Экскурсия на тему:
«По тропам Илинских приисков»
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь учащийся делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [4, с.5].
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности» [1, 59 с.]
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОСООО, следует понимать, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы [3].
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Основной целью внеурочной деятельности является достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [4, с.5].
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. [ 3 ]
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- вязь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию [3, с.7].
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. В организации и проведении внеурочной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы. В основе этого следует выделить экскурсию, как массовую форму организации внеурочной деятельности
Автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [6, с. 67].
В наше время экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности [2, с. 6 ].
Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний. Она стимулирует мыслительную и физическую активность учащихся, направленную на достижение поставленной цели.
По содержанию учебные экскурсии подразделяются на: тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов [4, с. 9].
По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела. Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями [4,с. 9].
Задачей каждого учителя является формирование интереса к изучаемому предмету. Для того, чтобы приобщить детей к исторической науке, используются различные формы подачи учебного материала. Одной из таких форм является экскурсия, которая позволяет учащимся проделать путь к познанию нового.
Одним немаловажным фактором в обучении и преподавании истории остаётся региональный компонент, который является частью содержания предметов базисного учебного плана, включающий материалы о регионе. В примерной программе основного общего образования по истории отводиться время для изучения истории родного края.
Региональный компонент остается важной составляющей частью в работе учителя истории. Это связанно с целым комплексом причин, среди которых можно выделить необходимость изучения истории родного края в патриотических целях, очевидную научно-исследовательскую составляющую регионального компонента, наконец, большие возможности, которые предоставляет местная культурно-образовательная среда. На этой основе возможно осуществление различных проектов, связанных с историей села и края в целом, проведение мероприятий, направленных на развитие познавательной деятельности учащихся. Значительное место в патриотическом воспитании занимает приобщение учащихся к истории не только нашей страны, но и к истории своего родного села.
В настоящее время знание и понимание истории родного края является немаловажным компонентом. Чтобы приобщить учеников к изучению истории родного села, нужно сделать это обучение интересным и познавательным.
Для проведения экскурсии были выбраны 8-9 классы МБОУ «Ара-Илинской ООШ» в составе 15 человек. Именно в этом возрасте у учащихся возникает интерес к изучению и усвоению нового материала. В 8 классе проходит изучение истории России XIX века. Ребятам будет интересно услышать о развитии промышленности не только России в целом, но и об истории промышленности своего села. Учащиеся могут преодолеть длинный маршрут. Им будет интересно почувствовать себя не только исследователями, но и путешественниками. Ведь каждый из них может внести определённую лепту в изучение истории села.
Учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы находятся в подростковом периоде развития, который занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как «трудного», «переходного». Границы подросткового возраста охватывают период от 14 до 15 лет. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это отражается в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка [1, c.56-60]. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирование нового типа отношений с окружающими, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и взаимоотношения [1, c. 61- 69].
Оценка подросткового возраста как трудного - критического - обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Возрастные кризисы в 12-15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию [2, c. 38-45]. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития - систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. Меняются взаимоотношения с взрослыми, подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие с взрослыми. В то же время развиваются более глубокие отношения со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым [2, с. 33-36].
Наряду с общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок), абстрактно-логическим (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения) [2, c. 32-33].
Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии рефлексии - способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится источником формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и закономерностям [2, с. 81-84].
В силу этих причин, а также с учётом требований ФГОСООО, перед педагогами, преподающими в 8-9-ых классах, особо значимо стоит вопрос формирования не только предметных навыков обучения, но и метапредметных, включающих в себя развитие личности в социуме, развитие самостоятельности и нравственных устоев [1, c. 40-42]. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждению нового статуса взрослости; овладение учащимися проектированием как способом познания мира и на этой основе - полной нормативной структурой учебной деятельности.[1, c. 105-110].
Поэтому, важно донести до учащихся учебный материал в интересной форме, которая будет являться познавательной и запоминающейся для учащихся.
Учитывая всё вышеизложенное, 20 мая 2018 года в селе Ара-Иля Дульдургинского района нами была проведена экскурсия на тему: «По тропам Илинских приисков»
Сопровождающими для учащихся были классные руководители 8-9 классов: Классный руководитель 8 класса, учитель географии МБОУ «Ара-Илинская ООШ» Степанов Иван Викторович, классный руководитель 9 класса учитель математики Воронова Анна Викторовна.
Продолжительность проведения экскурсии: 90 минут.
Цель экскурсии – рассказать учащимся об истории Илинских приисков на территории Забайкальской области в 1876-1917 гг.; знакомство учащихся 8-9 классов с историей села Ара-Иля.
Задачи учебной экскурсии:
Воспитательные:
воспитывать любовь к малой Родине и к её истории;
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся к истории своего села.
Краткая характеристика формы и содержания:
Экскурсия требует тщательной подготовки учителем данного мероприятия. А именно: разработка безопасного маршрута для учащихся, подготовка инструктажа.
Учителем формируются маршрутные листы на планшетах, которые будут указывать путь следования и задания, которые будет необходимо выполнить.
Этапы подготовки и проведения экскурсии:
1. Целеполагание ( постановка целей в соответствии с темой экскурсии).
2. Планирование тематической экскурсии учителем с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Организация и подготовка экскурсии (подготовка учителем плана экскурсии. Разработка маршрута и маршрутных листов. Маршрут должен отвечать технике безопасности. Учащимся будет необходимо соблюдать правила поведения на экскурсии. Так же учитель должен подготовить адаптированный текст рассказа, который будет не только наукоёмки, но и интересным, познавательным для учащихся)
4. Непосредственное осуществление тематической экскурсии (проведение тематической экскурсии на местности учителем истории в форме рассказа, беседа с учениками по поставленным вопросам учителя).
5. Подведение итогов (совместный анализ достигнутых результатов экскурсии).
Необходимое оснащение:
Методическое:
1. Разработка маршрута экскурсии, с учётом техники безопасности и километража (см. приложение №2).
- материально-техническое:
2. Маршрутные листы, планшеты.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- развитие таких качеств как активность, дисциплинированность;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Метапредметные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Во время экскурсии учащиеся проявили интерес к данной теме. Они активно принимали участие в обсуждении вопросов, которые были заданы им во время мероприятия, также учащиеся задавали интересующие их вопросы.
Экскурсия была выдержана по временным рамкам и соответствовала технике безопасности. Перед началом экскурсии с обучающимися и классными руководителями был проведён инструктаж. На маршруте не произошло никаких происшествий: учащиеся соблюдали правила поведения на открытом воздухе.
Цель экскурсии была достигнута: учащиеся узнали сведения об истории Илинских рудников в 1876-1917 гг., познакомились с историей родного села. Ход экскурсии представлен в приложениии №1.
Маршрутный лист представлен в приложении №2.
Приложение №1
Ход экскурсии на тему: «По тропам Илинских приисков»
Этапы экскурсии.
I. Вступление (20 минут)
Инструктаж (Данный этап проводиться в школе. Учащимся объясняется техника безопасности. Также ребята заранее предупреждены о том, что с собой нужно взять чистую воду для питья и сухой паёк. Учениками и учителем подписывается инструктаж) (см. приложение № 1)
Раздача маршрутных листов ( Ребятам раздаются маршрутные листы. Для удобства они прикреплены к планшетам. На листах указан путь следования, и задания, которые необходимо будет выполнить на каждом этапе.)
II. Маршрут. (Пешая экскурсия. Транспорт не используется)
Остановка №1 «Илинский стан – место, где всё начиналось» (устье ключа Безымянного). Продолжительность остановки: 20 минут.
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами находимся на правом берегу реки Иля. Также перед нами находиться устье ручья Безымянного. До прихода на данную территорию людей, эти места считались Государственной пустошью. То есть незаселённым местом, где был непроходимый лес и болота. Но в связи с тем, что в Забайкальской области в 18 веке было найдено первое золото, территории области быстрыми темпами начали осваивать частные промышленные товарищества. Получив от Горного инженера забайкальской области «добро» на исследование территорий, золотопромышленники пришли и на территорию нашего села.
История нашего села начинается с 1864 года, когда на данной территории был открыт Троицкий прииск. Кто открыл данный прииск не известно. Лишь в 1876 году его владельцами становиться товарищество Белоголовой, Останиной и Второва. Но об этом я расскажу вам позже.
Развитие золотопромышленности в Забайкалье начиналось в XVIII веке, когда на Нерчинских серебряных рудниках научились извлекать золото из серебряной руды. В первой половине XIX века велись интенсивные поиски месторождений драгоценного металла, итогом которых стало открытие Карийских россыпей. Первое месторождение рудного золота в Забайкалье открыто именно на территории нашего села. Это Евдокие-Васильевское месторождение.
Гуляя по окрестностям села, проходя каждый раз по знакомым улицам и тропинкам, мы иногда даже не задумываемся о том, какие тайны хранит наша малая родина, и какова же история и роль нашего маленького села.
Каждый из вас, наверное, знает, что Ара-Иля- это то место, где развивалась золотопромышленность. И история этих мест она неразрывно связана с поисками и добычей золота.
Принято считать, что история Ара-Или начинается с 1876 года, когда здесь было открыто первое в Забайкальской области месторождение рудного золота – Евдокие-Васильевское. Но изучив архивные данные, нам удалось выяснить, что Евдокие-Васильевский прииск не являлся первым на данной территории. И, история существования села начинается раньше.
Каждый из вас сейчас, в этот день может прикоснуться к этой истории. Узнать то, что было неизвестно несколько десятилетий»
Вопрос: Ребята, а теперь давайте представим, как начиналось строительство на данной местности, и как выглядели постройки.(Этот вопрос будет указан на маршрутном листе. Ребята отвечают на него. Рассуждают и предполагают, как мог выглядеть стан в XIX веке. Исходя из ответов учеников, учитель даёт полную характеристику данной местности, рассказывая от том, как выглядел стан)
Учитель: «Молодцы ребята! Мы смогли с вами ответить на данный вопрос. Но нам нужно двигаться дальше»
Остановка№2 «Лаборатория». (берег реки Иля)Продолжительность:20 минут
Задание: Попробовать найти предметы, которые бы свидетельствовали о том, что на данном берегу находилась лаборатория. (Задание прописано в маршрутном листе. Ребята должны быть предупреждены о том, что не нужно трогать и брать в руки данные предметы. Об их находке нужно сообщить учителю)
Учитель: «На этом берегу реки Иля находилась лаборатория, в которой хранились различные реактивы и химикаты, а также проводились эксперименты по обработке руды. Все предметы, которые остались от лаборатории относятся к временам СССР. Здесь разбросано очень много глиняных чашечек, в которых проводили химическую обработку золота. Сама лаборатория состояла из четырёх корпусов. Эти корпуса были огромными. Вообще данное местоположение было очень удобным, так как рядом находилась река….. (нужно дополнить, исходя из архивных материалов. Ведётся поиск информации.)
Остановка№3«Троицкий прииск».(долина ключа Безымянного).На данном маршруте происходит продвижение по долине ручья Безымянного. Продолжительность: 20 минут
Учитель: «Центром добычи россыпного золота на Илинских приисках являлся Троицкий, образованный в сентябре 1864 г., с общей площадью 6 км. Сведений о том, кто являлся его первооткрывателем, автором не обнаружено. Известно лишь то, что его владельцем 9 мая 1895 г. стал почётный гражданин И. П .Куликов.
Троицкий прииск располагался вдоль берега ручья Безымянного, впадающего в реку Иля. Там же и начались первые строительные работы по образованию Илинского поселения (позже Ара-Илинского).
Золотоносный песок добывали из ручья. Для этого использовали примитивные орудия – лопаты и телеги, которые требовались для погрузки и отвоза ила. Песок промывали вручную, лишь позже на приисках появляются золотопромывочные аппараты «Кулибинки», которые заметно облегчили работу.
Несмотря на это, прииск отработал до 1917 года, дал необходимое количество золота для развития экономики Забайкальской области. Изучая материалы ГАЗК, автор выяснил, что арендаторы не уделяли достаточного внимания Троицкому прииску, отодвигая его на второй план после Евдокие-Васильевского. Эта происходило из-за того, что на втором добывалось достаточно большое количество золота, и его дальнейшая разработка могла принести владельцам огромную прибыль.
Выгодное расположение Троицкого прииска позволяло без особых усилии транспортировать золотоносные пески и промытое золото к лаборатории, тем более что она располагалась в нескольких метрах от него.
К прииску вели узкие тропы, его окружали болота, которые рабочие рудников пытались осушить.
На прииске трудились 50 рабочих, которые выполняли различные производственные операции. В разные годы количество их на прииске менялось, поскольку в определённое время прииск не работал и рабочую команду направляли на Евдокие – Васильевский прииск.
Каждый рабочий получал от промыслового управления не только денежную плату, но и продуктовый пай на месяц, который являлся одинаковым для каждого рабочего Илинских приисков. В стандартный продуктовый набор входили: мука ржаная – 32 кг, иногда взамен этого выдавалось по нескольку килограммов печёного хлеба. Масло – 1 кг, чай (кирпичный) – 1 кирпич. Некоторые разночинцы и мастера, отличившиеся в работе, получали к обозначенным продуктам сахар, пшеничную муку. Во время летних месяцев (июнь и июль) вся команда без исключения пользовалась квасом с начала и до конца рабочих операций, в праздники выдавались винные напитки.
В 1905-1907 гг. Троицкий прииск не работал. Тогда же сюда прибыли горные инженеры, которые констатировали, что золотоносная жила, проходящая по Троицкому прииску истощается и её запасов хватит не надолго. Поэтому работы пришлось остановить на неопределённый срок, именно до 1917 г. На время приостановки работы, команду прииска откомандировали на Евдокие-Васильевское месторождение. Рабочим также выплачивалась заработная плата, выделялись продукты.
В начале 1908 г. работы на прииске возобновились. Начались активные поиски драгоценного металла на неосвоенной части ручья Безымянного, точнее в его истоках. Однако там не удалось обнаружить максимальные залегания золота, поэтому работы в этих местах пришлось остановить на неопределённых срок. Трудилось тогда на прииске 50 человек.
Добыча золота в 1908-1909 гг. начиналась весной, когда на ручье Безымянном сходил лёд. Работы проходили в тяжёлых условиях, поскольку золотоносного песка становилось всё меньше. Работала лаборатория, в которой, как упоминалось выше , проводилась химическая обработка руды и золота. За эти годы лаборатория изменила свой внешний вид, территория, прилегающая к ней, расширилась, в корпуса завезли новое оборудование и реагенты.
В эти годы работы велись только на двух приисках – Евдокие-Васильевском и Троицком.
Климат за это время не изменился. Резко-континентальный и суровый, он также затруднял не только жизнь на территории приисков, но также и усложнял работы. Как показал опыт предыдущих лет, рожь и пшеница здесь не культивировались. В этих годы всю местность постиг неурожай овощных культур, поскольку всё лето отсутствовали дожди. Это во многих случаях привело к снижению производительности труда на приисках: рабочим не хватало воды, в зимнее время наблюдалось увеличение осадков.
В 1911-1917 годы. Троицкий прииск потерпел крах. По исследованиям А.Ф. Геллер, которые он проводил на Евдокие-Васильевском и Троицком прииске, запасы россыпного золота на втором оказались очень малы, а уровень их залегания являлся очень низким, и добыть металл с помощью примитивных технических средств не удастся.
Троицкий прииск внёс огромный вклад в экономическое развитие Илинских приисков, несмотря на то, что в последние годы запасы золота оказались очень скудными. Просуществовав в 1864- 1917 гг., он дал толчок для создания на своей территории большого поселения - села Ара-Иля.»
Остановка №4 «Привал» (Ребята кушают)
Учитель:
«Ребята, а сейчас мы с вами сделаем привал. Покушаем и отдохнём, чтобы продолжить нашу экскурсию.»
Остановка№5 «Евдокие-Васильевский прииск». (Подножие горы Золотая) Продолжительность: 20 минут
Задание: Предположить, почему название прииска «Евдокие-Васильевский»
Учитель: «Первым месторождением рудного золота стало Евдокие- Васильевское. Это месторождение, открытое в августе 1876 года вошло в систему Илинских приисков, которыми владело товарищество Останиной, Белоголовой и Второва. Заявку в Читинское окружное полицейское правление Забайкальской области на сделанное открытие подал 3 августа 1877 года Аполлон Андреевич Белоголовый . Он являлся иркутским купецом первой гильдии, почётный гражданин и гласный Иркутской городской думы. Апполон Андреевич был непосредственным владельцем этих приисков. Руководил поисками золотосодержащей россыпи Евраф Онисимович Грищёв, который являлся доверенным лицом А.А.Белоголового. По данным межевых журналов и плану прииска, утверждённым главным инженером Забайкальской области 28 февраля 1877 года, по всей территории стояли межевые столбы, которые указывали на принадлежность этой площади Евдокии Васильевны Белоголовой. На табличках указывались инициалы держательницы прииска и год утверждения указа о их использовании.
Местность, отведенная под Евдокие-Васильевский прииск, имела довольно значительный склон гор, покрытый смешанным лесом, что во многих случаях затрудняло добычу руды. Вскрытие шурфов являлось трудоёмким процессом, в котором участвовали бригады по 5-7 человек. Прежде чем найти золотосодержащую руду, на поверхность вынимали огромное количество камней, почва местами не поддавалась механическому воздействию. Климат являлся суровым с резким перепадом температур , господствовали сильные порывистые ветры, зимы были малоснежными.
К прииску вели тележные дороги, ближайшие населения находились в нескольких верстах – Красный Яр, Кусочи,Ключи, Бальзино. За продовольствиями ездили в Читу, чугунные изделия доставлялись либо с приисков товарищества Сабашниковых, либо из Верхнеудинска.
Сейчас мы с вами видим только руины, которые остались от прииска.
Рудник просуществовал до 1961 года, и был закрыт в связи с истощением золотоносной жилы.
Ребята, спасибо вам за внимание! Мы с вами окунулись в прошлое, и на этом долгом пути мы с вами почувствовали себя настоящими путешественниками и исследователями. Если у вас остались какие-то вопросы, то можете задать их. И с этого момента, вы будете знать историю нашего маленького села, ведь эти знания вам понадобятся не только для общего кругозора, но и для того, чтобы быть настоящими патриотами своей малой родины.
Вам понравилась наша экскурсия? Хотели бы вы больше узнать историю Илинских приисков? ( Ребята отвечают на вопросы учителя, ведут диалог с ним)
И так, наша экскурсия закончена. Теперь мы все организованно идём до школы, а потом по домам. Не забываем о правилах поведения и техники безопасности.
Литература:
1.Выготский, Л.С. История развития высших психических функций./Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 1984.- 350 с.
2.Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / под. ред. П.Я. Гальперина. М.: МГУ, 1985. – 350 c.
3.Горский В.А, Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. Горского В.А — 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. — 111 с.
4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mollentorva/teach/obr55/ru/files/2016/01 (дата обращения 20.01.2018)
5.Родин А.Ф Экскурсионная работа по истории.М. : Просвещение, 1965. - 134 с.
6.Сластёнин В.А Педагогика/ под. ред Сластёнина В.А.М: Академия, 2002.-576 с.
7.Степанчикова М.А. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий / Сост. М.А. Степанчикова. М.А.: ЦПТК, 1996. – 345 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.