Экскурсия по теме: «Осенние явления в жизни растений». ( «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»).
Цели:
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической
культуры.
Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать оформлять их результаты.
Предметные: учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений, об осенних явлениях в их жизни; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Планируемые результаты:
Задачи: показать многообразие растений, познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
II. Содержание экскурсии
- Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
- Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности. (Использовать материалы презентации)
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Рабочий лист (Приложение 1 )
IV. Подведение итогов экскурсии
V. Задание на дом
Оформить отчет о выполнении заданий.
Рабочий лист.
1) Сравнительный анализ жизненных форм растений.
Найдите на участке растения разных жизненных форм: травы, кустарники, деревья. Уточните названия растений, пользуясь набором фотографий в папках «Кустарники», «Деревья», «Травянистые растения».Запишите в таблицу не менее 3 примеров растений разных жизненных форм:
Название древесного растения |
Количество на участке |
Название кустарника |
Количество на участке |
Названия травянистого растения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напишите основные признаки, по которым можно различить деревья_______________________________________________________________________кустарники____________________________________________________________________травы________________________________________________________________________
2) Фиксация наблюдаемых осенних явлений. Созрели ли плоды и семена у растений. Рассмотрите внешний вид растений и зафиксируйте, какие осенние изменения появились у вегетативных и генеративных органов растений, изменения листьев (цвет, пятна, легко или трудно отделяется от ветки).
Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.
a)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Степень расцвечивания |
«Сила прикрепления» листа |
Вывод: какие легче отрываются и почему? |
Зеленые листья |
|
|
Слегка расцвеченные |
|
|
Сильно расцвеченные |
|
|
b) Изменения веток деревьев и кустарников (цвет ветвей, много ли ветвей опало, закрыты ли почки плотными чешуями)
__________________________________________________________________________ Изменения генеративных органов (цветков, плодов, семян):
Продолжают цветение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Образовались плоды у растений_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На момент наблюдения генеративных органов не обнаружено у растений ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предположите, каковы причины изменения растений осенью?
3) Обобщение полученных данных
1. Проведите обсуждение работы группы, обобщите полученные данные и подготовьте сообщение о проделанной работе. Отметьте причины листопада и его значение в жизни растений. Приготовить гербарий растений.
Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.