Разработка методического обеспечения реализации образовательных программ по истории и обществознанию
Тема: «Воспитание гражданственности, патриотизма
и национальной идентичности в процессе изучения социальных наук»
Автор – Копланова Вероника Валерьевна,
учитель высшей категории
ГБОУ гимназии № 402
Колпинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 3
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУРСА ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ..............
РОССИИ»........................................................................................................................................ 7
2. История Великой Отечественной войны – основа для формирования гражданственности и патриотизма.............................................................................................................................. 12
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА............................................................................................................................... 16
4. Заключение.............................................................................................................................. 21
История не должна быть просто предметом, это воздух, дыхание, безопасность, это иммунитет человека против всего того, что может на него свалиться»
Н.С. Михалков
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
В. М. Шукшин
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Уважение истории своей Родины, чувство гордости за свою страну и народ вырабатываются в период становления личности, большее время в котором занимает пребывание в стенах общеобразовательного учреждения. Роль школы в формировании патриотизма неоспорима. Создание условий для формирования нравственной позиции человека, его духовного отношения к обществу и государству, позволяющего осознавать личную ответственность за будущее своей страны, для развития чувства принадлежности к великому российскому народу можно назвать миссией школы, и особенно учителей социальных наук – истории, обществознания, ОДНКНР.
Гражданско-патриотическое воспитание детей школьного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Гражданско-патриотическое воспитания личности только тогда будет эффективным, когда будет представлять собой целостный, длительный процесс, в результате которого формируется сложное социально -психическое образование личности, основанное на сознании причастности к нации, готовности добросовестно и творчески работать на благо Отечества, укреплять единство своего народа, Российское государство, что побуждает к национальной самореализации.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Конечно, социальной базой для этого процесса являются не только образовательные учреждения, но и семья, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования, но, всё-таки школе здесь можно отвести ведущую роль,
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают многие педагоги общего и дополнительного образования. Большинство из них считают, что для воспитания Человека и Гражданина в первую очередь необходим системный подход.
Может быть, кто-то сочтет это громкими словами, но учитель истории всегда на передовой. История России сегодня – это поле битва за историческую правду, и задача учителя состоит в том, чтобы воспитывая патриота и гражданина защитить умы наших учеников от фейков и фальсификации истории.
Ещё один вызов современности учителю и школе – это наши ученики цифровой эпохи. Использовать во благо плюсы школьников с клиповым мышлением и стараться нивелировать минусы, среди которых для изучения истории самыми неудобными являются поглощение информации без потребления и обеднённый эмоциональный интеллект. Сейчас ученики основной и средней не способны концентрироваться, они нуждаются в передышках. Информация в нужном объёме не усваивается. Сложно запоминать большие объёмы информации, понимание происходит через картинку/кадр, а без видеоряда оно не наступает; на слух информация не воспринимается не только пересказать, но и прочитать вслух гладко может не каждый старшеклассник. С одной стороны, современное поколение становится менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии т.е более интравертированным. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Применительно к человеку взрослому это правильно назвать индивидуализмом. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм. Можно сколько угодно сетовать на это, но учить мы должны всех, и патриотами сделать тоже всех.
Основной принцип методических рекомендаций, предлагаемых учителям – это системность, комплексное использование потенциала уроков истории, обществознания, ОДНКНР, использование потенциала внеурочной работы, конкурсного движения и взаимодействия с воспитательными службами образовательных учреждений.
Главный методический принцип – системно-деятельностный подход, изучение обучающимися различных источников под руководством учителя, нацеленное не только на усвоение, но на присвоение знаний, на достижение таких образовательных результатов, как освоение:
• метапредметных и личностных компетенций:
− освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
− понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;
− формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
− способность организовывать и регулировать свою деятельность;
− владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
− способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
− готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.
• Предметные компетенции
- Знание основных этапов, процессов и ключевых событий истории России и человечества в целом, а также места своей страны во всемирной истории.
- Умение применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей.
- Навык сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкции исторических ситуаций и явлений на этой основе.
- Умение объяснять причины и следствия исторических событий.
- Способность определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого.
- Умение конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Предлагаемое методическое обеспечение реализации методического обеспечения реализации образовательных программ социальных наук в вопросах формирования патриотизма и гражданственности предлагает учителям методики и технологии, позволяющие решать задачу создания условий для формирования гражданственности и патриотизма средствами различных социальных дисциплин, изучаемых в школе. Цифровые компетенции - использование цифровых ресурсов в профессиональной деятельности и повседневной жизни человека
В 5-6 классах в изучается курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в число задач которого входят такие, как формирование осознанного отношения к культуре и духовно-нравственным ценностям народов как к основе благополучного развития общества, отдельных регионов, страны, фундамента оптимального сосуществования народов. Формирование внутренних установок личности, формирование её ценностных ориентаций, нравственных ориентиров деятельности, понимание того, что гражданская позиция является основой существования и эффективного функционирования общества.
Одной из тем ОДНКНР является тема «Язык – творение и творец человека»
Это урок ценностной ориентации, задачей которого является донести до школьников и сделать осознанной мысль о том, что слова выявляют воспитание говорящего, а язык — это оружие сердца; он охраняет жизнь человека. На уроке применялись технологии:
- игровая: адаптированная игра «За семью печатями» (по мотивам одноименной телевикторины)
- элементы сингапурской технологии (приём «фрейер» - заполнение схемы определение и признаки термина «язык» в парах постоянного состава.
- технология «смысловая матрица» -
- Технология игры «Что? Где? Когда?»
- анализ источников (притча о сабле и отрывков из художественного телефильма «Эзоп».
Использованные на уроке технологии дают положительный результат, так как:
1. Вовлекают весь класс в процесс обучения.
2. Позволяют учащимся быть непосредственными участниками процесса формирования собственных знаний
3. Создают условия для образного восприятия материала обучающимися
4. Позволяют обучающимся раскрепоститься психологически.
5. Помогают не просто запомнить, а присвоить материал урока, осознать ценность языка не только как общественную, но и как личную ценность обучающегося.
Содержательный материал урока позволяет создать условия для формирования бережного отношения к родному языку, развития познавательного интереса, развития осознания ценности языка как важнейшей составляющей культуры современного россиянина.
1. Использование потенциала курса «Обществознание», 6 класс.
Курс обществознания в 6 классе согласно ФООП содержит такие темы, как «Духовные ценности российского народа»
При изучении данной темы основным является не предметное, а духовно-нравственное содержание, здесь тем возможно использование следующих технологий.
1. Работа с высказываниями на этапе актуализации, например обучающимся предлагается для размышления высказывание Сухомлинского:
Разговор о том, что такое «святыни души» позволяет обучающимся вспомнить о том, что является святым для каждого человека – Родина, семья, родные и близкие, любимые люди и позволяет перейти к следующему вопросу – изучения понятия «ценности», где обучающимся предлагается сопоставить два определения ценностей и в дальнейшем сформулировать в групповой беседе понятие «Духовные ценности российского народа» и сформулировать основной вопрос урока: «Что всегда было особенно дорого и свято для Россиян»
|
|
|
|
Следующий приём, используемый в ходе данного урока – заполнение кластера
Процесс заполнения может происходить как в группах, так и индивидуально.
Результаты выводятся на экран.
Обучающимся предлагается последовательно проанализировать фрагменты русских народных песен, притчу об отце и трёх сыновьях, стихотворение А.К. Толстого «Коль любить, так без рассудку», чтобы назвать ценности «природа», «семья», «коллектив», «крепкая дружба», «национальный характер».
Далее обучающиеся «собирают» пословицы и поговорки, позволяющие назвать ценность «родной дом», «Родина», а затем анализируя понятия «Родина», «Отечество», высказывания Г.Р. Державина и Екатерины Великой, а также статьи 59
Конституции РФ, завершают заполнение кластера термином «патриотизм»
|
|
|
|
Завершается урок слушанием песни «С чего начинается Родина» и в качестве домашнего задания предлагаются следующие:
1. Прочитайте текст преамбулы (вступительной статьи) Конституции Российской Федерации. Выпишите ценности российского народа, которые в ней перечислены.
2. Попробуйте ответить на вопрос: «С чего для Вас начинается Родина»?
3. Обсудите с родителями высказывание В.А. Сухомлинского «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». О чём хотел нам сказать знаменитый педагог?
Задания 2 и 3 предлагается на выбор.
Данный урок был разработан для портала дистанционного образования Санкт-Петербурга.
Великая Отечественная война, её история, величие и трагизм подвига нашей страны всегда была неиссякаемым источником для воспитания гражданственности и патриотизма. С появлением новый учебников истории, изменений в ФООП по истории этому периоду вновь отведено достаточное количество часов как на углублённом, так и на базовом уровнях обучения.
Для автора методических материалов тема Великой Отечественной войны ещё и основание для постоянного самосовершенствования. В 2019 году моя методическая разработка «Плакаты Великой Отечественной войны» стала лауреатом Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы», организованного Российским Историческим обществом, Министерством просвещения и группой компаний «Просвещение» в номинации "Лучший урок истории".
В 2023-2024 учебном году для Всероссийского конкурса «История: традиции и инновации» был разработан урок «Победы 1943 года как поворотный этап Великой Отечественной войны»
На уроке предусмотрена работа обучающихся с использованием элементов регламентированной дискуссии, а также работа с комплектом документов в парах постоянного состава. Урок позиционируется автором как урок опережающего обучения, не ставит в качестве задачи подробного изучения хода военных операций 1943 года. На первое место в уроке выводятся воспитательный и развивающий компоненты.
Контролируемые элементы содержания: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (осень 1942 – 1943 гг.); человек и война: единство фронта и тыла.
Цель урока: способствовать развитию гражданского самосознания, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к подвигу народов России, отстаивавших территориальный, политический, экономический суверенитет своей Родины в Великой Отечественной войне.
Формируемые результаты освоения основной образовательной программы:
- личностные:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу — в сфере духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа.
метапредметные:
– умение устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;
- умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
- умение участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого этикета. предметные:
- применение фактологических знаний и предметных умений (работа с картой, схемой, текстом) при обсуждении заданных дискуссионных тем.
- умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- умение использовать историческую карту/схему в качестве источника информации при изучении событий (явлений, процессов) в период 1914–1945 гг;
- умение проводить атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней информацию.
- умение сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более исторических картах/; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из письменных исторических источников.
- умение определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов).
Основная технология, использующаяся на уроке – технология регламентированной дискуссии и кейс-технология.
На начальном этапе урока в ходе эвристической беседы с использованием приёма «календарь памятных дат», учитель напомнил, что 2023 учебный год в России – это не только год педагога и наставника, но еще и год 80-летних юбилеев ключевых событий Великой Отечественной войны, произошедших в 1943 году; 2023 год – год 80-летия Коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Обучающимся была поставлена цель дискуссии, совместно определены цели и задачи урока:
- объяснение смысла понятия «поворотный этап» и «коренной перелом» и их использование в истории и обществознании;
- смысловое содержание понятия «коренной перелом»;
- совместная формулировка задачи урока: доказать, что в 1943 году произошел перелом во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, экономической, духовной; в каждой из них в 1943 году были одержаны победы;
Совместно с обучающимися были отмечены особенности характеристики сфер общественной жизни в период ведения страной военных действий:
- политическая: военные действия и международная дипломатия;
- экономическая: обеспечение фронта и тыла; проблема восстановления разрушенного войной хозяйства;
- духовная сфера: особенности науки, искусства, религиозной жизни и образования в годы войны;
- социальная сфера: характеристика состояния социума в годы войны.
Регламентированная дискуссия: последовательная работа с пакетом документов и формулировка выводов с демонстрацией на слайдах презентации.
В основе регламентированной дискуссии - анализ календаря памятных событий 2023 года; сопоставление и анализ карт атласа «Военные действия в 1941-1942 гг.» и «Военные действия в 1943- 1945 гг.»; изучение резюме о Третьей Московской конференции министров иностранных дел; изучение материалов о развитии экономики в 1943 году, сопоставление текста исторического источника со схемой «Соотношение сил Красной Армии и Вермахта в 1941 – 1943 гг. от Московской до Курской битвы».
Кроме того, был проанализирован исторический и социальный багаж знаний обучающихся, полученный в ходе знакомства с культурой Великой Отечественной войны во внеурочной деятельности с использованием документа «Культура в годы Великой Отечественной войны».
Каждый этап обсуждения (анализ поворота в каждой из четырех сфер жизни общества) завершался выводом, суммирующим основные положения выступления обучающихся . Выводы обсуждаются и при необходимости корректируются
В завершении урока было проведено сопоставление влияния на общество России событий
Первой Мировой и Великой Отечественной войн. Обучающиеся пришли к выводу о деструктивном влиянии событий Первой мировой гг. и консолидирующем влиянии событий Великой Отечественной войны, и, наконец, в ходе обсуждения формулируется резюме урока: 1943 год действительно стал годом Коренного перелома и поворота в истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. В качестве домашнего задания после просмотра видеоряда на песню В.С. Высоцкого «Мы вращаем землю» было предложено мини-рассуждение на тему: докажите, что песню В.С. Высоцкого «Мы вращаем землю» можно считать поэтическим образом 1943 года»
В данных рекомендациях автор сознательно не приводит тексты источников, с которыми работал класс, так как эти материалы может подобрать каждый учитель самостоятельно.
Данные рекомендации можно использовать как при изучении истории Великой Отечественной войны в 10 классе, так и при изучении блока «История России в Новейшее время» в 9 классе. Презентация к уроку размещены на сайте В.В. Коплановой на информационном ресурсе «нс-портал»
Кроме того, с моими авторскими разработками уроков по истории Великой Отечественной войны можно познакомиться на портале цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа»
Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом в создания условий для развития самых различных компетенций современного ученика.
Долгое время автор разработки был членом организационного комитета районной краеведческой игры «Колпино. Вчера. Сегодня. Завтра», посвящённой интересным страницам истории Колпинского района Санкт-Петербурга. За это время автором был накоплен огромный опыт разработки и проведения игровых программ для школьников, которые автор продолжает использовать во внеурочной деятельности.
Одной из таких игр стала ролевая игра «Пресс-конференция председателя Избирательной комиссии зарубежным и отечественным СМИ», проведённая в рамках Дней молодого избирателя, организованны Избирательной Комиссией Санкт-Петербурга. Участие в этом мероприятии было также обусловлено и тем, что в период с 2022 по 2024 год я являлась действующим председателем УИК № 828 ТИК № 21 Колпинского района.
Игра проводилась на базе районной библиотеки с обучающимися 9 класса ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района и состояла из нескольких этапов:
1-й – организационный. Совместно с обучающимися был сформирован список популярных средств массовой информации, которые должны были принять участие в конференции, обучающиеся распределили эти средства массовой информации между собой, чтобы заранее посмотреть стилистику подачи информационных материалов. Также на организационном этапе были оговорены блоки информации о деятельности избирательных комиссий, которые представляют интерес для обучающихся.
2-й этап – подготовительный. Обучающиеся готовили вопросы. Вопросы заранее не афишировались.
3-й этап – этап пресс-конференции, где прозвучали вопросы о структуре Избирательных комиссий, о правилах аккредитации, о действиях наблюдателей и избирателей при обнаружении нарушений процедуры проведения выборов, о работе Комплексов по обработке избирательных бюлллетеней (КОИБ) и процедуре подсчета голосов и публикации результатов выборов.
4-й этап – рефлексия, проводился не сразу, а на уроке обществознания, где уже обучающиеся подвели итог игре и полученным в её ходе знаниям.
Ещё один потенциал для создания условий формирования патриота и гражданина в рамках внеурочной деятельности – вовлечение обучающихся в конкурсное движение.
В настоящих момент проводится очень большое количество конкурсов для обучающихся, в которых они могут реализовать свой творческий потенциал. Здесь одна из основных рекомендаций действующим учителям – мониторинг проводимых конкурсов, как постоянных, так и единичных, вовлечение в участие в конкурсах школьников, поддержка и помощь на протяжении участия в конкурсе.
Здесь нет единых рекомендаций. Кого-то из учеников привлекает исследовательская деятельность. Так, например, обучающаяся гимназии № 402 в 2021 году стала призёром Всероссийского конкурса «История местного самоуправления моего края» с работой, посвящённой главе Колпинской думы купцу и благотворителю А.И. Полотнову.
С большим энтузиазмом обучающиеся гимназии приняли участие во Всероссийском юридическом диктанте, во Всероссийском казачьем диктанте, в конкурсе «ФинЗОЖ», в командном конкурсе «1418», посвящённой истории Великой Отечественной войны, где команда «Точка зрения» гимназии заняла 1 место по Северо-Западному федеральному округу», ученица 9 класс Чернышева Валерия стала победителем форума «Герои Отечества»,
Ежегодно привлекаю обучающихся к участию в Международном игровом конкурсе «Золотое руно», который считаю хорошим инструментом для овладения навыками работы с поисковыми системами в интернете.
Значимым может стать сотрудничество с другими службами образовательной организации.
Ежегодно я рекомендую обучающихся для работы в музее «Из истории гимназии», где они под руководством работников музея находят тему для исследования и принимают участие в конкурсах экскурсоводов, в игровых программах и конкурсах, в написании исследовательских работ.
Кроме того, учитель истории может организовать взаимодействие с воспитательной службой школы, с куратором «Движения первых», с Советником по воспитательной работе, так как многие акции, конкурсы, программы, в которых включена воспитательная служба носят гражданско-патриотический характер. Пример взаимодействия воспитательной службы гимназии и методического объединения социальных наук гимназии был представлен на семинаре «Школьные знания для жизни. Стимулирование позитивной социальной активности», где были рекомендованы для использования такие виды совместной работы, как
Домашнее задание в
рамках подготовки к памятным датам
Подготовка лекторов, экскурсоводов для обучающихся начальной школы
Дни единых действий совместно с ВС в рамках внеурочных
занятий
Коллективное
творческое дело в рамках классного часа
Конкурсное движение РДШ
Дебаты
Акции
День дублера
Таким образом, происходит
Внеурочные экскурсии, проводимые учителем.
Учитель истории может рассказывать об истории не только на уроке. Он может стать не только организатором, но и автором экскурсии. Это может быть экскурсия по школьному музею, по школе, где обучающихся познакомят с популярной сейчас микро-историей, т.е. историей своего образовательного учреждения, его учеников и учителей, с деятельностью поисковиков и исследователей.
Это могут быть пешеходные экскурсии по городу и району.
В Колпинском районе ряд учителей, в том числе и автор данных материалов, являются экскурсоводами выставочного пространства «Ленрезерв». На базе этого выставочного комплекса мы проводим экскурсии и для посетителей, и для своих учеников. Эти экскурсии являются частью воспитательной работы и учителя, и классного руководителя. Кроме того, вовлекают обучающихся экскурсионно-просветительскую деятельность, когда сами школьники уже разрабатывают и проводят экскурсии, как очные, так и виртуальные по музеям Санкт-Петербурга.
Сейчас нашему обществу нужна историческая иммунизация, прививка исторической правды и подлинного исторического знания, но без системного подхода к историческому просвещению решить вопрос даже при условии введения единых учебников и единых программ будет чрезвычайно трудно.
И системность эта должна быть, скажем так, очень бережной и вдумчивой. Как говорил герой моего любимого фильма, который мы тоже всегда смотрели всей семьей, нужно «думать, а не просто шашкой махать». Нужны те приёмы, методики, технологии, что оставят след в душе и в памяти каждого, чтобы «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества»[1] мы гордо несли свое имя – россияне и могли противостоять любым историческим вызовам – внешним и внутренним.
[1] Конституция Российской Федерации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.