Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Оценка 5
Карточки-задания +2
doc
биология
5 кл—9 кл
09.06.2017
Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса, воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально-ценностную, деятельностную сферу. Я попыталась объединить природу и искусство, объединив биологические экскурсии в природу с творческими работами. Это позволяет учащимся применять навыки и умения, полученные на уроках. При этом происходит закрепление и глубокое осмысление знаний, выработка умений применять изучаемый материал на практике.Осенняя экскурсия в природу для 6 – 9 кл.
Количество групп и их численность корректируется в зависимости от состава и численности класса, уровня обученности, интересов ребят.
Данная экскурсия проходит в виде игры. В ходе увлекательного путешествия экскурсанты узнают о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Создается 5 рабочих групп:
Картографы (они определяют местонахождение исследуемой территории, составляют план парка, условными обозначениями наносят на него места изменения надпочвенного покрова, поврежденную растительность, живописные места и другие достопримечательности);
Ботаники (они определяют, какие деревья и кустарники встречаются в парке, подсчитывают их количество по видам, зарисовывают форму листьев, измеряют величину наиболее крупных экземпляров, зарисовывают силуэты понравившихся растений);
Зоологи (находят «зимние квартиры» насекомых – кора дерева, опавшие листья, куколки и т.п., определяют и описывают птиц и других животных, обитающих в парке);
Экологи (на основе полученных от групп ботаников и зоологов данных описывают экосистему парка, составляют пищевые цепи, определяют позитивное и негативное влияние человека на экосистему парка);
Эксперты (они визуально обследуют парк, дают предварительную оценку состоянию парка, выдвигают гипотезы по его проблемным участкам; анализируют полученную другими группами информацию, вносят коррективы в оценку состояния парка).
По ходу экскурсии работают фотографы, художники, статисты и другие полезные и выбранные детьми профессии.
После определения состава групп и их командиров (выбирают члены группы) каждая из них получает карточку с заданиями. Это поможет еще раз «примерить» на себя выбранную роль, совместно с педагогом сформулировать задачи. Я стараюсь подбирать задания многозначного типа применительно к самым разнообразным областям. Учитывается и личный опыт учащихся по решению проблемы. Это эффективно стимулирует творческую активность личности.
Экскурсия.doc
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности
учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Природа творчества уникальна и многогранна. Определение этому понятию пытались дать
многие ученые. Бурный прорыв в изучении природы творчества относится к первой половине
ХХ века. В.М.Бехтерев, В.В.Савич рассматривали природу творчества с позиции
рефлексологии. Позже творчество изучается с позиций аналитического подхода (И.Н.Дьяков,
Н.В.Петровский, П.А.Рудик). Но наиболее значительны работы в этом направлении были
сделаны С.Л.Рубинштейном: он утверждал, что творчество есть результат сознательной
деятельности субъекта. Затем творческие процессы исследуются на научно
экспериментальной основе и был сделан вывод, что творчество – это источник развития,
движения, это взаимодействие, ведущее к развитию (А.В.Брушлинский, Б.М.Кедров,
Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, М.Г.Ярошевский и другие).
В настоящее время имеется множество точек зрения, представлений в понимании природы
творчества: это и деятельность человека, создающая новые ценности, и способность человека к
самовыражению и самоактуализации, и создание нового.
Творчество – сплав разума и эмоций. Если заменить логику эмоциями, появится
воображение и творчество. В.И.Вернадский говорил, что в творчестве соприкасаются разум и
чувства.
Откуда человек получает столь необходимые эмоции? Через искусство, природу.
Искусство способно волновать, оно включает в нас процесс самопереживания, оно влияет на
эмоциональную сферу. А общение с природой обогащает опытом личностного отношения к
миру, оттачивает остроту зрения и слуха, расширяет познания школьника, служит средством
эмоционального общения. И именно, благодаря природе мы заряжаемся чувствами художника,
поэта, музыканта, актера, философа, ученого, черпающих из неё своё вдохновение.
Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста, когда мозг ребенка
усилено растет и «дозревает». Как это сделать эффективней? Анализ литературы позволил
выделить ряд положений:
творчество ученика возможно в условиях самостоятельного добывания знаний,
саморазвития (Песталоцци, А.Дистервег);
первоначально необходимо развивать внутренние силы человека, а потом приращивать
новые знания (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский);
воспитать творческую личность может только творческий педагог (А.Дистервег,
К.Д.Ушинский, К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко, П.П.Блонский и др.).
Я попыталась объединить природу и искусство, объединив биологические экскурсии в
природу с творческими работами. Это позволяет учащимся применять навыки и умения,
полученные на уроках. При этом происходит закрепление и глубокое осмысление знаний,
выработка умений применять изучаемый материал на практике.
Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса,
воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально
ценностную, деятельностную сферу. Она вооружает школьников знаниями о природе и
развивает основные мыслительные функции; способствует мотивации ценностно
ориентированной и социально значимой деятельности; формирует стереотипы поведения в
природе и социальной среде. С точки зрения модальности во время экскурсии ребенок
также вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически.
При непосредственном общении с природой и познании живых объектов в естественных
условиях их обитания мы вооружаем школьников ценностями, побуждениями, смыслами,
развиваем творческое воображение. Осенняя экскурсия в природу для 6 – 9 кл.
Количество групп и их численность корректируется в зависимости от состава и
численности класса, уровня обученности, интересов ребят.
Во время экскурсии ребята должны:
знать правила безопасности в природе;
быть в походной одежде;
иметь при себе блокноты, ручки, карандаши, линейки, ластики, фломастеры, альбомные
листы на планшете, компас, лупу, бинокль; фотоаппарат, и т.п.
Экскурсия и творчество
Экскурсия в природу
Наблюдения и
исследования в
природе
Коллективные игры в
природе: «Знакомство с
деревом», «Слияние с
природой»,
«Микропоход», и т.д.
Сбор природного
материала для
творческих целей
1. Подготовительный этап
Данная экскурсия проходит в виде игры. В ходе увлекательного путешествия экскурсанты
узнают о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Создается 5 рабочих групп:
Картографы (они определяют местонахождение исследуемой территории, составляют план
парка, условными обозначениями наносят на него места изменения надпочвенного покрова,
поврежденную растительность, живописные места и другие достопримечательности);
Ботаники (они определяют, какие деревья и кустарники встречаются в парке, подсчитывают
их количество по видам, зарисовывают форму листьев, измеряют величину наиболее
крупных экземпляров, зарисовывают силуэты понравившихся растений);
Зоологи (находят «зимние квартиры» насекомых – кора дерева, опавшие листья, куколки и
т.п., определяют и описывают птиц и других животных, обитающих в парке);
Экологи (на основе полученных от групп ботаников и зоологов данных описывают
экосистему парка, составляют пищевые цепи, определяют позитивное и негативное влияние
человека на экосистему парка);
Эксперты (они визуально обследуют парк, дают предварительную оценку состоянию парка,
выдвигают гипотезы по его проблемным участкам; анализируют полученную другими
группами информацию, вносят коррективы в оценку состояния парка). По ходу экскурсии работают фотографы, художники, статисты и другие полезные и
выбранные детьми профессии.
После определения состава групп и их командиров (выбирают члены группы) каждая из
них получает карточку с заданиями. Это поможет еще раз «примерить» на себя выбранную
роль, совместно с педагогом сформулировать задачи. Я стараюсь подбирать задания
многозначного типа применительно к самым разнообразным областям. Учитываетcя и
личный опыт учащихся по решению проблемы. Это эффективно стимулирует творческую
активность личности.
Погружение в экскурсию начинается с постановки проблемы:
Ни одно живое существо не нашей планете не может существовать само по себе;
между ними постоянно возникают различные взаимоотношения. Какие и почему
именно эти?
На этот вопрос и предстоит ответить по ходу экскурсии.
Командиры групп уточняют задания и алгоритм работы на местности.
2. Экскурсия на местности.
Все группы приступают к работе одновременно, согласно имеющемуся алгоритму (карточки
для каждой группы). По ходу выполнения заданий, ребята собирают природный материал,
который будет использован для дальнейшей работы. По мере выполнения заданий группы
возвращаются к месту сбора. Если есть время и желание, организуем игры.
Картографы
1.Вычертите план парка с нанесением асфальтированных дорожек, стихийных тропинок,
постоянных объектов (постройки, водоемы, фонтаны, памятники и т.п.).
2. Условными обозначениями отметить:
отдельно стоящее дерево ( ) стихийные тропинки ()
кустарник (о); дорожка (____)
кострища (К), поврежденную растительность (ПР), места изменения почвенного покрова
и другие нарушения
живописные участки
памятники природы ( )
газон
строения
………
асфальт
Отчет предоставляется в виде плана парка. Зоологи
1.Какие животные вам встретились во время экскурсии?
2.Определите и опишите птиц, обитающих в парке (если затрудняетесь, используйте определитель).
Заполните таблицу:
Название
Размер (по
сравнению
птицы
с голубем)
Чем
питается
Длина
хвоста (по
сравнению
с телом)
Окраска
головы,
спины,
крыльев,
хвоста
Как
передвигаетс
я по земле
(прыгает,
шагает,
бегает)
Какой образ
жизни ведет
(перелетный.
Оседлый,
кочующий)
3.Выскажите предложения по привлечению птиц в парк.
4.Найдите «зимние квартиры» насекомых.
5.На какой стадии насекомые переживают неблагоприятные условия?
Заполните отчет (Приложение №1). Экологи
1. Опишите компоненты экосистемы парка
Неживые
компоненты
экосистемы
Живые компоненты
производители
Живые компоненты
потребители
Живые компоненты
разрушители
2.Составьте пищевые цепи, существующие в парке.
3.Дайте характеристику круговорота веществ в парке.
4.Помогите группе картографов отметить негативные и позитивные последствия деятельности
человека.
5. Выскажите предложения по сохранению и улучшению состояния парка.
Заполните отчет (Приложение 3).
Ботаники
1.Определите деревья и кустарники, встречающиеся в парке.
2.Подсчитайте количество деревьев (по видам).
3.Отметьте наличие плодов и семян (зарисуйте).
4.Отметьте типичные и нетипичные для данной местности виды деревьев.
5.Дайте оценку состоянию деревьев.
6. Есть ли на деревьях гнезда, дупла или искусственные гнезда.
Полученные данные занесите в таблицу.
Название
дерева
Типичные/нетипичные Состояние
Колво в
данном
парке
Наличие
плодов и
семян
дерева,
имеющиеся
повреждения
Наличие гнезда
или
искусственных
гнезд
Виды повреждений (в таблице можно указать № повреждения):
1)растрескавшаяся, поврежденная кора; 2)засохшие ветки, сломанные; 3)спиленные, срубленные деревья;
4)искривленный ствол; 5)формирование и наличие дупла; 6)вышедшие на поверхность корни; 7)»шишки» спящие
почки, которые начали свое развитие, но побеги замещения еще не образованы (свидетельство неблагополучной
экологической обстановки); 8)антропогенное воздействие (надписи, гвозди, мусор, обгорелые участки и т.п.).
Зарисуйте и измерьте величину наиболее крупных листьев.
Зарисуйте силуэты наиболее понравившихся растений.
Соберите семена для коллекции, поделок и подкормки птиц.
Выскажите предложения по сохранению и улучшению растительности парка.
Заполните отчет (Приложение 2). Эксперты
1.Визуально обследуйте парк и дайте предварительную оценку состояния парка.
2.Выдвиньте гипотезы по причинам неблагоприятного состояния отдельных участков парка.
3.Проанализируйте информацию, полученную другими группами, и внесите коррективы в оценку
состояния парка.
4.Внесите предложения по улучшению состояния парка.
5.Отметьте, какую природоохранительную работу вы можете выполнить самостоятельно или с
помощью взрослых.
Заполните отчет (Приложение 4).
Приложение 1
Отчет группы «Зоологи»
Дата проведения обследования_______________________
Состав группы:_______________________________________________________________________
По ходу обследования парка нами были замечены и описаны следующие представители животных:
Насекомые:_______________________________________________________________________
Птицы:_____________________________________________________________________________
Другие животные:______________________________________________________________________
Обнаруженные нами насекомые заняли следующие «зимние квартиры»:_________________________
Насекомые переживают неблагоприятные условия в стадии:__________________________________
Мы считаем, что для привлечения птиц в парк необходимо:__________________________________
______________________________________________________________________________________
Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:
Самомтоятельно_________________________________________________________
С помощью взрослых__________________________________________________________
Приложение 2
Отчет группы «Ботаники» Дата проведения обследования_____________________________
Состав группы:________________________________________________________________________
По ходу обследования парка нами были определены и описаны:
Деревья:_________________________________________________________________________
Общее количество деревьев_____________________________________________________
На следующих деревьях были обнаружены и собраны для коллекции плоды и семена:________
___________________________________________________________________________________
Кустарники:________________________________________________________________________
Проведенное обследование деревьев позволяет нам оценить их состояние как____________________
(удовлетворительное, неудовлетворительное)
По ходу обследования парка были выявлены следующие повреждения деревьев:_______________
Самые крупные листья были обнаружены у деревьев:_______________________________________
(указать названия и размер)
Мы считаем, что для сохранения и улучшения растительности парка необходимо:________________
Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:
Самостоятельно__________________________________________________________________
С помощью взрослых_____________________________________________________________
Приложение 3
Отчет группы «Экологи»
Дата проведения обследования_____________________________________
Состав группы:_______________________________________________________________________
По ходу обследования парка нами были выявлены следующие пищевые цепи:__________________
Таким образом, круговорот веществ в парке осуществляется так:_____________________________
_____________________________________________________________________________________
Нашей группой были обнаружены следующие негативные факторы, влияющие на состояние и
развитие парка:_________________________________________________________________________
Нашей группой были обнаружены такие позитивные факторы, влияющие на состояние и развитие
парка:_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Мы считаем, что для сохранения и улучшения системы парка необходимо:______________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе: Самостоятельно___________________________________________________________________
С помощью взрослых________________________________________________________________
Приложение 4
Отчет группы «Эксперты»
Дата проведения обследования__________________________________
Состав группы:___________________________________________________________________
Предварительная оценка состояния парка:__________________________________________________
На наш взгляд, причинами неблагоприятного состояния участков парка могут быть:______________
В ходе обследования парка различными группами экскурсантов были выявлены следующие факторы,
негативно влияющие на состояние парка:__________________________________________
Проанализировав полученную от групписследователей (ботаников, зоологов, экологов) информацию,
мы уточнили оценку состояния парка:_________________________________________
Мы считаем, что для улучшения состояния парка, необходимо:________________________________
______________________________________________________________________________________
Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:
Самостоятельно_______________________________________________________________________
С помощью взрослых_________________________________________________________________
3. Творческая работа на основе собранного и увиденного материала.
Одни учащиеся сочиняют стихи, небольшие рассказы, сказки, загадки, ребусы, кроссворды о
том, что увидели на экскурсии.
Другие создают познавательные и творческие игры, конкурсы. А третьи, рисуют, мастерят
поделки, сувениры из собранного материала.
Так развивается воображение учащихся, вербальные способности, наблюдательность, образная
память, способность к импровизации, прогностическое мышление, сравнительнооценочная
деятельность. А ведь именно это и составляет творческий потенциал личности, стимулирует
мотивацию обучения. Дидактический проект урокаэкскурсии с вступительным словом
« Экскурсия – одна из форм развития творческих
способностей личности учащихся, одна из форм развития
мотивированного обучения». Из опыта работы Князевой Т.А.
(2ая дидактическая категория)
лицей А.Кантемира
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.