Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска
ЭКСПРЕСС – ЧАСЫ и ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСЫ
к месячнику по патриотическому воспитанию школьников на основе краеведческого материала
«ПАМЯТЬ МНЕ ПОКОЯ НЕ ДАЁТ…».
Разработал:
Артюшина Наталья Николаевна,
методист МБУ ДО ДПШ
им. Н.И.Филоненко г. Сальска
2019 год
От автора
Экспресс – час – это короткая оперативная информация. В воспитательной работе педагога - это пятнадцатиминутная тематическая форма общения с учащимися по актуальным вопросам на данный период времени.
Проводя
такие беседы с учащимися, педагогу важно помнить о базовых ценностях,
понятиях и принципах отечественного
гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Педагогам важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту.
Педагогам предлагаются темы для проведения экспресс - часов в рамках месячников по патриотическому воспитанию школьников, которые можно использовать на классных часах, на занятиях в учреждениях дополнительного образования, на уроках истории в школе (с включением краеведческих аспектов и событий).
1. КОНСПЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭКСКУРСА
Тема: «ГЕРОИ САЛЬСКИХ СТЕПЕЙ»
Проведение: 22 января – ко Дню освобождения г. Сальска и Сальского района от немецко – фашистских захватчиков; 8 мая- Ко Дню Победы.
От автора: Исторический экскурс можно разделить на 2-3 экспресс-часа, который завершится целевой прогулкой к мемориалу «Поклон».
ЗАДАЧИ:
1. Дать детям знания о подвигах земляков – Героев Советского Союза.
2. Познакомить детей с военной лирикой поэта-земляка С.Махова.
3. Воспитывать чувство уважения и благодарности к солдатам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны и солдатам, отдавшим жизнь за Родину и за нас – живущих.
Предшествующая работа:
· Беседы об истории г.Сальска;
· Целевые прогулки к историческим памятникам, памятным плитам;
· Встреча с ветераном Великой Отечественной войны;
· Рассматривание альбомов с иллюстрациями об армии и Великой Отечественной войне;
Методические приемы:
1.Словесные:
- чтение стихов
- беседа
2. Наглядные
- рассматривание планшета
- просмотр фото и иллюстративного материала
3. Стимулирования
-создание эмоциональных и нравственных переживаний ( минута молчания, музыкальный фон)
-актуальность
-разъяснение личностной и общественной значимости
-показ перспективы данного занятия (получение знаний в музее, совершение целевых прогулок к памятным местам )
ОБОРУДОВАНИЕ:
· фотоматериал, иллюстративный материал
· мольберт
· фонограмма «Минута молчания», аудиозапись «Адажио» Альбиони
· планшет «Они ковали Победу».
Ход:
Педагог: - Мой рассказ будет о тяжелых годах Великой Отечественной войны российского народа с немецко – фашистскими оккупантами в 1941 –1945г.г.
Когда врага пришли на нашу землю, все взрослые мужчины ушли защищать свою землю, свои семьи.
- Сегодня памятная дата для всех жителей города Сальска и Сальского района. Ровно 63 года назад доблестная 28 Армия Южного фронта выгнала с Сальской земли фашистских оккупантов, которые хозяйничали здесь пол года. 6 месяцев фашисты пробыли в нашем городе, но за это время наделали много беды мирным жителям: на месте кирпичного завода и в сараях артели им. Серова фашисты устроили лагеря, куда сгоняли мирных жителей ( женщин, детей, стариков). Каждый день они убивали по 100 человек и сбрасывали их тела в глубокие кирпичные карьеры и в силосные ямы, а хоронить не давали. За пол года фашисты расстреляли 2108 чел. В городе в школах и больницах они устраивали свои штабы, госпиталя и даже конюшни, чтобы показать как они ненавидят наш народ. За пол года оккупации фашисты разрушили и сожгли в городе 47 общественных зданий ( электростанцию, больничный городок, школу №2).
- Все народы нашей большой страны встали на защиту земли русской, своих семей и выгнали поганую нечисть далеко за пределы нашей Родины, добили их в их же логове – в Берлине. В этих рядах были и наши земляки…..
Показ планшета «Они ковали Победу»
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
ПИВОВАРОВ МИХАИЛ ЕВДОКИМОВИЧ
Родился в 1922 г. в с.Новый Егорлык в семье колхозника. В 1937 г. закончил школу и поступил в военное летное училище. В годы Великой Отечественной войны сражался с врагом, был командиром истребительного полка. Он был смелым, мужественным. В воздушных боях сбил 37 вражеских самолетов и уничтожил много техники врага. За военные подвиги ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Михаил Евдокимович вернулся домой в родное село. Из-за многочисленных ранений он не долго жил после Победы ( умер в 1949 г.). Его именем названы улицы в селе Новый Егорлык, в г.Сальске и даже в г.Ростове-на - Дону. Его имя начертано золотыми буквами на памятнике в родном селе.
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
ТЕРЕНТЬЕВ БОРИС ИВАНОВИЧ
Терентьев Б.И. родился в ст. Пролетарской в 1923 г. Потом они с семьей переехали в г.Сальск . Борис Иванович учился в школе №9. Когда закончил школу, пошел работать на завод КПО токарем. Когда началась война, он пошел защищать Родину от фашистских захватчиков. Сражался он в составе стрелкового полка, был пулеметчиком. Однажды командование дало приказ «Не пропустить врага на высоту» у х. Бахмацкий. Шесть дней пулеметное отделение Терентьева Б.И. участвовало в окружении фашистских войск в междуречье Дона и Волги. Пять атак гитлеровцев были отбиты. И даже когда все бойцы погибли, в живых остался только Борис Иванович, он продолжал мужественно сражаться с врагом. В этом бою его тяжело ранило в ногу. Истекая кровью, он продолжал вести огонь. Немцы отступили назад. Задание командования «удержать врага» было выполнено.
За этот подвиг 19-леьнему Борису Терентьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Врачам в госпитале не удалось вылечить раненную ногу и домой он пришел без ноги.
После войны Борис Иванович вернулся в родной город и работал начальником автоколонны. После смерти он был похоронен на пл. Свободы у мемориала «Поклон» ( памятника погибшим героям).
Педагог: - Героям Сальских степей и всем солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны наш сальский поэт – земляк Сергей Махов посвятил это стихотворение ( показ сборника стихов поэта и иллюстрации «У обелиска»)
Чтение отрывка из стихотворения «Помин святого дня» ( учащийся )
Звезда на скорбном обелиске.
Стоим с цветами – я и дед.
- А ну-ка, внук, прикинь по списку,
Во что нам вышел гром побед?
И тихо я напомнил деду
Одиннадцать родных имен,
Что в сорок третьем, за Победу,
Легли под золото знамен.
Дед на «катюше» под Варшавой
Громил врага и знал приказ:
Идти вперед иль «смерть со славой»,
Да видно Бог от смерти спас.
Так и стоим у обелиска…
«Сто грамм» - помин святого дня –
За тех, кто нынче близко - близко,
За вас, погибшая родня!
Педагог объясняет детям, что такое «фронтовые 100 грамм».
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
ФИЛОНЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Родился в 1923 г. в г.Сальске в рабочей семье. После окончания школы пошел работать токарем на завод КПО. Юным 18-летним парнишкой он ушел на фронт защищать свою Родину. Николай Иванович был артиллеристом, командовал орудийным расчетом. В боях у реки Западная Двина его орудия метко стреляли и уничтожили много вражеской техники. За смелость и отвагу в боях ему присвоено звание Героя Советского Союза.
После победы Николай Иванович вернулся в родной Сальск, где долгие годы трудился. Николай Иванович Филоненко был награжден орденом Ленина и медалью Золотая Звезда и ему присвоено звание Почетный гражданин г.Сальска.
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
МИТЯШКИН АКИМ ГАВРИЛОВИЧ
Родился в с.Бараники,е и прошли его детство и юность. Трудился в хозяйстве. Во время войны был стрелком, оборонял г. Сталинград. В тяжелых боях был ранен, после выздоровления вернулся в строй. Участвовал в битвах под Курском, где его пять ранили. Немцы сопротивлялись, не хотели уходить с русской земли и поэтому воевать было тяжело. В любом бою его могли убить. Зимой бойцы переправлялись через реку, в которой была ледяная вода. Они грузили боеприпасы и военную технику на плоты. А фашисты их в это время бомбили с самолетов и из орудий. А один раз Акиму Гавриловичу пришлось
поднимать бойцов в атаку и вместо погибшего командира повести в бой. Этот бой наши солдаты выиграли.
За эти подвиги Митяшкина Акима Гавриловича наградили золотой звездой Героя Советского Союза. Но до Победы наш герой не дожил. Он погиб в тяжелых боях за освобождение Родины.
Чтение отрывка из стихотворения «Реквием» С.Махова ( учащийся )
Вечный огонь у могилы героев
Бликами тронет гранит…
Славу погибших бойцов не уроним! –
Память надежно хранит.
Как за Россию родимую встали
Грудью на танки врага.
Как неприступной преградою стали
Крови людской берега.
Души погибших в далекие дали
Славу бойцов унесли –
Тех, что не дрогнули и не предали,
Землю святую спасли.
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
РЫБАЛЬЧЕНКО СЕМЕН ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился в с.Новый Егорлык в семье крестьянина. Работал шофером и комбайнером. Во время войны был комиссаром в стрелковой роте. Он умело учил бойцов воевать и не бояться врага и в бою всегда был первый. В одном бою у реки Прут около Румынии Рыбальченко С.В. с тремя бойцами убил в бою 20 немцев, а троих взял в плен. А в другом бою вместе с бойцами он уничтожил 2 пулемета и его рота победила. Он был смелым разведчиком и взял в плен 10 немцев.
За все эти подвиги Семена Васильевича посмертно наградили золотой звездой Героя Советского Союза.
Рассказ ребенка совместно с воспитателем – подготовительная гр. «Непоседы»
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
МАНДРЫКИН ЕФИМ ИВАНОВИЧ
Родился в 1925 г. в с.Крученая Балка в семье сельских труженников. Он жадно тянулся к знаниям, поэтому после школы поехал учиться в Новочеркасский техникум. После окончания работал на Сальском элеваторе. 22 июня 1941 г. – начало войны – Мандрыкин Е.И. встретил под г.Минском, где служил в десантных войсках. Участвовал в освобождении Украины и Донбаса, воевал на Крымском перешейке.
Звание Героя Советского Союза получил в ноябре 1943 г. за осовобождение г.Мелитополя.
Педагог: - За военные заслуги награжден медалью «Золотая звезда», орденами им.Ленина, им.Суворова Ш степени, Красной Звезды, Александра Невского, Красного Знамени; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги»,он Почетный гражданин 4-х украинских городов, которые освобождал в годы войны.
В 1995 г. Ефиму Ивановичу было присвоено звание «Почетный гражданин г.Сальска».
Показ иллюстраций с изображением мирной и военной профессии героя.
САМОХВАЛОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ
Родился в 1916 г. в селе Самохваловка в семье крестьянина – бедняка. После смерти отца семья переехала в г.Сальск, где проучился 7 лет в школе и поступил в училище. Сначала он работал заведующим библиотекой в с.Ивановка Ему нравилось работать с детьми и он поступает в педучилище. Он работал сначала учителе, а потом директором в школе. Перед войной его призвали в ряды Красной Армии. А в войну он был танкистом. Он погиб в самом начале войны при обороне г.Белгорода. В ожесточенном бою с врагами он бился до последнего вздоха. Был примером храбрости и мужества. Он заживо сгорел в танке, но не сдался врагу в плен.
- За этот подвиг Самохвалову Ф.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он похоронен в селе под Белгородом. Его подвиг не забыт. Его именем названа улица в нашем городе, школы в поселке Манычском и в к-де им.Буденого, где установлены мемориальная доска и бюст героя.
Педагог читает стихотворение С.Махова «Память» ( на фоне музыки – «Адажио» Альбиони)
Я сегодня хочу помолиться
За героев минувшей войны.
И до самой земли поклониться
Всем народам Советской страны
Миллионам без вести пропавшим,
В окруженье, в болотах, в снегу.
Миллионам в застенки попавшим,
Но не продавшим душу врагу.
От волнения голос охрипший
Прозвучит, как набат, в тишине…
Двадцать семь миллионов
В той ужасной Великой войне!
Тех, кто вынес утраты и беды,
Голод, холод и ночи без сна,
Чтобы гордое знамя победы
Над Берлином взметнула весна. ( ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ «Знамя Победы»)
Педагог: - Почтим же минутой молчания, минутой тишины всех, кто погиб за нас с вами в этой войне.
Минута ПАМЯТИ (молчания – звучит метроном в аудиозаписи)
Педагог: - Мы с вами, ребята завтра пойдем в музей Боевой Славы в ДПШ, где хранитель музея познакомит нас с удивительной историей родного города и людьми, которые его прославили. А сейчас мы пойдем на пл.Свободы почтить память солдат, отдавших свою жизнь ради мирного будущего, за нас в сами.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА на пл. СВОБОДЫ на возложение венка памяти ( живых цветов).
2. КОНСПЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭКСКУРСА
Тема «ЧАС ПАМЯТИ»
( посвященный 76-й годовщине освобождения г.Сальска и Сальского
района от немецко-фашистских оккупантов)
Дата: «22» января 2019 г.
Возраст: 10 -12 лет.
ЗАДАЧИ:
1. Расширить знания детей о подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны, познакомить с
военной историей, событиями, происходившими в Сальке и Сальском районе в июле 1942- январе 1943 г.г., подвигом сальчан в годы войны.
2. Познакомить детей с военной лирикой и музыкальными произведениями времен Великой Отечественной войны.
3. Воспитывать чувство уважения и благодарности к солдатам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны и солдатам, отдавшим жизнь за Родину и за нас – живущих.
ОБОРУДОВАНИЕ:
· фотоматериал, иллюстративный материал из книг «Оборона Севастополя. Сражение за Кавказ», М.Детская литература, 2005; «Дорогами войны. 1941 – 1945 годы., г.Сальск, 2001 г., «Война народная. Великая Отечественная война 1941 – 1945», Белый город, М., 2005.
· магнитная доска, магниты
· фонограмма «Минута молчания», аудиозаписи песен военных лет.
Ход:
I часть проводится в зале.
Педагог: - Нынешний 2019 год несет с собой много знаменательных дат. Но для всех россиян, - это прежде всего год 74-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая навечно останется в памяти благодарного человечества.
Мы испытываем неизмеримую благодарность и глубокие чувства признательности ветеранам Великой Отечественной войны, отстоявшим свободу и независимость нашей родины. Склоняем головы перед всеми, кто отдал свои жизни во имя будущего страны. Величие подвига, сила духа и мужество поколения победителей навсегда останутся примером беззаветного служения Отчизне.
Рассказ педагога о начале войны ( первом военном периоде, событиях, предшествующим оккупации г.Сальска и Сальского района- См приложение)
Рассказ педагога о создании Великой песни военного времени «Священная война- См приложение) Рассматривание плаката «Родина –мать зовет!» ( плаката военных лет, автора И.Тондзе)
Прослушивание в аудиозаписи песни «Священная война»
Педагог: - Война прервала мирный, созидательный труд сальчан. В ее первые месяцы были призваны 15 тысяч жителей города и района. Фронт приближался к Сальску. На защиту города встали от мала до велика. Трудовые батальоны из молодежи, женщин и невоеннообязанных мужчин помогли красноармейцам в подготовке оборонительных сооружений. Весь район теперешнего Ново-Сальска и прилегающая территория городского кладбища, берега реки Егорлык были изрыты окопами и противотанковыми рвами.
С 26 по 31 июля 1942 года решительный бой фашистам у железнодорожного моста на Маныче дали воины 24-го пограничного полка под командованием полковника Капустина ( показ фото). Полк задержал продвижение врага на несколько дней, дав возможность эвакуировать военную технику, военное снаряжение, население. ( рассматривание иллюстраций о войне, прослушивание песни «На поле танки грохотали» - народной песни, ставшей живым памятником)В неравной битве солдаты и командиры проявили массовый героизм. Геройски сражались на Маныче бойцы 1135 Сальского, впоследствии ордена Суворова, полка. Именно им посвятил свою песню наш земляк, поэт и композитор В.Костенко ( дети читают как стихотворение)
Простые ребята из погранполка
Снаряды взрывались,
И степь содрогалась,
Вздувалась и пенилась Маныч – река,
Где насмерть стояли
И Сальск прикрывали
Простые ребята из погранполка.
«Ни шагу назад!» -
Эта клятва – решение
Звучит и поныне среди тишины.
Они до сих пор в том жестоком сражении,
Они до сих пор не вернулись с войны.
Фашистские танки
Ползли неустанно,
И «юнкерсы» злобно гудели у вод,
И молвил Капустин:
«Врага не пропустим!
Пусть каждый из нас здесь могилу найдет.
Над Манычем синим,
Над всею Россией
В зените высоко стоят облака.
Остались навечно
В кургане Бессмертья
Простые ребята из погранполка.
С 31 июля 1942 г. по 22 января 1943 г. Сальск находился во временной оккупации В этот период фашистами было убито и замучено более 3 тысяч сальчан ( 3108 чел.), взорвано и сожжено 47 общественных зданий, в том числе больничный городок и здание школы № 2, электростанция. Только в центральной части города фашисты разрушили объектов на 15 млн. рублей. Оккупанты врывались в школы, уничтожали все, что попадалось на глаза: сжигали библиотеки, столы, парты, стулья, ломали и сжигали экспонаты, приборы и оборудование в кабинетах, выбивали окна и уничтожали заборы и зеленые насаждения вокруг школ. За пол года оккупации немецкими солдатами были взорваны и полностью разрушены цеха вагонного и паровозного депо, центральная котельная, сожжен и разрушен элеватор ст.Трубецкой ( п.Гигант) и. мн.др. ( показ фото разрушенного Сальска, ст. Цимлянская) Зверства фашистов не знали предела. Они ввели телесные наказания жителей сел Сальского района «за якобы несерьезное отношение к работе в колхозе», пороли плетьми пожилых мужчин, женщин, о чем свидетельствуют акты, составленные после освобождения. Жители Сальска также постоянно подвергались пыткам и избиениям за малейшие подозрения недовольством фашистских порядков, по доносам предателей и полицаев, а колхозницу Лопатину Елену Павловну (43 г), фашисты облили бензином и подожгли в ее доме.
Рассматривание иллюстрации к полотну С.В.Герасимова «Мать партизана». Беседа по содержанию.
- В черные дни оккупации женщины города укрывали, лечили и спасли 267 советских солдат и офицеров. Родная степь давала силы и тем, кто сражался за нее, попал в неволю. О одном из них, Владимире Ильиче Дегтяреве, подробно рассказал польский писатель Игорь Неверли в своей книге «Парень из Сальских степей».
Педагог: - Выполняя свой священный долг перед павшими на полях сражений, погибшими в тылу, умершими от ран в медсанбатах и военных госпиталях, пропавшими без вести, была создана областная «Книга памяти» в 16-ти томах, в которой прописаны имена свыше 290 тысяч наших земляков, уроженцев Дона, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
Показ и рассматривание «Книги памяти»
Сальск, хутора и села района были освобождены в ходе Сталинградской битвы, начавшейся 19 ноября 1942 г., когда войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли одновременно в наступление. (рассказ о жестоких боях на Маныче, рассматривание военной карты наступления, иллюстраций на военную тему, прослушивание песни «10-й наш десантный батальон»). И нанесли фашистской армии тяжелый урон: 6-я и 4-я танковые немецкие армии в составе 22-х дивизий и 160 отдельных частей оказались в «котле» ( командовал ими генерал Паулюс). Снабжение их осуществлялось самолетами по «воздушному мосту». И одна такая
военная база - аэродром была в Сальске. На аэродроме находилось 372 «Юнкерса», охраняли их 20 зенитных батарей. 9 января 1943 г. летчики-ветераны 662-го штурмового авиаполка ( комиссар Голубев А.) произвели смелый налет на вражеский аэродром. Возглавлял эту группу капитан Бахтин Иван Павлович ( ныне Герой Советского Союза, полковник в отставке). Во время налета было повреждено 72 немецких самолета После этой операции на груди каждого летчика засверкал орден Боевого Красного Знамени. Непосредственное участие в освобождении г.Сальска принимали 152-я и 156-я отдельные стрелковые бригады 28-й армии, которыми командовали полковники Иосиф Ефремович Ходос и Григорий Федорович Демурин, погибший на сальской земле и похороненный на площади Свободы. Их именами и именами многих других героев войны названы улицы и районы города. А на р.Маныч стоит памятная плита в честь героев, освобождавших Сальские степи от врага.
Но самый большой подвиг совершили сальчане после освобождения города, когда в рекордно короткие сроки надо было восстанавливать все необходимые городу коммуникации, пахать и выращивать на полях хлеб и овощи, чтобы кормить солдат на фронте, давать стране нужную производственную продукцию. И сальчане не жалели для победы ни сил, ни времени. Они любили и любят свой край, а значит, Родину.
Педагог: - Почтим же минутой молчания, минутой тишины всех, кто погиб за нас с вами в этой войне.
Минута ПАМЯТИ ( молчания – звучит метроном в аудиозаписи)
Педагог: - Но, помня о павших, увековечивая память воинов, не вернувшихся с полей сражений, мы никогда не должны забывать о ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны, которые своим ратным подвигом защищали Родину, сохранили мир на земле.
- Ребята, как мы можем отдать дань уважения, как выразить благодарность им? ( ответы детей)
II часть: Практическая работа:
- ТБ при работе с ножницами, клеем.
- Обсуждение содержания и составление текста поздравления для ветеранов войны и тружеников тыла.
- Изготовление поздравления ( поздравительного плаката, индивидуальных поздравительных открыток) в честь 76-й годовщины освобождения г.Сальска и Сальского района от немецко-фашистских захватчиков.
- Определение места, где можно разместить плакат, чтобы его могли прочесть как можно больше жителей микрорайона.
ИТОГ: вывешивание поздравительного плаката. Поздравление ветеранов войны и тружеников тыла с праздником.
III часть: Целевая прогулка к памятнику погибших сальчан ( обелиск у кирпичного завода)
· проведение трудового десанта по наведению порядка у обелиска;
· минута молчания, возложение цветов в память о погибших и замученных мирных жителей в месяцы фашистской оккупации.
Перспектива деятельности: проведение экологической акции «Аллея памяти» по озеленению территории обелиска (посадка деревьев, цветов) – апрель 2019 г.
3.ЭКСПРЕСС - ЧАС
Тема «ДЕТИ ВОЙНЫ»
( День Юного героя антифашиста –08.01)
Возраст: 10 – 12 лет.
ЦЕЛЬ – нравственно-патриотическое воспитание детей.
Задачи:
1. Ознакомление детей с военной историей страны, подвигами детей в годы войны.
2. Формирование исторической памяти.
3. Учить уважать погибших и чтить память о них.
Форма проведения: исторический лекторий.
В лектории №1: Использован исторический материал о подвигах детей – героев, проживающих в Ростовской области ( г.Ростове-на-Дону, г.Сальске): Вите Черевичкине, Саше Чебанове, Джемми Горячкиной.
Ход:
Звучат музыка- адажио Альбиноне ( аудиозапись)
Ведущий ( на фоне музыки): - Сегодня мы будем говорить о детском подвиге, о детях – героях, потому как в тяжелые годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встало не только взрослое население страны, но и дети, которые считали своим долгом помогать во всем взрослым, сражаться рядом со старшими – отцами, братьями.
А ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не гнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. А ведь многим из них было на 3 -5 лет больше чем вам сейчас.
Маленькие герои большой войны. И сегодня рассказы только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа 65 лет назад.
1. САША ЧЕБАНОВ ( рассказ педагога с демонстрацией фотографий из семейного архива, карта Ростовской обл. с отметкой городов Ростов- на Дону, г. Сальск)
- Многие почему – то считают, что герои получаются из озорных мальчишек. А Саша Чебанов не был таким. Он с детства был добрым и ласковым, глядел на мир широко открытыми, доверчивыми глазами. Но иногда над ними сходились темные брови. Это когда кто-то пытался обидеть его или его товарищей. В такие минуты он становился решительным, умел постоять за себя и других. Таким он был и во время войны.
Война началась неожиданно в тайно намеченный вероломным врагом мирный предутренний час и растянулась на долгие дни, тревожные месяцы, годы… Она призвала на фронт отцов, старших братьев. Ребята тоже хотели идти за ними. Но им говорили: «Вам еще рано. Подрасти надо».
Когда же надела форму бойца народного ополчения его мама, Саша, сдвинув брови, сказал: «И я с тобой». ( пояснить детям термин «народное ополчение»)
На войне не сразу приходит победа. Вместе со старшими Саше привелось испытать горечь отступления из родного города Ростова-на-Дону, где было так много дорогого – улица, на которой он родился, любимая школа, товарищи…
Суровой осенью 1942-го полк народного ополчения встал насмерть на пути фашистов. И Саша, как настоящий солдат, верный воинскому долгу, дрался до последнего на 104-й высоте. Юный боец стал равным среди равных в своем полку, был посмертно награжден медалью «За освобождение Кавказа» ( показать фото медали ) и памятным значком ветеранов 56-й армии, формировавшейся в его Ростове.
«Саша любил школу, своих товарищей… И больше всего Родину, - рассказывала его мама ребятам на пионерских сборах. – За Родину он погиб…»
2. ВИТЯ ЧЕРЕВИЧКИН.
Когда в 1942 году фашисты захватили город Ростов-на-Дону, многие жители ушли в партизаны. Они вредили захватчикам как могли: взлетали на воздух машины, склады с боеприпасами, военная техника, почти ежедневно фашисты и их приспешники ( полицаи и предатели) находили себе могилу от партизанских пуль.
Партизаны в многолюдных местах расклеивали листовки со сводками Совинформбюро, с призывами к советским людям подняться на борьбу с оккупантами
Педагог зачитывает текст: «Товарищи ростовчане! С каждым днем близится час нашего освобождения. Враг отступает. Фашисты, отходя, грабят население, уводят всю молодежь в тыл… Скрывайтесь от эвакуации, не выполняйте приказы немецкого командования, уничтожайте ненавистного врага!»
Расклеиванием и распространением листовок по всему городу занимались все партизаны и подпольщики. Хорошо справлялись с этой работой дети. Витя Черевичкин со своими друзьями, такими же мальчишками- Саввой Латошниковым, Толей Подушко и Аликом Арнаутовским однажды наклеили листовку на здание гестапо. Мальчишки прокалывали шины на военных машинах, выпускали бензин из баков, насыпали в них мелкую металлическую стружку, собирали и прятали оружие, переправили через Дон командира и двух красноармейцев.
С детства Витя любил голубей. Когда в город пришли фашисты, он их спрятал в подвал. Ранним ноябрьским утром Витя ушел подальше от дома, в балку, и выпустил птиц полетать. Неожиданно для него по птицам ударила автоматная очередь, со двора выскочили фашисты и с криком «партизан» схватили его. Гестаповцы подвергли Витю страшным пыткам, требуя выдачи партизан. Он пал смертью героя, но никого не выдал. Память о нем увековечена в названии улицы, парка, в котором стоит памятник мальчику с голубем в руке и станции детской железной дороги. О нем написана песня.
3. ДЖЕММИ ГОРЯЧКИНА
Джемми Горячкина жила в нашем родном городе Сальске, училась в средней школе № 1. Почему у нее было такое необычное имя, спросите вы? Родители назвали ее в честь испанской коммунистки, смело сражавшейся с врагами в своей стране. Но война оборвала детство Джемми так же как многих других детей. Когда немцы были уже близко от нашего города, стали срочно эвакуировать из города детей, раненных, женщин и стариков. В одном из грузовиков ехала Джемми, а когда машина проезжала переезд, вдруг неожиданно заглох мотор и грузовик остановился прямо на рельсах. Шофер как ни старался, никак не мог завести машину и вдруг вдалеке появился грузовой поезд. Он приближался очень быстро, машинист сигналил, но раненых бойцов невозможно было очень быстро вынести с машины. И тогда Джемми сняла с шеи красный пионерский галстук, подняла его высоко вверх и побежала по рельсам навстречу поезду, чтобы показать, что случилась беда. Машинист резко затормозил поезд, но он продолжал ехать по рельсам и под его колесами погибла 12-летняя девочка. Она не свернула и не остановилась, в это время она думала только о тех людях, которые были в машине и не могли спастись. И она их спасла ценой своей жизни. Подвиг девочки помнят сальчане спустя столько лет, о ней собраны документы в городском Музее Дома пионеров и школьников. Имя Джемми Горячкиной было присвоено пионерской организации и теперь носит детское объединение средней школы № 1 г.Сальска.
Заключение: - Ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что даже трудно в это поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. И многим посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза (показ фото золотой звезды Героя СССР)
- Какими качествами обладал каждый из них? (смелость, мужестве, стойкость, храбрость, любовь к своей семье и стране др.)
- Во имя независимости нашего народа они отдали свои жизни. Объявляется
МИНУТА ПАМЯТИ ( минута молчания. Звучание метронома в записи).
- И пусть каждый задаст себе вопрос: - А я смог бы поступить так? – и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
4.ЭКСПРЕСС - ЧАС
Тема «Жить в коротком слове «ПАМЯТЬ...»
( посвященная дате вывода советских войск из Афганистана
15 февраля 1989 года )
Задачи:
1. Приобщение к изучению традиций прошлого, развитие интереса к настоящему и будущему.
2. Воспитание причастности к подвигу тех, кого нет, кто рядом, в чьих судьбах отразилась история страны, формирование исторической памяти.
3. Воспитание духа патриотизма, уважения к подвигу и военным заслугам земляков.
Материал:
· Слайдовая презентация;
· Видео-ролик «Они были а Афгане…» ( материалы боевого братства Сальского района)
· Папка – раздвижка;
· Музыкальное оформления беседы, запись «минуты молчания».
ХОД
Педагог:
Знаменательные даты, исторические даты… Как много их в истории нашей страны! 15 февраля стало одной из них именно в этот день в 1989 году окончилась война, которую в народе называли афганской. Это день памяти воинов – интернационалистов.
За годы военных действий на афганской земле погибли 11 сальчан. В этот памятный день мы склоняем головы перед памятью наших земляков, перед родителями, воспитавшими верных воинской присяге сыновей
МИНУТА МОЛЧАНИЯ ( минута памяти)
Педагог:
И все-таки 15 февраля – это праздник со слезами на глазах, потому что в Афганистане погибли около 15.000 солдат и офицеров, честно и достойно выполнявших свой воинский долг. Этого мы, живущие не должны забывать. В городском Доме пионеров и школьников работает детское патриотическое объединение «Подвиг» при музее «Служу Отечеству», руководимое Т.А.Лозой, настоящим энтузиастом своего дела.
Чтить память – святое дело. Но не менее святое – уметь жить рядом с живыми, которым так нужны забота и поддержка. В музее есть экспозиция, посвященная афганской войне, которая называется «В прицеле матери висок, не нажимайте на курок…». Вспоминая о героях той войны, нельзя забывать о матерях, отцах и вдовах погибших. Ведь они живут рядом с нами, бессонными ночами перечитывая весточки, присланные когда-то с афганской земли. Есть в нашем городе тихая улочка, носящая имя прапорщика Сергея Дадаева. А по ул.Свободы живет его мама Лиина Гавриловна, отдавшая той войне единственного сына. Всю жизнь проработала она в железнодорожной больнице. Помнят о ней ребята из гимназии
№ 2, где учился сын, помогает районная администрация, ребята из отдела молодежи.
По улице Соцтруда, 31, живут родители Валерия Подгорного – Анатолий Михайлович и Лидия Ивановна. Они очень нуждаются в помощи и поддержке…
В 19 лет погиб житель Гиганта Андрей Самойлов, награжденный орденом красной Звезды. Живут в поселке его осиротевшие родители – Иван Андреевич и Анастасия Ивановна.
Тем парням было в среднем по 20 лет. Как это много в измерении исторических перемен последнего времени! И как ничтожно мало, если столько тебе отведено судьбой.
Не все вернулись с той
войны домой,
И никогда уже
не возвратятся…
Но в миг покоя,
тишины ночной
Они в сердца к нам,
слышите, стучатся!
Боль невосполнимой утраты навсегда поселилась в сердцах и душах матерей, отцов, вдов. Но чужой беды и чужой боли не бывает. Ведь эти люди живут рядом с нами. И требуется совсем немного нашего внимания и заботы.
В поселке Манычстрой живет отец погибшего в Афганистане рядового Александра Погорелова, в свои 19 лет награжденного орденом Красной Звезды…
В Новом Егорлыке живет семья старшего прапорщика Юрия Петровича Светличного, умершего от полученных в Афганистане ран.
В Сальске, по улице Крымского, 100, живут Михаил Филиппович и Анна Алексеевна Гридины, потерявшие в той страшной войне сына Геннадия. Он был обычный парень. Призвали – пошел служить, под пулями не струсил. В гости к старикам иногда приходят дети из шестой школы…
В коротком слове «память» будут всегда жить погибшие ребята. Родители могут гордиться сыновьями, честно выполнившими свой воинский долг.
Вечная память сыновьям, а родителям – большая благодарность за воспитание настоящих солдат!
Как хочется оставить всех в живых
В конце концов последнего романа,
Но только так, чтоб было без обмана…
И все-таки оставить всех в живых.
Педагог зачитывает «Обращение военного комиссара Сальского и Песчанокопского района в воинам – афганцам»:
Уважаемые офицеры, прапорщики, сержанты и старшины!
Ровно 21 год назад, выполняя международные договоренности, Советский Союз вывел свои войска из Афганистана. События этих девяти месяцев, с 15 мая 1988 по 15 февраля 1989 года, до сих пор являются примером политического урегулирования «афганской проблемы». А проведенная командующим 40-й армией операция по выводу Ограниченного контингента из воюющего Афганистана вошла в учебники как один из примеров достижений военной науки.
«Ограниченный контингент» - политический термин. В действительности это была полнокровная армейская группировка. Через горнило Афганистана прошли 5 миллионов военнослужащих, 50 тысяч были ранены, 7 тысяч стали инвалидами, 15 тысяч погибли. Память о них жива в сердцах тех, кто воевал в Афганистане…
Сегодня мы отдаем дань уважения всем воинам-афганцам, которые с честью выполнили свой воинский долг, проявили в боях мужество и героизм. Вечная память всем не вернувшимся на родную землю.
ПРОСМОТР ВИДЕО-РОЛИКА «ОНИ БЫЛИ В АФГАНЕ…»
4. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС – ЧАС
Тема «Песни в военной шинели»
Цель – патриотическое воспитание детей средствами искусства. Показать детям роль слова в воспитании патриотического духа людей.
74– летию Великой Победы российского солдата в Великой Отечественной войне посвящается
Оформление: стенд с иллюстрациями по теме; слайдовая презентация по содержанию.
ХОД
Педагог: (читает на фоне звона колоколов)
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей.
А в них набаты жестоких битв
И созиданий даты.
Они гремят,
В них отзвук прежних дней:
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
1. БЛОК - ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
«Священная война» ( фонограмма, рассказ педагога о рождении песни в первые дни войны, о том, как слова песни воспринимались простыми людьми и вели солдат в бой)
2.БЛОК ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
· «В землянке» ( прослушивание в записи, рассказ педагога )
· «Темная ночь» ( прослушивание в записи, рассказ педагога )
· «Катюша» ( поют все – дать тексты)
3. БЛОК - ПРОЩАЛЬНЫЕ ПЕСНИ
· «Вечер на рейде» ( прослушивание в записи)
· «Эх, дороги» ( беседа по содержанию песни)
· «Огонек»
· 4. БЛОК – ЗВУЧАЩИЕ ПЕСНИ – ПАМЯТНИКИ
· «Журавли»
· «Алеша»
· «Последний бой»
· Песня десятого десантного»
Педагог:
О, сколько прошло уже светлых лет,
А все не кончается горький след.
И нынче для каждой десятой женщины
Нет ни цветов, ни фаты невесты.
И ей будто злою судьбой завещано
Рядом навечно пустое место.
Безмолвье – ему, безнадежность ей,
Только бы все это не забылось,
Только бы люди стали мудрей
И все это снова не повторилось. ( Э.Асадов «Статистика войны»)
6.Тематический ЭКСПРЕСС - ЧАС
«РОССИЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Возраст: 8-12 лет
ЗАДАЧИ:
1.Показать красоту русской природы через поэтическое слово, художественное творчество.
2.Систематизировать знание государственной символики, их роль в жизни россиянина
4.Воспитывать любовь к стране и уважение к традициям народов, населяющих Россию.
ОФОРМЛЕНИЕ и АТРИБУТЫ:
· Слайдовая презентация (репродукции к полотнам русских художников;
иллюстрации Московского Кремля);
· аудиозаписи песен «Москва», «Голубой вагон», русских песен; Римн России;
· Герб, флаг РФ;
· карта России;
· краски, кисти, бумага, карандаши ( для рисования).
МЕТОДЫ:
· словесные (беседа, рассказ, объяснение, поэтическое слово);
· наглядные (фотографии, иллюстрации полотен русских художников);
· игровые (загадки);
· творческого развития (рисование).
ХОД
I часть:
Педагог: - Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю, по нашей Родине — России. Люди издавна прославляли свой родной край делами, песнями, стихами, замечали красоту красоту своей Родины. И мы сегодня еще раз насладимся этой красотой. А чтобы нам было веселей в пути, все вместе, дружно исполним песню «Голубой вагон».
Звучит песня Шаинского «Голубой вагон» (дети подпевают)
Педагог показывает на карту России:
- Как широка и необъятна наша страна! Она протянулась на многие тысячи километров с запада на восток и с севера на юг. Наша страна — это и холодные вечные льды Северного Ледовитого океана, это и северные тундры с полярным днем и полярной ночью, это и огромные территории таежных , смешанных и широколиственных лесов, это и бескрайние степи, дающие нам хлеб. Мы любим Россию за ее несметные сокровища и искреннюю широкую душу.
Педагог: Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней,
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей!
Вот она, Россия — наша страна,
Очень и очень большая она,
Россия — Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живем!
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем!
Рассматривание иллюстраций и репродукций полотен русских художников из книг и альбомов «Родные просторы» ( сотрудничество с БИЦ ) Беседа о красоте русской природы.
Педагог: - На лугу гудят шмели,
Незабудки расцвели,
Распустились клевера,
Значит луг косить пора.
Луг нарядный, неизмятый,
Пахнет медом, пахнет мятой.
Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов. Звучит народная песня ( аудиозапись)
А слова ее простые,
Душу трогают до слез.
Столько песен у России,
Сколько в рощицах берез,
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
в полный голос дышит колос -
Это Родина поет!
Беседа о столице России — г. Москве, о Кремле с включением современных фоторгафий и иллюстраций.
Педагог: - Россия — мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
- Да вы, ребята, бери дружно,
Тащить сваюшку нам нужно!
4. Да вы, ребята, не робейте,
Свою силу не жалейте!
Рассматривание иллюстраций «Московский кремль»
Славен город наших дедов.
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год -
Наша гордость и оплот.
И любыми временами
За кремлевскими стенами,
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.
Прослушивание фрагмента песни «Москва, звонят колокола» ( в испол. О.Газманова)
Песни русские такие,
Что охота подпевать...
Столько песен у России,
Никому не сосчетать.
Педагог: - Но есть в нашей стране главная песня. Когда она звучит — все люди, не зависимо от национальности, вероисповедания, встают и слушют молча. А если знают слова — поют.
Эта песня день начинает.
Эта песня день завершает.
Эта песня победу венчает.
Как эту песню называют? ( Гимн России)
Прослушивание Гимна ( стоя)
Загадка о гербе:
Это тоже символ страны.
Мы его видеть и знать должны.
Рассматривание Герба России ( его содержания,символики).
Загадка о флаге:
Это полотнище — страны нашей знак.
Гордо реет российский флаг. ( значение трех цветов флага)
Рассказ педагога об отношении к флагу: спортсменов, военных, политиков.
Рассказ педагога о народах, проживающих на территории России многие века, о дружбе, об умении уживаться друг с другом, а в трудные годы Великой Отечественной войны сумевших сплотиться, чтобы победить врага.
Подчеркнуть, что День единения и согласия — это день, который дает возможность каждому человеку задуматься, как жить дальше, как относиться к людям, его окружающим. Надо жить по принципу «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе» т.д.
II часть: Рисование по теме занятия. По окончании проводится выставка работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.