Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»
Цель: Формирование представлений обучающихся о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды.
Задачи:
1. Выявить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений;
2. Формировать бережное отношение к природе;
3. Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся средствами природы и искусства.
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Определить сроки и место проведения экскурсии.
2. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью: лесной, луговой, придорожной, полевой (чтобы выявить особенности пробуждения природы разных биоценозов).
3. Подготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений (Приложение 4).
4. Провести беседу об охране природы. Запретить сборы растений, использовать наблюдения, описания, зарисовки, определение по карточкам.
5. Назвать авторов произведений воспевающих красоту природы.
Подготовка обучающихся к экскурсии:
1. Найти значение и указать сроки наступления периодов весны: «календарная весна»-1 марта; «астрономическая»-21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у древесных растений , три этапа весны в Забайкалье.
2. Подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), с точки зрения метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.
Оборудование:
1. Определительные карточки (Приложение 4).
2. Экскурсионные лупы.
Проведение экскурсии
1. Напомнить Инструктаж по ТБ и правила поведения в природе, запретить сборы растений.
2. Записать план письменного отчета:
- красота весенней природы;
- погодные условия;
- жизнь травянистых растений леса, луга;
- жизнь древесных и кустарниковых пород;
- приметы весны в животном мире.
3. Конкурс наблюдательных, смышленых и организованных.
Задание 1: обучающиеся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, (Приложение 4), оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Название растения |
Особенности внешнего строения |
|
цветка |
листьев |
|
|
|
|
Задание 2: выполняется на основании решения учебной задачи:
Определить первоцветы Забайкалья? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?
Задание 3: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
- как часто насекомые посещают эти цветки,
- какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению,
- чем обусловлена окраска цветков,
- имеются ли у цветков нектарники,
- возможно ли у этих цветков самоопыление,
- как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно.
-
Отвечая на эти вопросы, обучающиеся рассматривают цветы первоцветов.
Задание 4: Наблюдение за цветением деревьев и кустарников.
Оформите записи в виде таблицы:
Название деревьев и кустарников |
Внешний вид соцветий (схематические рисунки)
|
Растения одно- домные или двудомные |
|
Пестичных цветков |
Тычиночных цветков |
||
|
|
|
|
Познавательные задачи:
а) Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?
б) Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?
в) Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление?
г) Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос.
д) Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?
Обсуждение познавательных задач.
Задание 5: Обучающиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы.
5. Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.
6. Итоги. Комментирование домашнего задания. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.