Лекционные материал по теме Культура Нового времени
Оценка 4.7

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекционные материал по теме Культура Нового времени
Лекционный материл по теме Культура Нового времени включает рассмотрение теоретических вопоосов: Этапы периода Нового времени, Характерные черты культуры эпохи Нового времени: антропоцентризм, свобода личности, инновационный характер культуры, полицентризм властей, дуализм механизмов детерминации, многообразие жанров и стилей в искусстве, труды ученых-исследователей.
Культура Нового времени.doc
Культура Нового времени Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен:  XVII – эпоха зарождения, становления рационализма;  XVIII – век Просвещения;  XIX   –   век   классики,   когда   основные   тенденции   предшествующих   столетий проявили себя всесторонне полно. Период Нового времени охватывает два этапа: 1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция   в   Англии,   научная   революция   формирование   новой   картины   мира   и метафизической системы и философии. 2.   Завершение   стадии   мануфактурного   развития   капитализма,   утверждение свободной   конкуренции   в   экономике,   либерализма   –   в   политической   жизни, стремление   к   свободомыслию   и   просвещению.   Все   это   вместе   взятое   получило развитие в движении и идеологии Просвещения. Для культуры Нового времени характерны следующие черты: 1) Антропоцентричный  характер европейской  культуры. «Человек есть мера всех вещей»   ­   этот   тезис   древнегреческого   философа   Протагора   выражает   суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная   личность   и   ее   притязания.   Внимание   к   внутренней   духовной   жизни  порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как   особой   реальности.   Рациональное   постижение   смысла   бытия   усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени. 2) Свобода личности. Если ренессанский   гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого   человеческого   духа   был   в   определенном   смысле   элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в   его   универсальности:   он   адресуется   каждому   человеку,   провозглашает   право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. 3)   Инновационный   характер   европейской   буржуазной   культуры.   Это   означает   ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности   и   экономический   порядок.   Данная   черта   способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа. 4)   Полицентризм   властей.   Заслуживает   особого   внимания   разделение   власти   на политическую   и   духовную,   носителями   которых   были,   с   одной   стороны, государство, а с другой,  ­ церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную   власть,   сферу   человеческой   нравственности.   Именно   духовная   свобода личности,  которая   включает   в  себя   и  интеллектуальную   свободу,  способствовала прогрессу   культуры,   науки,   поиску   объективного   знания   о   природе,   обществе   и человеке. 5)   Дуализм   механизмов   детерминации.   С   одной   стороны,   высшая   цель   западной цивилизации, заложенная Новым временем,  ­ наращивание материального богатства на   основе   постоянного   обновления   технических   систем   –   превращает   человека   в орудие   эффективной   экономической   деятельности.   С   другой   стороны,   присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная деятельность   людей   в   обществе   не   может   рано   или   поздно   не   вступить   в противоречие   с   их   тотальной   зависимостью   от   технологии   и   экономической эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века. 6) Своеобразием Нового времени является то, что  в культуре доминирующей эпохи развивается   и   другая   эпоха   –   эпоха   Просвещении,   в   которой   провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв. 7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи. 8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф). 9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17­19 вв.) Культура   Западной   Европы   XVII   в.   Европейская   культура   Нового   времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания. XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения, когда   рационалистическое   сознание   находит   своего   носителя   в   лице   конкретного социального   субъекта   –   «третьего   сословия»   и   его   идеологов;   XIX   столетие характеризуется   (в   целом)   как   век   классики,   когда   основные   тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.  Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейской метрополией   практически   всех   частей   света.   Победа   Английской   буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению   капиталистического   способа   производства   в   качестве   политически господствующего   в   Англии,   Голландии,   придав   процессу   генезиса   капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении   феодальных   отношений   в   деревне,   в   расцвете   мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия),   в   других   –   еще   более   укрепились   феодальные   отношения   (Испания, Германия). В   политической   сфере   новая   эпоха   означала   кризис   раннего   абсолютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую – утверждение   рационалистического   мировоззрения   как   выражения   теоретического сознания   восходящего   класса   –   буржуазии,   пришедшего   на   смену   мировидению традиционному, теологическому.  Особенностью   научной   революции   XVII   в.   является   глубокая   проработка мировоззренческих и методологических основ науки, классической картины мира. Весьма примечательно, что она началась в математике и механике, объединив в себе два   ствола   точного   знания:   аксиоматически­дедуктивное   и   опытное (экспериментальное).  Эксперимент,  как   орудие   и  метод   познания,  принципиально отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического знания.   Из   затворника­одиночки,   каковым   был   исследователь   природы   XV   века, естествоиспытатель  XVII   в.   становится   уже  «легальной»  фигурой   в  обществе,   из созерцателя   и   наблюдателя   происходящих   явлений   –   испытателем   природы, понуждая ее подчиняться своей воле. По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI   веке   особенно   большие   успехи   были   достигнуты   в   области   филологии, астрономии,  географии,  ботаники,  медицины.  В XVII   столетии   преобладающим   и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает  экспериментальная химия, наступает  новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право. Трудами   ученых­исследователей   XVII   в.   была   создана   база   для   технического прогресса. Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания,   основой   познания   считал   опыт.   Он   заложил   основы   современной механики:   выдвинул   идею   относительности   движения,  установил   законы   инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32­кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира. Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового   времени.   Открыл   законы   движения   планет,   составил   планетные   таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами. Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель   классической   механики.   Открыл   дисперсию   света,   хроматическую аберрацию,   разработал   теорию   света,   сочетавшую   корпускулярные   и   волновые представления.   Открыл   закон   всемирного   тяготения   и   создал   основы   небесной механики. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со   спусковым   механизмом,   установил   законы   колебания   физического   маятника. Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.  Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.  Антони   Левенгук   (1632   –   1723)   –   нидерландский   натуралист,   один   из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300­кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени

Лекционные материал по теме Культура Нового времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018