Физиологические основы психики

  • Лекции
  • pptx
  • 04.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа направленна на изучение процессов, обеспечивающие психическую деятельность. Исследование, как работа нашего тела, особенно мозга и нервной системы, связана с нашими мыслями, чувствами и поведением.
Иконка файла материала Физиологические основы психики.pptx

Физиологические основы психики

О.Федорова

Учебные вопросы:

1. Физиологические основы психики

Физиологические основы психики — это область знаний, изучающая материальные субстраты и процессы, обеспечивающие психическую деятельность. Проще говоря, она исследует, как работа нашего тела, особенно мозга и нервной системы, связана с нашими мыслями, чувствами и поведением.

Анатомо-физиологические механизмы психических процессов

Нервная система

Основной орган, ответственный за психику, нервная система обеспечивает обмен информацией между различными частями тела и управляет всеми функциями организма. Она состоит из центральной и периферической частей, каждая из которых играет уникальную роль в обработке информации. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая состоит из нервов, соединяющих ЦНС с остальными частями тела. Именно благодаря сложной организации нервной системы возможно возникновение и протекание всех психических процессов.

Головной мозг

Центральный орган нервной системы, головной мозг отвечает за сложные психические функции, такие как мышление, память, язык и эмоции. Различные отделы мозга специализируются на определенных функциях: лобные доли отвечают за планирование и принятие решений, височные - за обработку слуховой информации и речь, теменные - за восприятие и обработку сенсорной информации, а затылочные - за зрение. Особую роль играет лимбическая система, отвечающая за эмоциональные реакции и формирование памяти.

Нейроны

Специализированные клетки нервной системы, нейроны передают информацию посредством электрических и химических сигналов, формируя нейронные сети. Каждый нейрон состоит из тела клетки, дендритов и аксона, что позволяет им эффективно передавать сигналы. В человеческом мозге насчитывается около 86 миллиардов нейронов, которые образуют триллионы связей между собой. Эти связи постоянно модифицируются в процессе обучения и приобретения нового опыта, что обеспечивает пластичность мозга и возможность адаптации к новым условиям.

Роль высшей нервной деятельности в формировании психики

Условные рефлексы

Основа обучения и адаптации, условные рефлексы формируются на основе опыта, позволяя нам адаптироваться к меняющимся условиям. Эти рефлексы возникают при многократном сочетании условного и безусловного раздражителей, образуя новые нейронные связи. В результате формируется гибкая система реагирования, определяющая индивидуальный опыт человека.

Доминанта

Состояние возбуждения в определенном участке мозга, доминанта направляет внимание и ресурсы на актуальные задачи. Это функциональное объединение нервных центров способствует избирательности восприятия и целенаправленности поведения. Доминанта играет ключевую роль в процессах мотивации, внимания и целеполагания.

Вторая сигнальная система

Уникальная способность человека, вторая сигнальная система позволяет нам оперировать абстрактными понятиями и символами, такими как язык. Она обеспечивает возможность абстрактного мышления, формирования сложных понятий и категорий. Благодаря этой системе человек способен к сложным формам познавательной деятельности, включая научное мышление и творчество.

Нейропластичность

Способность нервной системы изменяться и адаптироваться под влиянием опыта. Это свойство лежит в основе обучения, памяти и восстановления после повреждений. Нейропластичность обеспечивает возможность формирования новых навыков и компенсации утраченных функций на протяжении всей жизни.

Функции различных отделов головного мозга

Кора головного мозга

Высший уровень управления, кора головного мозга отвечает за сложные психические функции.

Ствол мозга

Соединяет головной мозг со спинным, контролирует жизненно важные функции, такие как дыхание и сердцебиение.

Мозжечок

Ответственен за координацию движений, равновесие и точность движений.

Подкорковые структуры

Включают гипоталамус, гиппокамп и миндалину, участвуют в регуляции эмоций, мотивации и памяти.

Центральная и вегетативная нервная система в регуляции психических функций

Центральная нервная система

Включает головной и спинной мозг, отвечает за управление сознательными функциями, мышлением, поведением. Обрабатывает сенсорную информацию от органов чувств и формирует ответные реакции.

Контролирует произвольные движения и координацию

Обеспечивает процессы памяти, внимания и мышления

Регулирует сознательное поведение и эмоциональные реакции

Отвечает за речь и высшие психические функции

Вегетативная нервная система

Регулирует непроизвольные функции организма, такие как сердцебиение, дыхание, пищеварение, влияя на эмоциональное состояние. Состоит из симпатического и парасимпатического отделов.

Поддерживает гомеостаз организма

Регулирует работу внутренних органов

Влияет на эмоциональное возбуждение и стрессовые реакции

Обеспечивает адаптацию к изменениям окружающей среды

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в мозге

1

Возбуждение

Нервный импульс, активирующий нервную клетку, ведущий к увеличению активности. Реализуется через нейромедиаторы, такие как глутамат и ацетилхолин. Возбуждающие процессы необходимы для:

Обработки сенсорной информации

Формирования новых нервных связей

Обеспечения двигательной активности

2

Торможение

Процесс, подавляющий активность нервных клеток, предотвращая чрезмерное возбуждение. Осуществляется с помощью тормозных нейромедиаторов, в первую очередь ГАМК. Торможение играет важную роль в:

Регуляции эмоционального состояния

Защите от перевозбуждения нейронов

Концентрации внимания на важных стимулах

3

Баланс

Правильное взаимодействие возбуждения и торможения обеспечивает нормальную работу мозга и когнитивные способности. Этот баланс критически важен для:

Поддержания нормального уровня бодрствования

Обработки и фильтрации информации

Формирования памяти и обучения

Регуляции эмоционального состояния

Нарушение баланса может привести к различным неврологическим и психическим расстройствам, таким как эпилепсия, тревожность или нарушения сна.

2. Общее представление о структуре психических явлений

Субъективное отражение реальности

Психические явления - это процессы и состояния, которые отражают объективную реальность через призму субъективного опыта. Они формируются в результате взаимодействия человека с окружающей средой, и представляют собой уникальный способ восприятия, обработки и интерпретации информации.

Внутренняя активность

Психические явления не являются пассивным отражением, а представляют собой активные процессы, которые включают в себя мышление, чувства, волю и другие формы внутренней работы. Эта активность позволяет человеку взаимодействовать с миром, принимать решения и регулировать свое поведение.

Социальная обусловленность

Психические явления формируются и развиваются в контексте социального взаимодействия. Обучение, общение, культурные ценности и опыт влияют на психические процессы, определяя наши взгляды, ценности и поведение.

Основные компоненты психических явлений

Когнитивные процессы

Это процессы обработки информации, такие как восприятие, мышление, память, внимание, речь и др. Они позволяют нам познавать мир, решать задачи и принимать решения.

Эмоциональные процессы

Это переживания, которые отражают наше отношение к различным ситуациям и объектам. Они включают в себя чувства, эмоции, настроение и аффекты.

Волевые процессы

Это процессы регуляции поведения, которые направлены на достижение целей. Они включают в себя мотивацию, принятие решений, самоконтроль и волевое усилие.

Когнитивные процессы

Внимание

Это способность концентрироваться на определенной информации, игнорируя другие раздражители. Внимание позволяет нам обрабатывать информацию избирательно, фокусируясь на том, что важно в данный момент.

Память

Память - это способность сохранять, хранить и извлекать информацию. Она позволяет нам учиться на опыте, запоминать события, факты и навыки.

Мышление

Мышление - это способность обрабатывать информацию, анализировать ее, делать выводы и решать задачи. Оно позволяет нам строить планы, решать проблемы и принимать решения.

Воображение

Воображение - это способность создавать новые образы, идеи и представления, не опираясь на непосредственное восприятие. Оно играет важную роль в творчестве, фантазии и планировании.

Эмоциональные процессы

Определение

Эмоциональные процессы – это психические процессы, которые отражают субъективное отношение человека к объективной реальности, проявляясь в виде переживаний.

Характеристики

Субъективность

Интегративность

Динамичность

Влияние на поведение

Примеры

Радость, грусть, страх, гнев, удивление, отвращение – это все примеры эмоций, которые влияют на наше поведение и восприятие мира.

Волевые процессы

1

1. Целенаправленность

Волевые процессы всегда направлены на достижение определенной цели. Это может быть как материальная цель (например, покупка машины), так и абстрактная (например, получение образования).

2

2. Осознанность

Человек осознает свои волевые действия, понимает их мотивы и последствия. Это отличает волевые процессы от автоматических, например, от рефлексов.

3

3. Усилия

Достижение цели часто требует усилий, преодоления трудностей. Волевые процессы позволяют человеку преодолевать препятствия и добиваться желаемого результата.

4

4. Регуляция

Волевые процессы позволяют человеку регулировать свое поведение, контролировать свои эмоции и импульсы. Это помогает ему действовать в соответствии с поставленной целью.

Психические свойства личности

Темперамент

Индивидуальные особенности психики, проявляющиеся в динамике психических процессов (скорость, сила, устойчивость).

Характер

Совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его отношении к действительности и себе, в типичных для него способах поведения.

Способности

Индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешное выполнение определенного вида деятельности.

Уровни психики (с точки зрения осознанности):

Сознательный уровень

Это уровень, где мы осознаем свои мысли, чувства, действия, а также воспринимаем внешнюю среду. Сознательное мышление - это то, о чем мы думаем в данный момент.

Подсознательный уровень

Этот уровень содержит информацию, которая не всегда доступна сознанию, но может быть активирована при определенных условиях. Это наши воспоминания, эмоции, инстинкты, которые могут влиять на наше поведение.

Бессознательный уровень

Это самый глубокий уровень психики, где хранятся первобытные инстинкты, травматические переживания, и все, что мы отталкиваем от себя, чтобы защитить сознание. Мы не осознаем эту информацию, но она может влиять на наше поведение.

Взаимосвязь компонентов психических явлений

Все психические явления тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, когнитивные процессы влияют на эмоциональные и волевые, а эмоциональные процессы могут исказить восприятие информации (когнитивные процессы).

Волевые процессы, в свою очередь, регулируют как когнитивные, так и эмоциональные процессы.

Свойства личности, как склонность к определенным эмоциям, также оказывают влияние на все психические явления, определяя как человек воспринимает, перерабатывает информацию, принимает решения и реагирует на различные ситуации.

Значение изучения структуры психических явлений

Понимание человека

Изучение структуры психических явлений помогает нам понять, как работает человеческий разум. Это важно для многих областей, включая образование, психотерапию, управление персоналом, а также для того, чтобы просто лучше понимать себя и других.

Эффективное взаимодействие

Понимание структуры психики позволяет нам строить более эффективные коммуникации, налаживать взаимопонимание и сотрудничество. Это особенно важно в профессиональной деятельности, а также в межличностных отношениях.

Личностный рост

Понимание своей психики позволяет нам эффективно использовать свои сильные стороны, развивать недостающие качества и достигать своих целей. Это также помогает нам справляться со стрессом и эмоциональными проблемами.

Практическое применение знаний о структуре психических явлений

Образование

Понимание структуры психических явлений позволяет педагогам создавать более эффективные учебные программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся. Например, понимание когнитивных процессов помогает педагогам разрабатывать методики обучения, стимулирующие развитие памяти, внимания, мышления.

Психотерапия

Психотерапевты используют знания о структуре психических явлений для диагностики и лечения различных психологических проблем. Например, анализ эмоциональных процессов позволяет понять причины возникновения тревоги, депрессии, а также разработать индивидуальные методы психотерапии.

Вооруженные Силы

Командиры могут использовать знания о психических процессах для мотивации военнослужащих, создания эффективных команд и оптимизации учебных и учебно - боевых процессов. Например, понимание мотивации и волевых качеств помогает командирам создавать рабочую среду, где военнослужащие будут чувствовать себя комфортно и продуктивно.

СПАСИО ЗА ВНИМАНИЕ!