Экскурсия в Ясную Поляну
Оценка 5

Экскурсия в Ясную Поляну

Оценка 5
Презентации учебные
docx
русская литература
5 кл
06.11.2017
Экскурсия в Ясную Поляну
Публикация является частью публикации:
Экскурсия в Ясную Поляну.docx

МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

Путешествие

в Ясную Поляну

(Литературная гостиная для пятиклассников)

 

 

Учитель Ионова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Лотошино

Московская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Сегодня вы прикоснетесь к судьбе талантливого человека, великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Дети:

Хорошо сидеть мне в кресле,

В интернете хорошо,

Но какое наслажденье,

Если книжку я нашёл.

А ведь книжку не простую –

Дорогую для души –

Сочинения Льва Толстого

Мне милей всего в тиши.

На диване я усядусь

И начну читать.

С первых строк мне всё понятно,

Интересно изучать.

 

Мы отправляемся на экскурсию в родную усадьбу Л.Н. Толстого, о которой он говорил: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его".      Слайд 2

Я приглашаю вас на экскурсию в Литературный музей. Но с начала хочу обратить ваше внимание на камень, оставшийся от фундамента дома, в котором родился Л.Н. Толстой. В этом доме было 42 комнаты. Здесь прошли детские годы писателя. Этот дом описан в трилогии "Детство. Отрочество. Юность.", в романе "Война и мир" Слайды 3-4

С 1895 по 1862 гг. в этом доме находилась школа, созданная Толстым для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

Учитель показывает репродукцию картины Бор.Мих. Кустодиева (1878–1927) "Школа в Московской Руси"(1912). Слайд 5

Прослушивание сказки « Как мужик гусей делил» Слайды 6-11

Дети. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В классе ученики рассаживались кто где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.

Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе C.А. Рачинского" (1895).Слайд 12

Д. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, темной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Слайды 13-14


Д.В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей "Азбуку". Вышла она в 1872 г. В "Азбуке" Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.
"Новая азбука" учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк. Слайд 15

Просмотр мультфильма «Филипок»

 

– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведем конкурс загадок.

 

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок,
По лавкам скок-скок –
И сел в уголок.

Д. Веник.

У. Без ног, без рук,
Рубашки просит.

Д. Подушка.

У. На дворе горой,
А в избе водой.

Д. Снег.

У. Летит зверек
Через божий домок,
Летит, говорит:
"Моя сила горит…"

Д. Пчела.

У. Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня.

Д. Дуга.

У. Всякому мальчику по чуланчику..

Д. Перчатка.

У. Один льет, 
Другой пьет, 
Третий растет.

Д. Дождь, земля, трава. Слайды 16-19

 

 У:    "Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил вам добро. Прощайте, будет", - обращался писатель к детям.

 

                                                                                           

     Продолжаем экскурсию в бытовой музей писателя. Слайд 20

У дома Л.Н.Толстого в Ясной Поляне на протяжении всей жизни писателя рос Вяз.
Дерево пережило писателя на 60 лет!

          Много связано с этим Деревом в жизни писателя. Стоя у входа в дом, Вяз стал свидетелем многочисленных событий. На скамейке под ним Толстой беседовал с Горьким, Репиным и другими замечательными людьми своего времени. Здесь же по утрам его ждали крестьяне, различные просители, больные, нищие за подаянием, читатели и почитатели за книжками, странники-богомольцы... С лёгкой руки одного из гостей Вяз получил наименование «дерева бедных».
Прикрепленный к Вязу колокол собирал членов семьи и гостей к столу.

У дерева Толстой беседовал с крестьянами об их нуждах, сидя с ними на скамейке. Сюда в праздники приходили крестьяне из Ясной Поляны и пели любимые писателем песни". 

 Звучит фрагмент русской народной песни "Светит месяц...".  Слайд 21

      

 "Г. Данилевский писал: "У этого вяза обыкновенно собираются яснополянские и окрестные жители, имеющие надобность переговорить с графом о своих деревенских нуждах. Он охотно выходит сюда и беседует с ними, помогая им словом и делом. Не все, однако, соседи умеют, как слышно, ценить внимание и щедрость графа. Он невдали от своего двора посадил целую рощицу молодых елок. Елки поднялись почти в два человеческих роста, и немало утешали своего насадителя. Недавно граф вздумал пройти в поле полюбоваться своими елками, и возвратился сильно огорченный: более десятка его любимых, красивых елок оказались безжалостно вырубленными под корень и увезенными из рощи". Слайд 22

 

Сейчас старого вяза уже не существует, он погиб от старости. На его месте посажен молодой вяз, который напоминает "дерево бедных" Толстого.

 

Мы находимся у дома, в котором великий писатель прожил большую часть своей жизни и написал "Войну и мир", отдельные главы "Воскресения", повести, рассказы, статьи. Многих знаменитых людей принимал этот дом - И.А. Репина, В.Г. Короленко, И.И. Мечникова и других. В наше время в доме находится мемориальный музей писателя. Слайд23

 

Выступление детей - экскурсоводов

·         Давайте войдем в дом. Мы открываем дверь и попадаем в переднюю, уставленную шкафами с книгами. В доме была библиотека, которая насчитывала более 22000 томов Слайд 24

 

 

·         По узкой лестнице мимо старинных часов мы попадаем в большую гостиную, в которой принимали гостей - писателей, художников, музыкантов. Здесь бывали А.П. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и другие. В зале стоит большой письменный стол, два круглых столика, за одним из которых собиралось старшее поколение дома Толстых, а за другим - молодежь, шахматный столик. За большим обеденным столом собиралась семья Толстых и гости. Здесь часто велись теплые беседы, гости делились столичными новостями, с интересом слушали Л.Н. Толстого.  Слайд25   

 

·         "Толстой писал: "Очень странно мне садиться за наш обед с двенадцатью серебряными приборами, стоящими на столе, и разговорами о превосходстве той или иной музыки, об уместности и неуместности речи министра и члена Думы, о преимуществе гимназического воспитания перед институтским. Странно, и скучно, и возмутительно, и стыдно".

·                                    "В большой гостиной ставили любительские спектакли, устраивали елку, играли с детьми. Когда устраивалась елка для детей, на нее приглашались крестьянские ребятишки. Подарки им готовили дети Толстых. Иногда Лев Николаевич принимал участие в общих играх. Он был удивительным организатором детских забав". Слайд 26

·                                    "Бывало, мы сидели все в зале, только что уехали скучные гости - все притихли, - вдруг папа соскакивает со стула, поднимает к верху одну руку и стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Мы все летим за ним и так же, как он подпрыгиваем и машем руками. Обежим вокруг комнаты несколько раз и, запыхавшись, садимся опять на свои места совсем в другом настроении, оживленные и веселые;" - вспоминает Илья Львович Толстой".

·                                    "Рядом с большой гостиной расположена небольшая комната - малая гостиная. С этой комнатой у Льва Николаевича связаны теплые воспоминания детства. Здесь жила его милая тетушка - Татьяна Александровна Ергольская, заменившая детям рано умершую мать. В последствии в этой комнате жила Софья Андреевна, здесь она переписывала роман "Война и мир".

·                     Из малой гостиной мы проходим в кабинет Л.Н. Толстого. В этой небольшой комнате с полукруглым окном и балконом писатель работал последние восемь лет жизни. Обратим внимание на письменный стол из орехового дерева".

      "Г. Данилевский писал: "Простой письменный стол графа, аршина в два длины и в аршин ширины, покрытый зеленым сукном. Мебель в кабинете - старинная и, очевидно, не только отцовская, но дедовская".

    "На столе книги, брошюры, глыба зеленого стекла, присланная рабочими и служащими Мальцевского завода в связи с отлучением Толстого от церкви в 1901 г. на ней золотом выполнена надпись: "Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи "первосвященники". Русские люди всегда будут гордиться, считая вас своим великим, дорогим, любимым". У стола – маленькое, низкое кресло, в котором всегда сидел писатель, работая за столом. Рядом с письменным столом мы видим кожаный диван. Слайды 27-28

·           "Пройдемте в "Ремингтонную". В этой комнате работали секретари Толстого - Н.Н. Гусев, позже В.Ф. Булгаков. Здесь разбиралась корреспонденция со всего земного шара. Толстой любил письма простых людей, на такие письма он отвечал сам". Слайды 29-30

      "На первом этаже дома расположена "комната под сводами". Около двадцати лет оно служило писателю кабинетом. В этой комнате создавались "Война и мир", "Живой труп", первые наброски "Хаджи Мурата"

      "Скульптор И.Я. Гинцбург писал о комнате: "...старинный подвал напоминал средневековую келью; сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца в потолке, коса, пила - все это имело какой-то таинственный вид. Толстой в белой блузе сидел, подняв ногу, на низеньком ящике, покрытом ковриком, напоминая в этой обстановке сказочного волшебника".

Слайды 31-32

 

 Учитель: Л. Н. Толстой постоянно сомневался, работал над собой, размышлял над вопросом о смысле жизни, был очень требовательным к себе человеком. На протяжении жизни вел личный дневник, где ставил перед собой определенные задачи, анализировал свои поступки.

Из дневниковых записей:

1848 год:

1.                  Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2.                  Довольствоваться настоящим.

3.                  Искать случаев делать добро.

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли…

 Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей.

1849год:

1.      Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончания экзамена в университете.

2.      Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3.      Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4.      Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5.      Изучить историю, географию и статистику.

6.      Изучить математику, гимназический курс.

7.      Написать диссертацию.

8.      Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9.      Написать правила.

10.  Получить некоторые познания в естественных науках.

11.  Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил ! Слайды 33-34

 

1908год:

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось мне уйти нищим, благодаря и любя всех.

 

Чтобы найти ответ на постоянно волнующие его вопросы и сомнения, Толстой вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь Он старался как можно больше все  упростить, жить жизнью, близкой к природе и земле. Много занимается физическим трудом,  овладел сапожным мастерством, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Слайды 35-36

Выступление детей:

В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на месте зеленой палочки. Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне.  Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут муравейными братьями. Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в муравейных братьев, усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе под одной крышей, потому что они любят друг друга. И они мечтали о муравейном братстве для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». Слайд 37

 

 

   Учитель: 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1910 года в пять часов утра Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом, тайно от семьи покинул Ясную Поляну. В пути Толстой заболел, у него поднялась температура и он вынужден был сойти с поезда, следовавшего в Ростов-на-Дону. На маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги в домике начальника станции писатель провел последние семь дней своей жизни. Врачи определили воспаление легких.

20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) Лев Николаевич Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.   

 Мы проходим к могиле Л.Н. Толстого. Могила писателя в Старом Заказе. Зеленый холмик, окруженный деревьями. Только птицы нарушают безмолвие. Слайд 38

 

 

На этом мы заканчиваем нашу экскурсию по мемориальному музею Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

 

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, а стараться очищать себя.

                                    Л.Н. Толстой  Слайды 39-40-41-42

Впереди нас с вами, ребята, ждет встреча с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсы:

1.      http://poezia-online.org.ua/riddle.html

2.      http://multiki.arjlover.net/multiki/

3.      http://umorina.info/track/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BA%20%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BB

4.      http://muzofon.com/search/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86

5.      http://www.docme.ru/doc/506875/lev-nikolaevich-tolstoj

6.      Маймин Е.А. Лев Толстой.- М.: Наука, 1978.- 192с.

7.      Смольников И.Ф. По этим ступеням : Документально – публицистические очерки/ Рис. С. Спицына.- Л., Дет. лит., 1980. 175с., ил.

8.      Щербаков Б.В.  Здесь жил и работал Лев Толстой. М., « Изобразительное искусство», 1978, с.128 с ил.

 

 

    

   

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель: Сегодня вы прикоснетесь к судьбе талантливого человека, великого русского писателя

Учитель: Сегодня вы прикоснетесь к судьбе талантливого человека, великого русского писателя

Азбуку". Вышла она в 1872 г. В "Азбуке"

Азбуку". Вышла она в 1872 г. В "Азбуке"

Звучит фрагмент русской народной песни "Светит месяц

Звучит фрагмент русской народной песни "Светит месяц

Из малой гостиной мы проходим в кабинет

Из малой гостиной мы проходим в кабинет

Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать

Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017