Лекционный материл по теме Культура Нового времени включает рассмотрение теоретических вопоосов: Этапы периода Нового времени, Характерные черты культуры эпохи Нового времени: антропоцентризм, свобода личности, инновационный характер культуры, полицентризм властей, дуализм механизмов детерминации, многообразие жанров и стилей в искусстве, труды ученых-исследователей.
Культура Нового времени
Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на
единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно
своеобразен:
XVII – эпоха зарождения, становления рационализма;
XVIII – век Просвещения;
XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий
проявили себя всесторонне полно.
Период Нового времени охватывает два этапа:
1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная
революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и
метафизической системы и философии.
2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение
свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни,
стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило
развитие в движении и идеологии Просвещения.
Для культуры Нового времени характерны следующие черты:
1) Антропоцентричный характер европейской культуры. «Человек есть мера всех
вещей» этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть
мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится
отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни
порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания
как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало
антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.
2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу
творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным
гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается
в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право
каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.
3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее
общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение
подвижности и экономический порядок.
Данная черта способствовала
формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на
политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны,
государство, а с другой, церковь. Борьба между политической и духовной властью
и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе
духовную власть, сферу человеческой нравственности. Именно духовная свобода
личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала
прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и
человеке.
5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной
цивилизации, заложенная Новым временем, наращивание материального богатства
на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в
орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая
техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная
деятельность людей в обществе не может рано или поздно не вступить в
противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической
эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило
к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных
ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века.
6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи
развивается и другая эпоха – эпоха Просвещении, в которой провозглашается
принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.
7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.
8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф).
9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов
(1719 вв.)
Культура Западной Европы XVII в. Европейская культура Нового времени
базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры
и потому образует единое целое. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое
лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания.
XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения,
когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного
социального субъекта – «третьего сословия» и его идеологов; XIX столетие
характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции
предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета
буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение
тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.
Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой
чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейскойметрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной
революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к
утверждению капиталистического способа производства в качестве политически
господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма
необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим
фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном
разложении феодальных отношений в деревне, в расцвете мануфактурного
производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении
наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка.
Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых
территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение:
одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия,
Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания,
Германия).
В политической сфере новая эпоха означала кризис раннего абсолютизма,
наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все
более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в
исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области
духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую –
утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического
сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению
традиционному, теологическому.
Особенностью научной революции XVII в. является глубокая проработка
мировоззренческих и методологических основ науки, классической картины мира.
Весьма примечательно, что она началась в математике и механике, объединив в себе
два ствола точного знания:
аксиоматическидедуктивное и опытное
(экспериментальное). Эксперимент, как орудие и метод познания, принципиально
отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического
знания. Из затворникаодиночки, каковым был исследователь природы XV века,
естествоиспытатель XVII в. становится уже «легальной» фигурой в обществе, из
созерцателя и наблюдателя происходящих явлений – испытателем природы,
понуждая ее подчиняться своей воле.
По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В
XVI веке особенно большие успехи были достигнуты в области филологии,
астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии преобладающим и
ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается
экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый
этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной
биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в
том числе юриспруденция, в частности, международное право.Трудами ученыхисследователей XVII в. была создана база для технического
прогресса.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного
естествознания, основой познания считал опыт. Он заложил основы современной
механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции,
свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений.
Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32кратным увеличением,
отстаивал гелиоцентрическую картину мира.
Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии
Нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы,
заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.
Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик,
создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую
аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые
представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной
механики.
Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед.
Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил
принципы современной математической логики.
Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы
со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника.
Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки
термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо Сатурна.
Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.
Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии
и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения.
Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей
микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.
Антони Левенгук (1632 – 1723) – нидерландский натуралист, один из
основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300кратным
увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.