«Экскурсия в Дом Мастера, липецкого художника, Виктора, Семеновича Сорокина»

  • Домашняя работа
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 1992 году в Липецке был создан прижизненный Музей – мастерская народного художника России В.С. Сорокина. Это был подарок благодарных сограждан выдающемуся российскому живописцу Виктору Семеновичу Сорокину в знак его заслуг и в честь 80 – летия со дня рождения. Под Музей был выделен особняк в стиле модерн (архитектор Фрейман) – памятник архитектуры в центре города, известный старожилам как Дом аптекаря. Здание украшено такими архитектурными элементами, как капители, кованые решетки, облицовка из керамики. В первом этаже здания разместилась мастерская живописца, которая также служила гостиной. Второй этаж был отведен под экспозиционный зал.Так в городе появилось новое учреждение культуры, которое поставило своей задачей комплектование музейной коллекции, организацию художественных выставок, просветительство в области искусства, эстетическое воспитание. Дом Мастера – это имя, данное Музею, легко прижилось. В нем звучало почитание художника Сорокина, почитание мастерства в широком смысле, оно обязывало к профессионализму, теплому гостеприимству. Интерьеры Дома и сам дух, поселившийся в нем, располагали к камерному общению зрителя с искусством, раскрывали новые интересные перспективы работы. Осуществление самых смелых мечтаний стало возможным благодаря масштабу личности Виктора Семеновича, благодаря инициатору создания и первому директору Музея – В.Д. Дворянчикову, ученику Сорокина, заслуженному художнику России, а также коллективу единомышленников. Дом Мастера нашел поддержку областной и городской администрации, обрел друзей.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Экскурсия в Дом Мастера.docx
Экскурсия в   Дом Мастера, липецкого    художника,  Виктора, Семеновича Сорокина В 1992 году в Липецке был создан прижизненный Музей – мастерская народного художника  России В.С. Сорокина. Это был подарок благодарных сограждан выдающемуся российскому  живописцу Виктору Семеновичу Сорокину в знак его заслуг и в честь 80 – летия со дня  рождения. Под Музей был выделен особняк в стиле модерн (архитектор Фрейман) – памятник архитектуры в центре города, известный старожилам как Дом аптекаря. Здание украшено  такими архитектурными элементами, как капители, кованые решетки, облицовка из керамики. В первом этаже здания разместилась мастерская живописца, которая также служила  гостиной. Второй этаж был отведен под экспозиционный зал.   Так в городе появилось новое учреждение культуры, которое поставило своей задачей  комплектование музейной коллекции, организацию художественных выставок,  просветительство в области искусства, эстетическое воспитание. Дом Мастера – это имя,  данное Музею, легко прижилось. В нем звучало почитание художника Сорокина, почитание  мастерства в широком смысле, оно обязывало к профессионализму, теплому гостеприимству.  Интерьеры Дома и сам дух, поселившийся в нем, располагали к камерному общению зрителя с искусством, раскрывали новые интересные перспективы работы. Осуществление самых  смелых мечтаний стало возможным благодаря масштабу личности Виктора Семеновича,  благодаря инициатору создания и первому директору Музея – В.Д. Дворянчикову, ученикуСорокина, заслуженному художнику России, а также коллективу единомышленников. Дом  Мастера нашел поддержку областной и городской администрации, обрел друзей.         Директор Дома Мастера, Т.Нечаева, в одном из интервью рассказывает: «Идея создания  музея­мастерской принадлежит художнику Вилену Дмитриевичу Дворянчикову, который на  протяжении десяти лет был директором Дома. Насколько я знаю, на тот момент нигде в России не было ничего подобного. У нас ведь принято воздавать почести человеку только после смерти. А Сорокин тогда был жив, полон сил, работал.          …Именно талант Сорокина определил дух Дома, круг его друзей, программу. Нам безо всякой страховки давали для экспозиций работы  такие выдающиеся художники, как Фаворский, Шаховский, Голицын, Голубкина. Давали из  личных коллекций то, что нигде больше нельзя увидеть. Стало традиционным сотрудничество  с Российской Академией художеств. Мысль Вилена Дмитриевича о Доме Мастера была хороша ещё и тем, что Дом Мастера не мог и не должен был походить на обычный музей. Когда это ещё одновременно и мастерская  художника, то в каждом уголке ощущается отпечаток его личности, его присутствия. Виктор  Семенович был удивительно светлым, теплым и радостным человеком. Такую же ауру  излучали его работы. В его Доме просто не могло быть места напыщенности и официозу.  Изначально это был не музей в привычном понимании,    а именно Дом.  А когда в доме хорошо, в него тянутся люди. Трудно перечислить всех, кто побывал у нас за эти десять лет. Выдающиеся артисты, режиссеры, музыканты. Наверное, ещё важнее было бы вспомнить наших одаренных юных липчан, которые выступали в Доме Мастера. Здесь сразу поддержали директора ОСШИ  В. Д. Ларькова, предложившего организовать цикл музыкальных вечеров     «У камелька». И добрая, камерная гостиная Дома Мастера оказалась  как нельзя более подходящей. Как­то сам собой этот концертный цикл стал ежегодным. Мы  уже не можем себе представить, чтобы в Доме не звучала музыка». Работа Музея ввела в  повседневность Липецка постоянно присутствующий элемент высокого искусства.Экспозиции произведений В.С. Сорокина, всегда ожидаемые и неожиданные, волновали  зрителя при жизни мастера. Теперь они вызывают еще больший интерес к живописи,  психологии, к судьбе художника. Его творческое наследие – воистину национальное  достояние – бережно собирается, сохраняется, изучается Музеем.  Виктор Семенович Сорокин – живописец феноменального дарования, колорист,  сформировавшийся в лоне московской школы, смелый новатор, соединивший в своем  творчестве мировоззрение двух столетий. В.С. Сорокин с 1948 года и до конца своих дней  прожил на Липецкой земле. Именно здесь расцвел его мощный талант, прославивший наш  край. Липчане по праву считают Виктора Семеновича своим земляком. В 1994 году он был  избран Почетным гражданином города Липецка. Влияние живописца на развитие  изобразительного искусства и творчество художников огромно и до конца еще не осмысленно. Главная тема произведений Сорокина, относящихся к разным жанрам, ­ восхищение красотой  мира, любовь к жизни. Содержание его картин – эмоциональное настроение, душевное  состояние. Тонкое и острое чувствование жизни он выражал только ему свойственными  живописными средствами. Индивидуальный стиль мастера – это темперамент, легкость,  кажущаяся спонтанность творчества, это нескончаемое открытие небывалых цветовых  гармоний, органичная слаженность композиционно­ пластических построений. Это особая  манера пастозного письма, создающего неподражаемые красочные фактуры, которые  вызывают богатство ассоциаций, это яркая декоративность. Искусство Виктора Семеновича  Сорокина, известное в нашей стране и за ее пределами, не перестает удивлять, пленять новых  почитателей, раскрывать неизвестные качества, глубину гуманистической философии  художника, маня неразгаданными тайнами мастерства. Творчество В.С. Сорокина дарит эстетическое наслаждение, незабываемые эмоциональные  переживания, взывает к жизнелюбию, поднимает дух. Оно являет пример живого развития  традиций художественной культуры.  Если заглянуть в книгу отзывов, эту своеобразную летопись сорокинских выставок, то на её  страницах можно увидеть и неровный, неловкий почерк первоклассников, и строгий почерк  уже вполне взрослых людей, встречалась и арабская вязь, и китайские иероглифы, записи на  французском и немецком языках. Люди разных возрастов, национальностей и профессий не  остаются равнодушными, они благодарны Мастеру за его творчество. Каждый находит в его  работах что­то знакомое, родное и близкое. Вот только малая часть этих слов благодарности, обращенных к художнику: «Цветущая яблоня» ­ это как в детстве, в саду у бабушки.Т.О. Дорогой художник! Вы самый молодой человек в этом городе! Спасибо!                                                                                                        Т.М. (Тверь) Посещение выставки – это переворот в нашей жизни и творчестве.                                                                                                С. Пруденин, С.Попов (Воронеж) Ваши работы написаны сердцем, и сердцем надо их понимать.                                                                                                           Зритель из г.Воронежа Виктор Семенович, я пришла на Вашу выставку усталой и очень огорченной. Прошло полчаса, и Ваша радость передалась мне. Спасибо огромное.                                                                                                               Без подписи. Это искусство мирового класса! Я потрясена. Это национальное достояние России, гордость  и достоинство Липецка. Храните и дарите!                                                                                      Римма Казакова, поэтесса (Москва)  Нетрудно почувствовать, какой глубокий след в человеческой душе остается после выставки  работ В.Сорокина. Никто не равнодушен к волнующему искусству живописца. Когда зритель  всматривается в причудливое сочетание цветовых пятен, он ощущает тепло, отданное  художником своей работе. Сам Виктор Семенович признавался: «Энергия в работу  перетекает. Они (картины) ведь все греют. Это почувствуешь, если проведешь перед ними  рукой. Все по­разному, но греют». Значительное место в деятельности Музея занимают выставки под общим названием «Гость  Дома Мастера». Они знакомят липецкого зрителя с творчеством крупнейших мастеров  изобразительного искусства страны – живописцев, скульпторов, графиков, художников  декоративно – прикладного искусства.  Выставка из творческого наследия Н.Я. Симонович – Ефимовой и уроженца липецких мест  И.С. Ефимова, которые в 20 – х годах прошлого века не раз приезжали в нынешний Дом  Мастера, где в то время жил с семьей их родственник Н.Я. Симонович, стала большим  событием в жизни Липецка.   Она положила начало циклу выставок произведений мастеров, близких по культуре,  нравственным идеалам, чистоте творческих помыслов, связанных узами дружбы родства –  А.С. Голубкиной, В.А. Фаворского, И.В. Голицына, Д.М. Шаховского, Д.Д. Жилинского. Этихудожники – классики разных поколений оказали огромное обновляющее воздействие на  судьбу российского искусства XX столетия. Их выставки имели большое значение для Липецка, в котором не было художественного музея, и Дом Мастера по существу выполнял его функции. Музей гордился тем, что в его стенах экспонировались живопись и графика А.Г. Акритас, стекло и керамика     Л.И. Савельевой, действительных членов Российской Академии Художеств, тонких, умных, разносторонне одаренных мастеров. Зрителям запомнились выставки работ талантливых скульпторов В.М. Клыкова, А.В. Марца, известного плакатиста и живописца О.М. Савостюка и многих других художников. Вехой в истории Музея стала выставка из собрания Государственной Третьяковской Галереи к       55 – летию Победы.  Творчество В.С. Сорокина и выставляющихся в Музее художников, достойно представленных в коллекции Дома Мастера, позволяет говорить о музейной концепции – «Из традиции – в современность». Думается, на смене эпох она  актуальна и перспективна, ибо сохраняет культурное наследие и признает неизбежность  развития нового творческого мышления и форм искусства.  Своей деятельностью Музей доказал профессиональную состоятельность. Он заслужил  уважение видных деятелей культуры и искусства, он высоко ценит сотрудничество с  Российской Академией Художеств, Государственной Третьяковской Галереей. В 2002 году  Дом Мастера получил новый статус, увековечивающий память художника. Теперь это –  Художественный Музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера.  Музей востребован почитателями искусства. Большой популярностью пользуются камерные  концерты в гостиной Дома Мастера. Это «Встречи у камелька», на которых выступают юные  дарования, учащиеся Областной специальной школы искусств, и «Филармонические вечера в  Доме Мастера». Проводятся творческие вечера художников, артистов, поэтов, журналистов.Здесь по – особенному звучат музыка и слово. Слушатели и зрители ощущают особую атмосферу, царящую в Доме, атмосферу духовности и красоты. Дом Мастера считает важнейшей работу с детьми и специально готовит для них программы экскурсий и концертов. Он является попечителем Музея изобразительных искусств детской художественной школы №2 г. Липецка. Жизненный путь Виктора Сорокина начинается 25 декабря 1912 года в Москве. В пятилетнем возрасте будущий художник остался сиротой и был взят на воспитание бабкой в  подмосковную деревню Шестово. Здесь он впервые увидел неповторимые по красоте пейзажи  Подмосковья. Можно сказать без преувеличения, что любовь к русской природе у мальчика  появилась именно в раннем детстве. Первоначальные художественные навыки В.Сорокин  получает в изостудии коммуны Ф.Э.Дзержинского. Преподаватели студии прививали интерес  учащихся к работе с натурой, предостерегая против механического копирования, развивали  навыки работы с акварелью, заставляя тоньше чувствовать цвет. Попасть в Московский  государственный художественный институт (ныне Московский государственный  академический художественный имени В.И.Сурикова) В.Сорокину помог случай. В 1936 году  в студию приехал известный живописец Б.Иогансон. Он­то и обратил внимание на  натюрморты и пейзажные этюды Сорокина, порекомендовал ему поступить в институт, где в  это время преподавал. Уровень подготовки и несомненный талант позволял зачислить юношу  сразу на второй курс.  Во время учебы в столичном ВУЗе, Сорокин охотнее всего занимается живописью, которую  преподавали такие известные художники, как И.Грабарь, С.Герасимов, считавшиеся учениками К.Коровина. Последний был одним из немногих последователей французского импрессионизма в России. К.Коровин воспитывал в своих учениках верное восприятие цвета, целостное видение натуры, требовал пропускать работу через призму своих ощущений, воспитывая, таким образом, индивидуальность. Б.Иогансон и С.Герасимов прививали принципы Коровина своим ученикам. Под таким воздействием формировался будущий художник. Большое влияние оказала на него сама атмосфера ВУЗа. Здесь, в противовес более строгому,  западному направлению Петербургской школы, предпочтение отдавалось национальному –  этюдам на природе, изображению России, сельской глубинки.Во время Великой Отечественной войны Сорокин вместе с Московским государственным  художественным институтом был эвакуирован в Самарканд. По возвращении в 1945 голу в  Москву он защищает дипломную работу «Самарканд». В 1946 году это произведение было  включено в экспозицию Всесоюзной художественной выставки, а его автор принят в Союз  художников СССР. Метод работы В.Сорокина над дипломным пейзажем выявил его основной принцип – передать зрителю своё непосредственное впечатление от изображаемой натуры. Закончив учебу, Виктор Сорокин недолго живет в Москве, а затем выбирает маленький  городок в самом сердце России – Елец. Трудно, на мой взгляд, найти более тихое, живописное и завораживающее место, чем Елец. Попав в него, уже не веришь, что живешь в XXI веке; это уникальный островок старины, настоящий рай для художника. Чем только не славится Елец: и кружевами, и 33­мя церквями, по преданию выстроенными на высоких холмах! Этот край прославили имена таких наших выдающихся земляков, как Иван Бунин, Михаил Пришвин, композитор Тихон Хренников. С 1948 по 1956 год Виктор Сорокин преподает в Елецком художественном училище. Уже первые  пейзажи, написанные им в Ельце, стали крупным событием в художественной жизни края. Перед В.Сорокиным стоял выбор: остаться преподавать или целиком посвятить себя  живописи. Сначала он сильно сомневался в своих педагогических способностях и даже хотел  оставить работу в художественном училище. Но со временем накапливались знания, приходил опыт. В.Сорокин заслужил авторитет самобытного преподавателя, умевшего увлечь учеников  собственным примером. Будучи немного застенчивым и замкнутым по натуре, Мастер  показывал на деле то, что не привык высказывать словами. Выпускница Елецкого художественного училища М.Н.Сапрыкина в статье «Письма к  студентке» вспоминает: «Как преподаватель он большую пользу принес студентам своим  примером, писал иногда постановки вместе со студентами на пленэре, не боялся, если  студенты усаживались с этюдниками сзади него». Бывший ученик Елецкого училища Ю. Козленков вспоминает: «Виктор Семенович говорил  мало, он как­то не мог толком объяснить предмет. Подойдет к тому, к кому считает нужным,  возьмет широкую кисть, окунет в растворитель, смешает «косточку» чёрную с охрой и  обобщит так широко, сочно, красиво, что хочется ему подражать. Нас всех в шутку называл  «мастера». Одет всегда был скромно, несколько небрежно».Метод индивидуального подхода к каждому из учеников помогал Сорокину в его практике  работы со студентами. Не случайно наиболее сильными живописцами были именно его  воспитанники. Ученик Сорокина П.В.Солнцев написал в стихах шуточные воспоминания о Елецком  художественном училище и о своем друге, художнике Николае Бельском, где, конечно же, не  обошел воспоминаниями и В.Сорокина. Больше 40 лет своей жизни художник провел в городе Липецке. В это время В.Сорокин – зрелый Мастер, придерживающийся одной линии  творчества – лирических пейзажей. Его больше всего привлекала средняя полоса России с её  хрупкими уголками живой природы, уже исчезающими, растворяющимися в подступающей со всех сторон городской жизни. Постепенно втягиваясь в «цивилизацию», мы теряем что­то  исконно наше, национальное, тот неуловимый «русский дух», который можно только ощутить  при соприкосновении с островками старины, разбросанными здесь и там, кажущимися  запустелыми, обезлюдевшими, обреченными на исчезновение. Этот­то «дух» вечной Руси и  чувствовал живописец как никто другой. Возможно, секрет очарования его пейзажей как раз и кроется в едва уловимой, но неизменно  присутствующей русской душе. Мне кажется, Виктору Сорокину хотелось отдать её частичку людям, чтобы сделать их хоть капельку добрее. Не зря же он говорил: «Цель искусства –  улучшение человека». Его живопись – взывание к тому внутреннему самосознанию, которое так давно живет в русских людях: «духовность – это самое высшее в человеке».Сам Мастер жил внутренней, скрытой от постороннего взгляда жизнью. По природе своей он был замкнут и немногословен. Директор Дома Мастера вспоминает: «…Он всегда казался человеком, который не вписывается в бытовую суету. … Сорокин не был, как выражаются, душа нараспашку. Даже для близких он лишь чуть  приоткрывался. Весь же он открыт только в его холстах». Народный художник России Ю.Гришко говорит: «При всей своей доступной и сияющей  доброте это был сложный человек. Порой казалось, что ему явно не хватает принципиальной  точки зрения на того или другого художника, на какие­то жизненные явления. Когда в упор  его спрашивали: что это – белое или красное, он не любил отвечать. Он был сложно устроен».