Экскурсия "Царский маршрут"
Оценка 4.8

Экскурсия "Царский маршрут"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
искусство
Взрослым
04.11.2017
Экскурсия "Царский маршрут"
Экскурсия рассказывает о приезде императора Николая II в Крым в Евпаторию вместе с женой и детьми 16 мая 2016 года. Идет Первая мировая война и в Евпатории открывается госпиталь имени Александры Федоровны. Императорская семья в дань уважения к многонациональному населению Евпатории посетила храмы разных религиозных конфессий. В ходе экскурсии обучающиеся знакомятся с православным храмом, мечетью, синагогой, караимскими кенасами.Экскурсия "Царский маршрут". Бадина Н.В. АНО "ПОО медицинский колледж "Монада"
Бадина Н.В..docx
Автономная некоммерческая организация «Профессиональная образовательная  организация медицинский колледж «Монада» г. Евпатория Цель:  познакомить   обучающихся   с   историей   города,   сформировать   у школьников   представления   о   многообразии   культур   Крыма,   объяснить принципы   толерантности   по   отношению   к   представителям   всех   этносов   и религий, проживающих в Евпатории и Крыму. 2 Задачи:  удовлетворение   познавательных   интересов   обучающихся   о   родном городе; Развитие общественной активности обучающихся; Воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к памятникам архитектуры различных народов, проживавших в Крыму; Формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной   из   основ   духовно   –   нравственного   единства   общества; Расширение   знаний   учащихся   о   населенном   пункте,   где   они   проживают, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями; Выработка правил поведения в общественных местах. Обоснование экскурсии. Воспитание   толерантности   ­   общее   дело   многих   государственных   и общественных   институтов.   Негативное   влияние   западных   видеофильмов, видеоигр,   различных   средств   массовой   информации   вызывают   агрессию   в подрастающем   поколении.   Толерантность   накапливает   своё   значение   в повседневной жизни всё больше и больше. Межличностная   толерантность   проявляется   по   отношению   к   конкретному человеку; социальная ­ к конкретной группе, обществу; национальная ­ к другой нации; веротерпимость ­ к другой вере. Нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество. Изучение истории, природы и культуры родного края может быть соотнесено с воспитанием   не   только   патриотизма   (как   это   бывает   чаще   всего),   но   и толерантности   в   основу,   которой   как   раз   и   положено   восприятие   "малой родины".   Понятие   толерантности,   таким   образом   оказывается   неразрывно связано с так называемым "глобальным мышлением", формирование которого также   является   одной   из   важнейших,   стратегических   целей   современного российского образования. 3 Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический   инстинкт   неприятия   и   агрессии   срабатывает   по   отношению   к чему­то   незнакомому,   непонятному,   "чужому":   не   такой,   как   я,   значит,   ­ "плохой",   "неприемлемый".   И   важнейшим   шагом   в   процессе   формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" ­ в "другого", и не просто в "другого", но ­ именно этим и интересного! Залогом такого   преобразования   может   и   должно   стать   своего   рода   "приближение"   к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях. 4 ЭКСКУРСИЯ «ЦАРСКИЙ МАРШРУТ» Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья и прилива жизненной энергии. Такова Евпатория – город с более чем 25 вековой историей. Приютился   город   на   берегу   мелководной   песчаной   бухты,   слепит белизною   залитых   солнцем   стен,   тянется   куполами   церквей   и   верхушками минаретов к синему скифскому небу….. То колокольный звон, то зычные голоса муэдзинов поочередно зазывают горожан под своды Божьих храмов. В разное время, но по одними улицам идут молиться христиане, мусульмане, караимы, иудеи….   Здесь   у   каждого   в   обычае   уважать   чужую   веру   и   превыше   других земных благ ценить порядок, добрососедство и покой в родном городе. Мудрые   говорят:   прежде   чем   осуждать   человека   возьми   его   обувь   и пройди его путь. Только спотыкаясь о каждый камень, представишь, насколько чужая дорога нелегка. Мы с вами даже не будем пытаться примерить на себя корону Российской империи, а всего лишь совершим экскурсию по одному из царских маршрутов ­ в Евпатории.    Речь сейчас пойдет лишь об одном событии, случившемся ровно век назад в Евпатории. Августейшее семейство пробыло здесь всего несколько часов — 16 (29) мая 1916 года. Но Романовы оставили местным жителям памятку: отдав дань уважения всем конфессиям и посетив несколько храмов, они проложили уникальный   пешеходный  маршрут  и   обозначили  то   самое «сердце»  хрупкого 5 мира между различными народами, который евпаторийцы как дар Божий сумели сохранить. 1916 год. Первая мировая война, на территории полуострова создавались госпитали. Императрица Александра Фёдоровна взяла лечение солдат под опеку и предложила супругу использовать для военных Евпаторию. Решение   принято,   в   Крыму   началось   грандиозное   строительство   ­ продление Московско­Симферопольской железной дороги. Инициатором стал Таврический губернатор Николай Княжевич: 54 версты (более 57 километров) от станции Сарабуз (Остряково) до Евпатории проложили за три с небольшим месяца. Вскоре привезли первых раненых, а 27 апреля 1916­го из Петербурга в Евпаторию   отправился   полевой   Её   императорского   величества   государыни императрицы   Александры   Феодоровны   Царскосельский   военно­санитарный поезд   №143,   вёзший   124   раненых.   Кстати,   санитаром   в   нём   служил   Сергей Есенин. В поезде был вагон и для императрицы, но она отправилась в Евпаторию вместе с мужем и детьми неделей позже в императорском поезде, чтобы открыть госпиталь­санаторию. Его, получившего имя императрицы, обустроил из самой большой   Приморской   санатории   (он   до   сих   пор   принимает   отдыхающих   на улице   Дувановской)   Семён   Дуван,   награждённый   позже   орденом   Святого Владимира. 6   Утром   16   мая   в   Евпаторию   из   Севастополя   приехал   на   собственном поезде всероссийский император Николай II со своей семьёй. Состав из восьми голубых вагонов, украшенных царскими гербами, прибыл на вокзал ровно в 7 часов   утра.   Самодержец   ещё   спал.   На   перроне   высоких   гостей   поджидали городской   голова   Семён   Дуван,   гласные   (то   есть   депутаты)   Евпаторийской Думы и многочисленные делегации от всех национальных общин, проживавших в городе.   Ожидание   растянулось   на   долгих   три   часа.   Наконец,   в   10   часов венценосная семья вышла из своего вагона.  Градоначальник приветствовал высоких гостей от имени всех горожан.  В приветственной   речи   царской   семье   он   сказал:   «Наш   город   долго   оставался пасынком среди своих счастливых соседей, и прошло уже 90 лет с тех пор, как Евпатория   была   осчастливлена   приездом   Высочайших   особ.  Сегодня   на   мою долю выпало такое же безграничное счастье, какого в 1825 году удостоился мой дед, также в качестве городского головы приветствовавший от имени населения императора Александра Благословенного при въезде его в Евпаторию». С.   Дуван   преподнёс   царю   хлеб­соль,   а   царице   ­   старинную   арабскую шкатулку с инкрустацией из слоновой кости, в которой лежали 30 тысяч рублей на   нужды   раненых.   Оркестр   учащихся   мужской   гимназии   исполнил   гимн Российской империи.   Августейшие   гости   сели   в   автомобиль   и   отправились   осматривать достопримечательности.   Несмотря на то, что они приехали сюда впервые, кое­что о городе они уже знали. Ещё в апреле 1915­го императрица в одном из писем так объясняла Николаю   II,   почему   она   решила   организовать   военный   госпиталь   именно   в Евпатории:   "Там   есть   грязи,   солнце,   море,   песочные   ванны,     электричество, водяное лечение, сад и пляж поблизости" Улочками   одного   из   самых   древних   городов   мира   пройдем   и   мы   по Царскому маршруту. 7    На пути русского государя первым был собор во имя святого Николая Чудотворца. СВЯТО – НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР 8 9 На   площади   царскую   семью   ожидали   гимназисты   и   реалисты   с преподавателями. Стены храма украшали гирлянды цветов, из них же выложили буквы   «Н»   и   «А».   Анна   Вырубова   вспоминала:   «Толпа   инородцев,   татар, караимов   в   национальных   костюмах;   вся   площадь   перед   собором   –   один сплошной ковёр розанов. И всё залито южным солнцем». Под колокольный звон Николай II и его семья прошли в храм, в 11 часов архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий совершил молебен с провозглашением многолетия Дому Романовых, Российской империи и воинам, сражавшимся на полях войны, благословив монарха иконой Святителя Николая. Император осмотрел русские хоругви времён Крымской войны, хранившиеся в соборе. Считается, что евпаторийский Свято­Никольский Собор построен по образу и подобию Собора Святой Софии в Константинополе. Автором проекта выступил архитектор итальянского происхождения Бернардацци.       Храм выстроен в форме восьмиугольника, который венчает огромный монолитный купол из бетона, диаметром 18   метров   и   весом   более   150   тонн. Внутри Собор поделен на три престола: центральный ­ во имя святителя Николая Мирликийского,   престол   святого   князя Александра   Невского   и   малый   престол апостола Иакова Зеведеева. Купол, стены и свод сохранили оригинальные росписи вековой   давности.   Уцелел   и   старинный иконостас. В оформлении Свято­Николаевского Собора интересно сочетаются три   вида   крестов:   византийские   кресты,   сохранившиеся   на   колоннах, георгиевские кресты, олицетворяющие доблесть русских воинов и, конечно же, русские православные кресты на куполах. 10 История евпаторийского Собора началась в 1893 году. Храм был заложен на   месте   небольшой   Николаевской   церкви,   разрушенной   в   ходе   Крымской войны. С инициативой воздвигнуть Собор в память об освобождении Евпатории от неприятельских войск, выступил протоиерей Яков Чепурин. Именно он, за два   года   до   начала   строительства,   организовал   сбор   пожертвований   на возведение храма. Батюшка отдал на благое дело немало личных сбережений, а когда средств недоставало,   даже закладывал   семейное   имущество   и   недвижимость.   К сожалению, до дня освящения собора он не дожил два с половиной месяца — скончался 29 ноября 1898 года от разрыва сердца, как указано в метрической книге Свято–Николаевского собора. 11 Сохранилось предание, что, когда в соборе были сделаны росписи, в подвалах затопили печи   и   краски   потекли.   Когда   об   этом сказали протоиерею Иакову, он в великом огорчении   отправился   в   собор,   но   сердце его   не   выдержало   и,   поднимаясь   по ступенькам   паперти,   он   умер.   Похоронен отец   Иаков   в   дворике   у   северной   стены храма,   которому   он   отдал,   без   сомнения, многие свои силы.  Деньги охотно жертвовали не только жители   Евпатории   и   всего   Крыма,   но   и представители мусульманской, караимской, еврейской, греческой и армянской общин. Часть средств выделила городская казна. Сам Император Александр III внес в общую лепту внушительные по тем временам 36 тысяч рублей. В   годы   советской   власти   судьба   собора   менялась   не   однажды.   Он несколько раз закрывался и открывался вновь, в разное время здесь размещались то художественная мастерская, то склад для хранения пшеницы. Из­за этого великолепное убранство собора было утрачено. А сам он едва избежал гибели во время Великой Отечественной войны: храм не успели взорвать. Мемориальная   доска   слева   от   входа   напоминает   о   посещении   собора российским императором. Получилось символично – в собор святого Николая приходил царь Николай, тоже причисленный к лику святых. На прощание поглядим на крест, венчающий собор. В прошлом он был вдвое больше. На него смотрели, уходя от родного берега, труженики моря. Смотрели с надеждой. 12 Из  православного  собора  путь лежал далее  через  Соборную  площадь  в мечеть Хан­Джами.   МЕЧЕТЬ ХАН – ДЖАМИ В   мечети   императорскую   семью   приветствовал   глава   мусульманской общины имам Мустафа Эфенди: «Мусульмане Евпатории и уезда неизмеримо счастливы   приветствовать   Ваше   Императорское   Величество,   повергая   к священным   стопам   Твоим,   Великий   Государь,   наши   верноподданнические чувства преданности и безграничной любви». Мемет Эфенди, уездный кадий (судья), преподнёс хлеб­соль императору, а   Сайде­Ханям   от   имени   мусульманского   населения   вручила   императрице Александре Федоровне букет цветов.       Возведение мечети Хан­Джами (второе ее название — Джума­Джами, или пятничная) начато во времена правления хана Девлет­Гирея и длилось 12 лет, до 1564­го. В списке архитектурных шедевров автора этого сооружения — зодчего Ходжи Синана     евпаторийская мечеть обозначена под номером 77 и изначально называлась соборной «мечетью Татар­хана в Гёзлёве».  По   его   замыслу   мечеть   должна   была   напоминать   известный   силуэт стамбульской Софии. С самого начала предполагалось, что, в отличие от всех иных   мечетей   полуострова,   эта   будет   наделена   совершенно   особыми функциями – в ней будут проходить коронации крымских ханов. 13 Сама   церемония   начиналась   в   Стамбуле.   Крымское   ханство   хотя   и считалось   независимым   государством,     на   самом   деле   подчинялось   Турции, поэтому владыка Крыма назначался именно там. Едва действующий хан умирал или погибал в бою, его преемник, не медля ни минуты, пересекал на корабле Черное   море   и   спешил   в   стамбульский   дворец   Топкапы,   где   жил   правитель грозной Османской империи. Претендент на ханскую власть клялся султану в вечной преданности, падал на колени и целовал землю. Повелитель выслушивал своего   гостя   сидя.   Этим   он   давал   понять,   что   делает   огромное   одолжение, назначая его ханом. Если обеты верности удовлетворяли падишаха, он говорил: «С этого момента будь другом моим друзьям и врагом – моим врагам». Визитер согласно   кивал головой и вновь обещал верную службу. Ему дарили соболью шубу.   Прежде   чем   надеть   дорогой   подарок,   следовало   поцеловать   воротник шубы.   Затем   свежеиспеченному     хану   преподносили   саблю,   украшенную драгоценными камнями. Опоясавшись ею, он бил поклоны до земли и выходил и отправлялся в Гезлев ( Евпаторию) в мечеть Хан­Джами. Как   отмечают   некоторые   исследователи,   именно   здесь   объявляли   имя каждого   нового   крымского   хана,   назначенного   Оттоманской   Портой,   и   это событие  фиксировал  хранившийся  в  мечети  древний  акт, в  котором  один  за другим ставили свои подписи 18 ханов, правивших в Крыму. Первым обряд коронации в Хан­Джами прошел преемник Девлет­Гирея – хан Мехмет­Гирей II. 14 15 Исключительная по изяществу и простоте, рациональности и гармоничной возвышенности, мечеть Хан­Джами  сочетает архитектурные формы  Византии и мусульманского Востока. По красоте ей не было, да и нет равной в Крыму. Снаружи напоминает куб, увенчанный куполом, диаметр которого 11 метров. Этот крытый свинцом купол прорезан пятнадцатью большими окнами.  Мечеть   Джума­Джами   украшают   59   разнообразных   окон.   Архитектор спроектировал   полукруглые,   стрельчатые   и   круглые   окна,   которые   придают мечети лёгкую изящность. Верхний ярус мечети украшен цветными витражами. По   задумке   автора   витражи   олицетворяют   времена   года,   которые   в   единой композиции символизируют вечность. Вокруг   11   куполов   меньшего   размера.   Гармоничное   сочетание   куполов разной величины оживляет строгие формы строения. Высота мечети 22 метра. В здание ведут три  хода: западный, восточный и северный. 16 На   восточном   фасаде   мечети   есть,   обитая   кованым   железом   дверь, ведущая   в  ханскую   ложу,  по   наружной   крытой   лестнице   хан   поднимался   на второй этаж, на внутренний балкон мечети. Восточная калитка последний раз открывалась для входа посетителей 16 мая 1916 года при приезде в мечеть Николая II, эта калитка ведет к ханской ложе, через нее Николай II вошел в мечеть.   С запада и востока к мечети примыкают два минарета. Высота их 35 метров.   Тонкие,  как  обелиски, они  имеют  внутри узкие винтовые  лестницы, оканчивающиеся наверху балконами – терфе (оттуда муэдзин созывал верующих на молитву). Внутри Хан­Джами двумя стенами из двойных арок византийского стиля делится на три части, из которых самая широкая – средняя. 17 Южная сторона, направленная к Мекке – религиозному центру мусульман – имеет открытый алтарь­михраб. Это неглубокая пятигранная ниша высотой 4,5м   с   двумя   полуколоннами.   Направо   —  полуоткрытая   высокая   кафедра   – мимбар, где во время службы находился мулла (только он мог отсюда читать особые  части   богослужения   и  говорить  с  молящимися).  Начало   крутой   в 12 ступеней  лестницы,  ведущей  на  мимбар,  выполнено   в  виде   П­образной  арки. Налево от алтаря­михраба у первого пилона располагалась открытая кафедра – курси – для проповедников и толкователей Корана, которым мог, кстати, быть любой правоверный. К восточной и западной стенам мечети пристроены хоры (мафиль). Попасть на них можно по винтовой лестнице, расположенной слева от центрального входа. 18 Женщины проходили в мечеть по боковой лесенке на второй этаж и во время   чествования   ханов   стояли   за   решеточкой.   Когда   приезжал   наместник султана, стоявших в мечети жен влиятельных особ старались задобрить. Ведь они выражали волю своих мужей (а иногда и собственную), могли дать понять, что   новый   хан   неугоден.   Кричать   в   мечети   нельзя,   но   можно   выразить   свое несогласие   дружным   подергиванием   плеч,   и   тогда   в   тишине   храма   будет раздаваться перезвон золотых и серебряных украшений. Вот так, не раскрывая рта можно было возразить и даже вынудить несостоявшегося хана вернуться в Турцию! 19  На   северном   и   восточном   фасадах   сохранились   мраморные   надгробия турецких адмиралов и генералов времен Крымской войны.  До   1927   года   в   мечети   хранился   Коран,   датированный   1414   годом, написанный   первоклассным   каллиграфом   в   1314   году.   Сейчас   этот   Коран находится в одном из музеев г. Санкт­Петербурга. Мечеть Хан ­Джами существует уже 460 лет и она, по­прежнему, поражает и удивляет посетителей своим совершенством Затем   по   извилистым   улочкам   царскую   семью   повезли   в   караимские кенасы 20 21 22 23 КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫ Здесь их радушно принял караимский гахам Хаджи Серая Хан­Шапшал. Он уверил царя, что, несмотря на малочисленность его народа, каждый пятый караимский мужчина сражается на поле брани. Гахам пригласил всех посетить Большую   кенасу.   Генерал   Александр   Спиридович,   вспоминал:   «Убранство кенасы,   старинные   люстры,   спускавшиеся   с   потолка,   пение,   напоминавшее иногда как будто бы наши православные мотивы, всё это произвело на нас всех православных,   сильное   впечатление.   Служил   главный   караимский   гахам Шапшал, человек с университетским образованием, красивой наружности, он и служил красиво и говорил хорошо после службы, провожая их Величества, он удостоился многих вопросов государя». Очень удивился и обрадовался Николай II, увидев памятник из белого мрамора, установленный в память пребывания 24 императора Александра I. В дневнике он отметил, что прадед его в 1825 году также посетил караимскую обитель.  Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского   храма   в   Евпатории,   а   архитектурный   облик   ансамбля формировался   в   течение   первой   половины   XIX   столетия.   В   дальнейшем неоднократно   перестраиваемый,   комплекс   дошел   до   нашего   времени измененным, но не утратившим своего великолепия. После   получения   караимами   Высочайшего   разрешения,   строительство комплекса   возглавила   известная   и   влиятельная   в   Крыму   караимская   семья Бабовичей.   Архитектурная   часть   строительства   была   возложена   на   Самуила Бабовича,   а   заведывание   финансами   –   на   его   брата   Сулеймана   (Соломона) Бабовича.   Удивляет   тот   факт,   что   Самуил   Бабович,   окончивший   церковно­ приходскую караимскую школу и не имевший какого­либо иного образования, создал   уникальный   архитектурный   ансамбль,   поражающий   простотою, продуманностью   планировки,   умелым   использованием   мрамора   в   декоре   и неповторимой аурой. 25 По своим габаритам комплекс караимских кенас в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, то есть 60 на 30 метров) и в нынешнем виде включает несколько внутренних двориков, целый ряд построек и объектов. К ним относятся портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, здания Большой (Соборной) и Малой   кенас,   монумент   Александру   I,   двор   и   здание   религиозной   школы, этнографический   музей,   библиотека,   клубная   комната,   кафе   караимской национальной   кухни.   По   существу   это   своеобразный   религиозно­культурный центр, в котором соединились практически все общинные институции. Портал главного входа с большими ажурными металлическими воротами выполнен   в   1889­1890   годах.   Прежний   вход   располагался   перпендикулярно аллее Виноградного дворика и полностью гармонировал с древним восточным обликом всего комплекса. Виноградный дворик – первый из трех, следующих один за другим, дворов. Задачей   этих   двориков,   по   замыслу   создателей   комплекса,   была   подготовка верующих к восприятию молитвенного настроения еще до вхождения в храм. 26 Слева от входа находится мраморный емкостной фонтанчик для омовения рук перед молитвой. Сооруженный в 1851 году на средства Тотеш Шайтан, он является   одним   из   трех   сохранившихся   ритуальных   фонтанчиков  (остальные датируются 1825 и 1832 годами). Виноградный   двор   весь   укрыт   металлическим   трельяжем,  по   которому вьются   ветви   виноградных   лоз,   дающих   прекрасный   урожай.   Они   придают комплексу своеобразное очарование и создают живительную прохладу во время летнего зноя. Одной из лоз, как полагают караимы, не менее ста лет; известны случаи, когда возраст винограда в Крыму приближался к двум столетиям. По обеим сторонам дворика в стенах установлены 22 большие мраморные плиты,   украшенные   растительным   орнаментом   с   письменами   на   библейском языке.   Плиты   эти   рассказывают   о   важнейших   событиях   из   жизни   крымских караимов,   общественных   деятелях,   ученых   и   благотворителях,   оказавших своему   народу   различные   услуги,   жертвовавших   на   строительство   храмов   и школ,   оснащение   училищ,   помощь   нуждающимся.   Самая   древняя   из   плит датируется   1790   годом.   Таким   образом,   эти   плиты   представляют   летопись караимской общины конца XVIII – начала XIX веков. 27 Мраморный   дворик       является   продолжением   Виноградного.   Он   весь покрыт   белыми   мраморными   плитами,   отчего   и   получил   свое   название. Начинается он арочной перголой, доходящей до углов зданий Малой и Большой кенас,   далее   продолжается   вдоль   стен   обоих   храмов   и   за   портиком   Малой кенасы   соединяется   с   двором   ожидания   молитвы.   В   центре   шатрового металлического   навеса,  опирающегося   на  четыре   аркады,  находится   большая дубовая резная шишка с подвешенным светильником. Посреди   двора,   меж   стенами   кенас,   возвышается   массивный беломраморный   монумент   с   надписями   на   русском   и   караимском   языках. Воздвигнут   он   евпаторийской   общиной   в   честь   императора   Александра   I, посетившего караимский храм 1(13) ноября 1825 года. Памятник этот является единственным знаком пребывания российского самодержца в Евпатории.  На стенах обеих кенас помещены 10 мраморных досок с краткими стихами религиозного содержания; эти псалмы звучат у караимов в утренних и вечерних молитвах. 28 В металлических оградах Мраморного двора имеются две калитки, одна из них ведет к мемориалу, другая – в лапидарий. 29 В   лапидарии,   сооруженном   во   дворике   Большой   кенасы,   представлены остатки   надгробий   караимского   кладбища,   которое   является   древнейшим   из когда­то существовавших в городе. Невысокий   черный   обелиск   –   с   могилы   Ильи   Ильича   Казаса.   Поэт, философ, полиглот, в истории Крыма Илья Ильич известен как выдающийся педагог   и   просветитель,   основатель   татарской   педагогической   школы   в Симферополе, инспектор Александровского караимского духовного училища в Евпатории, цензор татарской газеты "Терджуман" ("Переводчик"), автор многих пособий и учебников для татар и караимов. По его книгам обучались студенты Москвы и Санкт­Петербурга. Мраморная лестница во дворе ведет в женское отделение Большой кенасы. Двор ожидания молитвы представляет собой небольшую четырехугольную площадь,   огороженную   с   трех   сторон   аркатурой   с   глухими   стенами,   а   с четвертой стороны – западной – открытой аркадой. Первоначально двор был   наполовину   – наполовину   выстлан   белыми   мраморными   плитами, известняковыми.   Сейчас   все   покрытие   двора   выполнено   известняковыми плитами,   и   только   два   визуальных   зондажа   дают   представление   о   старом покрытии. 30 В   стенах   между   колоннами   арок   установлены   15   беломраморных орнаментированных   мемориальных   плит,   среди   которых   выделяются   две   с горельефным изображением имперской символики. Одна плита с инициалами "Е II", "П I" и "А I" установлена в ознаменование присоединения Крыма к России и свидетельствует о заслугах лиц, возглавлявших караимов в период царствования Екатерины II, Павла I и Александра I. Вторая – с инициалами "A I", "H I" и "А II"   –   поставлена   в   память   о   Симе   Бабовиче,   возглавлявшем   караимов   при означенных   царях   и   обессмертившем   свое   имя   многими   заслугами   перед народом. Рядом с фонтанчиком установлены мраморные солнечные часы. По ним встарь верующие караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда   ношение   всяких   предметов   наставниками   караимской   веры   строго запрещалось. Посредине   двора   между   столбами   металлической   перголы   находится место для кровного жертвоприношения. Один раз в году (конец июля – начало августа)   к   полудню   все   караимы   собираются   в  кенасе,  где   читают   траурные молитвы,   скорбя   о   разрушении   Иерусалимского   храма.   Затем   совершается 31 курбан – заклание жертвуемых прихожанами барашков, мясо которых раздается нуждающимся членам общины. Через   центральный   проем   западной   аркады   можно   пройти   в металлическую   беседку   с   усеченной   конусообразной   крышей.   Своей   формой беседка,   отражая   далекое   прошлое   крымских   караимов,   напоминает   юрту кочевников.   Это   сравнение   усиливается   во   время   проведения   осеннего праздника урожая, когда беседка изнутри украшается коврами. Верх и входы беседки   на   время   праздника   покрываются   зеленью   и   цветами,   а   к   потолку подвешиваются всевозможные фрукты и овощи. После молитвенных песнопений и освящения плоды съедаются взрослыми прихожанами и детьми. 32 По   объемно­планировочному   решению   и   архитектурному   исполнению Малая   кенаса   копируют   древнейшую   в   Крыму   кенасу   Джуфт­Кале.   Здание представляет в плане ориентированный в длину по оси север­юг прямоугольник размером 13,8 на 6,7 метра. Высота потолков достигает 5,5 метра. Отношение стороны   (2:1)   соответствует   пропорциям   святилища   Храма   Соломона   в Иерусалиме. С   севера   к   зданию   примыкает   частично   остекленный   портик   с   шестью мраморными колоннами. Здесь прихожане оставляют обувь перед вхождением в храм. Тут же располагается помещение священнослужителя. Входом из портика в помещение храма пользуются только мужчины. Внутреннее   храмовое   пространство   условно   делится   на   три   части.   У южной (противоположной входу) стены на возвышении находится алтарь, внутри которого хранятся пергаментные свитки Сефер­Тора (Пятикнижия Моисеева). Часть   помещения   от   алтарной   возвышенности   до   колонн,   поддерживающих балкон   женского   отделения,   именуется шулхан ("духовная   трапезная").   Под балконом женского отделения располагаются немощные старцы, больные и те, 33 кто   хранит   траур   по   умершим   родственникам.   Эта   часть   называется мошав зекеним ("место для старцев"). За восточной стеной расположена каменная лестница, ведущая в женское отделение – эзрат нашим, отделенное от шулхангустой деревянной решеткой, которая скрывает лица молящихся женщин. В караимском восприятии храм – это   место,   где   говорят   и   думают   только   о   Боге,   поэтому   ничто   не   должно отвлекать прихожан от молитвенного настроения. Главное   место   в   храме   занимал   искусно   выполненный   и   богато украшенный алтарь. Размеры Большой кенасы в плане составляют 19 на 9,1 метра. По объему она   превосходит   Малую   кенасу   в   3,5   раза   и   так   же,   как   последняя, ориентирована в направлении север – юг. Особенностями   своего   устройства   Большая   кенаса   является   подобием храма   Соломона,   предполагаемая   реконструкция   которого   помещена   на 34 карнизной росписи над центральным окном южной стены. Ниже изображения Иерусалимского храма сохранилась надпись на библейском языке: Помещение Большой кенасы, как и во всех караимских храмах, делится на три   части: алтарь,   шулхан и мошав   зекеним.Балкон   женского   отделения устроен   в   два   яруса,   верхний   из   которых   предназначен   для   детей   – эзрат йеладим При оккупации Евпатории союзными войсками во время Крымской войны в Большой кенасе располагался арсенал турецкой армии. Эксплуатация храма в этот недолгий период не прошла бесследно: был сильно поврежден интерьер, а бомбардировка кенасы русскими войсками привела к серьезному повреждению западной стены. Память о событиях тех давних лет хранит вмонтированная в западную стену мраморная доска с ядром российского орудия. 35 Во   дворике   за   южной   стеной   Малой   кенасы   находится   мемориал, посвященный караимам, погибшим на фронтах и в оккупации во время Великой Отечественной войны. На тринадцати мраморных досках выбиты фамилии 500 погибших. Только в Евпатории война унесла жизни более 180 караимов; около 120 из них были расстреляны в числе 7500 заложников Евпаторийского десанта в январе 1942 года. Открытие мемориала состоялось в день освящения Малой кенасы,   а   9   мая   2004   года   были   установлены   дополнительные   плиты   с фамилиями погибших. Ежегодно в День Победы у мемориала собирается караимская община. Здесь возлагают цветы, поминают погибших. 36 Следующая   остановка   ­   у   стен  Главной еврейской синагоги. Здесь   монарха   и   его   семью   сердечно   приветствовал   раввин   (иудейский священник)   Шлема   Иосифович   Элькинд.   На   балконе   второго   этажа,   пышно убранном коврами и цветами, расположился хор, специально приглашённый из симферопольской   синагоги.   Он   вдохновенно   исполнил   национальный   гимн   и завоевал такой успех, что пришлось трижды петь на бис. Еще   во времена   Российской   империи   численность   населения   Крыма и Евпатории,   в частности,   заметно   росла,   а вместе   с ней   увеличивался 37 и национальный   колорит   региона.   Данное   обстоятельство   подтолкнуло еврейскую   общину   к мысли   о возведении   собственного   храмового   комплекса. Это   было   удачным   решением   не только   для   отдельной   диаспоры,   но также и всего   региона   в целом.   Таким   образом,   в 1911   году   городские   власти разрешили строительство нового молитвенного дома на одной из улиц старого Гезлева, где располагалось местное иудейское сообщество. Спустя буквально полгода   начались   первые   строительные   работы.   Своё   негласное   название «Ремесленная» синагога получила за счет того, что в строительстве храмового комплекса   принимали   участие  преимущественно   представители   различных ремесленных   объединений.   В ходе   строительства   серьезную   помощь   оказали также городской совет Евпатории и несколько крупных меценатов из числа всё той же иудейской общины. В конечном итоге, строительство молитвенного дома завершилось   в кратчайшие   сроки.   Храм   был   официально   открыт   19 августа 1912 года.   Несмотря   на то,   что   храм   был   возведен   в непростое   для   России время,   опасный   период   практически   никак   не затронул   новоиспеченную синагогу.   В 1922   году   представители   еврейской   диаспоры   получили   полное право на владение зданием и проведения в нем своих ритуалов, что обезопасило дом   молитвы   от возможных   посягательств   атеистически   настроенных активистов   времен   советского   периода.   К сожалению,   ненадолго.   С ростом антирелигиозных   настроений   в обществе   здание   было   изъято   из пользования еврейской   общиной   в 1930   году   и переоборудовано   в складские   помещения. Большинство   культовых   предметов   были   украдены,   а внутренний   интерьер практически полностью разрушен. Еще большим испытанием для молитвенного дома стало вторжение немецких войск в период Великой Отечественной войны, когда   офицеры   вражеской   армии   приняли   решение   переоборудовать   склады в конюшни,   чтобы   таким   образом   услужить   командованию   в вопросах преследования семитов. 38 Долгое время здание находилось в плачевном состоянии. Только в 1990 году Крымский   облисполком   постановил   передать   молитвенный   дом   в руки еврейской общины. Процесс восстановления храмового комплекса занял долгие годы. 39 Внешне   синагога   была   возведена   по всем   известным   канонам   иудейской храмовой архитектуры с соблюдением основных принципов кладки подобного рода   сооружений.   В основу   фасада   был   положен   известняк   желтого   цвета. Высота здания составляет чуть менее пятнадцати метров. Вход в храм украшает круглое окошко с основным символом иудаизма — шестиконечной звездой царя 40 Давида. Хотя видимых разграничений внутри храма нет, он формально разделен на два яруса. Внутри также находятся отдельные зоны, где могут помолиться представительницы   женского   пола.   Наиважнейшим   артефактом,   которым располагает   синагога,   является   древний   свиток   торы,   находящийся в деревянном шкафу у центральной части восточной стены.  После этого автомобиль повез высоких гостей на Дувановскую   улицу. Там в стенах   «Приморской   санатории»   расположился   лазарет,   организованной императрицей   Александрой   Федоровной   за   счет   своих   личных   средств,   и поэтому названный ее именем. Официальная   часть   визита   закончилась.   Николай   Александрович   с наследником   спустились   на   пляж.   Мальчик   играл   в   теплом   песке,   строил крепости, царь раздраженно поглядывал на любопытствующую толпу, которая всюду следовала за ними и упорно не желала расходиться. Государь так и не выкупался в прохладном майском море, хотя очень этого хотел. 41 Затем   царская   семья   осмотрела   земский   лазарет,   где   Николай   II собственноручно   наградил   четырех   воинов   Георгиевскими   крестами.   Вторую половину дня гости отдыхали на даче "Мечта", которую снимала у С.Э. Дувана А. Вырубова. Гуляли у моря, пили чай со сладостями на балконе. А в шесть часов вечера под торжественные звуки "Боже, царя храни" императорский поезд отошел от евпаторийского вокзала. В своем дневнике Николай II сделал такую запись за 16 мая 1916 года: «Город производит очень приятное впечатление и надо надеяться, разовьется в большое и благоустроенное лечебное место». Так уж случилось, что день, проведенный в Евпатории, стал их прощанием с Крымом. Ибо  вскоре фортуна  отвернулась от  августейшей семьи. В  следующем, 1917 году Николай II отрекся от престола, а в 1918­м он, императрица и их дети были расстреляны большевиками. 42 В 2016 году, в честь 100 летия посещения   Николаем  II  Евпатории был установлен бюст императору. Визит императора  Николая  II  с семьей в Евпаторию оставил   нам яркую страницу истории нашего города, память о которой мы должны сохранить и передать потомкам. Любите   Евпаторию!   Изучайте   Евпаторию!   Гордитесь   Евпаторией! Приезжайте в Евпаторию! 43 ЛИТЕРАТУРА 1. «Евпатория 2500». – Симферополь – Ялта: «Мир Информации», 2003. – 320 с.; ил.; 144 цв. И00л. 2. Тарасенко Д.Н. Евпатория. Путеводитель для школьников. Симферополь: Бизнес­Информ, 2006. – 256 с. 44 3. Хорошко   П.Г.     «Евпатория   с   любовью».   Евпатория:   Издательство «Крымский Афон», 2007. – 37. 4. Цалик   С.Н.   Евпатория.   Прогулки   по   Малому   Иерусалиму.   – Симферополь: Оригинал – М, 2007. – 224 с., илл.

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"

Экскурсия "Царский маршрут"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017