Экономическое планирование и принятие решений
Оценка 4.6

Экономическое планирование и принятие решений

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Экономическое планирование и принятие решений
Лекция 6.doc

Лекция 6. Экономическое планирование и принятие решений

Вопрос 1. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности.

Вопрос 2. Планирование природоохранной деятельности на предприятии.

Вопрос 3. Экологический менеджмент на предприятии.

Вопрос 4. Международные стандарты экологического менеджмента.

 

Вопрос 1. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, Составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов влияния хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду.

После получения статуса независимых государств эколого-экономическое прогнозирование и планирование в странах СНГ осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и национального законодательства. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, государственный заказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы). Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития стран СНГ с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства.

В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строится с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Основными направлениями этой политики являются:

• приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;

• охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных ресурсов;

• государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;

• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;

• экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

• система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.

При разработке прогнозов и программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.). Прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др. разработка национальных программ и планов по охране окружающей среды ведется практически во всех странах СНГ. В России в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 15) предусматривается разработка федеральных программ в области экологического развития России и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды проводятся с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития на основании научных исследований, направленных на решение эколого-экономических проблем страны в целом и ее регионов. При возобновлении экономического роста отмечается обострение ряда экологических проблем. Реализация государственной экологической политики требует совершенствования системы прогнозирования природопользования и природоохранной деятельности, ее согласования с частными и комплексными прогнозами (программами, планами) экономического и социального развития страны.

В системе эколого-экономического прогнозирования и планирования приоритет принадлежит реализации идеи устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает эволюцию экономики, решение социальных проблем, сохранение качества окружающей среды, обеспечение международной безопасности.

Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до регионов, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по периодам времени - на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; достижение Г баланса процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими исполнительными органами управления в пределах административно-территориальных единиц с участием общественных экологических организаций. Территориальные (региональные) программы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов формируются на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей и городов. Намечаемые в них мероприятия увязываются с федеральными целевыми экологическими программами. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

В целях определения долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды на региональном и муниципальном уровне ведется разработка территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Цель подобных схем — определить комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития и размещения производительных сил страны и регионов. Такие схемы составлены в первую очередь для ряда городов и регионов с неблагополучной экологической ситуацией.

Вопрос 2. Планирование природоохранной деятельности на предприятии.

В России соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 15) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия. Планирование природоохранной

деятельности предприятия начинается со всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект. В качестве исходных данных для разработки плана по охране окружающей среды на последующий период (один год или более длительную перспективу) являются:

• прогноз состояния окружающей среды в районе расположения предприятия;

• региональные экологические программы (республик в составе России, краев, областей, городов);

• комплексные планы экономического и социального развития территории;

• территориальные комплексные схемы охраны природы;

• стратегия и перспективы развития предприятия;

• данные научно-технической информации;

• предложения рабочих, специалистов, служащих и общественных экологических организаций.

Обычно в планах находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.

План предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов чаще всего состоит из следующих разделов:

·     охрана атмосферного воздуха;

·     охрана и рациональное использование водных ресурсов;

·     охрана и рациональное использование земель;

·     охрана и рациональное использование минеральных ресурсов;

·     обращение с отходами производства и потребления.

Основой разработки мероприятий первого раздела — «Охрана атмосферного воздуха» — является прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна. При этом учитывается соотношение устанавливаемых для предприятия лимитов, т.е. относительного ограничения загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, роста объема и изменение структуры производства. Проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха должно быть направлено на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и воздухом, отходящим от стационарных источников загрязнения и передвижных транспортных средств.

Второй раздел плана — «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» — содержит комплекс мероприятий, которые обеспечивают:

• сокращение потребления воды из водных источников, ее потерь при транспортировке и использовании;

• полное прекращение (уменьшение) сбросов загрязненных и необезвреженных вод в реки и другие водоемы;

• извлечение из сточных вод ценных веществ с последующей их утилизацией.

• В разделе «Охрана и рациональное использование земель» приводятся данные по общей площади земель предприятия, трансформации земельных угодий с целью рационального их использования, созданию (расширению) защитных зеленых зон, сокращению площади нарушенных земель.

• На ряде предприятий все более актуальной и сложной становится проблема накопления отходов производства. Поэтому в планах природоохранной деятельности выделяют отдельный раздел «Обращение с отходами производства и потребления», в котором отражается наличие отходов на начало планируемого периода (года), их образование, использование (утилизация), удаление отходов с территории предприятия, наличие отходов на конец планируемого периода (года).

В разделе «Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов» отражают мероприятия по совершенствованию методов разработки месторождений полезных ископаемых и улучшению использования добываемого сырья. Этот раздел планируется на предприятиях добывающих отраслей промышленности.

Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Определяется также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.

Вопрос 3. Экологический менеджмент на предприятии

Понятие «менеджмент», вошедшее в наш лексикон с началом рыночных преобразований, формально аналогично понятию «управление» вообще, хотя при его определении чаще делается акцент на функции управления на уровне предприятия, корпорации или иного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке. Экологический менеджмент — специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные процессы и объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Система экологического менеджмента это совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии (от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).

Необходимость экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением экологических проблем, которые касаются как производственников, так и всех живущих на земле. Экологический менеджмент (экоменеджмент) предприятия охватывает все аспекты управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Экологический менеджмент не сводится только к деятельности специализированной природоохранной службы предприятия, а касается всего работающего персонала и практически всех видов производственно-хозяйственной деятельности, включая научно-исследовательские и опытноконструкторские работы, производство, распределение, маркетинг и т.д.

В XX веке экологический менеджмент предприятия чаще всего рассматривался его администрацией как досадная необходимость по обеспечению обязательных государственных требований и практически не представлял для нее экономического интереса. На предприятии, как правило, отсутствовала четкая экологическая политика. Вопросами охраны окружающей среды занимались в основном ответственные специалисты (природоохранная служба) в рамках должностных инструкций и обязанностей. Приоритет в природоохранной деятельности отдавался очистным технологиям, т.е. действиям на «конце трубы» в соответствии с нормами государственного экологического контроля. Планы и результаты природоохранной деятельности были малодоступны для внешних заинтересованных лиц, практиковалось утаивание отрицательных результатов, отсутствовала независимая экологическая оценка деятельности предприятия третьей стороной (аудит). Все это позволяло просто имитировать эффективное экологическое управление, не афишируя реальную низкую результативность экологической деятельности предприятия.

Только в 1990-е годы начали все более отчетливо проявляться характерные черты нового экологического менеджмента, создающего возможность получения прямых и косвенных экономических эффектов, формирующего позитивный имидж фирмы, что положительно сказывается на ее конкурентоспособности. Основными причинами изменений в отношении к экологическому менеджменту явились следующие факторы и тенденции последнего десятилетия:

• повысилась требовательность потребителей к экологическим характеристикам товаров;

• во многих странах существенно расширился круг субъектов экологической ответственности.

• многие фирмы сотрудничают только с экологически надежными партнерами, стимулируя этим своих поставщиков, корпоративных клиентов и даже конкурентов в совершенствовании экологического менеджмента.

Все это привело к новым подходам к экологическому менеджменту, целью которого становится не просто соответствие предприятия нормам природоохранного законодательства, но и разработка собственной экологической политики, направленной на достижение максимальной экологической безопасности процессов производства и потребления выпускаемой продукции и обеспечение ее конкурентоспособности. При внедрении экологического менеджмента решающая роль отводится руководству предприятия, которое несет основную ответственность за систему менеджмента, разработку экологической политики предприятия, предполагающей выделение финансовых средств, специального персонала и определение необходимых мер для успешной работы системы экоменеджмента.

• Важным элементом системы экоменеджмента является собственно экологическая политика предприятия, которую разрабатывает его руководство и которая отражает признание необходимости охраны окружающей среды в процессе производства продукции (или услуг). Охрана окружающей среды должна входить в общую политику предприятия как одна из стратегических целей.

Экологическая политика предприятия является основой для выработки оперативных экологических целей всех его подразделений. Эти цели предполагают:

• экономию и снижение потерь сырья, материалов, реагентов, энергии;

• рециклинг материальных ресурсов;

• сокращение потребления и замену чрезвычайно опасных и высоко опасных веществ и материалов;

• переработку и использование отходов производства;

• совершенствование технологических процессов для снижения их воздействия на окружающую среду;

• сокращение брака;

• повышение качества производимой продукции и услуг;

• повышение технологической и производственной дисциплины, сокращение аварийного и «ночного» воздействия на окружающую среду.

На основе экологических целей вырабатывается экологическая программа, которая содержит конкретные мероприятия для их достижения (с указанием сроков выполнения, ответственных исполнителей, объема необходимых финансовых средств). Через реализацию мер, определенных в экологической программе, осуществляется экологическая политика предприятия. В соответствии с

требованиями международного стандарта ИСО 14000 система экологического менеджмента предполагает создание специальной документации, включающей руководство по системе экоменеджмента, рабочие и технологические инструкции или организационные планы. Документация позволяет осуществлять контроль за соблюдением требований системы экоменеджмента. Для информирования общественности и всех заинтересованных лиц об экологических аспектах

деятельности предприятия предполагается ежегодная экологическая отчетность. Экологический отчет служит также отражением процесса совершенствования экологизации субъектов хозяйствования. Проверка и оценка действенности системы экоменеджмента осуществляется посредством экологического аудита.

Вопрос 4. Международные стандарты экологического менеджмента.

Возникновение и развитие международных стандартов ИСО серии 14000, задающих общемировые институциональные условия в сфере управления, отражают прогрессивные тенденции в экологическом менеджменте конца XX —начала XXI века. В современных условиях наибольшее распространение получили системы EMAS (Европейская система экоменеджмента и экоаудита, принята в 1993—1995 гг.) и ИСО 14000 (система стандартов Международной организации по стандартизации, 1996). Эти стандартизированные системы экоменеджмента преследуют одни и те же цели, отличаясь по некоторым признакам.

Процессы глобализации в решении экологических проблем делают более актуальной систему ИСО 14000, основным предметом которой являются системы экологического управления на уровне фирмы или предприятия.

Главный документ серии — стандарт ИСО 14001 не содержит количественных параметров, связанных с оценкой состояния или воздействий на окружающую среду, а также требований к технологиям (например, использовать «наилучшую доступную технологию»). Универсальные требования предъявляются к структурно-функциональной организации системы экологического

управления. Они не зависят от размера фирмы, ее месторасположения, специфических географических, культурных и социальных условий. Поэтому международные стандарты ИСО 14000 не вступают в противоречие с весьма разнородными национальными стандартами (нормы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их концентрации и т.д.).

Комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 создает нормативно-методическую базу для внедрения экологически ориентированных методов управления. Получив сертификат соответствия международным стандартам, предприятие (фирма) попадает в престижный круг наиболее экологобезопасных предприятий. Это весьма важно, поскольку тем самым повышается и инвестиционная привлекательность фирмы, увеличивается стоимость акций предприятия. По мере развития экологического сознания людей будет происходить экологизация платежеспособного спроса, и принадлежность фирмы к экологической промышленной элите будет приносить ей все большую экономическую выгоду.

Ядром комплекса международных стандартов серии ИСО 14000 являются стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления и рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования. В состав комплекса стандартов ИСО 14000 входят также стандарты по экологическому u1072 аудиту, процедурам маркировки экологически благоприятной продукции, оценке характеристик экологичности производственных систем, продукции на стадиях жизненного цикла и др. Всего на различных стадиях разработки находится 20 проектов стандартов. Первые пять международных стандартов данной серии приняты в качестве национальных многими странами мирового сообщества, включая Россию и другие страны СНГ.

Основополагающим документом, как уже отмечалось, является стандарт ИСО 14001 — «Спецификация (требования) и руководство по использованию систем экологического менеджмента», определяющий ключевое понятие —систему экологического управления (СЭУ). Эта система в стандартах ИСО

14000 определяется как составная часть общей системы административного управления предприятием. Система экологического управления является организационно-технической системой, в которую входят следующие виды обеспечения:

организационное — разного рода руководящие материалы (положения, инструкции, приказы), регламентирующие деятельность и распределение ответственности между отдельными руководителями, подразделениями, службами предприятия при создании, функционировании и развитии СЭУ;

нормативно-правовое — совокупность законодательных, подзаконных, нормативно-технических документов, экологических нормативов (предельно допустимых выбросов, сбросов, сливов и т.п.), регламентирующих экологические аспекты деятельности (продукции) предприятия, в том числе деятельность в области природопользования;

методическое — совокупность методик, руководств, отражающих экологическую политику предприятия, деятельность по экологическому оздоровлению, экологические программы, планы, процедуры производственно-экологического мониторинга, методики оценки воздействия на окружающую

среду деятельности (продукции) предприятия, оценки экологического риска и экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды и др. Методическое обеспечение СЭУ может быть оформлено в виде специального руководства  по экологическому управлению;

информационное — совокупность протоколов, записей, файлов, содержащих данные производственно-экологического мониторинга, экологического аудита, фактического значения воздействия на окружающую среду, фонового уровня загрязнения компонентов окружающей среды, размеров штрафа за загрязнение окружающей среды, нормативных и сверхнормативных выбросов и

др.;

кадровое — специалисты различных уровней управления предприятия, инженерно-технические работники, специалисты по промышленной экологии, специалисты по обучению и повышению квалификации кадров в области охраны окружающей среды и др.;

техническое — совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сбросов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);

ресурсное — средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СЭУ.

Системы экологического управления, являясь составной частью общей системы административного управления, имеют много общего с управлением качеством продукции. Это определяет значительное сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и серии

9000. Как известно, ИСО 9000 — стандарты, в которых отражены вопросы управления качеством продукции, одобрены и широко применяются во многих зарубежных странах. Различие же стандартов ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, стандарты же ИСО серии 9000 охватывают сферу

взаимоотношений производителей и потребителей продукции и услуг. Работа по созданию и внедрению систем экологического управления обычно проводится вслед за внедрением стандартов ИСО 9000.

В странах СНГ начата разработка комплекса национальных стандартов СЭУ, создаваемых на базе международных стандартов ИСО 14000. В России эти стандарты разработаны u1087 под названием «Системы управления качеством окружающей среды» (СУКОС), в Беларуси — «Системы управления окружающей средой» (СУОС). В России приняты следующие международные стандарты:

• ИСО 14001. СУКОС. Общие требования и рекомендации по использованию;

• ИСО 14004. СУКОС. Основные рекомендации по принципам организации и методам функционирования;

• ИСО 14010. Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы;

• ИСО 14011. Руководство по экологическому аудиту. Процедуры аудита.

Аудит систем управления окружающей средой;

• ИСО 14012. Руководство по экологическому аудиту. Квалификационные требования к экологам-аудиторам.

Внедрение международных экологических стандартов позволяет осваивать мировой опыт и методологию управления экологической деятельностью предприятий и организаций. В настоящее время главная проблема реализации планов создания СЭУ в соответствии с требованиями ИСО 14000 на предприятиях стран с переходной экономикой — экономические трудности, обусловленные нехваткой финансовых, материальных ресурсов и специалистов в области экологического менеджмента. Тяжелое экономическое положение многих

предприятий — главное препятствие в реализации эффективной экологической политики. Вместе с тем многие предприятия проявляют заинтересованность в создании СЭУ, поскольку очевидны экономические выгоды от их внедрения в виде снижения издержек производства в результате экономии и сокращения потерь сырья и энергии, дополнительных доходов от повторной утилизации и

продажи отходов производства, сокращения экологических платежей и компенсационных выплат в возмещение причиненного окружающей среде ущерба и т.п. Экологизация производственно-хозяйственной деятельности путем создания систем экологического управления и подтверждение этого сертификатом ИСО 14000 — это безусловное требование современности, выполнение которого является непременным условием обеспечения конкурентоспособности предприятий стран СНГ на европейском и мировом рынках.


Лекция 6. Экономическое планирование и принятие решений

Лекция 6. Экономическое планирование и принятие решений

При разработке прогнозов и программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др

При разработке прогнозов и программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др

Российской Федерации, краев, областей и городов

Российской Федерации, краев, областей и городов

Основой разработки мероприятий первого раздела — «Охрана атмосферного воздуха» — является прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна

Основой разработки мероприятий первого раздела — «Охрана атмосферного воздуха» — является прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна

Необходимость экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением экологических проблем, которые касаются как производственников, так и всех…

Необходимость экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением экологических проблем, которые касаются как производственников, так и всех…

Охрана окружающей среды должна входить в общую политику предприятия как одна из стратегических целей

Охрана окружающей среды должна входить в общую политику предприятия как одна из стратегических целей

Комплекс международных стандартов

Комплекс международных стандартов

СЭУ. Системы экологического управления, являясь составной частью общей системы административного управления, имеют много общего с управлением качеством продукции

СЭУ. Системы экологического управления, являясь составной частью общей системы административного управления, имеют много общего с управлением качеством продукции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021