Экопутешествие во времени по селу Мазунино - разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов. Цель мероприятия - воспитание любви и бережного отношения к родному краю. Наше село Мазунино расположено в очень живописном месте, которое представлено различными природными сообществами (луга, в том числе и пойменные, озёра вблизи реки Камы, два пруда – один из них на территории села, холмы – на которых произрастают редкие растения и поселились несколько семей сурков – байбаков и др.)
Данный материал весьма актуален и современен, так как предполагает формирование у учащихся экологической культуры, пробуждение интереса к изучению природного наследия родного края.
Главный источник практического опыта положенного в основу данной разработки - это личный опыт, который приобретён в результате многолетней внеклассной работе по биологии и экологии.
Экопутешествие во времени по селу Мазунино 1.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Потенциал»
Удмуртская Республика Сарапульский район
с. Сигаево
Экопутешествие во времени
по селу Мазунино
(Номинация «Формирование экологической культуры»)
Автор: Агафонова Вера Владимировна
с. Мазунино, 2017 Аннотация
Воспитание экологически культурного человека процесс сложный и
длительный. Экологическое мировоззрение формируется с раннего детства.
Для этого надо сформировать элементарные представления о природе, в
частности о природе своего края, где мы живём.
Наше село Мазунино расположено в очень живописном месте, которое
представлено различными природными сообществами (луга, в том числе и
пойменные, озёра вблизи реки Камы, два пруда – один из них на территории
села, холмы – на которых произрастают редкие растения и поселились
несколько семей сурков – байбаков и др.)
Данный материал весьма актуален и современен, так как предполагает
формирование у учащихся экологической культуры, пробуждение интереса к
изучению природного наследия родного края.
Главный источник практического опыта положенного в основу данной
разработки это личный опыт, который приобретён в результате многолетней
внеклассной работе по биологии и экологии.
Пояснительная записка
Данная разработка предусматривает усиление эколого – биологического
подхода в изучении растительного и животного мира родного края,
воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Новизна данной работы в том, что экопутешествие игра с элементами
ориентирования может проходить как на местности, так и в помещении (нр:
кабинет биологии). Лучшее время проведения – это май, но возможно и в
любое время года, т.к. в ходе игры используются фотографии, сделанные в
разное время года на данных участках с. Мазунино и близлежащих биотопах.
Вариант, предложенный в разработке, даёт возможность проводить
мероприятие в кабинете биологии.
Ожидаемые результаты:
Экопутешествие
результатов:
даст возможность достичь следующих личностных
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы родного края, интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы),
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать
свои идеи;
умение работать с различными источниками биологической
информации;
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать
свою точку зрения;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникативных технологий (ИКТкомпетенций).
Предметными результатами являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и
закономерностях ее развития для формирования современных представлений
о естественнонаучной картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, осознания
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний, растений, животных родного края.
Цель игры – привлечение внимания подрастающего поколения к изучению и
сохранению природного наследия села Мазунино.
Задачи игры:
Образовательные
расширение кругозора, углубление знаний полученных на уроках в школе;
знакомство с элементами ориентирования;
Развивающие
приобретение навыков работы с картой;
умение общаться и находить в результате общения нужную информацию,
решать проблему сообща;
развитие творческих способностей и информационную культуру;
Воспитательные
активная коммуникация школьников в команде;
привитие навыков экологической культуры;
формирование чувства ответственности за судьбу природы, признание
ценности природы и сохранение её для живущих и будущих поколений. Содержание
Экопутешествие проводится в три этапа:
1 этап — организационный. Организатор объясняет правила и выдаёт
всю необходимую информацию по игре. Команды получают план – карту с.
Мазунино.
2 этап — практический. Команды путешествуют по станциям, где
получают интересную информацию и выполняют задания, за которые
получают баллы.
3 этап — итоговый. Подведение итогов, награждение.
Условия проведения:
1. Рекомендуемый возраст детей: 1113 лет.
2. Участники: команды – классы (количество команд – 2).
3. Продолжительность: 1 1,5 часа.
организационный этап 15 мин .
практический этап 1 час.
итоговый – 10 мин.
4. Место проведения: территория с. Мазунино или учебный кабинет.
5. Критерии оценки: правильность выполнения заданий.
6. Подведение итогов: победители игры определяются по наибольшей сумме
баллов.
Экопутешествие начинается с того, что командам выдаётся карта села
Мазунино и первое задание к ней, а именно найти особо значимые с эколого
биологической точки зрения участки – по которым и будет проходить
виртуальная или частично реальная экскурсия – путешествие:
1. Левый берег пруда, от школы.
2. Сосновая посадка вблизи ул. Школьная.
3.Река Мулёвка, вблизи ул. Пролетарская.
4. Холмы около родника. 5. МКОУ Мазунинская СОШ.
Далее начинается экскурсия путешествие с первого пункта, где команды
знакомят с необходимой информацией и им предлагают выполнить задания. 4
3
5
1
2 Первая станция «Природоохранная»
Ведущий: Заслушайте фрагмент статьи ученика 7 класса:
«Однажды, во время экскурсии по биологии на берегу пруда мы увидели
незнакомое растение. Что это за растение, такой яркой и необычной окраски?
Учитель предложила нам самостоятельно узнать, что это за вид (она дала
лишь небольшую подсказку – «ищите среди орхидей»).
Оказывается, даже по характерным листьям, очень сложно определить
правильно видовую принадлежность растения. С помощью школьного атласа –
определителя мы предположили….»
Ведущий: Вашему вниманию представляем фотографии данного растения.
Задание № 1: С помощью атласа – определителя предположите, какое
растение перед вами, а затем ваше предположение проверьте в Интернете.
Задание № 2: Этих растений (ятрышник пятнистый), на участке вдоль пруда
ребята насчитали всего 14, но до плодоношения сохранилось – 9. Предложите
способы сохранения данной популяции редких растений. Вторая станция «Самый находчивый»
жизнедеятельности животных (дятла, белки) и не повреждённая шишка.
Учащимся предлагаются две сосновые шишки со следами
Задание № 1: Чем различаются шишки,
возникновения.
и объясните причины их
Задание № 2: Рассмотрите фотографии и дайте им название («кузница
дятла»). Можете использовать книгу «Юный следопыт» и сеть Интернет. Третья станция «Наследили»
Ведущий: «Многие дикие животные ведут скрытный образ жизни.
Но и по следам животных можно узнать многое об их жизни. При
известном навыке можно по следам судить, какие звери и птицы обитают в
данной местности, сколько их, какой образ жизни они ведут, чем питаются.
Наиболее увлекательная часть работы натуралистазоолога — чтение
следов: распознавать, какой зверь их оставил, как давно он прошел. Труд
следопыта не легкий, он требует большого внимания, сообразительности,
терпения, настойчивости, хорошего знания дикой природы. Эти качества можно развить в себе, если с ранних лет интересоваться жизнью природы и
стремиться приобрести навыки натуралиста.
Чтобы правильно определить, какое животное оставило следы, необходимо
обратить внимание на размеры и форму следов передней и задней ноги, на
число отпечатков пальцев, величину и форму мозолистых утолщений пальцев
и подошвы, на отпечатки когтей (их число, длину и форму), хвоста (у
грызунов), крыльев (у птиц)».[4]
Ведущий: Данные фотографии сделаны на берегу реки Мулёвка.
Задание № 1: С помощью книги «Юный следопыт» и сети Интернет
определите, кто здесь пробегал. Четвёртая станция «Заселили»
Ведущий: Команды получают информацию и выполняют предложенные
задания.
«Степной сурок, или байбак, был интродуцирован на территорию
Удмуртской Республики в 1986 году. В настоящее время этот вид обитает на
территории Каракулинского и Сарапульского районов. Данные поселения
являются одними из самых северных в ареале байбака. Всего в 2014 г.
обследовано 14 поселений и 5 изолированных семей этого вида, выявлено в
общей сложности 128 семей. Численность сурка в республике оценивается
нами в пределах 520600 особей. Все выявленные поселения сурков
приурочены к безлесным участкам овражнобалочных систем. Важнейшим
фактором, определяющим заселение сурками овражнобалочных сетей, по
нашему мнению, является антропогенное воздействие. Зверьков привлекают
расположенные вблизи населенных пунктов пастбища и посевы кормовых
трав. Браконьерская добыча и нападения собак влияют на процесс расселения
сурков наиболее негативным образом, поселениям республики требуется
охрана. В сложившихся условиях значительное увеличение численности
байбака в местной популяции маловероятно». [2]
Задание № 1: Познакомиться с предложенной информацией и дать
объяснение незнакомым терминам (интродуцирован, ареал, популяция)
Работа со словарём биологических терминов.
Задание № 2: Используя фотографии, дайте описание жизнедеятельности
данного животного. Пятая станция «Природные архитекторы»
Ведущий: «Гнёзда — это постройки, специально сооружённые либо
приспособленные для жилья некоторыми животными. Классификацией и
изучением гнезд занимается отдельная научная дисциплина — калиология.
Птичьи гнёзда строятся из разных материалов (травинок, веток или
комочков земли) и разными способами. Дятлы долбят дупла в стволах
деревьев, зимородки селятся в расщелинах скал, сорные куры сгребают кучи
листвы, многие куриные роют ямки в земле, общественные ткачики строят
настоящие «многоквартирные дома», а фламинго — целые колонии. Гнездом может послужить кучка камней, сплетённый из травы «веночек», корзинка или
подвешенный на высокой ветке шар. Внутри гнездо обычно снабжено мягкой
подстилкой, а для защиты от хищников часто размещается высоко над землёй.
Скворцы и синицы охотно селятся в домиках, изготовленных человеком.
Лишь у редких птиц гнездовой инстинкт начисто отсутствует. К примеру,
совы предпочитают занимать чужие жилища, а кукушки вообще
подкладывают свои яйца в гнезда других птиц, не утруждая себя заботами о
потомстве.
Гнездостроение – характерная особенность поведения птиц в период
размножения. Найденное гнездо – документ, подтверждающий факт обитания
в данной местности определенного вида птиц.
Гнезда мелких птиц, построенные из травянистых растений, используются
в течение только одного сезона размножения. Такие гнезда после вылета
птенцов без всякого вреда можно брать для коллекций. Сбор таких гнезд даже
полезен, так как освобождает наиболее удобные развилки и иные гнездилища
для устройства гнезд в следующем сезоне размножения». [5]
Задание № 1: Изучите гнёзда птиц (ремеза, трясогузки белой, зяблика, славки
садовой, чечевицы, ласточки деревенской, дрозда) из коллекции птичьих
гнёзд, располагающейся в кабинете биологии. Определите основной
строительный материал, который используют местные виды птиц. Ведущий: Ребята, спасибо за работу!
Подведение итогов и награждение.
Список используемой литературы
1.Андреев В.П., Марков А.Г. Биология. Толковый словарь. СП: Издательство
«Лань», 1999
2. http://ru.vestnik.udsu.ru/archive/show/6201537
Научный журнал «Вестник Удмуртского университета». Все права защищены.
Учредитель и издатель журнала: ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный
университет».
3. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атласопределитель высших
растений: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985
4. http://deussr.ru/rast/yunnatam/yunymsledopytam.html
Юным следопытам детская энциклопедия. 5. www. Птичьи гнезда // faunazoo.ru
6. Фотографии из личного архива.
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Экопутешествие во времени по селу Мазунино
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.