Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.
Оценка 4.9

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Оценка 4.9
Книги
doc
психологическая работа +1
Взрослым
19.10.2018
Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.
Данное методическое руководство содержит общие сведения о том, что такое психологическое здоровье детей, каковы его основные составляющие, каким образом следует осуществлять экспресс-диагностику психологического здоровья детей и как интерпретировать полученные результаты. Однако выявление по итогам экспресс-диагностики тех или иных несоответствий индивидуальных показателей норме – признак необходимости осуществления более глубокой диагностики психологического здоровья ребенка и последующей психологической коррекции выявленных нарушений. Глубокая диагностика и коррекция могут быть проведены только профессиональным психологом.
Руководство окончательное.doc
Харузина И.Н. Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство Оглавление Оглавление.....................................................................................................2 Введение........................................................................................................3 1. Психологическое здоровье детей и подростков.....................................5 2. Условия проведения и этические принципы психологической диагностики...................................................................................................9 3. Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста........................................................................................................13 3.1. Методики, заполняемые педагогами...............................................13 3.2. Методики для индивидуального тестирования детей...................14 4. Интерпретация результатов экспресс-диагностики психологического здоровья и возможные рекомендации......................................................20 Заключение..................................................................................................25 Список литературы......................................................................................26 2 Введение Жизнедеятельность человека в современных условиях сопряжена с повышенной стрессовой   нагрузкой  как  на взрослых   членов  общества,  так и  на  детей.  Однако, если сформированная   личность   взрослого   человека   обладает   устойчивыми   механизмами психологической защиты и совладания со стрессом, которые позволяют ей в большинстве случаев   справляться   с   неблагоприятными   внешними   воздействиями,   то   развивающаяся личность ребенка крайне уязвима. В результате зачастую у детей возникают различные нарушения   психологического   здоровья,   негативные   последствия   которых   не   только отражаются на особенностях данного этапа развития ребенка, но и накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.  Современная   структура   систем   образования   и   здравоохранения   не   позволяет уделять достаточно внимания проблемам психологического и социального здоровья детей. «Психологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психологического   здоровья   пока   не   стало   неотъемлемой   частью   учебного   и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует»1. В свою очередь, и большинство родителей не знакомы с основами детской и педагогической психологии и, соответственно, не владеют достаточным уровнем знаний для того, чтобы самостоятельно обеспечить сохранение психологического здоровья своих детей. Поэтому   в   настоящее   время   проблема   психологического   здоровья   детей   стоит крайне остро: существует необходимость организации специальных мероприятий по его сохранению. На практике первый шаг к сохранению психологического здоровья каждого ребенка   –   выявление   существующих   нарушений   его   в   каждом   индивидуальном   случае. Психологическая   диагностика   позволяет   определить,   соответствует   ли   состояние душевного здоровья данного ребенка норме, либо по показателям здоровья его следует отнести к группе риска. Если хотя бы один из показателей психологического здоровья ребенка   отклоняется   от   нормы,   значит,   его   текущее   состояние   и   дальнейшее   развитие находятся   под   угрозой,   и   данному   ребенку,   как   минимум,   требуется   психологическая поддержка.  1 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. 3 Данное   методическое   руководство   содержит   общие   сведения   о   том,   что   такое психологическое   здоровье   детей,   каковы   его   основные   составляющие,   каким   образом следует   осуществлять   экспресс­диагностику   психологического   здоровья   детей   и   как интерпретировать   полученные   результаты.   Однако   выявление   по   итогам   экспресс­ диагностики тех или иных несоответствий индивидуальных показателей норме – признак необходимости   осуществления   более   глубокой   диагностики   психологического   здоровья ребенка   и   последующей   психологической   коррекции   выявленных   нарушений.   Глубокая диагностика и коррекция могут быть проведены только профессиональным психологом. 4 1. Психологическое здоровье детей и подростков Большинство   людей   в   современном   обществе   понимают   здоровье   человека   как здоровье его организма. Однако научные представления о понятии «здоровье» значительно шире: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Соответственно,   выделяют   три   тесно   взаимосвязанных   между   собой   аспекта здоровья человека: физический, психологический и социальный:   Физическое здоровье наиболее близко к распространенному пониманию здоровья в целом и характеризуется особенностями функционирования организма человека.   Социальное   здоровье  проявляется   в   способности   человека   адаптироваться   к обществу и конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.   Психологическое   здоровье  определяется   развитием   и   особенностями функционирования психики человека. В   современной   психологии   существуют   различные   подходы   к   пониманию психологического   здоровья.   Так,   например,   Н.К.Смирнов   определяет   психологическое здоровье как «высокий уровень социально­психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, субъективным  ощущением психологического комфорта   и   высоким   потенциалом   достижения   благополучия   в   жизни»2.   По   мнению   психологическое   здоровье   представляет   собой   «динамическую О.В.Хухлаевой, совокупность   психических   свойств,   обеспечивающих:   а)   гармонию   между   различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности»3.  Критериями психологического здоровья, по данным ВОЗ, являются4:   Осознание   и   чувство   непрерывности,   постоянства   и   идентичности   своего физического и психического «Я»;  Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 2 Амосова Н.О. Понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в современной психологии / Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза» - 2008: http://www.conf.muh.ru. 3 Там же. 4 Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с. 5  Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;  Соответствие   психических   реакций   (адекватность)   силе   и   частоте   средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;  Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;  Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;  Способность   изменять   способ   поведения   в   зависимости   от   смены   жизненных ситуаций и обстоятельств. В настоящее время установлено, что «от медицины зависит лишь 10­15% здоровья населения, 20­25% – от окружающей среды, 15­20% – от наследственных факторов. А основную   часть   –   50­55%   –   определяет   стиль   жизни   человека,   его   психологическое состояние   и   отношения   с   окружающими»5.   При   этом   значимость   психологической составляющей  здоровья   ребенка  (как   настоящего,   так   и   будущего)   особенно   высока. Результаты современных исследований здоровья российских школьников говорят о том, что   в   структуре   заболеваемости   детей   преобладают   болезни   психосоматического характера,   на   долю   которых   в   общей   сложенности   приходится   более   половины   всех зарегистрированных заболеваний6. Поэтому   на   современном   этапе   сохранение   и   поддержание   психологического здоровья детей является главной задачей психологической службы образования7. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие   детей»   (1979)   отмечается,   что   именно   в   детстве   проблемы   психологического здоровья   детей   имеют   более   прямую   связь   с   окружающей   обстановкой,   чем   в   другие возрастные периоды, а также следующее8:  Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами   физического   развития,   так   и   с   различными   неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. 5 Петерсон Л.Г., Просвиркин В.Н. Управление сохранением и поддержкой здоровья детей в системе деятельностного обучения / Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПКиППРО РФ: http://www.sch2000.ru. 6 Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Сафронова М.В., Савина Н.Н. Психологическое и соматическое здоровье школьников / Новосибирская открытая образовательная сеть: http://www.websib.ru. 7 Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2007. – 592 с. 8 Там же. 6  Основным   условием   нормального   психосоциального   развития   ребенка   (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц,   которые   внимательно   относятся   к   эмоциональным   потребностям   ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.  Для   сохранения   и   поддержания   психологического   здоровья   детей   необходимо предоставлять   ребенку   больше   самостоятельности   и   независимости,   давать   ему возможность общаться с другими детьми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. Большинство факторов, неблагоприятно воздействующих на психологическое здоровье ребенка, связаны с семьей как центральной и оказывающей наибольшее влияние на   ребенка   частью   его   непосредственного   окружения.   Нарушения   психологического здоровья детей в большинстве случаев обусловлены негармоничными взаимоотношениями между ребенком и его родителями и другими членами семьи9. Следующую   по   значимости   роль   в   формировании   состояния   психологического здоровья   детей   школьного   возраста   играют   и   факторы,   связанные   с   обучением   школе. Отрицательное влияние на психологическое здоровье школьников оказывают следующие связанные с обучением факторы10:        стрессовая тактика авторитарной педагогики;  интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;  пассивное восприятие знаний;  отсутствие интереса к изучаемому материалу;  систематическая неуспешность ребенка;  отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения;  «разрывы» в организации учебного процесса (несоответствие технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся). Для устранения в процессе обучения перечисленных отрицательных факторов и создания   благоприятных   условий   для   сохранения   и   поддержания   психологического здоровья детей Л.Г.Петерсон и В.Н.Просвиркин рекомендуют придерживаться следующих принципов организации учебной деятельности школьников11: 9 Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 384 с. 10 Петерсон Л.Г., Просвиркин В.Н. Управление сохранением и поддержкой здоровья детей в системе деятельностного обучения / Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПКиППРО РФ: http://www.sch2000.ru 11 Там же. 7       принцип  деятельности  исключает   пассивное   восприятие   знаний   и   обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;  принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в   организации   учебного   процесса   и   приведения   содержания   образования   в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся;  принцип  минимакса  является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения,   обеспечивающим   для   каждого   ребенка   адекватную   нагрузку   и возможность   успешного   прохождения   им   индивидуальной   образовательной траектории   на   уровне   своего   собственного   максимума,   но   не   ниже   социально безопасного минумума;  принцип  психологической   комфортности  обеспечивает   снятие   стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества;  принцип вариативности обеспечивает возможность выбора для каждого учащегося индивидуального темпа и уровня обучения;  принцип  творчества  способствует   формированию   у   учащихся   интереса   к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха. Таким   образом,   психологическое   здоровье   детей   можно   и   нужно   сохранять   и поддерживать.   А   с   учетом   значимости   психологического   аспекта   здоровья   в   общей структуре настоящего и будущего здоровья детей, а также широкой распространенности в настоящее время нарушений психологического здоровья детей и подростков, необходимо повсеместно специально  организовывать  и осуществлять  мероприятия, направленные на сохранение   и   поддержание   психологического   здоровья   школьников.   Первый   шаг   в осуществлении   таких   мероприятий   –   массовая   экспресс­диагностика   психологического здоровья школьников с целью выявления и последующей психологической коррекции детей и подростков, относящихся к группе риска. 8 2. Условия проведения и этические принципы психологической диагностики Психологическая диагностика предполагает получение информации о внутреннем мире   обследуемого   и   представляет   собой   процесс,   в   высшей   степени   подверженный влиянию   различных   субъективных   факторов.   Несоответствие   условий   проведения психологической диагностики предъявляемым требованиям и этическим принципам может привести   к   искажению   информации,   получению   недостоверных   результатов   и   другим негативным последствиям.  Наиболее   строго   необходимо   соблюдать   этические   нормы   и   правила осуществления психологической диагностики на всех ее этапах. Несоблюдение этических принципов   психологической   диагностики   крайне   опасно   не   только   для психологического состояния, но даже для здоровья и жизни обследуемых, особенно детей.  Так,   например,   несоблюдение   принципа   конфиденциальности,   разглашение информации   об   индивидуальных   результатах   диагностики   может   повлечь   за   собой изменение   отношения   к   ребенку   со   стороны   сверстников   и   педагогов.   В   случае,   если индивидуальные результаты диагностики имеют отрицательную эмоциональную окраску, разглашение может привести к возникновению насмешек, издевательств над ребенком и т.п., что для ребенка является психологической травмой, которая влечет за собой крайне негативные последствия, вплоть до суицидальных.   Основными  этическими принципами психологической диагностики  являются следующие:  1. Принцип   ненанесения   ущерба.   Ни   процесс   психологической   диагностики,   ни   ее результат не должны приносить вреда ни здоровью, ни состоянию, ни социальному положению респондента. 2. Принцип   конфиденциальности.   Материал,   полученный   в   процессе   работы   с респондентом, не подлежит  разглашению,  как сознательному,  так и случайному,  за исключением тех случаев, когда данное условие заранее согласовано с респондентом. В том числе:  a. Правило кодирования сведений психологического характера. На всех материалах психологической тематики указываются не фамилия, имя, отчество респондентов, а присвоенный им код, известный только специалисту.  9 b. Правило   корректного   использования   сведений   психологического   характера. Сведения   психологической   тематики   о   респонденте   не   подлежат   открытому обсуждению, передаче или сообщению кому­либо вне форм и целей, согласованных с респондентом или рекомендованных психологом.  c. Правило   контролируемого   хранения   сведений   психологического   характера. Специалист   должен   предварительно   согласовать   с   респондентом   список   лиц, имеющих   доступ   к   результатам   психодиагностических   обследований,   а   также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.  d. Все   психологические   данные,   как   результаты   обследования,   так   и   сведения   о лечении,   должны   быть   доступны   только   для   профессиональных   психологов   и врачей, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Когда   интересы   психологического   обследования   или   вмешательства   требуют тесного   сотрудничества   с   профессионалами   из   других   областей,   специалисты должны   обеспечивать   соответствующее   взаимодействие   так,   чтобы   оно   было направлено на благо респондента.  3. Принцип   беспристрастности.   Предвзятое   отношение   к   респонденту   является недопустимым, независимо от того, какое впечатление он производит своим внешним видом, юридическим и социальным положением. 4. Принцип   компетентности.   При   составлении   заключения   по   результатам психодиагностических обследований специалист имеет право использовать только те понятия,   суждения   и   умозаключения,   которые   соответствуют   уровню   его психологического образования. При составлении заключения необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизни респондента, о его личностных свойствах, об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении, что   является   необходимым   условием   составления   обоснованного   психологического заключение и необходимых рекомендаций.   5. Принцип   взаимоуважения   специалиста   и   респондента.   Организация психодиагностического   обследования   должна   быть   основана   на   уважении   личного достоинства, прав и свобод человека.  a. Проведение   обследования   допускается   только   после   получения   согласия респондента.  b. Психологические   обследования   должны   всегда   выполняться   с   уважением   по отношению к достоинству индивида, его моральным и религиозным убеждениям, 10 интимным   ситуациям,   а   также   при   обследовании   престарелых,   больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную психологическую травму.  c. Специалист должен быть чрезвычайно осторожным, сдержанным и критичным по отношению к отрицательным результатам обследования и заключениям, учитывая возможность   их   восприятия   как   унижающие   личное   достоинство   и дискриминирующие. Условия   проведения   психологической   диагностики  должны   соответствовать следующим   основным   требованиям:   стандартизация   внешних   условий   и   процедуры обследования,   создание   оптимального   психологического   климата   и   мотивационной установки обследуемых.  Стандартизация внешних условий  заключается в нейтрализации тех факторов, которые   могут   оказать   негативное   влияние   на   эффективность   протекания   психических процессов   респондента.   Для   проведения   диагностических   мероприятий   необходима отдельная, проветренная, изолированная от шума комната с нормальным освещением и оптимальным температурным режимом. Во время обследования в помещении не должны находиться посторонние лица. Переговоры и перемещения по комнате, вход и выход из помещения   без   крайней   необходимости   нежелательны.   В   помещении   не   должно   быть никаких   предметов,   которые   могут   отвлечь   внимание   обследуемых.   Рабочее   место обследуемого   должно   быть   удобным.   Если   осуществить   перечисленные   требования   не представляется   возможным,   то   необходимо   непосредственно   перед   проведением диагностики дать обследуемому несколько минут на адаптацию к внешним условиям. Основным   требованием  стандартизации   процедуры  психодиагностического обследования является предъявление обследуемому инструкции к проводимой методике. Инструкция   может   предъявляться   специалистом   в   устной   форме   или   для самостоятельного чтения обследуемого в письменной форме, с монитора компьютера.    Большое влияние на процесс и результат обследования оказывает субъективное отношение   к   нему   респондента.   Для   достижения   оптимальной   эффективности психодиагностического   обследования   необходимо   наличие  положительного психологического климата и адекватной мотивации респондента; поэтому специалист должен   способствовать   формированию   и   поддержанию   положительной   установки тестируемого на выполнение заданий методики. Любое обследование должно начинаться с короткой, доброжелательной беседы, во время которой специалист разъясняет цели, задачи 11 и     значимость   результатов   обследования.   В   процессе   беседы   следует   акцентировать внимание   на   полной   конфиденциальности   полученных   результатов,   использовании   их исключительно   в   интересах   респондента   и   значимости   искренних   ответов   на   вопросы тестов.   Отношение   респондента   к   обследованию   во   многом   зависит   от   поведения   и личностных   качеств   специалиста.   Созданию   и   поддержанию   положительной   мотивации обследуемого   способствуют   уверенное   поведение   специалиста,   доброжелательное отношение, умение создать деловую обстановку и опрятный внешний вид. Однако при этом влияние   личности   специалиста   на   процесс   и   результат   психодиагностики   должно   быть минимизировано.  Следует подчеркнуть, что в связи с высокой степенью подверженности процесса и результатов психологической диагностики воздействию различных внешних и внутренних факторов,  достоверность   индивидуальных   результатов   психологических обследований никогда не следует считать окончательной и сомнению не подлежащей. 12 3. Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста Для экспресс­диагностики психологического здоровья детей школьного возраста нами   была   разработана   программа,   состоящая   из   трех   блоков   психодиагностических методик для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Методики каждого блока   разделены   на   две   группы:   методики   для   индивидуального   тестирования   детей   и методики, заполняемые педагогами.  Блоки методик экспресс­диагностики психологического здоровья детей школьного возраста включают по 7­8 психологических тестов: раздел «методики для индивидуального тестирования детей» содержит 5 тестов в блоке диагностики детей младшего школьного возраста   и   по   6   тестов   в   блоках   диагностики   детей   среднего   и   старшего   школьного возраста;   раздел   «методики,   заполняемые   педагогами»   –   по   2   теста   в   каждом   блоке. Вошедшие   в   программу   методики   предназначены   для   экспресс­диагностики   различных аспектов   психологического   здоровья,   поэтому   каждому   тестируемому   ребенку необходимо   пройти   все   методики,   включенные   в   соответствующий   его   возрасту   блок. Таким  образом, для экспресс­диагностики  психологического  здоровья  детей школьного возраста   необходимо   провести   с   каждым   ребенком   5­6   индивидуальных   обследований (раздел «методики для индивидуального тестирования детей»), а также провести опрос классных руководителей о детях, обучающихся в каждом классе, – по 2 теста о каждом ребенке (раздел «методики, заполняемые педагогами») 3.1. Методики, заполняемые педагогами Во всех блоках методик экспресс­диагностики психологического здоровья детей раздел «методики, заполняемые педагогами» содержит два теста: «шкала эмоционального профиля   детей   школьного   возраста»   и   «методика   изучения   свойств   нервной   системы учащихся». Обе методики предполагают фиксацию особенностей детей, проявляющихся внешне и доступных для наблюдения со стороны взрослых. В отношении каждого ребенка эти методики предназначены для заполнения теми взрослыми, которые имеют достаточный опыт  наблюдения   за  данным   ребенком  в  различных  ситуациях.  Поэтому  целесообразно прохождение данных методик:   в отношении детей младшего школьного возраста – учителями начальных классов;  13  в   отношении   детей  среднего   и   старшего   школьного   возраста  –   классными руководителями   либо   теми   учителями,   которые   имеют   наибольший   опыт взаимодействия с данным ребенком и наблюдения за ним. «Шкала эмоционального профиля детей школьного возраста»12  (Студеникин М.Я.,   Макаренко   Ю.А.,   Баркан   А.И.,   1978)   предназначена   для   общей   оценки психологического   здоровья   детей.   Шкала   содержит   9   тематических   разделов, соответствующих   основным   эмоциональным   нарушениям,   проявляющимся   в   поведении детей,   либо   сферам   жизнедеятельности   ребенка,   в   которых   проявляются   эти   «социальные эмоциональные   нарушения:   «пониженное   настроение   (депрессия)», контакты»,   «познавательная   деятельность»,   «дисциплина»,   «реакция   агрессии   (гнева)», «страх»,   «игровая   деятельность»,   «двигательная   активность   в   перемену»   и   «общее самочувствие». Каждый из перечисленных разделов включает перечень из 4­7 описаний различных вариантов поведенческих проявлений в данной сфере. Педагогу необходимо в каждом   разделе   выбрать   один   вариант   ответа,   содержащий   наиболее   точное   описание поведенческих проявлений данного ребенка. Методика изучения свойств нервной системы учащихся13  предназначена для диагностики   типа   темперамента   ребенка,   отражающего   свойства   нервных   процессов (врожденные   особенности   нервной   системы   ребенка).   Свойства   нервных   процессов определяют   биологический   потенциал   психологического   здоровья   детей.   Методика содержит   12   групп   утверждений   (по   4   утверждения   в   каждой   группе),   касающихся основных   проявлений   свойств   нервных   процессов   детей.   В   каждой   группе   педагогу необходимо выбрать одно утверждение, в наибольшей мере характеризующее поведение ребенка, в отношении которого осуществляется диагностика. 3.2. Методики для индивидуального тестирования детей Если   раздел   «методики,   заполняемые   педагогами»   включает   одни   и   те   же методики   во   всех   блоках   экспресс­диагностики   психологического   здоровья   детей,   то содержимое раздела «методики для индивидуального тестирования  детей» подобрано с учетом возрастных особенностей школьников и различается для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Все методики для индивидуального тестирования детей 12 Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях здравоохранения и образования: Л.А.Жданова и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2003. – с.69-71. 13 Пойми меня и действуй правильно! (Как найти индивидуальный подход к ребенку). Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Часть 1. – Иваново, ИОИПКИППК, 2003. – с.81-83. 14 предполагают непосредственно диагностику самого обследуемого ребенка под контролем со стороны взрослого специалиста. В   структуре   блока   методик   экспресс­диагностики   психологического   здоровья детей младшего школьного возраста данный раздел включает следующие тесты:  1. Оценка кратковременной памяти младшего школьника;  2. Оценка внимания младшего школьника; 3. Оценка мышления младшего школьника;  4. 5. «Веселый – грустный»; «Лесенка». Методика «оценка кратковременной памяти младшего школьника»14 в рамках экспресс­диагностики   содержит   только   вербальный   субтест   и   предназначена   для выявления уровня функционирования  психического процесса памяти у детей младшего школьного   возраста,   с   позиций   оценки   психологического   здоровья   –   для   выявления нарушений   процессов   запоминания,   сохранения   и   воспроизведения   информации   в когнитивной  сфере  младших  школьников.  Ребенку зачитывается  инструкция  к тесту, и затем однократно предъявляются 12 слов. Затем необходимо создать условия для того, чтобы обследуемый не имел возможности видеть слова на экране компьютера, и попросить ребенка   перечислить   те   слова,   которые   он   запомнил.   Специалист   отмечает   правильно воспроизведенные слова и число ошибок, допущенных обследуемым. Ошибками считаются изменение исходного слова (например, если вместо слова «кошка» ребенок называет слово «кот») и воспроизведение ребенком слова, которого нет в списке предъявляемых слов.  Методика  «оценка   внимания   младшего   школьника»15  в   рамках   экспресс­ диагностики   содержит   только   субтест   «Корректурная   проба»   и   предназначена   для выявления уровня функционирования психического процесса внимания у детей младшего школьного   возраста,   с   позиций   оценки   психологического   здоровья   –   для   выявления нарушений   соответствующих   процессов   в   когнитивной   сфере   младших   школьников. Ребенку зачитывается инструкция к тесту, и затем ребенок самостоятельно осуществляет поиск   заданных   букв   на   экране   и   отмечает   найденные   буквы.   По   истечении   5   минут программа автоматически завершает тестирование по данной методике. 14 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с.353-356. 15 Там же, с.343-352. 15 Методика  «оценка   мышления   младшего   школьника»16  в   рамках   экспресс­ диагностики   содержит   только   невербальный   субтест   и   предназначена   для   выявления уровня функционирования образного мышления у детей младшего школьного возраста, с позиций   оценки   психологического   здоровья   –   для   выявления   нарушений   процессов обработки информации в когнитивной сфере младших школьников. Ребенку зачитывается инструкция   к   тесту,  и   затем   ребенок  самостоятельно   отмечает   на  экране   изображения «лишних» предметов. Методика «Веселый – грустный»17 предназначена для выявления эмоционального отношения детей младшего школьного возраста к обучению в школе, с позиций оценки психологического   здоровья   –   для   диагностики   эмоционального   неблагополучия   и тревожности младших школьников. Ребенку предъявляется инструкция к тесту, а затем фиксируются выбранные им варианты ответа. Методика  «Лесенка»18  предназначена   для   диагностики   самооценки   детей дошкольного   и   младшего   школьного   возраста.   В   современной   психологии   самооценка рассматривается как системообразующее свойство личности («ядро»), и поэтому в рамках экспресс­диагностики   психологического   здоровья   детей   самооценка   выступает   как наиболее   чувствительный   критерий   неблагоприятного   развития   психических   свойств формирующейся личности ребенка. Ребенку предъявляется инструкция к тесту, и затем ребенок   самостоятельно   «расставляет»   фигурки,   символизирующие   самого   себя, родителей   и   учителя,   на   соответствующие   ступеньки   «лесенки».   Для   получения достоверных результатов специалисту целесообразно убедиться в том, что обследуемый ребенок правильно понял инструкцию.  В   структуре   блока   методик   экспресс­диагностики   психологического   здоровья детей  среднего   школьного   возраста  раздел   «методики   для   индивидуального тестирования детей» включает следующие тесты:  1. 2. «Память на числа»; «Черно­красные таблицы»; 3. Методика Мюнстерберга; 4. «Исключение понятий»; 5. Тест школьной тревожности Филлипса; 16 Там же, с.356-363. 17 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с.423-426. 18 Шкуричева Н. Лесенка самооценки // Газета «Первое сентября». – «Начальная школа». – 2009. – №4. 16 6. Методика Дембо­Рубинштейн. Методика  «Память   на   числа»19  предназначена   для   выявления   уровня функционирования   психического   процесса   памяти,   с   позиций   оценки   психологического здоровья   –   для   выявления   нарушений   процессов   запоминания,   сохранения   и воспроизведения   информации   в   когнитивной   сфере   средних   и   старших   школьников. Подростку   предъявляется   инструкция   к   тесту,   и   затем   за   20   секунд   ему   необходимо запомнить   двузначные   числа,   которые   он   видит   на   экране.   После   этого   на   экране появляется таблица, в которой в течение 1 минуты подросток должен отметить те числа, которые он запомнил. Методика «Черно­красные таблицы»20 в рамках экспресс­диагностики содержит только одну из трех проб и предназначена для диагностики  объема, переключаемости и распределения  внимания, с позиций оценки психологического здоровья – для выявления нарушений   соответствующих   процессов   в   когнитивной   сфере   средних   и   старших школьников.   Подростку   предъявляется   инструкция   к   тесту,   и   затем   ему   необходимо отыскать и отметить в таблице числа от 1 до 25, чередуя нахождение по возрастанию и убыванию:  1­25;   2­24;   3­23;   4­22   и   т.д.   Тестирование   завершается   после   нахождения обследуемым числа 13. Методика   Мюнстерберга21  предназначена   для   оценки  концентрации   и устойчивости внимания, и в данном случае, вместе с методикой «черно­красные таблицы», направлена   на   выявление   нарушений   функционирования   процессов   внимания   в когнитивной сфере. Подростку необходимо в расположенном на экране буквенном тексте без пробелов за 2 минуты в числе беспорядочно расположенных букв отыскать и отметить «спрятанные» простые слова, хорошо знакомые любому школьнику. Методика  «Исключение   понятий»22  предназначена   для  выявления   уровня функционирования вербально­логического мышления, с позиций оценки психологического здоровья – для выявления нарушений процессов обработки информации в когнитивной сфере средних и старших школьников. Тест состоит из  17 заданий. В каждом задании подростку предъявляются 5 слов, 4 из которых объединены каким­либо понятием, которое 19 Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – с.37-38; 287. 20 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с.136-137. 21 Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – с.46; 296-297. 22 Там же, с.50-51; 302-303. 17 является общим для этих четырех слов, но не имеет отношения к пятому слову. За 3 минуты   подростку   необходимо   самостоятельно   найти   и   отметить   в   каждом   задании «лишнее» слово. Тест школьной тревожности Филлипса23 предназначен для выявления уровня и характера   тревожности,   связанной   со   школой,   и,   в   данном   случае,   направлен   на диагностику   эмоционального   и   социального   аспектов   психологического   здоровья.   Тест содержит 58 вопросов, на каждый из которых подростку необходимо однозначно ответить «Да»   или   «Нет».   Получение   достоверных   результатов   по   данному   тесту   предполагает высокую  степень  искренности  и  откровенности  обследуемого  подростка,  что  возможно только в случае создания благожелательной психологической атмосферы обследования, строгого   соблюдения   этических   правил   и   условий   проведения   психологической диагностики. Все это – задача специалиста, практически осуществляющего диагностику душевного здоровья детей. Методика   Дембо­Рубинштейн  в   модификации   А.М.Прихожан24  предназначена для   диагностики   самооценки,   которая,   как   системообразующее   свойство   личности, является   наиболее   чувствительным   критерием   неблагоприятного   развития   психических свойств   формирующейся   личности   подростка.   Стимульный   материал   к   данному   тесту представляет собой 7 вертикальных линий длиной 100 мм (обозначающих соответственно здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умелые руки; внешность; уверенность в себе).  Нижняя точка каждой линии символизирует самый низкий уровень развития данного качества, верхняя точка – наивысший уровень. Подростку предъявляется инструкция к данной методике, и затем ему необходимо сделать на каждой линии две отметки.   Первая   отметка   символизирует   уровень   того,   как   обследуемый   оценивает   у самого   себя   развитие   данного   качества,   вторая   –   при   каком   уровне   развития   данного качества он был бы удовлетворен собой.  В   структуре   блока   методик   экспресс­диагностики   психологического   здоровья детей  старшего   школьного   возраста  раздел   «методики   для   индивидуального тестирования детей» включает следующие тесты:  1. «Память на числа»; 2. «Черно­красные таблицы»; 23 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – с.133-139. 24 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – с.559-560. 18 3. Методика Мюнстерберга; «Исключение понятий»; 4. 5. Тест школьной тревожности Филлипса; 6. Методика диагностики самооценки старшеклассника. Методики   «Память   на   числа»,   «Черно­красные   таблицы»,   методика Мюнстерберга, «Исключение понятий» и тест школьной тревожности Филлипса входят в блоки   экспресс­диагностики   психологического   здоровья   детей   как   старшего,   так   и среднего школьного возраста, и описаны выше. Методика   диагностики   самооценки   старшеклассника25  предназначена   для диагностики  самооценки подростков старшего школьного возраста и позволяет сделать предварительные   выводы   о   наличии   либо   отсутствии   неблагоприятного   развития психических свойств формирующейся личности подростка. Для получения достоверных результатов   по   данному   тесту,   предполагающих   высокую   степень   искренности   и откровенности   подростка,   необходимо   создать   благожелательную   психологическую атмосферу   обследования,   строго   соблюдать   этические   правила   и   условия   проведения психологической диагностики. Тест состоит из 32 утверждений, и в отношении каждого из них   подростку   необходимо   выбрать   один   из   пяти   предложенных   вариантов   ответа, отражающий степень согласия обследуемого с данным утверждением. 25 Там же, с.557-559. 19 4. Интерпретация результатов экспресс-диагностики психологического здоровья и возможные рекомендации Единый подход к пониманию структуры психологического здоровья в современной психологии   еще   не   выработан:   «Определение   психической   нормы,   ее   отграничение   от аномальных   и   болезненных   изменений   психической   деятельности   является   чрезвычайно сложной проблемой. Недостаточная изученность принципов организации психики и самой ее   сущности   обуславливает   наличие   огромного   разнообразия   теоретических   и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ этой нормы»26. При этом современные  ученые  сходятся во мнениях о том, что психологическое здоровье – это явление многоаспектное, включающее в себя несколько различных   составляющих.   Поэтому   не   вызывает   сомнений   необходимость   применения комплексного подхода к оценке психологического здоровья человека. В основе разработки программы экспресс­диагностики психологического здоровья детей   школьного   возраста   лежит   комплексный   подход.   Задачей   программы   является достижение   цели   разносторонней   оценки   психологического   здоровья   школьников   при минимальных   затратах   времени.   Однако,   поскольку   программа   нацелена   на   скрининг­ диагностику   сложного,   глубокого   и   не   полностью   изученного   явления,   полученные результаты   не   могут   считаться   окончательными   и   сомнению   не   подлежащими. Индивидуальные   результаты   экспресс­диагностики   следует   рассматривать   как предварительную общую оценку психологического здоровья ребенка, характеризующуюся определенной долей вероятности. Но полученные результаты ни в коем случае не могут являться единственным  основанием для формулировки  окончательных  выводов о состоянии душевного здоровья ребенка. Психодиагностические методики, включенные в программу, направлены на оценку различных   аспектов   психологического   здоровья   (психофизиологического,   когнитивного, эмоционального,   личностного   и   социально­психологического).   Осуществление   экспресс­ диагностики психологического здоровья ребенка в целом возможно лишь при прохождении всего блока методик, предназначенного для соответствующей возрастной группы, в полном объеме и без пропусков.  26 Психология. Учебник / Под редакцией А.А.Крылова. – М.: «Проспект», 1999. – с.423. 20 Психофизиологический   аспект.   Анатомо­физиологической   основой   психики человека является нервная система организма. В числе особенностей нервной системы при отсутствии   органической   патологии   наиболее   значимое   влияние   на   психическое функционирование оказывают открытые гениальным отечественным ученым И.П.Павловым свойства нервных процессов, к которым относятся сила, уравновешенность и подвижность нервной системы. Различные сочетания этих свойств лежат в основе темперамента. Эти свойства   являются   врожденными   и   практически   неизменными   в   течение   всей   жизни человека.   Именно   они   в   совокупности   образуют   общий   природный   потенциал психологического   здоровья   детей   и   взрослых   как   способность   адаптироваться   к изменяющимся   внешним   и   внутренним   условиям   жизнедеятельности.   Слабость, неуравновешенность и/или инертность нервных процессов могут в определенной степени снижать общие приспособительные возможности ребенка, что, однако, может проявляться лишь в стрессовых ситуациях.  В   наиболее   широком   диапазоне   ситуаций   при   прочих   равных   условиях   может адаптироваться   сангвиник   –   сильный,   уравновешенный   и   подвижный   тип.   Средним потенциалом   психологического   здоровья   обладают   холерик,   обладающий   силой, подвижностью,   но   неуравновешенностью   нервных   процессов,   и   флегматик   –   сильный, уравновешенный,   но   инертный.   Слабый   тип   темперамента   –   меланхолик   –   способен   к адаптации в наименее широком диапазоне ситуаций. Когнитивный аспект. Жизнедеятельность человека сопряжена с необходимостью постоянно воспринимать и перерабатывать информацию об окружающей среде и самом себе,   и   это   является   одной   из   важнейших   функций   психики.   Для   этого   существуют познавательные   психические  процессы  –  ощущение,   восприятие,  память  и   мышление,   а также   отчасти   внимание,   воображение   и   речь.   Здоровое   функционирование   психики человека   невозможно   без   полноценной   и   эффективной   работы   всех   перечисленных механизмов.  Для экспресс­диагностики когнитивного аспекта психологического здоровья были отобраны методики диагностики наиболее важных познавательных процессов – внимания, памяти   и   мышления,   осуществляющих   отбор,   получение,   сохранение   и   переработку информации о внешней и внутренней среде в процессе жизнедеятельности. Поскольку все познавательные процессы тесно взаимосвязаны, недостаточный уровень функционирования ощущений,   восприятия   и   других   процессов,   диагностика   которых   не   включена   в 21 программу,   тем   не   менее   проявляется   в   результатах   диагностики   внимания,   памяти   и мышления. Следует   подчеркнуть,   что   познавательные   процессы   в   большинстве   своем относятся к числу тренируемых качеств, и поэтому низкие показатели функционирования тех   или   иных   познавательных   процессов   при   отсутствии   органической   патологии свидетельствуют   скорее   о   необходимости   развивать   соответствующие   качества,   чем   о недостаточных способностях психики ребенка. Эмоциональный аспект. Эмоциональная сфера наиболее чувствительна к любым нарушениям психологического здоровья детей и взрослых и дает первые и, как правило, наиболее сильные сигналы о тех или иных нарушениях адаптации. В тех случаях, когда психика ребенка не справляется с существующей стрессовой  нагрузкой, эмоциональная сфера   первая   дает   сигнал   тревоги   и   напряжения.   При   затянувшейся   невозможности адаптироваться   тревога   превращается   в   психическое   состояние,   а   при   постоянной   –   в личностную черту. Поэтому уровень тревожности является наиболее тонким индикатором психологического здоровья ребенка в эмоциональном аспекте. Субъективное благополучие  и способность адекватно реагировать на различные стимулы   и   воздействия   связаны,   главным   образом,   с   эмоциональными   процессами   и являются   первоочередными   критериями   психологического   здоровья.   Поэтому   к результатам   диагностики   эмоционального   аспекта   психологического   здоровья рекомендуется   отнестись   с   особым   вниманием,   и   в   случае   обнаружения   даже незначительно   повышенной   тревожности   ребенка   следует   осуществить   более   глубокую психологическую диагностику его душевного здоровья. Личностный   аспект.   В   детском   возрасте   происходит,   а   в   подростковом   – завершается   формирование   личности   человека,   его   устойчивых   психологических особенностей.   В   последующей   взрослой   жизни   сформированные   психические   свойства изменяются уже с большим трудом. Поэтому неблагоприятные, неадаптивные качества, развившиеся   в   детстве,   накладывают   негативный   отпечаток   на   всю   дальнейшую жизнедеятельность и влекут за собой, как минимум, устойчивые нарушения субъективного благополучия. Системообразующим свойством личности, ее центральным свойством, влияющим на все другие ее особенности, является самооценка. Поэтому для экспресс­диагностики личностного аспекта психологического здоровья детей школьного возраста в программу вошли   психологические   методы   выявления   самооценки.   Признаком   неблагоприятного 22 развития   личности   служит   снижение   самооценки   у   детей   любого   возраста.   Завышение самооценки является нормой для детей младшего школьного возраста, а для учащихся средних и старших классов завышенная самооценка является не менее значимым признаком неблагоприятного развития личности, чем заниженная.  Поскольку в детском возрасте психические свойства находятся в процессе своего формирования   и   являются   еще   достаточно   гибкими,   именно   в   детстве   целесообразно осуществлять мероприятия по психологической коррекции выявленных свойств, если они не способствуют общей адаптации и не характерны для здоровой личности. Социально­психологический   аспект.   Душевное   здоровье   в   социально­ психологическом аспекте заключается в способности детей и взрослых адаптироваться к жизни   в   обществе   и   к   конкретному   социальному   окружению   (значимым   взрослым   – родителям   и   педагогам   –   и   группе   сверстников).   Как   физическая   окружающая   среда предъявляет нередко жесткие требования к здоровью организма, так и социальная среда – к   психологическому   здоровью   ребенка.   Общение   и   взаимодействие   с   окружающими людьми,   с   одной   стороны,   может   выступать   источником   психологических   травм, «пусковым механизмом» формирования нарушений душевного здоровья, с другой стороны, именно в процессе общения и взаимодействия проявляется подавляющее большинство этих нарушений. Адекватная   социализация,   приобретение   умения   общаться   с   окружающими, находить   общий   язык   с   другими   и   оптимальный   выход   из   конфликтных   ситуаций, приводить   свое   поведение   в   соответствие   с   социальными   нормами,   заслуживать приемлемый   статус   в   группе   –   все   это   не   менее,   а   иногда   и   более   важные   атрибуты психологического   здоровья,   чем   способности   концентрировать   внимание,   эффективно мыслить, быстро реагировать на неожиданные стимулы и т.п. Поэтому трудно переоценить значимость социально­психологического аспекта душевного здоровья.  В   тех   случаях,   когда   нарушения   социально­психологического   аспекта   здоровья подтверждены   результатами   более   глубокой   диагностики,   психологическую   коррекцию социально­психологической   дезадаптации   рекомендуется   осуществлять   групповыми методами: посредством психологических тренингов общения и т.п.  Общий (поведенческий) уровень психологического здоровья. Психологические особенности   детей   и   взрослых   формируются   и   проявляются   в   поведении,   общении   и деятельности   и,   соответственно,   доступны   внешнему   наблюдению.   Поэтому   программа экспресс­диагностики   психологического   здоровья   детей   школьного   возраста   содержит 23 методику,   предназначенную   для   заполнения   педагогами   и   предполагающую   фиксацию достаточно   широкого   спектра   наблюдаемых   поведенческих   проявлений   каждого диагностируемого ребенка («Шкала эмоционального профиля детей школьного возраста»). Это позволяет повысить степень достоверности результатов диагностики и рассмотреть психологическое здоровье детей не только «изнутри», но и «извне». 24 Заключение В заключение следует еще раз подчеркнуть наиболее важные моменты. Во­первых, в   процессе   проведения   экспресс­диагностики   психологического   здоровья   детей   крайне необходимо   соблюдать   этические   нормы   и   требования   к   условиям   осуществления психологической  диагностики.  Несоблюдение  данных норм и требований приводит, как минимум, к получению в итоге недостоверных результатов, а в более серьезных случаях может повлечь за собой в высшей степени негативные последствия для психологического здоровья детей. Во­вторых,   получение   неоптимальных   результатов   экспресс­диагностики свидетельствует не о наличии тех или иных отклонений от нормы, а лишь о существовании вероятности   их   наличия.   В   таких   случаях   необходимо   направить   данного   ребенка   для осуществления   более   глубокой   диагностики   психологического   здоровья,   и   лишь   если указанная вероятность подтвердится результатами глубокой диагностики, осуществлять соответствующие психокоррекционные мероприятия.  Для   углубленной   психологической   диагностики   психологического   здоровья подростков   можно   порекомендовать,   например,   следующие   методики,   содержащиеся   в полной версии программы:  для   диагностики   общего   уровня   психологической   адаптации   рекомендуется применение   опросника   Белла   или   шкалы   социально­психологической адаптированности;  для   диагностики   ресурсов   стрессоустойчивости   рекомендуется   применение методик «LSI» и «ПТЖС»;  для углубленной диагностики психического состояния рекомендуется применение методики «ТФАР»;  для   углубленной   диагностики   состояния   стресса   рекомендуется   применение методики «Самочувствие в экстремальных условиях»;   для   диагностики   пограничных   состояний   рекомендуется   применение   методики «ПДО»;  для   диагностики   тенденции   к   отклоняющемуся   поведению   рекомендуется применение методики «СОП». 25 Список литературы 1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 384 с. 2. Амосова Н.О. Понятия  «психическое  здоровье» и «психологическое  здоровье» в современной   психологии   /   Материалы   межрегиональной   научно­практической конференции   «Менеджмент   здоровьесберегающих   технологий   в   образовательном пространстве вуза» ­ 2008: http://www.conf.muh.ru. 3. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2­е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд­во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с.423­426. 5. Клиническая психология: Учебник. 3­е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. 6. Князев  Г.Г.,  Слободская  Е.Р.,  Сафронова  М.В.,  Савина  Н.Н. Психологическое  и соматическое   здоровье   школьников   /   Новосибирская   открытая   образовательная сеть: http://www.websib.ru. 7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. 8. Медико­психолого­педагогическое   сопровождение   детей   в   учреждениях здравоохранения и образования: Л.А.Жданова и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2003. – 217 с. 9. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с. 10. Обухова   Л.В.   Возрастная   психология.   Учебник.   –   М.:   Педагогическое   общество России, 2001. – 442 с. 11. Петерсон Л.Г., Просвиркин В.Н. Управление сохранением и поддержкой здоровья детей   в   системе   деятельностного   обучения   /   Центр   системно­деятельностной педагогики «Школа 2000» АПКиППРО РФ: http://www.sch2000.ru. 12. Пойми меня и действуй правильно! (Как найти индивидуальный подход к ребенку). Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Часть 1. – Иваново, ИОИПКиППК, 2003. – 88 с. 13. Практикум   по   возрастной   психологии:   Учеб.   пособие   /   Под   ред.   Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с. 14. Практикум   по   общей,   экспериментальной   и   прикладной   психологии:   Учеб. пособие   //   Под   общей   ред.   А.А.Крылова,   С.А.   Маничева.   –   СПб:   Издательство «Питер», 2000. – 560 с. 15. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4­е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2007. – 592 с. 26 16. Психология. Учебник / Под редакцией  А.А.Крылова.  – М.: «Проспект», 1999. – 584с. 17. Психология   здоровья.   Учебник   для   вузов   /   Под   ред.   Г.С.Никифорова.   –   СПб.: Питер, 2003. – 607 с. 18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3­е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. 19. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. 20. Шапарь   В.Б.,   Тимченко   А.В.,   Швыдченко   В.Н.   Практическая   психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с. 21. Шкуричева   Н.   Лесенка   самооценки   //   Газета   «Первое   сентября».   –   «Начальная школа». – 2009. – №4. 27

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.

Экспресс-диагностика психологического здоровья детей школьного возраста. Методическое руководство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018