Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по
СКО»
«Модель педагогапсихолога»
Проект по разработки модели педагогапсихолога.
Выполнена:
Исаченко Е.М. педагогпсихолог
школыгимназии им. Е. Букетова г. Сергеевка
Патрикеева Н.Г. педагогпсихолог
Сивковской СШ.
Проверила:
Козарезова Н.Д.
1 Петропавловск, 2017 год
Пояснительная записка
«Быть в физиологии материалистом нетрудно
попробуйте–ка в психологии быть им».
Л.С. Выгодский
Под моделью деятельности психологической службы в ОУ
понимается последовательность организационных форм работы педагога
психолога (с учителями, родителями и детьми), обеспечивающая
комплексное сопровождение психологического развития ребенка в школе и
координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:
• информационную;
• пропедевтическую (греч. propadeuo «предварительно обучаю»);
• профилактическую (греч. prophjlaktikos «предохранительный»,
«предохраняющие меры »);
•диагностическую;
•коррекционную функции психологической службы в системе
образования.
Эти функции могут поразному сочетаться в рамках тех или иных
моделей деятельности педагогапсихолога в образовательном учреждении.
Характеристика проекта
Характеристика проекта
По доминирующему методу: практикоориентированный.
По характеру содержания: профессиональная деятельность
педагогапсихолога.
По характеру участия в проекте: участники от зарождения идеи до
получения результата.
По количеству участников: индивидуальный.
По продолжительности: краткосрочный.
Разработчик проекта
Разработчик проекта
Исаченко Е.М., педагогпсихолог школыгимназии имени Е.
Исаченко Е.М., педагогпсихолог школыгимназии имени Е.
Букетова, г. Сереевка
Букетова, г. Сереевка
Патрикеева Н. Г., педагог психолог Сивковской СШ
Патрикеева Н. Г., педагог психолог Сивковской СШ
Объект проекта
2 Профессиональная деятельность педагогапсихолога.
Цель проекта
Цель проекта
разработать модель педагогапсихолога в современной школе как
к которому нужно стремиться и постоянно
образец,
самосовершенствоваться.
Задачи проекта
Задачи проекта
1.
Определить конкретные направления деятельности по
реализации проекта.
2.
Изучить теоретикометодологическую литературу по
реализации проекта .
3.
Разработать модель педагогапсихолога в СШ
Теоретикометодологическую основу исследования составили:
Идеи гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. Л. Братченко,
С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова и
др.);
Образовательные идеи ученыхмедиков и педагогов ХIХ – ХХ веков
(А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов и др.);
ненасильственный
и
здоровьесберегающий подход к воспитанию (Е. Н. Барышников, В. С.
Кукушин, Н. М. Сократов и др.);
Личностноориентированный,
Концепция психологопедагогического
сопровождения,
предлагающая создание в образовательном процессе системы условий,
решающих задачи успешного обучения и развития его субъектов (А. К.
Колеченко, М. Н. Кузнецова, Н. В. Нищева, Л. М. Шипицына и др.);
Разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько,
А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.);
Актуальностью разработки модели педагогапсихолога является:
С введением новых образовательных стандартов, деятельность
школьного психолога, как полноценного участника образовательного
процесса, становится обязательной, конкретной и измеряемой.
реализация компетентностного подхода.
учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей
обучающихся.
3 формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с
целью сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья.
Адресная направленность проекта: субъекты образовательного
: субъекты образовательного
Адресная направленность проекта
процесса ОУ.
процесса ОУ.
Продолжительность, сроки реализации проекта: с 17.01. по
: с 17.01. по
Продолжительность, сроки реализации проекта
27.01.2017г
27.01.2017г
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта:
этап – прогностический, организационный
II этап – прогностический, организационный
IIII этап реализации
этап реализации
IIIIII этап – рефлексивнокоррегирующий
этап – рефлексивнокоррегирующий
Практическая значимость:
1. Разработка модели педагога психолога.
2. Внедрение проекта в образовательный процесс ОУ.
3. Разработка методических рекомендаций для создания модели
педагогапсихолога.
4. Обновление содержания работы педагогапсихолога.
МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог
фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные
позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели
деятельности психолога ОУ.
Модель определяется не столько квалификацией психолога (в
рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста),
сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и
позицией администрации с другой.
Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета
и ведет консультации... Психолог не ставит своей задачей оказывать
влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит, как в рамках
учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция
4 психолога – это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и
интересы ребенка.
Вторая модель.
К предыдущему функционалу добавляется:
проведение диагностики детей разного возраста по запросам
администрации образовательного учреждения, посещение занятий по
просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с
конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится
главным участником педагогических консилиумов, рассматривающих
проблемы успеваемости.
Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент
проведение обучающих семинаров и тренингов . Психолог ставит задачу
изменить стереотипы поведения, способы и формы организации
коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог
на групповых занятиях с детьми формирует у них соответствующие их
возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства,
позволяющие успешно справляться с проблемами.
Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с
содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его
целью становится влияние на профессиональное сознание в направлении
формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи,
содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также
психологического сопровождения образовательных процессов. При
высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой
модели, становится проводником идей трансформации всех отношений
идеи уважения чести и достоинства каждого развитие личности каждого.
Пятая модель.
Различные типы практикоориентированных
исследований. Объектом исследования является целостный учебно
воспитательный процесс.
Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в
данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании,
выполнять их в полном объеме.
Фактически,
модель работы психолога в ОУ определяет
приоритетные для него функции и его позицию как специалиста к
происходящему в школе.
В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы
педагогапсихолога в ОУ:
I модель: Позиция психолога – «сторонний наблюдатель» за
происходящим в школе, основная функция – консультативная
(информативная и диспетчерская).
5 II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто
облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса,
основные функции – диагностическая и консультативная.
III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные
функции – диагностическая, коррекционная и профилактическая.
IV модель: Позиция психолога – «ведущий». Модель включает
работу с педагогическими установками и позицией педагогических
сотрудников и администрации ОУ в целях обеспечения комплексного
сопровождения образовательного процесса. Функции психолога –
диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.
V модель:
Позиция психолога – «исследователь». Объектом
исследования психолога является образовательный процесс, организуемый
в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех
участников образовательного процесса в создание условий для развития
ребенка. Функции психолога – диагностическая, профилактическая и
пропедевтическая, организационнопросветительская.
Исходя из возможных моделей, определяются непосредственные
задачи работы педагогапсихолога в школе :
Задачи взаимодействия педагогапсихолога и учителей ОУ
Взаимодействуя с учителями ОУ, психолог:
знакомит с психологическими теориями и исследованиями в
области обучения детей;
дает психологическое обоснование дидактических принципов
обучения;
разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами,
логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической
и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
обсуждает и формулирует психологические требования к
развивающей предметной, игровой и учебной среде;
готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе
образовательной работы с детьми;
педагогов
обеспечивает
необходимым
простейшим
диагностическим инструментарием для изучения умственного и
эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
принимает участие в разработке и внедрении новых
педагогических технологий,
осуществляя проектировочную и
диагностическиконтрольную функцию за развитием детей в условиях
инновационного процесса;
по заказу администрации проводит контроль за общением
педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные
6 модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
проводит диагностику развивающего,
воспитательного и
обучающего потенциала педагогического коллектива;
формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы
с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у
воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в
осуществлении образовательного процесса ;
разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии
действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с
различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и педагогов;
осуществляет координацию усилий всех участников
коррекционноразвивающего процесса для обеспечения системного и
комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Задачи взаимодействия педагогапсихолога и родителей
учащихся ОУ
В работе с родителями психолог:
осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;
решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и
подготовке его к школе,
разрабатывает для родителей
индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних
условиях;
проводит по их просьбе индивидуальную диагностику
умственного развития ребенка, его специальных способностей (например,
сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических
представлений и др.);
проводит диагностику эмоционального, воспитательного и
терапевтического потенциала семьи;
обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих
детей с проблемами в развитии, и их близких;
проводит подготовку интеграционных процессов со стороны
семей, имеющих нормально развивающихся детей;
обеспечивает социальнопсихологические условия интеграции
семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.
Задачи взаимодействия педагогапсихолога и учащихся ОУ
С детьми психолог:
проводит дифференциальную психологическую диагностику с
целью выявления уровня психологического здоровья детей и
психологической структуры нарушения;
7
проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с
отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и
разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;
проводит диагностику уровня достижений детей в учебной
деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;
проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по
просьбе учителя, затрудняющегося самостоятельно решить какуюлибо
обучающую проблему;
оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и
умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях
учителя, логопеда, дефектолога и т. д.;
готовит детей групп предшкольной подготовки к школе по
специально разработанной диагностической программе;
проводит диагностику динамики изменений в психофизическом,
сенсорном и личностносоциальном развитии ребенка при реализации
целостного коррекционно развивающего процесса;
охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных
воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в
полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает
в коллективе сотрудников нетерпимость по отношению к насилию и
принуждению детей в процессе их обучения.
Работа с педагогическим коллективом ОУ и родителями
воспитанников в логике комплексного сопровождения психологического
развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает,
что педагогпсихолог будет выступать в качестве координатора и
катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в
ОУ.
Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в школе, психолог
должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах,
дать представление о том, какую помощь он может оказать.
Необходимо разъяснить, что детская психология не является
отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей
нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в
обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:
организации деятельности всех участников образовательного
процесса в системе индивидуального психологического сопровождения
ребенка;
работы с педагогическим коллективом ОУ и родителями в логике
комплексного психологического сопровождения.
8 Комплексное сопровождение в ОУ определяется ими как система
профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на
создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и
развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и
жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели
комплексного сопровождения развития ребенка педагогпсихолог, в
основном, будет работать в ОУ комбинированного и компенсирующего
видов.
Использованная литература
Использованная литература
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С.Абрамова. М.:
Издательский центр, 2001. 368 с.
2. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические
проблемы / А.Н.Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
3. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного
учителя: Монография / В.А.Адольф. Красноярск: КГУ, 1998. 310 с.
4. Акимова, А.П. О характере профессиональных умений в
Современные
деятельности педагогов мастеров
психологопедагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1.
А.П.Акимова
//
/
5. Акмеология: Учебное пособие /А.Деркач, В.Зазыкин. СПб.: Питер,
2003. 256 с.
6. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. науч.
тр. / Под ред. Н.В.Кузьминой, Е.С.Гуртового. М.: Шуя, 1998. (выпуск 1),
1999. (выпуск 2)
7. Аккоф Рассел, JI. Искусство решения проблем / Л.Аккоф Рассел.
Перевод с английского. М.: Мир, 1982. 220 с.
8.
Алфёров,
Опыт и проблемы повышения
психологической компетентности учителя / А.Д.Алфёров // Вопросы
психологии, 1988. №4.
А.Д.
9. Аминов, H.A., Молоканов, М.В. О компонентах специальных
Аминов,
способностей будущих школьных психологов
М.В. Молоканов // Психологический журнал. 1999.№5
A.A.
/
10. Аминов, H.A. Психофизиологические и психологические
предпосылки педагогических способностей / H.A. Аминов // Вопросы
психологии.1988. №5.
11. П.Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П.Андриади. М.:
Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
12. Аникина, В.Г. Математические методы в психологии
/В.Г.Аникина. Орёл, 2001. 86 с.
13. Анисимова, P.A. Психологическая служба и мастерство педагога /
P.A. Анисимова // Советская педагогика. 1990. №2
9 14. Ахулкова, А.И. Практика применения технологии обучения
в вузе / А.И. Ахулкова // Материалы Межд. конф: СПб.: Издво АЭТИ,
2003. Т.2. с. 129130.
15. Бедерханова,
Интенсивные формы педагогического
проектирования как способ образования педагога / В.П. Бедерханова,
Б.А.Бурняшов. Краснодар: Просвещение Юг, 2001. 58 с.
В.П.
10
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Проект "Модель педагога-психолога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.