Тема: Экономическое развитие в XIX- начала XX в.
Задачи: Сформировать представление об особенностях капитализма стран Запада в XIX- начале XX в. Развивать умение анализировать, объяснять причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывать умение сотрудничать при выполнении группового задания.
Межпредметные связи: обществознание (индустриальное общество, рыночная экономика, монополистическая конкуренция, протекционизм, фритредерство.
Внутрипредметные связи: промышленная революция, аграрная революция, технические изобретения XVIII в.; паровой двигатель.
Основные понятия и термины: промышленный капитализм, индустриализация, капитал, акционерное общество, экономический кризис, монополия, фритред, протекционизм.
Оборудование: иллюстрации технических изобретений XIX в.
Форма урока: комбинированный
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний по теме «Долгий XIX век».
Вопросы:
- Какие изменения происходили в экономической, социальной, политической жизни европейцев в XIX в.?
- Как эти изменения отразились в культуре и повседневной жизни?
III. Изучение нового материала.
Мотивация: Учитель демонстрирует изобретения XIX века.
Вопросы:
- Что это за предметы?
- К какой сфере жизни общества их можно отнести? (экономика)
- Какой процесс в экономики они характеризуют? (промышленная революция)
- Что такое промышленная революция?(Переход от ручного труда к машинному)
- Подумайте, и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
План.
1. Промышленная революция XIX в. (Работа с текстом учебника п.1)
Задание: прочитать п.1 и ответить на вопросы:
- Назовите особенности развития промышленной революции в XIX в.
- Какие изменения произошли со времени её начального этапа во второй половине XVIII в.?
- Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»?
2. «Век капитала» (работа в парах)
Каждой паре предлагается набор терминов: промышленный капитализм, капитал,
капитализм, акционерное общество, акция, биржа, банковский кредит, завод,
стандартизация, разделение труда.
Учащиеся по очереди объясняют друг другу известные им термины из списка. Значение
неизвестных терминов они выясняют их по учебнику.
3. Особенности капитализма XIX- начала XX в. (работа в группах)
1-я гр. Стр. 10-11 «Неравномерность экономического развития»
2-я гр. Стр. 11-12 «Подъёмы и кризисы»
3-я гр. Стр. 12-12 «Монополистический капитализм
Задание: Каждой группе необходимо сформулировать 2-3 пункта, раскрывающих изученную особенность капитализма, и проиллюстрировать каждый из подпунктов историческим фактом, подобранным в учебнике.
Работа с историческим фрагментом документа на стр. 15 учебника и ответить на вопросы к нему.
3. Факторы развития сельского хозяйства.
Задание: на основе пункта учебника заполните таблицу и сделайте вывод.
Отмена крепостного права в России 1861 г.
Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве
Совершенствование техники и технологий
Селекция скота, использование химических удобрений, появление машин (жатка, молотилка, трактор), многопольный севооборот
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве.
Вывод: Прогресс сельского хозяйства и индустриализация способствовали взаимному развитию.
3. Развитие торговли.
Стр. 13-14 п. «Развитие торговли»
Беседа с учащимися:
1. Какую роль сыграла «транспортная революция» в развитии торговли? Аргументируйте свой ответ.
2. Как изменилась мировая торговля во второй половине XIX в.?
3. Какие два направления в торговой политике государства сложились во второй половине XIX в.? Объясните суть каждого направления и приведите аргументы в защиту и против проведения такой политики.
IV. Закрепление и обобщение.
Составление синквейна.
Промышленный капитализм
Неравномерный, кризисный
Развивать, обогащать, монополизировать
Новые возможности для развития
Индустриализация
V. Д/З §1 приведите не менее 5 факторов, иллюстрирующие итоговый вывод §1; зад.3 стр.15
Учитель истории : Магдиева М.М 9А КЛАСС.
Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.