Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе МБДОУ – детский сад «Солнышко» п. свх. Прибытковский »
Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
Ход экскурсии:
(Дети стоят на улице возле центрального входа)
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?
Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И Ёлочек. Я … (Осень)
Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).
Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?
Хором: Тополь.
Сова:
Кто опять пришёл сюда?
Нет покоя никогда!
Воспитатель: Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.
Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.
Итак! Какое сейчас время года? (осень)
А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)
А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)
А что вы о нём знаете?
Воспитатель: На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.
Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?
1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.
2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.
3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.
Сова: Молодцы! А поиграть со мной вы можете?
Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»
«Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашёл его друзья?
Это я, это я, это я!
Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)
(Далее идя по тропинке, дети находят табличку возле калины. У калины их встречает Здравушка)
Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.
Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)
А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)
Как называется этот большой куст? (калина)
А что вы о нём знаете?
1 ребёнок: Весной калина зацветает и радует нас своими белыми, пахучими цветами.
2 ребёнок: Осенью плоды калина становятся красными и кислыми
3 ребёнок: Возле калины мы можем гулять сколько угодно - это куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.
Здравушка: Предлагаю взбодриться возле калины - подышать.
Дыхательная гимнастика (по выбору)
Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
( подвижная игра «Кто первый»)
Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!
(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)
Петрушка:
Здравствуйте гости дорогие,
Девки красные и парни удалые!
Хозяйка: Добрый день гости желанные! Милости просим!
Петрушка: А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?
Дети: Берёза!
Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?
1 ребёнок: Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!
2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.
3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Хозяйка: А почему дерево не падает?
Дети: Корни держат.
Петрушка: Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!
(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)
Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что , корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?
Дети: Да!
Хозяйка: Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?
Воспитатель: Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.
Петрушка: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.
Дети: Да!
(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)
«Мы капусту рубим, рубим!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту трём, трём!
Мы капусту жмём, жмём!
А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»
Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.
(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)
Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.
Игра «Собери овощи и фрукты»
(Дети расходятся по участку и собирают урожай)
Осень: Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».
«Еле - еле, еле – еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»
Осень:
Так много вы сегодня узнали
Но, наверное, устали
Я вас конечно понимаю
И всех вас осенними гостинцами угощаю!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.