Сценарий первой экскурсии в библиотеку
для учеников 1 класса.
Первое посещение библиотеки.
Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека.
Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки .
Библиотекарь.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать.
Библиотекарь:
Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?
Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно
брать, рассматривать, читать.
Библиотекарь: Совершенно верно.
А, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове "библиотека"
первая часть "библио" – означает "книга", а
"тека" – "хранилище". Что получилось?
Дети: Хранилище книг.
Библиотекарь: И так ребята, добро пожаловать в
книжкин дом.
С наружи смотришь-
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека)
Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого
есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В
нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах.
Отгадайте, сколько здесь книг?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг.
Но это не так много. Мы ведь в сельской библиотеке. Когда вы закончите школу и
будете учиться дальше вы пойдете в городскую библиотеку. Там еще больше книг.
Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!
(Библиотекарь демонстрирует презентацию «Библиотеки мира».)
Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по
алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква
алфавита, а какая последняя?
Дети: "А" и "Я".
Библиотекарь: А давайте найдем книгу
Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в
библиотеке, а смогли сразу найти книгу.
Правила обращения с книгой:
1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
Основные правила чтения:
- Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.
- Книгу надо дочитывать до конца.
- Во время чтения книги рассматривайте рисунки.
- Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.
- Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.
- Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.
- Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (Колобок.)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (Туфелька.)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит.)
· А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
· Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
Ребята, сегодня многие книжные герои не смогли прибыть к нам, чтобы познакомиться с новыми читателями библиотеки, но они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе отгадаем, кто прислал эти телеграммы. - Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят») - Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (Мышка из сказки «Курочка-ряба») - Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки… (Грязнуля из «Мойдодыра» К.И.Чуковского) - Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби…(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк») - Дорогие гости, помогите! Паука-злодея загубите!.. (Муха-цокотуха из сказки К.И.Чуковского) - Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись!.. (Цапли из «Телефона» К.И.Чуковского) Ведущий: Молодцы! Все загадки отгадали. Читайте больше хороших книг, и вы узнаете много интересного. Ну вот и закончилось наш путешествие в страну Читалия...Ждем вас снова! До свидания!
Викторина 1) Вот след конского копыта. Что за волшебный конь здесь побывал? (Сивка-Бурка) 2) Вот козлиное копытце. Но, думаю, что оставили этот след не просто козлёнок… (Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») 3) Вот следы куриных лап, только огромных-преогромных кто бы это мог здесь пройти? (Избушка на куриных ножках) 4) Как звали трех поросят из сказки «Три поросенка»? 5) Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука) 6) В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе) 7) В какой сказке музыкантами являются домашние животные? (Бременские музыканты) 8) В каком городе есть улицы Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков? И кто живет в этом необычном городе? (в Цветочном городе) 9) В каком волшебном городе улицы, небо, дома зеленого цвета, как он называется и почему? (В Изумрудном городе жители носили зеленые очки по приказу волшебника Гудвина) 10) Хитрющий слуга Маркиза Карабаса (Кот) 11) Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок) 12) Где отсиживал свое наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег в страну Дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане) 13) Кто из жадности остался у разбитого корыта? (Старуха, из сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке») Ведущий: Готовы ли вы стать читателями нашей библиотеки? Как же стать читателем библиотеки? Для этого надо в нее записаться. Когда вы придете в библиотеку, мы заведем на вас читательский формуляр, в который записываются все библиотечные книги, которые вы будете брать для домашнего чтения. Что называется читательским формуляром? (Можно показать читательский формуляр или воспроизвести обложку формуляра на доске и разъяснить запись). Прежде чем оформить на вас формуляр и посвятить вас в читатели, вы должны знать законы юного читателя. Давайте с ними познакомимся. П
Учитель-Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает
другим читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие
читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14
дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно,
чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной
библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место,
где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту
книгу для другого ученика.
Библиотекарь: Молодцы ребята! Знаете правило.
Л-К: А можно хоть немножечко поиграть?
Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».
Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе
выполняем действия:
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
И друг другу даже
Языки покажем.
Как скажу я цифру 3 –
Все с гримасами замри!
Л-К: Ну вот видите, как хорошо мы запомнили первое правило,
тишина должна быть в библиотеке.
Библиотекарь: А сейчас давайте поговорим о главном библиотечном
богатстве – о книгах. Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и
люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить,
чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!
Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя (после
каждого правила, выясняем, почему этого делать нельзя):
• Нельзя книги перегибать;
• Нельзя загибать книжные страницы;
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как
называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
• Нельзя писать и рисовать в книгах;
• Нельзя читать книги во время еды;
Запомнили? Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.