Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."
Оценка 4.8

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—6 кл
14.01.2020
Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."
В данной подборке собраны новые активные формы работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию детей - исторические экскурсы и экспресс-часы, как наиболее мобильная форма воспитательной работы педагога (классного руководителя) с учащимися.
Экспрес-часы к патриотическому месячнику.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПРЕСС – ЧАСЫ и ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСЫ

к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала

«ПАМЯТЬ МНЕ ПОКОЯ НЕ ДАЁТ…».

 

 

 

 

 

                                      Разработал:

                                                                            Артюшина Наталья Николаевна,

                                                            методист  МБУ ДО ДПШ                                      

                                                                     им. Н.И.Филоненко г. Сальска

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

От автора

 

Экспресс – час – это  короткая оперативная информация. В воспитательной работе педагога - это пятнадцатиминутная  тематическая форма общения с учащимися по актуальным вопросам на данный период времени.

 

      Проводя такие беседы с учащимися, педагогу важно  помнить о базовых ценностях, понятиях  и принципах отечественного
гражданско-патриотического воспитания.

      Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность  и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

    Педагогам важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту.

    Педагогам предлагаются  темы для проведения экспресс - часов в рамках месячников по патриотическому воспитанию школьников, которые можно использовать  на классных часах, на занятиях в  учреждениях дополнительного образования, на уроках истории в школе (с включением краеведческих аспектов и событий).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     КОНСПЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭКСКУРСА

 

Тема: «ГЕРОИ САЛЬСКИХ  СТЕПЕЙ»

Проведение: 22 января – ко Дню освобождения г. Сальска и Сальского района от немецко – фашистских захватчиков; 8 мая- Ко Дню Победы.

От автора: Исторический экскурс можно разделить на 2-3 экспресс-часа, который завершится целевой прогулкой к мемориалу «Поклон».

ЗАДАЧИ:

     1.   Дать детям  знания о подвигах  земляков – Героев Советского Союза.

2.     Познакомить детей  с военной лирикой поэта-земляка С.Махова.

3.     Воспитывать чувство уважения и благодарности  к  солдатам,  воевавшим на  фронтах Великой Отечественной войны и солдатам, отдавшим жизнь  за Родину и  за нас – живущих.

Предшествующая работа:

·        Беседы об истории г.Сальска;

·        Целевые прогулки к историческим памятникам, памятным плитам;

·        Встреча с ветераном Великой Отечественной войны;

·        Рассматривание  альбомов с иллюстрациями об армии и Великой Отечественной войне;

Методические приемы:

1.Словесные:

- чтение стихов

- беседа

2. Наглядные

-         рассматривание планшета

-          просмотр фото и иллюстративного материала

3. Стимулирования

-создание эмоциональных и нравственных переживаний ( минута молчания, музыкальный фон)

-актуальность

-разъяснение личностной и  общественной значимости

-показ перспективы данного занятия (получение знаний в музее,  совершение целевых прогулок  к  памятным местам )

ОБОРУДОВАНИЕ:

·        фотоматериал, иллюстративный материал

·        мольберт

·        фонограмма «Минута  молчания», аудиозапись «Адажио» Альбиони

·        планшет «Они ковали Победу».

 

Ход:

Педагог: - Мой рассказ будет о тяжелых годах Великой Отечественной войны  российского народа с немецко – фашистскими  оккупантами в 1941 –1945г.г.

Когда врага пришли на нашу землю, все взрослые мужчины ушли защищать  свою землю, свои семьи.

- Сегодня  памятная дата для всех жителей города Сальска и Сальского района. Ровно 63 года назад  доблестная   28 Армия Южного фронта  выгнала с  Сальской земли фашистских оккупантов, которые хозяйничали  здесь пол года. 6 месяцев фашисты пробыли в нашем городе, но за это время наделали много беды мирным жителям:  на месте  кирпичного завода и в сараях артели им. Серова фашисты устроили лагеря, куда сгоняли мирных жителей ( женщин, детей,  стариков). Каждый день они убивали по 100 человек  и сбрасывали их тела в глубокие кирпичные карьеры и в силосные ямы, а хоронить  не давали. За пол года фашисты расстреляли 2108 чел.  В городе  в школах и больницах они устраивали  свои штабы, госпиталя и даже конюшни, чтобы показать как они  ненавидят  наш народ. За пол года оккупации фашисты разрушили и сожгли в городе 47 общественных зданий ( электростанцию, больничный городок, школу №2).      

- Все народы нашей большой страны встали на защиту земли русской, своих семей и  выгнали поганую нечисть  далеко за   пределы нашей Родины, добили  их в их же логове – в Берлине.  В этих рядах были и наши земляки…..

Показ планшета «Они ковали Победу»

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

ПИВОВАРОВ МИХАИЛ ЕВДОКИМОВИЧ

     Родился в 1922 г. в с.Новый Егорлык в семье колхозника. В 1937 г. закончил школу и поступил в военное летное училище. В годы Великой Отечественной войны сражался с врагом,  был командиром истребительного полка.  Он был смелым, мужественным. В воздушных боях  сбил  37  вражеских самолетов и уничтожил много техники врага.  За  военные подвиги ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Михаил Евдокимович вернулся  домой в родное село. Из-за многочисленных ранений он не долго жил после Победы ( умер в 1949 г.). Его именем названы улицы в селе Новый Егорлык, в г.Сальске  и даже в г.Ростове-на - Дону.  Его имя начертано золотыми буквами на памятнике в родном селе.

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

ТЕРЕНТЬЕВ БОРИС ИВАНОВИЧ

     Терентьев Б.И. родился в ст. Пролетарской в 1923 г. Потом они с семьей переехали в г.Сальск . Борис Иванович учился в школе №9. Когда закончил школу, пошел работать на завод КПО токарем. Когда началась война, он пошел защищать Родину от фашистских захватчиков. Сражался он в составе стрелкового полка, был пулеметчиком. Однажды командование дало приказ «Не пропустить врага на высоту» у х. Бахмацкий. Шесть дней пулеметное отделение Терентьева Б.И. участвовало в окружении фашистских войск в междуречье Дона и Волги. Пять атак гитлеровцев были отбиты. И даже когда все бойцы погибли,  в живых остался  только Борис  Иванович, он продолжал мужественно сражаться с врагом.  В этом бою его тяжело ранило в ногу. Истекая кровью, он продолжал вести огонь. Немцы отступили назад. Задание командования «удержать врага» было выполнено.

     За этот подвиг 19-леьнему Борису Терентьеву было присвоено звание Героя  Советского Союза. Врачам в госпитале не удалось вылечить раненную ногу и домой  он пришел без ноги.

      После войны Борис Иванович вернулся в родной город и работал начальником автоколонны. После смерти он  был похоронен на пл. Свободы у мемориала «Поклон» ( памятника погибшим героям).

Педагог: - Героям  Сальских степей и всем солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны наш сальский поэт – земляк Сергей Махов посвятил это стихотворение ( показ сборника стихов поэта и  иллюстрации «У обелиска»)

Чтение   отрывка из стихотворения «Помин святого дня» ( учащийся )

Звезда на скорбном обелиске.

Стоим с цветами – я и дед.

- А ну-ка, внук, прикинь по списку,

Во что нам вышел гром побед?

И тихо  я напомнил деду

Одиннадцать родных имен,

Что в сорок третьем, за Победу,

Легли под золото знамен.

Дед на «катюше» под Варшавой

Громил врага и знал приказ:

Идти вперед иль «смерть со славой»,

Да видно Бог от смерти спас.

Так и стоим у обелиска…

«Сто грамм» - помин святого дня –

За тех, кто нынче близко -  близко,

За  вас, погибшая родня!

Педагог  объясняет  детям, что такое  «фронтовые 100 грамм».

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

ФИЛОНЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

      Родился в 1923 г. в г.Сальске в рабочей семье. После окончания школы пошел работать токарем на завод КПО. Юным 18-летним парнишкой он ушел на фронт защищать свою Родину.  Николай Иванович был  артиллеристом, командовал орудийным расчетом. В боях у реки  Западная Двина его орудия метко стреляли и уничтожили много вражеской техники. За  смелость и отвагу в боях   ему присвоено звание Героя Советского Союза.

     После победы  Николай Иванович вернулся в родной Сальск, где долгие годы  трудился. Николай Иванович Филоненко был награжден орденом Ленина и медалью Золотая Звезда и ему присвоено звание  Почетный гражданин г.Сальска.

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

МИТЯШКИН АКИМ ГАВРИЛОВИЧ

    Родился в с.Бараники,е  и прошли его детство и юность. Трудился в хозяйстве. Во время войны  был стрелком, оборонял г. Сталинград. В тяжелых боях был ранен, после выздоровления вернулся  в строй.  Участвовал в битвах под Курском, где его пять ранили. Немцы сопротивлялись, не хотели  уходить с русской земли и поэтому воевать было тяжело. В любом бою его могли убить. Зимой  бойцы переправлялись через реку, в которой была ледяная вода. Они  грузили боеприпасы и военную технику на плоты. А  фашисты их в это  время бомбили с самолетов и из  орудий. А один раз  Акиму Гавриловичу пришлось

поднимать бойцов в атаку и  вместо погибшего командира повести в бой. Этот бой наши солдаты выиграли.

    За эти подвиги Митяшкина Акима Гавриловича наградили  золотой звездой Героя Советского Союза. Но до Победы наш герой не дожил. Он погиб в  тяжелых боях за освобождение Родины.

Чтение  отрывка  из стихотворения «Реквием» С.Махова ( учащийся )

Вечный огонь у могилы героев

Бликами тронет гранит…

Славу погибших бойцов не уроним! –

Память надежно хранит.

Как за Россию родимую встали

Грудью на танки врага.

Как неприступной преградою стали

Крови людской берега.

Души погибших в далекие дали

Славу бойцов унесли –

Тех,  что не дрогнули и не предали,

Землю святую спасли.

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

 

РЫБАЛЬЧЕНКО СЕМЕН ВАСИЛЬЕВИЧ

  Родился в с.Новый Егорлык в семье  крестьянина. Работал шофером и комбайнером. Во время войны был  комиссаром в стрелковой роте. Он умело    учил бойцов воевать и не бояться врага и в бою всегда был первый. В одном бою у реки Прут около Румынии Рыбальченко С.В. с тремя бойцами   убил в бою 20 немцев, а троих взял в плен. А в другом бою  вместе с бойцами он  уничтожил 2 пулемета и его рота победила. Он был смелым разведчиком  и взял в плен 10 немцев.

       За  все эти подвиги  Семена Васильевича посмертно наградили золотой звездой Героя Советского Союза.

Рассказ ребенка совместно с воспитателем – подготовительная гр. «Непоседы»

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

МАНДРЫКИН  ЕФИМ  ИВАНОВИЧ

    Родился  в 1925 г. в с.Крученая Балка в семье сельских труженников. Он жадно тянулся к знаниям, поэтому после школы поехал учиться в  Новочеркасский техникум. После окончания работал на Сальском элеваторе. 22 июня 1941 г. – начало войны – Мандрыкин Е.И. встретил под г.Минском, где служил в десантных войсках. Участвовал в освобождении Украины и Донбаса, воевал на Крымском перешейке.

     Звание Героя Советского Союза получил  в ноябре 1943 г. за осовобождение г.Мелитополя.

   Педагог: - За военные  заслуги награжден медалью «Золотая звезда», орденами им.Ленина, им.Суворова  Ш степени, Красной Звезды, Александра Невского, Красного Знамени; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги»,он Почетный гражданин  4-х украинских городов, которые освобождал в годы войны.

 В 1995 г. Ефиму Ивановичу было присвоено звание «Почетный гражданин г.Сальска».

Показ иллюстраций с изображением  мирной и военной профессии героя.

САМОХВАЛОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ

       Родился в 1916 г. в селе Самохваловка  в семье крестьянина – бедняка.  После смерти отца  семья переехала в г.Сальск, где проучился 7 лет в школе и поступил в училище. Сначала он работал заведующим библиотекой в с.Ивановка Ему нравилось работать с детьми и он поступает в педучилище. Он работал  сначала учителе, а потом директором в школе.  Перед войной его призвали в ряды Красной Армии.  А в войну он был танкистом.  Он погиб в самом начале войны при обороне г.Белгорода.  В ожесточенном бою с врагами он бился до последнего вздоха. Был примером  храбрости и мужества. Он заживо сгорел в танке, но не сдался  врагу в плен.

 -   За этот подвиг Самохвалову Ф.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он похоронен в селе под Белгородом. Его  подвиг не забыт. Его именем названа улица в нашем городе, школы  в поселке Манычском  и в к-де им.Буденого, где установлены мемориальная доска и бюст героя.

Педагог читает стихотворение С.Махова «Память»  ( на фоне музыки –      «Адажио» Альбиони)

Я сегодня хочу помолиться

За героев минувшей войны.

И до самой земли поклониться

Всем народам Советской страны

Миллионам без вести пропавшим,

В окруженье, в болотах, в снегу.

Миллионам в застенки попавшим,

Но не продавшим душу врагу.

От волнения голос охрипший

Прозвучит, как набат, в тишине…

Двадцать семь миллионов

В той ужасной Великой войне!

Тех, кто вынес утраты и беды,

Голод, холод и ночи без сна,

Чтобы гордое знамя победы

Над Берлином взметнула весна.  ( ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ «Знамя Победы»)

Педагог: - Почтим же   минутой молчания, минутой тишины всех, кто погиб за нас  с вами  в этой войне.

Минута ПАМЯТИ (молчания – звучит метроном в аудиозаписи)

Педагог: - Мы с вами,  ребята  завтра пойдем в музей Боевой Славы в ДПШ, где  хранитель музея  познакомит  нас  с удивительной историей  родного города и  людьми, которые  его  прославили. А сейчас мы   пойдем  на  пл.Свободы почтить память  солдат, отдавших свою жизнь ради  мирного будущего, за нас в сами.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА  на пл. СВОБОДЫ  на возложение  венка  памяти ( живых цветов).

 

 

2.      КОНСПЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭКСКУРСА

Тема «ЧАС  ПАМЯТИ»

( посвященный  76-й годовщине освобождения г.Сальска и Сальского

 района от немецко-фашистских оккупантов)

 

 

Дата: «22» января  2019 г.

Возраст: 10 -12 лет.

ЗАДАЧИ:

1.     Расширить знания детей о подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны, познакомить с

 военной историей, событиями, происходившими в Сальке и Сальском районе в июле 1942- январе 1943 г.г., подвигом сальчан в годы войны.

2.     Познакомить детей  с военной лирикой  и музыкальными произведениями времен Великой Отечественной войны.

3.     Воспитывать чувство уважения и благодарности  к  солдатам,  воевавшим на  фронтах Великой Отечественной войны и солдатам, отдавшим жизнь  за Родину и  за нас – живущих.

ОБОРУДОВАНИЕ:

·        фотоматериал, иллюстративный материал из книг «Оборона Севастополя. Сражение за Кавказ», М.Детская литература, 2005; «Дорогами войны. 1941 – 1945 годы., г.Сальск, 2001 г., «Война народная. Великая Отечественная война 1941 – 1945», Белый город, М., 2005.

·        магнитная доска, магниты

·        фонограмма «Минута  молчания», аудиозаписи песен военных лет.

 

Ход:

I часть проводится в зале.

Педагог: - Нынешний 2019 год  несет с собой много знаменательных дат. Но для всех россиян, - это прежде всего год 74-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая навечно останется в памяти благодарного человечества.

     Мы испытываем неизмеримую благодарность и глубокие чувства признательности ветеранам Великой Отечественной войны, отстоявшим свободу и независимость нашей родины. Склоняем головы перед всеми, кто отдал свои жизни во имя будущего страны. Величие подвига, сила духа и мужество поколения  победителей навсегда останутся примером беззаветного служения Отчизне.

Рассказ педагога о начале войны ( первом военном периоде, событиях, предшествующим  оккупации  г.Сальска и Сальского района- См приложение)

Рассказ педагога о создании Великой песни военного времени «Священная война- См приложение) Рассматривание плаката «Родина –мать зовет!» ( плаката военных лет, автора И.Тондзе)

Прослушивание в аудиозаписи песни «Священная война»                       

 Педагог: - Война прервала мирный, созидательный труд сальчан. В ее первые месяцы были призваны 15 тысяч жителей города и района. Фронт приближался к Сальску. На защиту города встали от мала до велика. Трудовые батальоны из молодежи, женщин и невоеннообязанных мужчин помогли красноармейцам в подготовке оборонительных сооружений. Весь район теперешнего Ново-Сальска и прилегающая территория городского кладбища, берега реки Егорлык были изрыты окопами и противотанковыми рвами.

     С 26 по 31 июля 1942 года решительный бой фашистам у железнодорожного моста  на Маныче дали воины 24-го пограничного полка под командованием полковника Капустина ( показ фото). Полк задержал продвижение врага на несколько дней, дав возможность эвакуировать военную технику, военное снаряжение, население( рассматривание иллюстраций о войне, прослушивание песни «На поле танки грохотали» - народной песни, ставшей  живым памятником)В неравной битве солдаты и командиры проявили массовый героизм. Геройски сражались на Маныче бойцы 1135 Сальского, впоследствии ордена Суворова, полка. Именно им посвятил свою песню наш земляк, поэт и композитор В.Костенко ( дети читают как стихотворение)

Простые ребята из погранполка

Снаряды взрывались,

И степь содрогалась,

Вздувалась и пенилась Маныч – река,

Где насмерть стояли

И Сальск прикрывали

Простые ребята из погранполка.

    «Ни шагу назад!» -

    Эта клятва – решение

   Звучит и поныне среди тишины.

   Они до сих пор в том жестоком сражении,

   Они до сих пор не вернулись с войны.

Фашистские танки

Ползли неустанно,

И «юнкерсы» злобно гудели у вод,

И молвил Капустин:

«Врага не пропустим!

Пусть каждый из нас здесь могилу найдет.

   Над  Манычем синим,

   Над всею Россией

   В зените высоко стоят облака.

   Остались навечно

   В кургане Бессмертья

   Простые ребята из погранполка.

       С 31 июля 1942 г. по 22 января 1943 г. Сальск находился во временной оккупации  В этот период фашистами было убито и замучено более 3 тысяч сальчан ( 3108 чел.), взорвано и сожжено 47 общественных зданий, в том числе больничный городок и здание школы № 2, электростанция. Только в центральной части города фашисты разрушили объектов на 15 млн. рублей. Оккупанты врывались в школы, уничтожали все, что попадалось на глаза: сжигали библиотеки, столы, парты, стулья, ломали и сжигали  экспонаты, приборы и оборудование в кабинетах, выбивали окна и уничтожали заборы и зеленые насаждения вокруг школ. За пол года оккупации немецкими солдатами были взорваны и полностью разрушены цеха  вагонного и паровозного депо, центральная котельная, сожжен и разрушен элеватор ст.Трубецкой ( п.Гигант) и. мн.др. ( показ фото разрушенного Сальска, ст. Цимлянская) Зверства фашистов не знали предела. Они ввели телесные наказания жителей сел Сальского района «за якобы  несерьезное отношение к работе в колхозе», пороли плетьми пожилых  мужчин, женщин, о чем свидетельствуют акты, составленные после освобождения. Жители Сальска также постоянно подвергались пыткам и избиениям за малейшие подозрения недовольством фашистских порядков, по доносам предателей и полицаев, а колхозницу Лопатину Елену Павловну (43 г), фашисты облили бензином и подожгли в ее доме.

Рассматривание иллюстрации к полотну С.В.Герасимова «Мать партизана». Беседа по содержанию.

  - В черные дни оккупации женщины города укрывали, лечили и спасли 267 советских солдат и офицеров. Родная степь давала силы и тем, кто сражался за нее, попал в неволю. О одном из них, Владимире Ильиче Дегтяреве, подробно рассказал польский писатель Игорь Неверли в  своей книге «Парень из Сальских степей».

Педагог: - Выполняя свой священный долг перед павшими на полях сражений, погибшими в тылу, умершими от ран в медсанбатах и военных госпиталях, пропавшими без вести, была создана  областная  «Книга памяти» в 16-ти томах, в которой прописаны имена свыше 290 тысяч наших земляков, уроженцев Дона, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.

Показ и рассматривание  «Книги памяти»

     Сальск, хутора и села района были освобождены в ходе Сталинградской битвы, начавшейся 19 ноября 1942 г., когда войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли одновременно в наступление. (рассказ о жестоких боях на Маныче,  рассматривание военной карты наступления, иллюстраций на военную тему, прослушивание песни «10-й наш десантный батальон»). И нанесли фашистской армии тяжелый урон: 6-я и 4-я танковые немецкие армии в составе 22-х дивизий и 160 отдельных частей оказались в «котле» ( командовал ими генерал Паулюс). Снабжение их осуществлялось самолетами по «воздушному мосту». И одна такая

военная база - аэродром была в Сальске. На аэродроме находилось 372 «Юнкерса», охраняли их 20 зенитных батарей. 9 января 1943 г. летчики-ветераны  662-го штурмового авиаполка ( комиссар Голубев А.)  произвели смелый налет на вражеский аэродром. Возглавлял эту группу капитан Бахтин Иван Павлович ( ныне Герой Советского Союза, полковник в отставке). Во время налета было повреждено 72 немецких самолета После этой операции на груди каждого летчика засверкал орден Боевого Красного Знамени.  Непосредственное участие в освобождении г.Сальска принимали 152-я и 156-я отдельные стрелковые бригады 28-й армии, которыми командовали полковники Иосиф Ефремович Ходос и Григорий Федорович Демурин, погибший на сальской земле и похороненный на площади Свободы. Их именами  и именами многих других героев войны названы улицы и районы города. А на р.Маныч стоит памятная плита в честь героев, освобождавших Сальские степи от врага.

     Но самый большой подвиг совершили сальчане после освобождения города, когда в рекордно короткие сроки надо было восстанавливать все необходимые городу коммуникации, пахать и выращивать на полях хлеб и овощи, чтобы кормить солдат на фронте, давать стране нужную производственную продукцию. И сальчане не жалели для победы ни сил, ни времени. Они любили и любят свой край, а значит, Родину.

Педагог: - Почтим же   минутой молчания, минутой тишины всех, кто погиб за нас  с вами  в этой войне.

Минута ПАМЯТИ ( молчания – звучит метроном в аудиозаписи)

Педагог: - Но, помня о павших, увековечивая память воинов, не вернувшихся с полей сражений, мы никогда не должны забывать о ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны, которые своим ратным подвигом защищали Родину, сохранили мир на земле.

 - Ребята, как мы можем отдать дань уважения, как выразить благодарность им? ( ответы детей)

 II часть: Практическая  работа:

- ТБ при работе с ножницами, клеем.

- Обсуждение содержания и составление текста поздравления для ветеранов войны и тружеников тыла.

- Изготовление поздравления ( поздравительного плаката, индивидуальных поздравительных открыток) в честь 76-й годовщины освобождения г.Сальска и Сальского района от немецко-фашистских захватчиков.

- Определение места, где можно разместить плакат, чтобы его могли прочесть как можно больше жителей микрорайона.

ИТОГ: вывешивание поздравительного плаката. Поздравление ветеранов войны и тружеников тыла с праздником.

III часть:  Целевая прогулка к памятнику  погибших сальчан ( обелиск у кирпичного завода)

·        проведение трудового десанта  по  наведению порядка у обелиска;

·        минута  молчания, возложение цветов в  память о погибших и замученных мирных жителей в месяцы фашистской  оккупации.

Перспектива деятельности: проведение экологической  акции «Аллея памяти» по озеленению территории обелиска (посадка деревьев, цветов) – апрель 2019 г.

 

 

 

 

 

3.ЭКСПРЕСС - ЧАС

Тема «ДЕТИ   ВОЙНЫ»

( День Юного героя  антифашиста –08.01)

Возраст: 10 – 12 лет.

 

ЦЕЛЬ – нравственно-патриотическое воспитание детей.

Задачи:

1.     Ознакомление детей с военной историей страны, подвигами детей в годы войны.

2.     Формирование исторической памяти.

3.      Учить  уважать погибших и чтить память о них.

 

Форма проведения: исторический лекторий.

 В лектории №1:  Использован   исторический материал о подвигах  детей – героев, проживающих  в Ростовской области ( г.Ростове-на-Дону, г.Сальске): Вите Черевичкине, Саше Чебанове, Джемми Горячкиной.

 

Ход:

Звучат музыка- адажио  Альбиноне ( аудиозапись)

Ведущий ( на фоне музыки): - Сегодня мы будем говорить о детском подвиге, о детях – героях, потому как в тяжелые годы Великой Отечественной войны на защиту  Родины встало не только взрослое население страны, но и дети, которые считали своим долгом помогать во всем взрослым, сражаться рядом со старшими – отцами, братьями.

А ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

     Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

       Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не гнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. А ведь многим из них было на 3 -5  лет больше чем вам сейчас.

       Маленькие герои большой войны. И сегодня рассказы только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа 65 лет назад.

 

1.     САША  ЧЕБАНОВ ( рассказ педагога с демонстрацией фотографий из семейного архива, карта Ростовской обл. с отметкой городов Ростов- на Дону, г. Сальск)

- Многие почему – то считают, что герои получаются из озорных мальчишек. А Саша Чебанов не был таким. Он с детства был добрым и ласковым, глядел на мир широко открытыми, доверчивыми глазами. Но иногда над ними сходились темные брови. Это когда кто-то пытался обидеть его или его товарищей. В такие минуты он становился решительным, умел постоять за себя и других. Таким он был и во время войны.

   Война началась неожиданно в тайно намеченный вероломным врагом мирный предутренний час и растянулась на долгие дни, тревожные месяцы, годы… Она призвала на фронт отцов, старших братьев. Ребята тоже хотели идти за ними. Но им говорили: «Вам еще рано. Подрасти надо».

Когда же надела форму бойца народного ополчения его мама, Саша, сдвинув брови, сказал: «И я с тобой». ( пояснить детям термин «народное ополчение»)

   На войне не сразу приходит победа. Вместе со старшими Саше привелось испытать горечь отступления из родного города Ростова-на-Дону, где было так много дорогого – улица, на которой он родился, любимая школа, товарищи…

   Суровой осенью 1942-го полк народного ополчения встал насмерть на пути фашистов. И Саша, как настоящий солдат, верный воинскому долгу, дрался до последнего на 104-й высоте. Юный боец стал равным среди равных в своем полку, был посмертно награжден медалью «За освобождение Кавказа» ( показать фото медали ) и памятным значком ветеранов 56-й армии, формировавшейся в его Ростове.

    «Саша любил школу, своих товарищей… И больше всего Родину, - рассказывала его мама ребятам на пионерских сборах. – За Родину он погиб…»

 

2.      ВИТЯ  ЧЕРЕВИЧКИН.

    Когда в 1942 году  фашисты захватили  город Ростов-на-Дону, многие  жители ушли в партизаны. Они вредили захватчикам как могли: взлетали на воздух машины, склады с боеприпасами, военная техника, почти ежедневно фашисты и их приспешники ( полицаи и предатели) находили себе могилу от партизанских пуль.

     Партизаны в многолюдных местах расклеивали листовки со сводками Совинформбюро, с призывами к советским людям подняться на борьбу с оккупантами

 Педагог зачитывает  текст: «Товарищи ростовчане! С каждым днем близится час нашего освобождения. Враг отступает. Фашисты, отходя, грабят население, уводят всю молодежь в тыл… Скрывайтесь от эвакуации, не выполняйте приказы немецкого командования, уничтожайте ненавистного врага!»

     Расклеиванием и распространением листовок по всему городу занимались все партизаны и подпольщики. Хорошо справлялись с этой работой дети. Витя Черевичкин  со своими друзьями, такими же мальчишками- Саввой Латошниковым, Толей Подушко и Аликом Арнаутовским однажды наклеили листовку на здание гестапо.  Мальчишки прокалывали шины на  военных машинах, выпускали бензин из баков, насыпали в них мелкую металлическую стружку, собирали и прятали оружие, переправили через Дон командира и двух красноармейцев.

     С детства Витя любил голубей. Когда в город пришли фашисты, он их спрятал в подвал. Ранним ноябрьским утром Витя ушел подальше от дома, в балку, и выпустил птиц полетать. Неожиданно для него по птицам ударила автоматная очередь, со двора выскочили фашисты и с криком «партизан» схватили его. Гестаповцы подвергли Витю страшным пыткам, требуя выдачи партизан. Он пал смертью героя, но никого не выдал. Память о нем увековечена в названии улицы, парка, в котором стоит памятник мальчику с голубем в руке и станции детской железной дороги. О нем написана песня.

 

3. ДЖЕММИ  ГОРЯЧКИНА

Джемми  Горячкина жила в нашем родном городе Сальске, училась в средней школе № 1. Почему у нее было такое необычное имя, спросите вы? Родители назвали ее в честь испанской коммунистки, смело сражавшейся с врагами в своей стране.  Но война оборвала  детство Джемми так же как  многих других детей. Когда немцы были уже близко от нашего города, стали срочно эвакуировать из города детей, раненных, женщин и стариков. В одном из грузовиков ехала Джемми, а когда машина проезжала переезд,  вдруг неожиданно заглох мотор и грузовик  остановился прямо на рельсах. Шофер как ни старался, никак не мог завести машину и вдруг вдалеке появился грузовой поезд. Он приближался очень быстро, машинист сигналил, но раненых бойцов невозможно было очень быстро вынести с машины. И тогда Джемми сняла с шеи красный пионерский галстук, подняла его высоко вверх и побежала по рельсам навстречу поезду, чтобы показать, что случилась беда. Машинист резко затормозил поезд, но он продолжал ехать по рельсам и под его колесами погибла 12-летняя девочка. Она не свернула  и не остановилась, в это время она думала только о тех людях, которые были в машине и не могли спастись. И она их спасла ценой своей жизни. Подвиг девочки помнят сальчане спустя столько лет, о ней собраны документы в городском Музее Дома пионеров и школьников. Имя Джемми Горячкиной  было присвоено  пионерской организации и теперь носит  детское объединение средней школы № 1 г.Сальска.

 

Заключение: - Ни на миг не дрогнули юные сердца. Их  повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что даже трудно в это поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. И многим посмертно  было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (показ  фото  золотой звезды Героя СССР)

- Какими качествами обладал каждый из них? (смелость, мужестве, стойкость, храбрость, любовь к своей семье и  стране др.)

- Во имя независимости нашего народа они отдали свои жизни. Объявляется

МИНУТА ПАМЯТИ ( минута молчания. Звучание метронома в  записи).

- И пусть  каждый задаст себе вопрос: - А я смог бы поступить так? – и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

 

 

4.ЭКСПРЕСС - ЧАС

Тема  «Жить в коротком слове «ПАМЯТЬ...»

( посвященная дате вывода советских войск из Афганистана

15 февраля 1989 года )

 

Задачи:

 1. Приобщение к изучению традиций прошлого, развитие интереса к настоящему и будущему.

2. Воспитание причастности к подвигу тех, кого нет, кто рядом, в чьих судьбах отразилась история страны, формирование исторической памяти.

3. Воспитание духа патриотизма, уважения к подвигу и военным заслугам земляков.

Материал:

·        Слайдовая презентация;

·        Видео-ролик «Они были а Афгане…» ( материалы боевого братства Сальского района)

·        Папка – раздвижка;

·        Музыкальное оформления беседы, запись «минуты молчания».

 

ХОД

Педагог:

    Знаменательные даты, исторические даты…  Как много их в истории нашей      страны! 15 февраля стало одной из них именно в этот день в 1989 году окончилась война, которую в народе называли афганской. Это день памяти воинов – интернационалистов.

    За годы военных действий на афганской земле погибли 11 сальчан. В этот памятный день мы склоняем головы перед памятью наших земляков, перед родителями, воспитавшими верных воинской присяге сыновей

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ( минута памяти)

Педагог:

   И все-таки 15 февраля – это праздник со слезами на глазах, потому что в Афганистане погибли около 15.000 солдат и офицеров, честно и достойно выполнявших свой воинский долг. Этого мы, живущие не должны забывать. В городском Доме пионеров и школьников работает  детское патриотическое объединение «Подвиг» при музее «Служу Отечеству», руководимое Т.А.Лозой, настоящим энтузиастом своего дела.

       Чтить память – святое дело. Но не менее святое – уметь жить рядом с живыми, которым так нужны забота и поддержка.  В музее есть экспозиция, посвященная афганской войне, которая называется «В прицеле матери висок, не нажимайте на курок…». Вспоминая о героях той войны, нельзя забывать о матерях, отцах и вдовах погибших. Ведь они живут рядом с нами, бессонными ночами перечитывая весточки, присланные когда-то с афганской земли. Есть в нашем городе тихая улочка, носящая имя прапорщика Сергея Дадаева. А по ул.Свободы живет его мама Лиина Гавриловна, отдавшая той войне единственного сына. Всю жизнь проработала она в железнодорожной больнице. Помнят о ней ребята из гимназии

№ 2, где учился сын, помогает районная администрация, ребята из отдела молодежи.

      По улице Соцтруда, 31, живут родители Валерия Подгорного – Анатолий Михайлович и Лидия Ивановна. Они очень нуждаются в помощи и поддержке…

      В 19 лет погиб житель Гиганта Андрей Самойлов, награжденный орденом красной Звезды. Живут в поселке его осиротевшие родители – Иван Андреевич и Анастасия Ивановна.

      Тем парням было в среднем по 20 лет. Как это много в измерении исторических перемен последнего времени! И как ничтожно мало, если столько тебе отведено судьбой.

 Не все  вернулись с той

                       войны домой,

И никогда уже

                      не возвратятся…

Но в миг покоя,

                      тишины ночной

Они в сердца к нам,

                       слышите, стучатся!

       Боль невосполнимой утраты навсегда поселилась в сердцах и душах матерей, отцов, вдов. Но чужой беды и чужой боли не бывает. Ведь эти люди живут рядом с нами. И требуется совсем немного нашего внимания и заботы.

      В поселке Манычстрой живет отец погибшего в Афганистане рядового Александра Погорелова, в свои 19 лет награжденного орденом Красной Звезды…

      В Новом Егорлыке живет семья старшего прапорщика Юрия Петровича Светличного, умершего от полученных в Афганистане ран.

      В Сальске, по улице Крымского, 100, живут Михаил Филиппович и Анна Алексеевна Гридины, потерявшие в той страшной войне сына Геннадия. Он был обычный парень. Призвали – пошел служить, под пулями не струсил. В гости к старикам иногда приходят дети из шестой школы…

      В коротком слове «память» будут всегда жить погибшие ребята. Родители могут гордиться сыновьями, честно выполнившими свой воинский долг.

     Вечная память сыновьям, а родителям – большая благодарность за воспитание настоящих солдат!

 

Как хочется оставить всех в живых

В конце концов последнего романа,

Но только так, чтоб было без обмана…

И все-таки оставить всех в живых.

 

Педагог зачитывает «Обращение военного комиссара Сальского и Песчанокопского района в воинам – афганцам»:

    Уважаемые офицеры, прапорщики, сержанты и старшины!

Ровно 21 год назад, выполняя международные договоренности, Советский Союз вывел свои войска из Афганистана. События этих девяти месяцев, с 15 мая 1988 по 15 февраля 1989 года, до сих пор являются примером политического урегулирования «афганской проблемы». А проведенная командующим 40-й армией операция по выводу Ограниченного контингента из воюющего Афганистана вошла в учебники как один из примеров достижений военной науки.

    «Ограниченный контингент» - политический термин. В действительности это была полнокровная армейская группировка. Через горнило Афганистана прошли 5 миллионов военнослужащих, 50 тысяч были ранены, 7 тысяч стали инвалидами, 15 тысяч погибли. Память о них жива в сердцах тех, кто воевал в Афганистане…

     Сегодня мы отдаем дань уважения всем воинам-афганцам, которые с честью выполнили свой воинский  долг, проявили в боях мужество и героизм. Вечная память всем не вернувшимся на родную землю.

     

ПРОСМОТР ВИДЕО-РОЛИКА «ОНИ БЫЛИ В АФГАНЕ…»

 

 

4.     МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС – ЧАС

Тема «Песни в военной шинели»

 

Цель – патриотическое воспитание детей средствами  искусства. Показать детям роль слова в воспитании патриотического духа людей.

 

74– летию Великой Победы российского солдата в Великой Отечественной войне посвящается

Оформление: стенд с иллюстрациями по теме; слайдовая презентация по содержанию.

 

ХОД

Педагог: (читает на фоне звона колоколов)

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей.

А в них набаты жестоких битв

И созиданий даты.

Они гремят,

В них отзвук прежних дней:

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

 

1. БЛОК  - ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

«Священная война» ( фонограмма, рассказ педагога о рождении песни в первые дни войны, о том, как  слова песни воспринимались  простыми людьми и вели солдат в бой)

 

2.БЛОК  ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

·        «В землянке» (  прослушивание в записи, рассказ педагога )

·        «Темная ночь» (  прослушивание в записи, рассказ педагога )

·         «Катюша» ( поют все – дать тексты)

3. БЛОК - ПРОЩАЛЬНЫЕ ПЕСНИ

·        «Вечер на рейде» ( прослушивание в записи)

·        «Эх, дороги» ( беседа по содержанию песни)

·        «Огонек»

 

·         4. БЛОК – ЗВУЧАЩИЕ ПЕСНИ – ПАМЯТНИКИ

·        «Журавли»

·        «Алеша»

·        «Последний бой»

·        Песня десятого десантного»

 

Педагог:

О, сколько прошло уже светлых  лет,

А все не кончается горький след.

И нынче для каждой десятой женщины

Нет ни цветов, ни фаты невесты.

И ей будто злою судьбой завещано

Рядом навечно  пустое место.

Безмолвье – ему, безнадежность ей,

Только бы все это не забылось,

Только бы люди стали мудрей

И все это снова не повторилось. ( Э.Асадов «Статистика войны»)

 

 

 

 

6.Тематический  ЭКСПРЕСС -  ЧАС

 

 «РОССИЯ — НАШ  ОБЩИЙ  ДОМ»

 

Возраст: 8-12 лет

ЗАДАЧИ:

1.Показать красоту русской природы через поэтическое слово, художественное творчество.

2.Систематизировать знание государственной символики, их роль в жизни россиянина

4.Воспитывать любовь к стране и уважение к традициям  народов, населяющих Россию.

ОФОРМЛЕНИЕ   и АТРИБУТЫ:

·        Слайдовая презентация (репродукции к полотнам русских художников;

иллюстрации Московского Кремля);

·        аудиозаписи  песен «Москва», «Голубой вагон», русских песен; Римн России;

·        Герб, флаг РФ;

·        карта России;

·        краски, кисти, бумага, карандаши ( для рисования).

 

 

МЕТОДЫ:

·        словесные (беседа, рассказ, объяснение, поэтическое слово);

·        наглядные (фотографии, иллюстрации полотен русских художников);

·        игровые (загадки);

·        творческого развития (рисование).

 

ХОД

I часть:

Педагог: - Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю, по нашей Родине — России. Люди издавна прославляли свой родной край делами,  песнями, стихами, замечали красоту красоту своей Родины. И мы сегодня еще раз насладимся этой красотой. А чтобы нам было веселей в пути, все вместе, дружно исполним песню «Голубой вагон».

 Звучит песня Шаинского «Голубой вагон» (дети подпевают)

Педагог показывает на карту России:

- Как широка и необъятна наша страна! Она протянулась на многие тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. Наша  страна — это и холодные вечные льды Северного Ледовитого океана, это и северные тундры с полярным днем и полярной ночью, это и огромные территории таежных , смешанных и широколиственных лесов, это  и бескрайние степи, дающие нам хлеб. Мы любим Россию за ее несметные сокровища и искреннюю широкую душу.

Педагог: Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет над ней,

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей!

Вот она, Россия — наша страна,

Очень и очень большая она,

Россия — Родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем!

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем,

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем!

Рассматривание иллюстраций и репродукций полотен русских художников из книг и альбомов «Родные просторы» (  сотрудничество с БИЦ ) Беседа о красоте русской природы.

Педагог: - На лугу гудят шмели,

Незабудки расцвели,

Распустились клевера,

Значит луг косить пора.

Луг нарядный, неизмятый,

Пахнет медом, пахнет мятой.

    Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

     На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов!

Столько песен у России,

Сколько во поле цветов. Звучит  народная песня ( аудиозапись)

А слова ее простые,

Душу трогают до слез.

Столько песен у России,

Сколько в рощицах  берез,

Словно музыка степная,

Золотая рожь встает,

в полный голос  дышит колос -

Это Родина поет!

Беседа  о столице России — г. Москве, о Кремле с включением современных фоторгафий и иллюстраций.

Педагог: - Россия — мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

- Да вы, ребята, бери дружно,

Тащить сваюшку нам нужно!

4.     Да вы, ребята, не робейте,

Свою силу не жалейте!

Рассматривание иллюстраций «Московский кремль»

Славен город наших дедов.

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год -

Наша гордость и оплот.

И любыми временами

За кремлевскими стенами,

Русь спасая от невзгод,

Жил великий наш народ.

Прослушивание фрагмента песни «Москва, звонят колокола»  ( в испол. О.Газманова)

Песни русские такие,

Что охота подпевать...

Столько песен у России,

Никому не сосчетать.

Педагог: - Но есть в нашей стране главная песня. Когда она звучит — все люди, не зависимо от национальности, вероисповедания, встают  и слушют молча. А если знают слова — поют.

Эта песня день начинает.

Эта песня день завершает.

Эта песня победу венчает.

Как эту песню называют?    ( Гимн России)

Прослушивание  Гимна  ( стоя)

Загадка о гербе:

Это тоже символ страны.

Мы его видеть и знать должны.

Рассматривание Герба России ( его содержания,символики).

Загадка о флаге:

Это полотнище — страны нашей знак.

Гордо реет российский флаг.   ( значение трех цветов флага)

Рассказ педагога об отношении к флагу: спортсменов, военных, политиков.

Рассказ педагога о народах, проживающих на территории России многие века, о дружбе, об умении уживаться друг с другом, а в трудные годы Великой Отечественной войны сумевших сплотиться, чтобы победить врага.

Подчеркнуть, что День единения и согласия — это день, который дает возможность каждому человеку задуматься, как жить дальше, как относиться к  людям, его окружающим. Надо жить по принципу «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе» т.д.

II часть: Рисование по теме занятия. По окончании проводится выставка работ.

 

 

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне покоя не дает..."

Экспресс-часы и исторические экскурсы к месячнику по  патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала "Память мне  покоя не дает..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020