Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Оценка 5

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Оценка 5
Карточки-задания +2
doc
биология
5 кл—9 кл
09.06.2017
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса, воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально-ценностную, деятельностную сферу. Я попыталась объединить природу и искусство, объединив биологические экскурсии в природу с творческими работами. Это позволяет учащимся применять навыки и умения, полученные на уроках. При этом происходит закрепление и глубокое осмысление знаний, выработка умений применять изучаемый материал на практике.Осенняя экскурсия в природу для 6 – 9 кл. Количество групп и их численность корректируется в зависимости от состава и численности класса, уровня обученности, интересов ребят. Данная экскурсия проходит в виде игры. В ходе увлекательного путешествия экскурсанты узнают о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Создается 5 рабочих групп: Картографы (они определяют местонахождение исследуемой территории, составляют план парка, условными обозначениями наносят на него места изменения надпочвенного покрова, поврежденную растительность, живописные места и другие достопримечательности); Ботаники (они определяют, какие деревья и кустарники встречаются в парке, подсчитывают их количество по видам, зарисовывают форму листьев, измеряют величину наиболее крупных экземпляров, зарисовывают силуэты понравившихся растений); Зоологи (находят «зимние квартиры» насекомых – кора дерева, опавшие листья, куколки и т.п., определяют и описывают птиц и других животных, обитающих в парке); Экологи (на основе полученных от групп ботаников и зоологов данных описывают экосистему парка, составляют пищевые цепи, определяют позитивное и негативное влияние человека на экосистему парка); Эксперты (они визуально обследуют парк, дают предварительную оценку состоянию парка, выдвигают гипотезы по его проблемным участкам; анализируют полученную другими группами информацию, вносят коррективы в оценку состояния парка). По ходу экскурсии работают фотографы, художники, статисты и другие полезные и выбранные детьми профессии. После определения состава групп и их командиров (выбирают члены группы) каждая из них получает карточку с заданиями. Это поможет еще раз «примерить» на себя выбранную роль, совместно с педагогом сформулировать задачи. Я стараюсь подбирать задания многозначного типа применительно к самым разнообразным областям. Учитывается и личный опыт учащихся по решению проблемы. Это эффективно стимулирует творческую активность личности.
Экскурсия.doc
Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности  учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.      Природа творчества уникальна и многогранна. Определение этому понятию пытались дать  многие ученые. Бурный прорыв в изучении природы творчества относится к первой половине  ХХ века. В.М.Бехтерев, В.В.Савич рассматривали природу творчества с позиции  рефлексологии. Позже творчество изучается с позиций аналитического подхода (И.Н.Дьяков,  Н.В.Петровский, П.А.Рудик). Но наиболее значительны работы в этом направлении были  сделаны С.Л.Рубинштейном: он утверждал, что творчество есть результат сознательной  деятельности субъекта. Затем творческие процессы исследуются на научно­ экспериментальной основе и был сделан вывод, что творчество – это источник развития,  движения, это взаимодействие, ведущее к развитию (А.В.Брушлинский, Б.М.Кедров,  Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, М.Г.Ярошевский и другие).      В настоящее время имеется множество точек зрения, представлений в понимании природы  творчества: это и деятельность человека, создающая новые ценности, и способность человека к самовыражению и самоактуализации, и создание нового.         Творчество – сплав разума и эмоций. Если заменить логику эмоциями, появится  воображение и творчество. В.И.Вернадский говорил, что в творчестве соприкасаются разум и  чувства.         Откуда человек получает столь необходимые эмоции? Через искусство, природу.  Искусство способно волновать, оно включает в нас процесс самопереживания, оно влияет на  эмоциональную сферу. А общение с природой обогащает опытом личностного отношения к  миру, оттачивает остроту зрения и слуха, расширяет познания школьника, служит средством  эмоционального общения. И именно, благодаря природе мы заряжаемся чувствами художника, поэта, музыканта, актера, философа, ученого, черпающих из неё своё вдохновение.      Развивать творческие способности необходимо с раннего возраста, когда мозг ребенка  усилено растет и «дозревает». Как это сделать эффективней? Анализ литературы позволил  выделить ряд положений: ­ ­ ­ творчество ученика возможно в условиях самостоятельного добывания знаний,  саморазвития (Песталоцци, А.Дистервег); первоначально необходимо развивать внутренние силы человека, а потом приращивать  новые знания (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский); воспитать творческую личность может только творческий педагог (А.Дистервег,  К.Д.Ушинский, К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко, П.П.Блонский и др.).    Я попыталась объединить природу и искусство, объединив биологические экскурсии в  природу с творческими работами. Это позволяет учащимся применять навыки и умения,  полученные на уроках.  При этом происходит закрепление и глубокое осмысление знаний,  выработка умений применять изучаемый материал на практике.     Экскурсия – одна из эффективных форм организации образовательного процесса,  воздействующая на все стороны личности человека: рациональную, эмоционально­ ценностную, деятельностную сферу. Она вооружает школьников знаниями о природе и  развивает основные мыслительные функции; способствует мотивации ценностно­ ориентированной и социально значимой деятельности; формирует стереотипы поведения в  природе и социальной среде. С точки зрения модальности во время экскурсии ребенок  также вовлечен полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически.     При непосредственном общении с природой и познании живых объектов в естественных  условиях их обитания мы вооружаем школьников ценностями, побуждениями, смыслами,  развиваем творческое воображение. Осенняя  экскурсия в природу для 6 – 9 кл.    Количество групп и их численность корректируется в зависимости от состава и  численности класса, уровня обученности, интересов ребят.     Во время экскурсии ребята должны: ­ ­ ­ знать правила безопасности в природе; быть в походной одежде; иметь при себе блокноты, ручки, карандаши, линейки, ластики, фломастеры, альбомные  листы на планшете, компас, лупу, бинокль; фотоаппарат, и т.п.                                 Экскурсия и творчество                                   Экскурсия в природу                                                                                                         Наблюдения и  исследования в  природе     Коллективные игры в  природе: «Знакомство с  деревом», «Слияние с  природой»,  «Микропоход», и т.д. Сбор природного  материала для  творческих целей 1. Подготовительный этап    Данная экскурсия проходит в виде игры. В ходе увлекательного путешествия экскурсанты  узнают о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.    Создается 5 рабочих групп: Картографы (они определяют местонахождение исследуемой территории, составляют план  парка, условными обозначениями наносят на него места изменения надпочвенного покрова,  поврежденную растительность, живописные места и другие достопримечательности); Ботаники (они определяют, какие деревья и кустарники встречаются в парке, подсчитывают их количество по видам, зарисовывают форму листьев, измеряют величину наиболее  крупных экземпляров, зарисовывают силуэты понравившихся растений); Зоологи (находят «зимние квартиры» насекомых – кора дерева, опавшие листья, куколки и  т.п., определяют и описывают птиц и других животных, обитающих в парке); Экологи (на основе полученных от групп ботаников и зоологов данных описывают  экосистему парка, составляют пищевые цепи, определяют позитивное и негативное влияние  человека на экосистему парка); Эксперты (они визуально обследуют парк, дают предварительную оценку состоянию парка,  выдвигают гипотезы по его проблемным участкам; анализируют полученную другими  группами информацию, вносят коррективы в оценку состояния парка). По ходу экскурсии работают фотографы, художники, статисты и другие полезные и  выбранные детьми профессии.    После определения состава групп и их командиров (выбирают члены группы) каждая из  них получает карточку с заданиями. Это поможет еще раз «примерить» на себя выбранную  роль, совместно с педагогом сформулировать задачи. Я стараюсь подбирать задания  многозначного типа применительно к самым разнообразным областям. Учитываетcя  и  личный опыт учащихся по решению проблемы. Это эффективно стимулирует творческую  активность личности.   Погружение в экскурсию начинается с постановки проблемы:     Ни одно живое существо не нашей планете не может существовать само по себе;  между ними постоянно возникают различные взаимоотношения. Какие и почему  именно эти?          На этот вопрос и предстоит ответить по ходу экскурсии. Командиры групп уточняют задания и алгоритм работы на местности. 2. Экскурсия на местности.  Все группы приступают к работе одновременно, согласно имеющемуся алгоритму (карточки  для каждой группы). По ходу выполнения заданий, ребята собирают природный материал,  который будет использован для дальнейшей работы. По мере выполнения заданий группы  возвращаются к месту сбора. Если есть время и желание, организуем игры.                  Картографы  1.Вычертите план парка с нанесением асфальтированных дорожек, стихийных тропинок,  постоянных объектов (постройки, водоемы, фонтаны, памятники и т.п.).        2. Условными обозначениями отметить:      ­ отдельно стоящее дерево (     )                    ­ стихийные тропинки (­­­­­­)       ­ кустарник (о);                                                ­ дорожка (____)                                                                                       ­ кострища (К), поврежденную растительность (ПР), места изменения почвенного покрова       и другие нарушения                                                                     ­ живописные участки        ­ памятники природы (       )                ­ газон                               ­ строения                                                        ………       ­ асфальт                                                                    Отчет предоставляется в виде плана парка. Зоологи 1.Какие животные вам встретились во время экскурсии?  2.Определите и опишите птиц, обитающих в парке (если затрудняетесь, используйте определитель).            Заполните таблицу: Название  Размер (по  сравнению  птицы с голубем) Чем  питается Длина  хвоста (по  сравнению  с телом) Окраска  головы,  спины,  крыльев,  хвоста Как  передвигаетс я по земле  (прыгает,  шагает,  бегает) Какой образ  жизни ведет  (перелетный. Оседлый,  кочующий) 3.Выскажите предложения по привлечению птиц в парк. 4.Найдите «зимние квартиры» насекомых. 5.На какой стадии насекомые переживают неблагоприятные условия?                                                                                                     Заполните отчет (Приложение №1). Экологи     1. Опишите компоненты экосистемы парка    Неживые  компоненты  экосистемы Живые компоненты­  производители Живые компоненты ­ потребители Живые компоненты ­ разрушители  2.Составьте пищевые цепи, существующие в парке.  3.Дайте характеристику круговорота веществ в парке.  4.Помогите группе картографов отметить негативные и позитивные последствия деятельности    человека.  5. Выскажите предложения по сохранению и улучшению состояния парка.                                                                                                    Заполните  отчет (Приложение 3).                Ботаники   1.Определите деревья и кустарники, встречающиеся в парке.   2.Подсчитайте количество деревьев (по видам).   3.Отметьте наличие плодов и семян (зарисуйте).   4.Отметьте типичные и нетипичные для данной местности виды деревьев.   5.Дайте оценку состоянию деревьев.   6. Есть ли на деревьях гнезда, дупла или искусственные гнезда.    Полученные данные занесите в таблицу. Название  дерева Типичные/нетипичные Состояние  Кол­во в  данном  парке Наличие  плодов и  семян дерева,  имеющиеся  повреждения Наличие гнезда  или  искусственных  гнезд Виды повреждений (в таблице можно указать № повреждения): 1)растрескавшаяся, поврежденная кора; 2)засохшие ветки, сломанные; 3)спиленные, срубленные деревья;  4)искривленный ствол; 5)формирование и наличие дупла; 6)вышедшие на поверхность корни; 7)»шишки» ­ спящие  почки, которые начали свое развитие, но побеги замещения еще не образованы (свидетельство неблагополучной  экологической обстановки); 8)антропогенное воздействие (надписи, гвозди, мусор, обгорелые участки и т.п.).   Зарисуйте и измерьте величину наиболее крупных листьев.   Зарисуйте силуэты наиболее понравившихся растений.   Соберите семена для коллекции, поделок и подкормки птиц.   Выскажите предложения по сохранению и улучшению растительности парка.                                                                                                        Заполните отчет (Приложение 2). Эксперты   1.Визуально обследуйте парк и дайте предварительную оценку состояния парка.   2.Выдвиньте гипотезы по причинам неблагоприятного состояния отдельных участков парка.   3.Проанализируйте информацию, полученную другими группами, и внесите коррективы в  оценку  состояния парка.   4.Внесите предложения по улучшению состояния парка.   5.Отметьте, какую природоохранительную работу вы можете выполнить самостоятельно или с  помощью взрослых.                                                                                                                                                                           Заполните отчет (Приложение 4).                                                                                                 Приложение 1                               Отчет группы «Зоологи» Дата проведения обследования_______________________ Состав группы:_______________________________________________________________________ По ходу обследования парка нами были замечены и описаны следующие представители животных: Насекомые:_______________________________________________________________________ Птицы:_____________________________________________________________________________ Другие животные:______________________________________________________________________ Обнаруженные нами насекомые заняли следующие «зимние квартиры»:_________________________ Насекомые переживают неблагоприятные условия в стадии:__________________________________ Мы считаем, что для привлечения птиц в парк необходимо:__________________________________ ______________________________________________________________________________________ Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:      Самомтоятельно_________________________________________________________      С помощью взрослых__________________________________________________________                                                                                                                   Приложение 2                             Отчет группы «Ботаники» Дата проведения обследования_____________________________ Состав группы:________________________________________________________________________ По ходу обследования парка нами были определены и описаны:       Деревья:_________________________________________________________________________       Общее количество деревьев_____________________________________________________       На следующих деревьях были обнаружены и собраны для коллекции плоды и семена:________        ___________________________________________________________________________________        Кустарники:________________________________________________________________________ Проведенное обследование деревьев позволяет нам оценить их состояние как____________________             (удовлетворительное, неудовлетворительное)  По ходу обследования парка были выявлены следующие повреждения деревьев:_______________ Самые крупные листья были обнаружены у деревьев:_______________________________________         (указать названия и размер)    Мы считаем, что для сохранения и улучшения растительности парка необходимо:________________ Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:        Самостоятельно__________________________________________________________________        С помощью взрослых_____________________________________________________________                                                                                                  Приложение 3                              Отчет группы «Экологи»   Дата проведения обследования_____________________________________ Состав группы:_______________________________________________________________________ По ходу обследования парка нами были выявлены следующие пищевые цепи:__________________ Таким образом, круговорот веществ в парке осуществляется так:_____________________________ _____________________________________________________________________________________ Нашей группой были обнаружены следующие негативные факторы, влияющие на состояние и  развитие парка:_________________________________________________________________________ Нашей группой были обнаружены такие позитивные факторы, влияющие на состояние и развитие  парка:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Мы считаем, что для сохранения и улучшения системы парка необходимо:______________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе: Самостоятельно___________________________________________________________________        С помощью взрослых________________________________________________________________                                                                                                       Приложение 4                                                   Отчет группы «Эксперты»  Дата проведения обследования__________________________________ Состав группы:___________________________________________________________________ Предварительная оценка состояния парка:__________________________________________________ На наш взгляд, причинами неблагоприятного состояния участков парка могут быть:______________ В ходе обследования парка различными группами экскурсантов были выявлены следующие факторы,  негативно влияющие на состояние парка:__________________________________________ Проанализировав полученную от групп­исследователей (ботаников, зоологов, экологов) информацию, мы уточнили оценку состояния парка:_________________________________________ Мы считаем, что для улучшения состояния парка, необходимо:________________________________ ______________________________________________________________________________________ Мы готовы принять участие в следующей природоохранительной работе:     Самостоятельно_______________________________________________________________________     С помощью взрослых_________________________________________________________________ 3. Творческая работа на основе собранного и увиденного материала.     Одни учащиеся сочиняют стихи, небольшие рассказы, сказки, загадки, ребусы, кроссворды о  том, что увидели на экскурсии.     Другие создают познавательные и творческие игры, конкурсы. А третьи, рисуют, мастерят  поделки, сувениры из собранного материала.      Так развивается воображение учащихся, вербальные способности, наблюдательность, образная  память, способность к импровизации, прогностическое мышление, сравнительно­оценочная  деятельность. А ведь именно это и составляет творческий потенциал личности, стимулирует  мотивацию обучения. Дидактический проект урока­экскурсии с вступительным словом           « Экскурсия – одна из форм развития творческих  способностей личности учащихся, одна из форм развития  мотивированного обучения». Из опыта работы Князевой Т.А.                                              (2­ая дидактическая категория)                                                 лицей А.Кантемира

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.

Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности учащихся, одна из форм развития мотивированного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017