Работа с соломкой. Конструирование. Пауки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познакомить учащихся с народным промыслом плетения из соломки, как с одним из древнейших ремесел, предметом культуры и истории
Иконка файла материала соломеный паук.docx

Раздел программы: Работа с соломкой. Конструирование. Пауки

Цель: познакомить учащихся с народным промыслом плетения из соломки, как с одним из древнейших ремесел, предметом культуры и истории; демонстрировать технологию работы с сухой соломой, развивать интерес к народному творчеству, приобщать к наследию народной культуры.

Оборудование и материалы: трубочки-соломинки, нитки, клей, ножницы, шаблоны «Паук» «Кисть».

Задачи:

образовательные

-познакомить с народным промыслом соломоплетением как, одним из древнейших ремёсел, субъектом культуры и истории; научить технике изготовления пауков; формировать знания, умения, навыки по работе с соломкой

развивающие

-развивать творческие способности и художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

-вселить ребенку уверенность в своих силах.

воспитательные

-воспитывать любовь и уважение к культуре народа;

-воспитывать культуру труда, внимательность, терпение и аккуратность;

-воспитывать способность и готовность работать совместно, создавая на занятиях дружескую рабочую атмосферу

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа. Сохраняющие здоровье технологии. Неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка.

Форма занятия – Традиционная.

Основные этапы. Орг. момент. Теория. Самостоятельная практическая работа. Подвижная минутка. Практическая работа в группах. Рефлексия.

Возрастная категория – 8-11 лет.

Оборудование и материалы: Соломка, нитки, тесьма, ножницы, линейка, шарики солёного теста. Компьютер. Схемы.

Ход занятия

Организационный момент.

Краткая беседа о последних событиях, как прошла неделя. Какие успехи. Отметить присутствующих.

Содержание занятия.

Педагог. Ввод участников в занятие. Продолжаем знакомство с соломкой. Вы познакомились с технологией сухой заготовка и чистки соломки. Сегодня у нас тема «Конструирование из соломки. «Пауки».

Теория. Демонстрация слайдов. Художественные изделия из соломки как у нас в стране, так и за рубежом по праву приобрели славу лучшего белорусского сувенира, образно рассказывающего о культуре, обычаях характере народа. Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявлялись фантазия и мастерство человека.

Соломоплетение связано с древнейшими обрядами, в основе которых лежит культ хлеба и соломы. Дело в том, что наши прародители наделяли зерно и солому, которые, по их мнению, содержали в своих недрах живую энергию природы-матушки. А затем зерна и солома, в свою очередь, наделяли мощью не только колосья и стебли нового урожая, но и все, что каким-либо образом с ними соприкасается. Вот почему наши предки с таким почтением относились к последнему снопу, убранному с поля, который до нового урожая бережно хранили в доме. Мало того, крестьяне считали, что при помощи соломы можно предсказать будущее (они использовали солому в различных гаданиях и предсказаниях). Существовало множество поверий и обрядов, связанных с соломой, некоторые из которых дошли и до нас. К примеру, жениха и невесту на свадьбе осыпали зерном, желая им достатка и здоровья, а молодую жену усаживали на солому, дабы ей и новоиспеченной семье передалась сила растений. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.

Именно из соломы стали делать первые обереги. Одним из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самым загадочным являются соломенные «пауки». Паук с паутиной символизировали создателя и его творение – Вселенную.

Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенные к потолку, «пауки» напоминают искусно сплетенную паутину, наверное, потому и называют их так. «Паук» находится в постоянном движении, вращается в разные стороны. Строгая гармония форм и движения «паука» направлена на оберег дома и его хозяев: в паутину вбирается вся негативная энергия, присутствующая в доме. Каждый год повторяется цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый.

Раньше «паука» подвешивали над колыбелькой ребенка, так как сейчас вешают "карусельки" из пластмассы, и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, дарить эстетическое удовольствие – назначение этих удивительных конструкций. Сегодня мы научимся собирать такие конструкции.

Практика. Приобретение навыка

Педагог.  Создание "паука" - это процесс конструирования, в котором соломенные трубочки собираются в отдельные элементы - модули, а из них  затем формируется  "паук". При работе соблюдайте технику безопасности. Давайте повторим правила по ТБ.

Изучим простой ромб. Используйте схемы

Руки для соломки– это основной инструмент. Они должны научиться чувствовать соломку, запомнить все необходимые операции. Поэтому согреем руки перед работой: потрем, их друг о друга, помнём кулачки, выгнем ладошки, разомнём пальчики. В процессе работы помогайте друг другу.

Освоим простой ромб.

Первый шаг. Нарезаем 12 соломинок одной длины.

Второй шаг. Из 4-х соломинок собираем квадрат.

Третий шаг. К каждой стороне присоединяем по 2 соломинки, Закрепляя каждую пару в углу квадрата.

Четвертый шаг. Соединяем противоположные углы конструкции в объёмный модуль. Помогите друг другу завязать узелки.

Украсить «пауков» можно с помощью различных материалов: бумаги, сухих красок и листьев, перьев, семян. Однако лучше всего украшать подобные конструкции соломенными украшениями или пряжей: кистями, цепочками, «солнышками», плетеными куклами и птичками.

Мы сделаем кисточку. Наматываем на картон нитки до нужной толщины кисточки. Затягиваем середину кисточки. Переворачиваем картон, и разрезаем нитки. Перегибаем нитки и формируем головку кисточки с помощью обмотки. Крепим к пауку. Помогите друг другу.

Практическая работа в группах. Наиболее традиционны «пауки»

Пирамидальной формы – конструкцию наращивают по принципу, в каждом последующем ряду увеличивая количество ромбов.

И ромбической формы Ромбический «паук». Такой вид «паука» представляет собой облегченный вариант подвесной конструкции. Основа его состоит из 6 ромбов, которые не связываются жестко друг с другом, а свободно подвешиваются на нитках к центральной части. Такой способ соединения позволяет получить более легкую и динамичную конструкцию, все элементы которой находятся в движении. Ромбический «паук» собирают из большого центрального ромба и 5 одинаковых ромбов меньшего размера. Конструкция будет более пропорциональной, если длину сторон малых ромбов сделать равной половине длины сторон центрального ромба.

Демонстрация слайдов. Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов – модулей.

Педагог. Закрепление навыка.  Сейчас вы разделитесь на две группы, и каждая группа сделаете свой модуль. Эти модули мы оставим в классе, для того чтобы в нем осталось ваше настроение. Давайте выберем место в классе для вашего паука. Куда вы предлагаете поместить его.

Рефлексия. Вот два шарика из теста. Сейчас каждый из вас в первый воткнёт соломинку той длины, которая покажет, какое у него настроение в конце занятия длина соломинок от 1 до 5 см. 1-плохое, 3- нормальное, 5- хорошее. В другой шарик – было ли занятие интересным. Вам понравилось занятие? Что узнали нового? Какой навык получили? Вам дома надо выбрать место для вашего паука-оберёга. До следующего занятия, на нем вы узнаете о тепловой обработке соломки для аппликаций и инкрустирования.


 

Схема1

 

1Первый шаг. Нарезаем 12 соломинок одной длины.

2Второй шаг. Из 4-х соломинок собираем квадрат.

3Третий шаг. К каждой стороне присоединяем по 2 соломинки, Закрепляя каждую пару в углу квадрата.

3Четвертый шаг. Соединяем противоположные углы конструкции в объёмный модуль

 

Схема 2

Поделка из ткани ниток кисточкиНаматываем нитки на картон до нужной толщины кисти.
Поделка из ткани ниток кисточкиЗатягиваем середину кисти и обрезаем ее. потоки.
Поделка из ткани ниток кисточкиСгибаем нити и формируем головку кисти с помощью намотки.

Затягиваем середину кисти, обрезаем нитки. Крепим к пвуку.

 


Слайды