Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

  • Лекции
  • docx
  • 21.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями.
Иконка файла материала консультация.docx

Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

 

 

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей. Развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается не только на становлении полноценной детской речи, которая является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе, но и на его интеллектуальном развитии. Перед нами стоит задача -развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.

Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успеш­ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших не­обходимого развития к началу младшего школьного воз­раста.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы (инструменты) и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Понятие графомоторный навык включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.

Формирование графомоторных навыков у детей предполагает развитие у детей:

1) Мелкой моторики пальцев рук.

В целях развития мелкой моторики рук используют следующие приемы и упражнения:

- Пальчиковая гимнастика

- Шнуровки

- Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.

- Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.

- Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.

 - Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.

- Игры: лего, пазлы, мозаика, конструктор и др.

- Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур

- Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)

- Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)

- Поделки из природных материалов.

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; − доставание бусин ложкой из стакана;

- Стирание ластиком нарисованных предметов.

2) Развитие пространственных представлений

Ориентация на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад).

Используются следующие упражнения и игры:

«Найди и назови»

Взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

 «Положи»

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

 «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

«Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки. Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

 «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку. Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

«Графические диктанты»

3) Развитие графического навыка.

Учимся правильно держать карандаш;

Знакомство с тетрадью и с рабочей строкой;

- Вертикальные и горизонтальные линии и комбинации из них;

- Дуги, волнистые линии, круги, овалы;

- Рисование орнаментов;

- Рисование по клеткам предметов сложной формы;

- Овладение графической символизацией;

- Работа по формированию графического образа буквы.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников

1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу
или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).
2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а
безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа,
приходил ось на середину груди.
4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой
руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука
лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности
технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

1. Хорошая освещенность рабочего места.
2. Контроль за осанкой ребенка.
3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10 минут, можно как часть занятия комплексного по
математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).
4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
5. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.
6. В каждую физминутку надо включать не более 2-3 упражнений