Лекционный материал по теме Культура эпохи Возрождения
Оценка 5
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекционный материал по теме "Культура эпохи Возрождения" включает рассмотрение теоретических вопросов: хронологические рамки эпохи Возрождения: Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто; отличительные особенности философии эпохи Возрождения- антропоцентризм и гуманизм, культурные ценности эпохи, особенности этического и эстетического идеала эпохи Возрождения, культурное наследие гуманистов.
Культура эпохи Возрождения.doc
Культура эпохи Возрождения
(пофранцузски «ренессанс»,
Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской
культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре
Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и
мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.
Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов
творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и
образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе,
новые формы социального поведения.
Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой
рождения принципиально новой европейской культуры.
Истоки возрождения
Термин «Возрождение»
поитальянски
«ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности,
появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей
Средневековье.
Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными»,
«темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Чудо
Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и
трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XVXVI веков. В
средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали
представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр
Возрождения. Ренессанс был подготовлен средневековыми интеллектуалами,
художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и
студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов,
юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и
новая культура.
Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели,
историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену,
обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых
разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только
их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому
мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного
расцвета, восстановление многих культурных традиций грекоримской древности;
решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в
истории европейской цивилизации.
Возрождение — это не столько совокупность произведений культуры (картины,
фрески, статуи, соборы, дворцы, поэмы, новеллы), но прежде всего новый тип
мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни. Именно благодаря этому Возрождение создало художественные произведения, знаменующие
необратимый переворот в духовном развитии человечества. Искусство Ренессанса—
самый ясный знак общекультурной переориентации.
Расцвет культуры в эту эпоху связан с повышенной энергией культурной
деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества. В это время
образуется множество новых культурных центров. Культурная жизнь общества
отличается особой интенсивностью. Художественная культура выходит за пределы
сковывающих ее средневековых рамок. Во всех видах человеческой деятельности
ярко проявляется творческая свобода. Самым убедительным признаком культурного
расцвета в эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на
небольшом пространственновременном отрезке людей великих, универсально
одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо,
Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело могут быть
символами культуры Возрождения.
Возрождение называют эпохой культурного переворота, чтобы подчеркнуть, что в
это время в обществе происходят переустройство культуры, перемены в
общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые,
возникают новые культурные ценности. В эпоху Возрождения были поставлены под
сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности.
Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», возрождения античной древности
не было и быть не могло. Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил
новшества в современной ему культуре. Он возвращал к жизни не все достижения
античной культуры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени.
Ренессанс «пересматривает» и средневековые культурные ценности.
Основой культуры Нового времени начиная с эпохи Возрождения был поиск
индивидуальности. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления
выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.
Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении,
вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала
привычной в европейской культуре. Само слово «индивидуальность» (и «личность»)
появилось какихто 200300 лет назад. Жизнь людей была неотделима от рода,
общины, корпорации. Конечно, из толпы выделялись античные герои и полководцы,
средневековые аскеты и праведники, но они были высшим образцом общепринятого.
С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и
оригинальности каждого индивида. Возрождение соединило природного человека
античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой
выбора.
Этический и эстетический идеал Ренессанса — образ свободного, универсального
творческого, человека, создающего самого себя.
Искусство Возрождения хотя и начинало обращаться к простому человеку, в
качестве героев признавало рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей.
Культура Возрождения — культура свободных городов. Их самостоятельное
развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от
сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов. Никогда честолюбие не было таким всеобщим двигателем для политика, полководца,
ученого, художника. И не было такого времени, когда талант ценился бы так высоко.
И всетаки огромная роль в формировании ренессансной культуры попрежнему
принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и
музыке. Церковь оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом.
Выдающиеся памятники ренессансной архитектуры — это католические храмы
(Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Брунеллески, Собор Св.
Петра архитектора Браманте в Риме ), живописи — это алтарные композиции, иконы,
храмовые фрески («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо),
скульптуры — это статуи для храмов и усыпальниц («Святой Георгий» Донателло,
«Пьета» Микельанджело).
Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Глава церкви
покровительствовал гуманистам — мыслителям, поэтам, художникам,— раздавал им
почетные должности при папском дворе.
Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше
чем муниципальные коммуны. При дворах итальянских князей, которые становились
крупнейшими меценатами, создавались особые условия для творческой деятельности
ученых и художников, скульпторов и поэтов, философов и музыкантов.
Таким образом, зарождение буржуазных отношений в Европе не может служить
универсальным объяснением для уникального культурного явления Ренессанса.
Истоки Возрождения восходят к многосословной культуре феодального общества.
Роль и соотношение различных общественных сил, влиявших на развитие культуры
Возрождения, менялись с течением времени. В новых общественноэкономических
условиях появлялось искусство, преодолевшее рамки сословностей. В эпоху
Возрождения происходит демократизация культуры. Она приобретает универсальный
и общеевропейский характер.
Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй
половины XIII века по первую половину XVI века.
Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов, которые
принято обозначать в соответствии с названиями столетий:
— Дученто ( du два, cento—сто, т.е. двухсотые годы), или Проторенессанс, XIII в.;
— Треченто — продолжение Проторенессанса, XIV в.;
— Кватроченто, или Раннее Возрождение, вторая половина XIVXVI вв.;
— Чинквеченто, или Высокий Ренессанс, конец XV — первая треть XVI вв.
Европейское Возрождение начиналось в Италии не только потому, что этому
способствовали общественноэкономические условия развития свободных городов.
Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей
Средневековья (Франции, Германии, Испании, Византийской империи), непрерывные
войны на ее территории, которые связывали ее судьбу с этими странами, иноземное
(прежде всего восточное) влияние и возможность «культурного диалога» — все это
приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной
художественной культуры.
Итальянское Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и
художникам Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Культурная почва, на которую попадали ренессансные веяния, была очень разнообразна. Философия,
искусство, литература, вбирая новшества итальянского Возрождения, видоизменяли
многое в соответствии с местной традицией.
Несмотря на то, что Возрождение имело свои особенности в каждой стране, оно было
общим культурным явлением Европы.
Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха
Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье
господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового
времени в центре философских изысканий ставят человека (погречески человек
называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и
человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от
средних веков к Новому времени.
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что
ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное
наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и
Эпикура.
Лекционный материал по теме Культура эпохи Возрождения
Лекционный материал по теме Культура эпохи Возрождения
Лекционный материал по теме Культура эпохи Возрождения
Лекционный материал по теме Культура эпохи Возрождения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.