Лекционные материал по теме Культура Нового времени

  • Лекции
  • doc
  • 12.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лекционный материл по теме Культура Нового времени включает рассмотрение теоретических вопоосов: Этапы периода Нового времени, Характерные черты культуры эпохи Нового времени: антропоцентризм, свобода личности, инновационный характер культуры, полицентризм властей, дуализм механизмов детерминации, многообразие жанров и стилей в искусстве, труды ученых-исследователей.
Иконка файла материала Культура Нового времени.doc
Культура Нового времени Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен:  XVII – эпоха зарождения, становления рационализма;  XVIII – век Просвещения;  XIX   –   век   классики,   когда   основные   тенденции   предшествующих   столетий проявили себя всесторонне полно. Период Нового времени охватывает два этапа: 1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция   в   Англии,   научная   революция   формирование   новой   картины   мира   и метафизической системы и философии. 2.   Завершение   стадии   мануфактурного   развития   капитализма,   утверждение свободной   конкуренции   в   экономике,   либерализма   –   в   политической   жизни, стремление   к   свободомыслию   и   просвещению.   Все   это   вместе   взятое   получило развитие в движении и идеологии Просвещения. Для культуры Нового времени характерны следующие черты: 1) Антропоцентричный  характер европейской  культуры. «Человек есть мера всех вещей»   ­   этот   тезис   древнегреческого   философа   Протагора   выражает   суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная   личность   и   ее   притязания.   Внимание   к   внутренней   духовной   жизни  порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как   особой   реальности.   Рациональное   постижение   смысла   бытия   усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени. 2) Свобода личности. Если ренессанский   гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого   человеческого   духа   был   в   определенном   смысле   элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в   его   универсальности:   он   адресуется   каждому   человеку,   провозглашает   право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. 3)   Инновационный   характер   европейской   буржуазной   культуры.   Это   означает   ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности   и   экономический   порядок.   Данная   черта   способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.4)   Полицентризм   властей.   Заслуживает   особого   внимания   разделение   власти   на политическую   и   духовную,   носителями   которых   были,   с   одной   стороны, государство, а с другой,  ­ церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную   власть,   сферу   человеческой   нравственности.   Именно   духовная   свобода личности,  которая   включает   в  себя   и  интеллектуальную   свободу,  способствовала прогрессу   культуры,   науки,   поиску   объективного   знания   о   природе,   обществе   и человеке. 5)   Дуализм   механизмов   детерминации.   С   одной   стороны,   высшая   цель   западной цивилизации, заложенная Новым временем,  ­ наращивание материального богатства на   основе   постоянного   обновления   технических   систем   –   превращает   человека   в орудие   эффективной   экономической   деятельности.   С   другой   стороны,   присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная деятельность   людей   в   обществе   не   может   рано   или   поздно   не   вступить   в противоречие   с   их   тотальной   зависимостью   от   технологии   и   экономической эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века. 6) Своеобразием Нового времени является то, что  в культуре доминирующей эпохи развивается   и   другая   эпоха   –   эпоха   Просвещении,   в   которой   провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв. 7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи. 8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф). 9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17­19 вв.) Культура   Западной   Европы   XVII   в.   Европейская   культура   Нового   времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания. XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения, когда   рационалистическое   сознание   находит   своего   носителя   в   лице   конкретного социального   субъекта   –   «третьего   сословия»   и   его   идеологов;   XIX   столетие характеризуется   (в   целом)   как   век   классики,   когда   основные   тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.  Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейскойметрополией   практически   всех   частей   света.   Победа   Английской   буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению   капиталистического   способа   производства   в   качестве   политически господствующего   в   Англии,   Голландии,   придав   процессу   генезиса   капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении   феодальных   отношений   в   деревне,   в   расцвете   мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия),   в   других   –   еще   более   укрепились   феодальные   отношения   (Испания, Германия). В   политической   сфере   новая   эпоха   означала   кризис   раннего   абсолютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую – утверждение   рационалистического   мировоззрения   как   выражения   теоретического сознания   восходящего   класса   –   буржуазии,   пришедшего   на   смену   мировидению традиционному, теологическому.  Особенностью   научной   революции   XVII   в.   является   глубокая   проработка мировоззренческих и методологических основ науки, классической картины мира. Весьма примечательно, что она началась в математике и механике, объединив в себе два   ствола   точного   знания:   аксиоматически­дедуктивное   и   опытное (экспериментальное).  Эксперимент,  как   орудие   и  метод   познания,  принципиально отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического знания.   Из   затворника­одиночки,   каковым   был   исследователь   природы   XV   века, естествоиспытатель  XVII   в.   становится   уже  «легальной»  фигурой   в  обществе,   из созерцателя   и   наблюдателя   происходящих   явлений   –   испытателем   природы, понуждая ее подчиняться своей воле. По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI   веке   особенно   большие   успехи   были   достигнуты   в   области   филологии, астрономии,  географии,  ботаники,  медицины.  В XVII   столетии   преобладающим   и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает  экспериментальная химия, наступает  новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право.Трудами   ученых­исследователей   XVII   в.   была   создана   база   для   технического прогресса. Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания,   основой   познания   считал   опыт.   Он   заложил   основы   современной механики:   выдвинул   идею   относительности   движения,  установил   законы   инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32­кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира. Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового   времени.   Открыл   законы   движения   планет,   составил   планетные   таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами. Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель   классической   механики.   Открыл   дисперсию   света,   хроматическую аберрацию,   разработал   теорию   света,   сочетавшую   корпускулярные   и   волновые представления.   Открыл   закон   всемирного   тяготения   и   создал   основы   небесной механики. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со   спусковым   механизмом,   установил   законы   колебания   физического   маятника. Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.  Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.  Антони   Левенгук   (1632   –   1723)   –   нидерландский   натуралист,   один   из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300­кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.