«Экстенсивное чтение как средство развития коммуникативных универсальных действий»
В связи с современными потребностями общества в настоящее время происходит модернизация различных сфер деятельности ,в том числе и образования .Новые ФГОС ,национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса ,внедрять новые технологии и методы обучения ,изменить позицию педагога и обучающегося, повышать мотивацию школьников к обучению .Формирование универсальных учебных действий является основной деятельностью образование .В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний ,но и уметь применять эти знания в реальной жизни .
Статья посвящена чтению это не случайный выбор. Обучение чтению приобретает особую актуальность в связи с тем, что чтение или точнее смысловое чтение является базовым, одним из основных учебных универсальных действий (или другими словами это метапредметное умение).
Чтение – это рецептивный вид деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации содержащейся в тексте. В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учетом
1. Психологической стороны:
· аналитическое
· синтетическое
· чтение вслух
· чтение про себя
2. Педагогических факторов:
- классное чтение
- индивидуальное чтение
- групповое или хоровое чтение
3. Методических факторов:
- коммуникативное чтение
- учебное чтение:
а) интенсивное
б) ЭКСТЕНСИВНОЕ
Экстенсивное чтение – вид учебного чтения, которое предполагает развитие умений читать большие по объёму тексты с большей скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно. Внимание читающего сосредотачивается главным образом на содержании, в процессе чтения синтез превалирует над анализом. Важное значение имеет догадка, способствующая преодолению разного рода трудностей. Экстенсивное чтение направляется и контролируется учителем путем специальных заданий, которые охватывают большие отрезки текста и, как правило, затрагивают его содержательную сторону. Эти задания побуждают оценку, интерпретацию прочитанного и использование полученной информации в устно-речевом общении ( в устных сообщениях перед учебной группой, дискуссиях, ролевых играх ), и при создании письменных речевых произведений. Будучи самостоятельным чтением, соответственно можно говорить о хорошо нам известном, давно находящемся в традициях нашей школы домашнем чтении.
Однако экстенсивное чтение это не стихийное действие. Задача учащихся не проглотить книгу, а извлечь из чтения определённую пользу. Прежде всего, это основа для развития и совершенствования устной речи как монологической (пересказ и отзыв о прочитанном) так и диалогической (диалог расспрос, диалог - обмен информацией, диалог – обмен мнениями). Кроме того, экстенсивное чтение много даёт для развития социокультурной компетенции учащихся.
Для правильной организации детского экстенсивного чтения основное значение имеет то, что мы читаем. Детское чтение имеет огромные проблемы в наши дни так как дети очень мало читают . Наша задача состоит в том, чтобы предоставить учащимся достаточно текстового материала и поощрять их стремление читать на английском языке. Существует большое количество книг для домашнего чтения, адаптированных по степени сложности языкового материала и количеству слов. Тексты различны по тематике и жанрам и адаптированы для учащихся разного возраста.
В качестве примера можно предложить классические произведения английской литературы или популярные литературные произведения. Мы выбираем пособия по чтению с отличной полиграфией, множеством красочных иллюстраций. Все эти пособия в комплекте с рабочей тетрадью, где предложены разнообразные задания до, во время и после чтения. В комплект входит диск со звуковым сопровождением каждой главы и сценарии спектаклей на английском языке.
Литература:
1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. Изд.2-е.-М., 1991.
2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. -3-е изд. -М.: Просвещение, 2000.
3. Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку (обзор теоретических позиций) ИЯШ№1 1990
4. Артёмов А. Психологическое обучение иностранным языкам. М.Просвещение,1989
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.