Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Экспедиция в прошлое и настоящее своей семьи, своего рода
Главная идея экспедиции:
Увидеть первожизни завязь и заглянуть во времена,
Когда из хаоса рождались фамилии и имена…
Цели и задачи экспедиции:
– заглянуть в зеркало истории русской семьи и семьи народа, к которому
принадлежим мы и наши родные;
– отыскать свои корни, узнать, какова была судьба родной семьи в истории
страны;
– осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить
ставшую такой тонкой живую нить памяти семьи с предками, своим Родом;
– доказать самим себе, что мы не безродные, не Иваны, не помнящие родства;
– осмыслить свою ответственность за настоящее и будущее своей
родительской семьи, свою роль семьянина в сегодняшней и будущей собственной
семье.
Собирайтесь периодически вместе со своими родными у символического
очага наших предков для того, чтобы:
– познакомиться с воззрениями народов России на семью, на ценности
семейной жизни;
– заглянуть в зеркало истории российских семей;
– провести бесценные минуты и часы за чтением книг древней мудрости о
семье, красоте любви и брака, родительстве и детстве (Библия, Коран; сказки,
былины, предания, сказания народа; народная мудрость, выраженная в
пословицах и поговорках; «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой»,
«Юности честное зерцало» и др.).
Узнать историю своей семьи вам поможет:
1. Исследование «Кем был твой прадед на Руси? О том свою фамилию
спроси!».
2. Цикл дел:
– составление свода фамилий «Земные древние фамилии» как
своеобразного пособия по истории ваших фамилий, языка, ремесел, народной
мудрости;
– сочинения на темы: «Моя фамилия в истории моего рода», «Моя фамилия
в истории страны», «Я горжусь своей фамилией»;– «Встречи для нас»: «Фамильные династии», «Звездные фамилии моей
семьи» (моего класса, моей школы, моего села, города, поселка, страны);
– конкурсы семей однофамильцев: «Вот мы какие!» (умные, талантливые,
трудолюбивые, дружные, спортивные, веселые);
– встречи «У фамильного древа» каждой семьи;
– разговоры на тему «Мы корни древа одного».
3. Акция «Загляните в семейный альбом».
...И фотографии в альбоме твердят о времени ином.
Семейные фотоальбомы! Часто ли ты вместе с родными листаешь эти
альбомы?
Интересны ли они тебе? Понимаешь ли ты, что семейные фотоальбомы – это
своеобразная история семьи в лицах? И не только история семьи, но и история
твоей страны.
Выбери с родными свободный вечер и полистай семейные альбомы. Поговори
о тех людях, чьи лица запечатлены на фотографиях. Всех ли ты знаешь, о всех ли
можешь чтото сказать?
Запиши ответы на поставленные ниже вопросы в особую тетрадь, где ты
решил(а) собирать сведения, касающиеся истории твоей семьи.
– Какие мысли навеяли на тебя фотографии из семейных альбомов?
– Многие ли лица тебе могут о чемто поведать, рассказать?
– О каких временах, событиях, связанных с историей страны, напомнили тебе
страницы семейных фотоальбомов?
4. Знакомство с содержанием писем, хранящихся в семье, – «Целый мир в
конвертах этих».
Собери сохранившиеся письма у всех твоих родственников. В них тоже
хранится память, хранится история твоей семьи. Прочти эти письма, и ты
поймешь:
Сколько счастья в них и муки,
В них и встречи, и разлуки,
Дни рождения и смерти –
Целый мир в одном конверте.
Прочитай письма родных и близких людей как бы заново, попытайся осознать
их радости и тревоги, боли и скорби. Разложи письма в отдельные папки по
темам: «Письма любви, нежности, заботы», «Письма радостей и тревог»,
«Письма памяти и скорби», «Полевая почта моей семьи» и т. д.5. Путешествие в ближайшее героическое прошлое своей семьи.
Чтобы это путешествие состоялось:
Отметьте вместе с родными на карте сражений Великой Отечественной
войны места, где воевали, гибли и трудились во время Великой Отечественной
войны ваши родственники.
Побывайте по возможности в этих местах и местах, где погибли и
похоронены во время войны ваши близкие, отдавшие жизнь за Родину, за нас,
живущих сегодня.
Напишите о своих мыслях и чувствах, которые вы испытали во время
посещения святых для вашей семьи мест.
По итогам путешествия напишите свою книгу «Эхо Великой войны в
сердце моей семьи».
Книга может содержать следующие главы: «Они сражались за Родину», «Они
ковали Победу в тылу», «Детство, опаленное войной», «О чем рассказали
военные реликвии: ордена и медали, письма с фронта и на фронт, фотографии
военных лет», «Горькая память семьи» (о тех, кто погиб, защищая Родину).
Включите в эту книгу странички о своих родных, которые продолжали и
продолжают сегодня героические традиции старшего поколения в родне.