Проект "Модель педагога-психолога"
Оценка 5

Проект "Модель педагога-психолога"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
15.10.2018
Проект "Модель педагога-психолога"
презентация проекта
Публикация является частью публикации:
Пояснительная записка к проекту.doc
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО» «Модель педагога­психолога» Проект по разработки модели педагога­психолога.  Выполнена: Исаченко Е.М. педагог­психолог  школы­гимназии им.  Е. Букетова г. Сергеевка Патрикеева Н.Г. педагог­психолог Сивковской СШ.                                                                                  Проверила:   Козарезова Н.Д. 1 Петропавловск, 2017 год Пояснительная записка «Быть в физиологии материалистом нетрудно­  попробуйте–ка в психологии быть им». Л.С. Выгодский Под  моделью  деятельности   психологической   службы   в   ОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога­ психолога   (с   учителями,   родителями   и   детьми),   обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в школе и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Принято выделять: • информационную; • пропедевтическую (греч. propadeuo ­ «предварительно обучаю»); •  профилактическую  (греч.  prophjlaktikos  ­   «предохранительный», «предохраняющие меры »); •диагностическую; •коррекционную  функции   психологической   службы   в   системе образования. Эти функции могут по­разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога­психолога в образовательном учреждении. Характеристика проекта Характеристика проекта По доминирующему методу: практико­ориентированный. По   характеру   содержания:  профессиональная   деятельность педагога­психолога. По характеру участия в проекте: участники от зарождения идеи до получения результата. По количеству участников: индивидуальный. По продолжительности: краткосрочный. Разработчик проекта Разработчик проекта ­   Исаченко   Е.М.,   педагог­психолог   школы­гимназии   имени   Е. ­   Исаченко   Е.М.,   педагог­психолог   школы­гимназии   имени   Е. Букетова, г. Сереевка Букетова, г. Сереевка ­ Патрикеева Н. Г., педагог­  психолог Сивковской СШ ­ Патрикеева Н. Г., педагог­  психолог Сивковской СШ Объект проекта 2 Профессиональная деятельность педагога­психолога. Цель проекта Цель проекта ­разработать   модель   педагога­психолога   в   современной   школе   как   к   которому   нужно   стремиться   и   постоянно образец, самосовершенствоваться. Задачи проекта Задачи проекта 1. Определить   конкретные   направления   деятельности   по реализации проекта. 2. Изучить   теоретико­методологическую   литературу   по реализации проекта . 3. Разработать модель педагога­психолога в  СШ Теоретико­методологическую основу исследования составили:  ­ Идеи гуманизации образования (И. Ю. Алексашина, С. Л. Братченко, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготский, И. А. Колесникова и др.);  ­ Образовательные идеи ученых­медиков и педагогов ХIХ – ХХ веков ­ (А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов и др.);  ненасильственный и здоровьесберегающий   подход   к   воспитанию   (Е.   Н.   Барышников,   В.   С. Кукушин, Н. М. Сократов и др.);   Личностно­ориентированный,     ­   Концепция   психолого­педагогического   сопровождения, предлагающая   создание   в   образовательном   процессе   системы   условий, решающих   задачи   успешного   обучения   и   развития   его   субъектов   (А.   К. Колеченко, М. Н. Кузнецова, Н. В. Нищева, Л. М. Шипицына и др.);  ­ Разработки в области педагогических технологий (В. И. Ковалько, А. К. Колеченко, Г. К. Селевко, И. В. Чупаха и др.);  Актуальностью разработки модели педагога­психолога является: ­   С   введением   новых   образовательных   стандартов,   деятельность школьного   психолога,   как   полноценного   участника   образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеряемой.  ­ реализация компетентностного подхода. ­ учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся. 3 ­ формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью   сохранения   и   укрепления   физического,   психологического   и социального здоровья. Адресная   направленность   проекта:   субъекты   образовательного :   субъекты   образовательного Адресная   направленность   проекта процесса ОУ. процесса ОУ. Продолжительность,   сроки   реализации   проекта:   с   17.01.   по :   с   17.01.   по Продолжительность,   сроки   реализации   проекта 27.01.2017г  27.01.2017г  Этапы реализации проекта:  Этапы реализации проекта:   этап – прогностический, организационный II этап – прогностический, организационный IIII этап ­ реализации  этап ­ реализации IIIIII этап – рефлексивно­коррегирующий  этап – рефлексивно­коррегирующий Практическая значимость: 1. Разработка модели педагога­ психолога. 2. Внедрение проекта в образовательный процесс ОУ. 3.   Разработка   методических   рекомендаций   для   создания   модели педагога­психолога. 4. Обновление содержания работы педагога­психолога. МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ Сочетая   в   своей   работе   различные   виды   деятельности,   психолог фактически   ставит   перед   собой   различные   цели   и   занимает   различные позиции   по   отношению   к   происходящему.   Сложились   различные   модели деятельности психолога  ОУ.   Модель   определяется   не   столько   квалификацией   психолога   (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько   его   профессиональной   позицией,   с   одной   стороны,   запросом   и позицией администрации с другой. Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и   ведет   консультации...   Психолог   не   ставит   своей   задачей   оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит, как в рамках учебного   процесса,   так   и   в   сфере   сложившихся   отношений.   Позиция 4 психолога – это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка. Вторая   модель.  К   предыдущему   функционалу   добавляется: проведение   диагностики   детей   разного   возраста   по   запросам администрации   образовательного   учреждения,   посещение   занятий   по просьбе   педагогов   с   целью   выработки   рекомендаций   по   работе   с конкретными   детьми.   При   высокой   квалификации   психолог   становится главным   участником   педагогических   консилиумов,   рассматривающих проблемы успеваемости. Третья   модель.  Включает   в   себя   как   обязательный   компонент проведение обучающих семинаров и тренингов . Психолог ставит задачу изменить   стереотипы   поведения,   способы   и   формы   организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на   групповых   занятиях   с   детьми   формирует   у   них   соответствующие   их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами. Четвертая   модель.  Модель   включает   в   себя   работу   психолога   с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание   в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического   сопровождения   образовательных   процессов.   При высокой   степени   квалификации   психолог,   работающий   в   рамках   этой модели,   становится   проводником   идей   трансформации   всех   отношений идеи уважения чести и достоинства каждого развитие личности каждого. Пятая   модель.  Различные   типы   практико­ориентированных исследований.   Объектом   исследования   является   целостный   учебно­ воспитательный процесс. Направления   деятельности   и   профессиональные   цели,   описанные   в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме. Фактически,   модель   работы   психолога   в   ОУ   определяет приоритетные   для   него   функции   и   его   позицию   как   специалиста   к происходящему в школе. В   настоящее   время   насчитывается   пять   основных   моделей   работы педагога­психолога в ОУ: I  модель:  Позиция   психолога   –   «сторонний   наблюдатель»   за происходящим   в   школе,   основная   функция   –   консультативная (информативная и диспетчерская). 5 II  модель:  Позиция   психолога   —   «фасилитатор»   («тот,   кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции – диагностическая и консультативная. III модель:  Позиция психолога — «активное включение», основные функции – диагностическая, коррекционная и профилактическая. IV  модель:  Позиция   психолога   –   «ведущий».   Модель   включает работу   с   педагогическими   установками   и   позицией   педагогических сотрудников   и   администрации   ОУ   в   целях   обеспечения   комплексного сопровождения   образовательного   процесса.   Функции   психолога   – диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая. V  модель:  Позиция   психолога   –   «исследователь».   Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в   соответствиями   с   целями   и   задачами   развития   ребенка,   вклада   всех участников   образовательного   процесса   в   создание   условий   для   развития ребенка.   Функции   психолога   –   диагностическая,   профилактическая   и пропедевтическая, организационно­просветительская. Исходя   из   возможных   моделей,   определяются   непосредственные задачи работы педагога­психолога в школе : Задачи взаимодействия педагога­психолога и учителей ОУ Взаимодействуя с учителями ОУ, психолог:  знакомит   с   психологическими   теориями   и   исследованиями   в области обучения детей;  дает   психологическое   обоснование   дидактических   принципов обучения;  разрабатывает   совместно   с   воспитателями,   дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;  обсуждает   и   формулирует   психологические   требования   к развивающей предметной, игровой и учебной среде; готовит   педагогов   к   профессиональной   рефлексии   в   процессе образовательной работы с детьми;        педагогов обеспечивает необходимым   простейшим диагностическим   инструментарием   для   изучения   умственного   и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения; принимает   участие   в   разработке   и   внедрении   новых педагогических   технологий,   осуществляя   проектировочную   и диагностически­контрольную   функцию   за   развитием   детей   в   условиях инновационного процесса;  по   заказу   администрации   проводит   контроль   за   общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные 6 модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;  проводит   диагностику   развивающего,   воспитательного   и обучающего потенциала педагогического коллектива;  формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей   формирует   высокий   уровень   их   компетентности   в осуществлении образовательного процесса ;  разрабатывает   психологические   основы   оптимальной   стратегии действий   педагогов   в   целях   развития,   воспитания   и   обучения   детей   с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и педагогов;  осуществляет   координацию   усилий   всех   участников коррекционно­развивающего   процесса   для   обеспечения   системного   и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. Задачи   взаимодействия   педагога­психолога   и   родителей учащихся ОУ В работе с родителями психолог:   осуществляет просвещение по вопросам обучения детей; решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке   его   к   школе,   разрабатывает   для   родителей индивидуализированные   программы   их   занятий   с   ребенком   в   домашних условиях;  проводит   по   их   просьбе   индивидуальную   диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики,   пространственного   ориентирования,   математических представлений и др.);  проводит   диагностику   эмоционального,   воспитательного   и терапевтического потенциала семьи; обеспечивает   психологическую   поддержку   родителей,   имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;    проводит   подготовку   интеграционных   процессов   со   стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей; обеспечивает   социально­психологические   условия   интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество. Задачи взаимодействия педагога­психолога и учащихся ОУ С детьми психолог:  проводит   дифференциальную   психологическую   диагностику   с целью   выявления   уровня   психологического   здоровья   детей   и психологической структуры нарушения; 7  проводит   диагностику   индивидуальных   особенностей   детей   с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;  проводит   диагностику   уровня   достижений   детей   в   учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;  проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе   учителя,   затрудняющегося   самостоятельно   решить   какую­либо обучающую проблему;  оказывает   помощь   детям   в   овладении   учебными   навыками   и умениями,   в   развитии   их   саморегуляции   и   самоконтроля   на   занятиях учителя, логопеда, дефектолога и т. д.;  готовит   детей   групп   предшкольной   подготовки   к   школе   по специально разработанной диагностической программе;  проводит диагностику динамики изменений в психофизическом, сенсорном   и   личностно­социальном   развитии   ребенка   при   реализации целостного коррекционно ­ развивающего процесса;  охраняет   психику   ребенка   от   дидактогенных   отрицательных воздействий,   обеспечивает   контроль   за   соблюдением   прав   ребенка   в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в   коллективе   сотрудников     нетерпимость   по   отношению   к   насилию   и принуждению детей в процессе их обучения. Работа   с   педагогическим   коллективом   ОУ   и   родителями воспитанников в логике  комплексного сопровождения  психологического развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что   педагог­психолог   будет   выступать   в   качестве   координатора   и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ОУ. Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в школе, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо   разъяснить,   что   детская   психология   не   является отраслью   медицины   –   она   занимается   изучением   закономерностей нормального   развития   ребенка,   и   основная   задача   психолога   состоит   в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:  организации   деятельности   всех   участников   образовательного процесса   в   системе   индивидуального   психологического   сопровождения ребенка;  работы с педагогическим коллективом ОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождения. 8 Комплексное сопровождение  в ОУ определяется ими как система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально­психологических условий для успешного обучения и развития   каждого   ребенка   независимо   от   уровня   его   способностей   и жизненного   опыта,   в   конкретной   социальной   среде.   В   рамках   модели комплексного   сопровождения   развития   ребенка   педагог­психолог,   в основном,   будет   работать   в   ОУ   комбинированного   и   компенсирующего видов. Использованная литература Использованная литература 1.   Абрамова,   Г.С.   Практическая   психология   /   Г.С.Абрамова.   М.: Издательский центр, 2001. 368 с. 2.   Аверьянов,   А.Н.   Системное   познание   мира:   Методологические проблемы / А.Н.Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. 263 с. 3.   Адольф,   В.А.   Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / В.А.Адольф. Красноярск: КГУ, 1998. 310 с. 4.   Акимова,   А.П.   О   характере   профессиональных   умений   в   Современные деятельности педагогов мастеров   психолого­педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1.   А.П.Акимова   // / 5. Акмеология: Учебное пособие /А.Деркач, В.Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с. 6. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.В.Кузьминой, Е.С.Гуртового. М.: Шуя, 1998. (выпуск 1), 1999. (выпуск 2) 7. Аккоф Рассел, JI. Искусство решения проблем / Л.Аккоф Рассел. Перевод с английского. М.: Мир, 1982. 220 с. 8.   Алфёров,   Опыт   и   проблемы   повышения психологической компетентности учителя   /   А.Д.Алфёров   //   Вопросы психологии, 1988. №4.   А.Д. 9. Аминов,   H.A.,   Молоканов,   М.В.   О   компонентах   специальных   Аминов, способностей будущих школьных   психологов   М.В. Молоканов // Психологический журнал.­ 1999.­№5   A.A. / 10.   Аминов,   H.A.   Психофизиологические   и   психологические предпосылки   педагогических   способностей   /   H.A.   Аминов   //   Вопросы психологии.­1988. №5. 11.   П.Андриади,   И.П.   Основы   педагогического мастерства:   Учеб. пособие   для   студ.   сред. пед.   учеб.   заведений   /   И.П.Андриади.   М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с. 12.   Аникина,   В.Г.   Математические   методы   в   психологии /В.Г.Аникина. Орёл, 2001. 86 с. 13. Анисимова, P.A. Психологическая служба и мастерство педагога / P.A. Анисимова // Советская педагогика. 1990. ­ №2 9 14. Ахулкова,   А.И.   Практика   применения   технологии   обучения в вузе /   А.И.  Ахулкова  //   Материалы   Межд.  конф:   СПб.:   Изд­во   АЭТИ, 2003. Т.2. с. 129­130. 15. Бедерханова,   Интенсивные   формы   педагогического проектирования   как   способ   образования педагога /   В.П.   Бедерханова, Б.А.Бурняшов. Краснодар: Просвещение Юг, 2001. 58 с.   В.П. 10

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"

Проект "Модель педагога-психолога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018