая Конституция Российской Федерации. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией.
Конституция Российской Федерации 1993 года.
1. Конституция отражает кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. По своей структуре и содержанию она близка к конституциям развитых капиталистических стран — Франции, Италии, Японии, Германии.
2. Конституция юридически закрепляет республиканскую форму правления.
3. Механизм государственной власти по Конституции включает в себя следующие органы:
глава государства —президент;
представительный и законодательный орган — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы;
исполнительную власть осуществляет Правительство РФ;
правосудие вершит система судов (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ).
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов власти не входят.
Особенностью государственной власти в Российской Федерации является то, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым в Российской Федерации преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, действовавших в Советском государстве, где они часто совмещали функции законодательной и исполнительной власти.
4. Конституция зафиксировала принципиальную новизну в форме государственного устройства. Российская Федерация включает в себя 89 субъектов, которые строятся теперь не только по национальному, но и по территориальному признаку, а также равны между собой. С 1 декабря 2005 года согласно ФКЗ от 26 марта 2004 года создается новый субъект Федерации – Пермский край вместо существовавших ранее Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
Никогда еще в истории российского государства не было такого, чтобы все без изъятия части государства рассматривались как равные субъекты.
5. Принципиально иначе Конституция Российской Федерации закрепляет соотношение государства и личности. Если в условиях тоталитарных режимов на первое место ставилось государство, то в Конституции России на первое место ставится личность и ее политические и экономические права.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.